Здоровьесберегающие технологии
картотека по логопедии

Вайнер Лейла Рамилевна

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx79.76 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. 

Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление педагогов с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников. 

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности,  во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.  

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости детей. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих педагогов дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика - это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Комплекс физминуток

Младшая группа

«Спрячем куклу»

Спрячем нашу куклу - (педагог прячет куклу за спину)

Спрячем куклу Машу - (все хлопают в ладоши)

Таня к кукле подойдет - (называют девочку по имени)

Таня куколку возьмет - (девочка идет и берет куклу)

С куклой нашей Танечка попляшет - (пляшет в кругу)

Хлопнем все в ладошки - (все хлопают и говорят)

Пусть попляшут ножки.

«Мы ногами топ-топ»

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели - встали, сели - встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

«Листочки»

Мы листики осенние – (Плавное покачивание руками)

На ветках мы сидим – (вверху над головой)

Дунул ветер – полетели – (руки в стороны)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели – (присели)

Ветер снова набежал – (плавное покачивание руками)

И листочки все поднял – (вверху над головой)

Закружились, полетели – (кружаться, руки в стороны)

И на землю снова сели. – (дети садятся по местам)

 «Овощи»

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки. (имитация работы лопатой)

Грабли в руки взяли,

Грядки причесали. (показать, как работали граблями)

Семена рядами

В землю мы сажали. (присесть на корточки, обхватить руками колени)

Мы водой прохладной

Грядки поливали. (изображать полив грядок из лейки)

Мы пололи огород,

Чтоб семенам дать кислород (наклоны, руками достать до пола)

Урожай богатый

Дружно собирали. (наклоны)

Танцы и песни

Сами затевали. (хлопки в ладоши)

 «Яблочко»

На носочки я встаю, (Подняться на носки)
Яблочко я достаю, (Руки вверх)
С яблочком бегу домой, (Бег на месте)
Мамочке подарок мой! (Хлопки в ладоши)

«Компот»

Будем мы варить компот – (маршировать на месте)

Фруктов нужно много. Вот – (показать руками – много)

Будем яблоки крошить – (имитировать, как крошат)

Грушу будем мы рубить – (рубят, отжимают, кладут)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. – (насыпают песок)

Варим, варим мы компот – (повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ – (хлопать в ладоши)

«Грибы»

Гриша шел - шел - шел – (шагаем на месте)

Белый гриб нашел. – (хлопки в ладоши)

Раз - грибок, – (наклоны вперед)

Два - грибок,

Три - грибок,

Положил их в кузовок – (шагаем на месте)

«Я и моя семья»

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре – (хлопаем в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? – (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять – (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: - (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, - (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка, - (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья. – (хлопаем в ладоши)

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре, - (хлопают в ладоши)

Много мебели в квартире. - (прыгают на месте)

В шкаф повесим мы рубашку, - (делают повороты вправо-влево)

А в буфет поставим чашку. - (поднимают руки вверх и потягиваются)

Чтобы ножки отдохнули, - (трясут каждой ногой)

Посидим чуть-чуть на стуле. - (приседают на корточки)

«Самолеты»

Самолёты загудели, - (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолёты полетели. - (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)

На полянку тихо сели, - (присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели. - (руки в стороны, "летим" по кругу "У-у-у-у-у-у")

«Автобус»

Мы в автобус дружно сели - (приседают на корточки)

И в окошко посмотрели - (делают повороты головой вправо, влево)

Наш шофер педаль нажал - (одной ногой нажимают на воображаемую педаль)

И автобус побежал - (бегут по кругу, в руках «руль»)

«Теплоход»

От зеленого причала - (дети встали)

Оттолкнулся теплоход.

Он шагнул назад сначала - (шаг вперёд. раз, два)

И поплыл, поплыл по речке - (волнообразное движение руками)

Набирая полный ход - (ходьба на месте)

 «Шофер»

Качу, лечу во весь опор. – (бегут по кругу, крутят воображаемый руль)

Я сам – шофер,

Я сам – мотор.

