Речевые игры в песочной стране
материал по логопедии (старшая группа)

Семинар-практикум для педагогов: «Речевые игры в песочной стране»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_v_pesochnoy_strane.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Речевые игры в песочной стране»
                                                                «Самая лучшая игрушка

                                                                   для детей – кучка песка»

                                                                                     К.Д.Ушинский.

Речь – величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача – развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребёнка в интересное путешествие по прекрасной стране родного языка, помочь преодолеть ему все преграды. Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Особенно важно правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период подготовки к школе, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в начальных классах. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Поэтому считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников. Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности. Наблюдая за детьми во время работы по речевому развитию, заметила, что детям более интересны нетрадиционные методы развития, и решила использовать в своей работе такой метод как песочная терапия. В настоящее время, значительно возрос интерес педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы, не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий.

Логопедические игры в «Песочной стране»

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию.
       Логопедические игры с песком считаются эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития. 
        У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации корригирующих звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении.

Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

Ритуал входа
«Узаконить» правила от лица главного персонажа песочницы. Это может быть Королева песка, Принцесса Песчинка, Песочный верблюд.

Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране.

Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была

Дети, поняли меня?

Речевые игры в песке:

1.Развитие диафрагмального дыхания
«Выровняй дорогу».  От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
«Что под песком?»  Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
«Помоги зайцу».  В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
«Секрет».  В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«Добрый великан».  Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.
2.Пальчиковый практикум

Все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно.

 «Необыкновенные следы»:

— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
«Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера.
Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок.
Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок.
Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка.
В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»)
3.Артикуляционная гимнастика
«Лошадка». Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»
«Индюки». Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка
«Качели». Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении
«Часики». Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
«Накажи непослушный язычок». Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.
«Расчёска». Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
4.Автоматизация звуков
«Горочка».  Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук.
«Спрячь игрушку». То же самое. Песок сыпать на игрушку.
«Дорожка». «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося коррегируемый звук.
«Найди игрушку». Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.
5.Развитие фонематического слуха
«Спрячь ручки». Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
«Водолаз». Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
«Два города».  Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
«Мой город».  Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город 
6.Формирование слоговой структуры слова
«Следы на песке». Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
«Мельница». Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.
7.Совершенствование лексико-грамматических категорий
«Чего не стало?»  Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.
«Подбери слово». Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
«Лодочка». Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий: 
предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили); 
наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)
 «Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

8.Развитие связной речи

 «Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

 «Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

9.Обучение грамоте

 «Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

 «Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

 «Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

          Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

 Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры в песочной стране

В коррекционной работе над речевыми нарушениями помимо традиционных методов применяются и нетрадиционные. Таким примером служат игры с песком. С помощью этой нетрадиционной методики решается множ...

Консультация "Игры в песочной стране"

Консультация для родителей "Игры в песочной стране"...

Игры в песочной стране

Игры с песком развивают творчество, фантазию, логику и речь....

Логопедические игры в песочной стране

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Частичный перенос логопедических занят...

Логопедические игры в песочной стране.

Описаны: положительный результат песочной терапии и игры по развитию дыхания....

Логопедические игры в песочной стране

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он обладает...

Речевые игры в песочной стране (Презентация)

Презентация семинара-практикума для педагогов: "Речевые игры в песочной стране"...