Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа)

Лаптева Анна Николаевна

В этой консультации я знакомлю родителей с особенностями развития речи детей , главными направлениями речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx14.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Составитель: Лаптева Анна Николаевна

учитель-логопед  МБДОУ№132

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.

    В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим (по сравнению с предшествующим периодом) опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей: умением устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы.

   Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становиться способом познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.

   Характерны многочисленные упражнения детей старшего дошкольного возраста в использовании языка. Они активно экспериментируют со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова, с удовольствием включаются в творческую речевую деятельность по придумыванию загадок, сказок, рассказов.

   Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. А в этом возрасте ребенок не только может пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора.

  К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям.

Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

  • Содержательность и связность речи (диалога и монолога);
  • Развитие речевого творчества, выразительности речи;
  • Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
  • Подготовка к обучению чтению.

Главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи.

Дети овладевают умениями:

  • Пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно производя диалоги действующих лиц;
  • Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников;
  • Пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;
  • В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
  • С помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа;
  • Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия, завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент повышенного напряжения), развязка (окончание);
  • Развивать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
  • В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета;
  • Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов;
  • В творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;
  • Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их;
  • В старшем дошкольном возрасте осваивать формы речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство, речь – планирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Основное направление развития речи детей пятого года жизни – это освоение связной монологической речью....

«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Основное направление развития речи детей пятого года жизни – это освоение связной монологической речью....

Консультация "Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет"

Развивая речь - мы вступаем на путь познанияРазвивая мысль – мы приближаемся к знаниюА. П. Кондарев...

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития речи  детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...

"ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Автором представлен материал для родителей, в котором описываются возрастные особенности развития речи детей 5,6 и 7-го года жизни....