Нажимаю на педаль, – (останавливаются, нажимают на воображаемую       педаль правой ногой)

И машина мчится в даль. – (бегут по кругу)

 «Строители»

Гномы строят новый дом

Динь-дон, дин-дон, - (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)

Гномы строят новый дом, - (стучим кулаком об кулак)

Красят стены, крышу, пол, - (руками "красим" сбоку, вверху, внизу)

Прибирают всё кругом. – (метём метлой)

Мы к ним в гости придём - (шаги на месте)

И подарки принесём. - (руки вперёд, ладонями вверх)

 «Одежда»

Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)

У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё)

Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет - (поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

«Обувь»

Брату впору башмаки. (топают ногами)

Не малы, не велики.

Мальчик с толком, с расстановкой, (ноги на ширине плеч)

Занимается обновкой.

То погладит башмаки, (наклон к правой ноге)

То потянет за шнурки. (наклон к левой ноге)

Ну, теперь пора в дорогу, (шагают на месте)

Можно сделать первый шаг!

 «Зима»

Раз, два, раз, два –                (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой,   
(имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой   
(вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)
Двор украшен в декабре.
Раз, два, раз, два             
    (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра. 

«Наша елка»

Наша елка велика, - (делают круговые движения руками)

Наша елка высока, - (встают на носки, подняв руки вверх)

Выше мамы, выше папы, - (приседают, руки вперед, и встают на носки)

Достает до потолка. - (тянутся вверх)

Будем весело плясать, - (выставляют поочередно ноги на пятку, разводя           руки в стороны и ставя их на пояс)
Будем песни распевать   
Чтобы елка захотела       

В гости к нам прийти опять!

 «Веселые зайчата»

Ну-ка, дружно все присели, - (стоя по кругу, приседают на корточки)
Друг на друга поглядели. - (глядят друг на друга)
И похлопали в ладошки: - (хлопают в ладоши)
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.
Что у зайцев на макушке?  - (ставят руки на голову, словно ушки)
Пляшут весело там ушки. 
Раз подскок, два подскок - (прыгают на месте)
Поскакали все в лесок. - (скачут врассыпную)

«Пришла Весна»

Улыбаются все люди - (дети поднимают руки над головой)
Весна, весна, весна - (ритмично хлопают в ладоши)
Она везде, она повсюду 
Красна, красна, красна. - (делают ритмичные повороты туловища)
По лугу, лесу и полянке 
Идет, идет, идет. - (ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться - (взмахивают обеими руками к себе)
Зовет, зовет, зовет.

«Птички»

Маленькие птички, - (машем руками, как крылышками)
Птички-невелички, 
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел, - (руки вверх, раскачиваемся из стороны в стороны)
Птичек унести хотел. 
Птички спрятались в дупло, - (приседаем на корточки, закрываем голову   руками)
Там уютно и тепло.  

«На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы - (потягивания - руки в стороны)
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы. - (потягивания - руки вверх)
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда, - (дети машут руками изображая ветер)
Только это не беда. 
Наклоняются цветочки, - (наклоны)
Опускают лепесточки.
А потом опять встают.  - (принять положение правильной осанки)

Средняя группа

«Игрушки»

Буратино потянулся. (руки поднять вверх и потянуться на носочках)

Раз - нагнулся, два - нагнулся. (наклоны влево и вправо)

Руки в стороны развел, (развести руки в стороны)

Ключик, видно, не нашел. (вращения руками перед грудью)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. (руки поднять вверх и потянуться на носочках)

«Овощи»

В огород пойдем, (маршировать на месте)

Урожай соберем. (идти по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты (имитировать, как срезают, таскают, копают)

Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками)

Щавеля нарвем немножко («рвут»)

И вернемся по дорожке. (идти по кругу, взявшись за руки)

«Яблоко»

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Руку протяните, (протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (руки вверх)

Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать. (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

«За малиной»

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (дети водят хоровод, взявшись за руки)

Спелых ягод наберем, наберем. (идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды)

Солнышко высоко, (встают лицом в круг, тянутся руками вверх)

А в лесу тропинка. (наклоняются и пытаются достать пол)

Сладкая ты моя, (идут по кругу, взявшись за руки)

Ягодка-малинка.

