Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа)
В этой консультации я знакомлю родителей с особенностями развития речи детей , главными направлениями речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Составитель: Лаптева Анна Николаевна
учитель-логопед МБДОУ№132
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим (по сравнению с предшествующим периодом) опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей: умением устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы.
Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становиться способом познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.
Характерны многочисленные упражнения детей старшего дошкольного возраста в использовании языка. Они активно экспериментируют со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова, с удовольствием включаются в творческую речевую деятельность по придумыванию загадок, сказок, рассказов.
Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. А в этом возрасте ребенок не только может пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора.
К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям.
Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:
- Содержательность и связность речи (диалога и монолога);
- Развитие речевого творчества, выразительности речи;
- Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
- Подготовка к обучению чтению.
Главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи.
Дети овладевают умениями:
- Пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно производя диалоги действующих лиц;
- Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников;
- Пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;
- В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
- С помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа;
- Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия, завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент повышенного напряжения), развязка (окончание);
- Развивать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
- В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета;
- Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов;
- В творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;
- Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их;
- В старшем дошкольном возрасте осваивать формы речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство, речь – планирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/09/picture-923049-1494309604.jpg)
Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/20/picture-731834-1537442962.jpg)
«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Основное направление развития речи детей пятого года жизни – это освоение связной монологической речью....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/20/picture-731834-1537442962.jpg)
«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Основное направление развития речи детей пятого года жизни – это освоение связной монологической речью....
Консультация "Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет"
Развивая речь - мы вступаем на путь познанияРазвивая мысль – мы приближаемся к знаниюА. П. Кондарев...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/11/picture-848535-1478864652.jpg)
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-215970-1700725297.jpg)
"ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Автором представлен материал для родителей, в котором описываются возрастные особенности развития речи детей 5,6 и 7-го года жизни....