«Магазин»

В магазин мы все ходили и продукты там купили: (идут по кругу)

 Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога, (взмах руками влево, вправо)

 Все к обеду припасли, (прямо, широко разводят руки)

 Чуть до дома донесли. (приседают)

«Осень»

Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)

«Деревья»

Вот поляна, а вокруг

Липы выстроились в круг (широким жестом развести руки в стороны)

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят (руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону)

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают (наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону)

«Грибы»

Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),

Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),

По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).

«Одежда»

Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)

У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё)

Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет - (поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

«Обувь»

Мы на полки обувь ставим, (поднимают поочерёдно руки вверх)

А потом её считаем: (сгибают пальцы по порядку)

Сапоги, кроссовки, туфли,

Шлёпанцы, сандалии в кухне,

Босоножки, кеды, боты

И высокие ботфорты,

Валенки, лапти, калоши,

Их выпачкивать не гоже. (повороты головы в стороны)

Посчитай, скажи ответ,(руки согнуты в локтях, руки перед грудью, пальцы раздвинуты)

Знаешь, сколько или нет? (спрятать руки за спину, поворачивать голову в стороны)

«Зима»

Мы  зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.(шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)              

Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

«Воробушки»

О чем поют воробушки (шагать на месте)

В последний день зимы? (руки в стороны на пояс)

- Мы выжили! (хлопать в ладоши)

- Мы дожили! (прыгать на месте)

- Мы живы! Живы мы! (шагать на месте)

«Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики,

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно в норках мыши.

«Котята»

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко, сладко засыпали:

Вот так, вот так!

«Петух»

Шел по берегу петух, (высокий шаг, «крылья»)

Поскользнулся, («мельница»)

В речку - бух! (наклоны)

Будет знать петух,                                      

Что впредь (грозят указательным пальцем правой руки)

Надо под ноги смотреть! (то же левой рукой)

«Мебель»

На кровати можно спать, (руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху)

Стулья, стол – переставлять. (руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки)

В шкаф я книги буду ставить, (поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)

Кресла буду застилать. (руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)

С полки буду пыль стирать, (правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)

Тумбу – в чистоте держать. (левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)

И скажу вам без прикрас,( две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)

Эта мебель – просто класс! (большие пальцы вверх)

«Самолет»

Руки ставим все вразлет:

Появился самолет.

Мах крылом туда-сюда,

Делай «раз» и делай «два».

Раз - два! Раз - два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз - два! Раз - два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись.

«Весна»

Улыбаются все люди.  

Весна, весна, весна! (дети говорят улыбаясь).   

Она везде, она повсюду! (красна, красна, красна - повороты).

По лугу, лесу и поляне. (идет, идет, идет – шагают на месте).   

На солнышке скорей погреться. (зовет, зовет, зовет – руки «рупором»). 

И в ручейке лесном задорном, (звенит - 3 раза, щелчки пальцами).   

И все живое сразу слышит. (весенний звон - 2 раза, хлопки).

«Профессии»

Я - шофёр, помыл машину

Сел за руль, расправил спину.

Загудел мотор и шины

 Зашуршали у машины. (имитация  вождения автомобиля)

Подметает дворник двор

Убирает дворник сор. ( подметание)

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту. (повороты, приставив ладони к глазам)

А сапожник сапоги

Для любой сошьёт ноги.

К сапогам прибьёт подковки

И пляши без остановки. (шитьё, прибивание молотком, пляска)

Наши лётчики - пилоты

Приготовились к полёту. (руки в стороны, наклоны корпуса)

А портной сошьёт для нас

Брюки - просто высший класс.(имитация шитья)

Я  - маляр, шагаю к вам

С кистью и ведром

Свежей краской буду сам

Красить новый дом. (плавные взмахи руками вверх-вниз)

Старшая и подготовительная к школе группы

«Волшебник»

Дети имитируют движения.

В лес пришел волшебник злой,

Он ужасный и большой.

Он руками замахал

И зверей заколдовал.

Но пришли друзья-детишки,

Озорные шалунишки,

Стали думать и решать,

Как заданья выполнять.

Наконец они решили

И зверей освободили.

А теперь, друзья, - плясать,

Нам не надо унывать.

«Вороны»

Проговаривание стихотворения с имитацией движений.

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во все горло разорались:

Кар-кар-кар!

Вдруг собаки выбегают,

Ворон крикливых разгоняют.

«Считалка»

Раз-два - все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть - повернись,

Семь, восемь - улыбнись,

Девять, десять - не зевайте,

Свое место занимайте!

«Буква Л»

Буквой Л расставим ноги.

Словно в пляске руки в боки.

Наклонились влево - вправо,

Влево - вправо.

Получается на славу.

Влево - вправо,

Влево - вправо.

«Вот мы руки развели»

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение - ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.

«Буратино»

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.

«Мы топаем ногами»

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.

«Быстро встаньте» 
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Комплекс дыхательных упражнений

 «Пузырики»
Описание: глубокий вдох через нос, надуть «щёчки – пузырики» и медленно выдохнуть через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

«Насос»        
Описание: поставить руки на пояс, слегка присесть – вдох, выпрямиться – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

 «Качели»

Описание: Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

«Шарик»

Описание: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.

«Загнать мяч в ворота»
Описание: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

 «Подуть через трубочку».
Описание: рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.

«Кто дальше загонит мяч»
Описание: рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не дс, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

 «Сдуй снежинку»
Описание: рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

«Шторм в стакане»
Описание: рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

«Вырастим большими»
Описание: на счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» - руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

«Воздушный футбол»

Описание: берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – «гонять» ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.

«Рисунок на окне»

Описание: ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.

«Снегопад», «Листопад» 

Описание: сделать «снежинки» или «листики» из бумаги. Просим малыша устроить снегопад – положить «снежинки» или «листики» на ладонь и подуть на них.

«Бабочки»

Описание: вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.

«Я ветер» 

Описание: сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.

Комплекс пальчиковых игр

Младшая и средняя группы

 «Игрушки» 

Я с игрушками играю: (руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

«Игрушки»

У Антошки есть игрушки: (поочередно загибать пальцы, начиная с большого) 

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина. 

Это мяч. Он из резины. 
Разноцветная матрешка 
И с хвостом пушистым кошка. 
Одежда. Пальчиковая гимнастика. 
Постираю чисто, с толком 
(делать движения имитирующие стирку.) 
Рубашку, кофту и футболку,
 (сжимать и разжимать пальцы.) 
Свитерок и брюки

Устали мои руки! (встряхинуть обеими руками) 

«Девочки и мальчики»

Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)

Ловко прыгают как мячики (прыгают)

Головой слегка качают (качают головой)

И красиво приседают (приседают)

Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)

Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)

Кулачки сжимают вот так. вот так (показывают один кулачок, портом другой)

Ладошки раскрывают вот так, вот так (поочерёдно раскрывают ладошки)

На ладошки мы подуем (дуют поочерёдно на обе ладошки)

Наши пальчики разбудим. (шевелят пальчиками)

 «Ягоды»

С ветки ягодки снимаю, (пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко.

Я поем ещё чуть-чуть, (достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

 «Грибы»

Красный-красный мухомор - (соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём! (погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

 «Осень»

Вышла осень погулять, («идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем (пальчики «шагают» по столу)

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке  нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)        

Шесть щеглов и голубей,                

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (опять   сжимают   и   разжимают   кулачки.)

 «Овощи»

Я – зелёная капуста, (руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто. (наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня, (разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

 «Фрукты»

Жёлтый-жёлтый наш лимон, (одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он. (пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим (соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей. (пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)

 «Одежда»

Я надену сапоги, (показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую (одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (смена рук.)

 «Обувь»

Обуваем ножки бегать по дорожке. (двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают (сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –  (загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («шагают» пальцами по столу.)

 «Посуда»

Из тарелок, как один, (ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим. (вращающие движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты, (указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

 «Продукты питания»

Муку в тесто замесили, (сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили (прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки, (поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи – (обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно! (гладят животы.)

 «Зима» 

Снег ложится на дома, (руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, (палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим… (рука за ухом.)

 «Домашние животные»

Вот, убрав царапки, («моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки (круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)

«Дикие животные»

Заяц и ёжик навстречу друг другу (указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они. (стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

«Домашние и дикие животные»

Зайка – ушки на макушке –  (руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке. (руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик, (переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса – (плавные движения руками перед собой.)

Старшая и подготовительная группы

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики, (пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики, (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять, (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать. (руки виз, встряхнуть кистями)

«Овощи»

Мы капустку рубим – рубим,

Мы капустку солим – солим,

Мы капустку трем – трем,

Мы капустку жмем – жмем. (имитация движений)

«У Лариски – две редиски»

У Лариски – две редиски. (по очереди разгибать пальчики)

У Алешки – две картошки.

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

«Компот»

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот: (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, сахарок. (загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

«Зайцы»

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,(руки свободно лежат на столе)

И двое вдруг сказали:

«Вон человек с ружьем» (поднять вверх большие пальцы обеих рук)

Двое закричали: «Давайте убежим!», (поднять вверх указательные пальцы обеих рук)

Двое прошептали

«Давайте помолчим!», (поднять вверх средние пальцы обеих рук)

Двое предложили:

«Мы спрячемся в кустах!» (поднять вверх безымянные пальцы обеих рук)

А двое вдруг спросили:

«Он может сделать «Бах»?» (поднять вверх мизинцы обеих рук)

«Бах» - выстрелил охотник, (хлопнуть в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев

Пустились наутек. (бежим всеми пальчиками по столу.)

«Котенок»

Шел один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показываем два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка! (качаем головой)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках – острые царапки, (царапаем ноготками по столу или по коленкам)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счет показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (убегаем указательным и средним пальчиками).

«Дружные пальчики»

Эти пальчики щипают, (большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь))

Эти пальчики гуляют, (указательный и средний «идут» по другой руке)

Эти – любят поболтать, (средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша))

Эти – тихо подремать, (безымянный и мизинец прижимаем к ладони)

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться. (крутим большим пальцем вокруг мизинца)

«Домик»

Под грибом – шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем – дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом – стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)

На столе – тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят - угощенье для ребят.

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались. (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки)

Съели суп, и спать легли. (производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку).

«Начало весны»

Снова солнце в небе улыбается, (соединять пальцы правой руки с большим)

Снег растаял, ручейки звенят. (соединять пальцы левой руки с большим)

И подснежник первый распускается,(ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга)

С юга птицы с песнями летят.(ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка»)

«Профессии»

Много есть профессий знатных, (соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных. (соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, строитель… (последовательно соединять пальцы обеих рук с большим)

Сразу всех не называю, (сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю. (вытянуть руки вперед ладонями вверх)

 

Комплекс упражнений для глаз

1. Взгляд направлять последовательно влево - вправо, вправо - прямо, вверх -прямо, вниз - прямо без задержек в отведенном положении. (повторить 10 раз.)

2. Взгляд смещать по диагонали: влево – вниз - прямо, вправо – вверх - прямо, вправо – вниз - прямо, влево – вверх - прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении.

3. Круговые движения глаз: до 10 кругов влево, а затем вправо. Выполнять упражнение сначала быстро, а затем как можно медленнее.

4. Изменение фокусного расстояния: посмотреть на кончик носа, а затем вдаль. Упражнение повторить несколько раз.

5. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5 (повторить 4-5 раз).

6. Крепко зажмурить глаза считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль считать до 5. (повторить 4-5 раз).

7. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, поворачивая голову, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево, вправо, вверх, вниз. Повторить 4-5 раз.

8. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6 (повторить 1-2 раза).

10. Ах. как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (поморгать глазами)

Посмотрите все в окно, (посмотреть влево - вправо)

Ах, как солнце высоко! (посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза руками)

В классе радугу построим.

Вверх по радуге пойдем, (посмотреть по дуге вверх - вправо, вверх - влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись. (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...