Статья "Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников"
статья по логопедии

Егупова Татьяна Фёдоровна

В этой статье подобраны разнообразные дидактические игры, которые помогут целенаправленно скорректировать словообразовательные умения у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_didakticheskie_igry.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников.

Игра имеет особое значение в жизни детей. Она является постоянным спутником дошкольников. Игра для ребенка — это жизнь, через которую он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти-то качества мы и должны использовать, если хотим хоть чему-то обучить ребенка, целенаправленно используя его активность.

В воспитании и обучении детей широко используются дидактические игры. Они формируют определенные знания, умения и навыки, развивают все психические процессы...

У детей дошкольного возраста, не только с речевыми нарушениями, наблюдается недоразвитие словообразовательных умений.

Так, они часто подменяют операции словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки»). Или вообще отказываются от преобразования слов, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велосипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случае когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими как нарушения в выборе производящей основы (строит дом – «домник», палка для лыж – «пальная»), пропуски и замены словообразовательных аффиксов (деревкин стул, мехная шапка, глинный кувшин и т.д.).

Формированию у дошкольников словообразовательных умений, необходимо уделять большое внимание, так как это способствует расширению и обогащению словарного запаса, формированию умения строить связные высказывания, а так же служит подготовкой к обучению грамоте.

Для этого были подобраны разнообразные дидактические игры, которые помогут целенаправленно скорректировать словообразовательные умения у дошкольников.

«Веселые кубики»

Задача: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -к

Оборудование: большие и маленькие кубики с изображениями предметов.

Ребенок должен назвать предмет, изображенный на гранях большого кубика, найти такой же предмет на маленьком кубике и назвать его ласково.

Например: дом — домик, стул — стульчик, мышь — мышка и т.д.

«Кто что делает?»

Задача: учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, ушел, убрал и т.п.).

Оборудование: картинки с изображением действий.

Ребенок называет, что делает мальчик (девочка), что сделал мальчик (девочка).

Например: мальчик ест — мальчик поел, девочка мыла посуду — девочка помыла посуду и т.д.

Продолжение формирования словообразовательных навыков. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

«Винни-Пух»

Задача: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -очк, -ечк, -ичк, -оньк, -еньк.

Оборудование: картинка с изображением Винни-Пуха, летящего на воздушном шаре, и набор предметных картинок.

Ребенок называет предмет изображенный на картинке, потом называет его так, как про него сказал бы Винни-Пух, увидев этот предмет сверху.

Например: лента — ленточка, коса — косичка, Даша — Дашенька, тетя – тетенька.

«Поле чудес»

(«Детеныши животных»)

Задача: образовывать названия детенышей животных.

Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением животных (свинья, собака, кошка, лошадь, овца, коза).

Ребенку предлагается назвать детеныша животного, на которого показала стрелка.

Например: кошка — котенок; лиса – лисенок и т.д.

«Гараж»

Задача: учить образовывать глаголы с приставками на- , по- , вы- .

Оборудование: игрушки (гараж, машинка, дорожки, светофор и т.п.).

Ребенок выполняет игровые действия с машинкой и комментирует их.

Например: машинка выехала из гаража, поехала по дорожке и т.д.

«Поле чудес»

(«Листья»)

Задача: образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к растениям.

Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением листьев деревьев (дуб, береза, клен, липа, рябина, сосна, каштан).

Ребенку предлагается назвать листок дерева, на который указала стрелка.

Например: лист дуба — дубовый лист, лист березы — березовый и т.д.

«Ателье»

Задача: образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к различным материалам.

Оборудование: вырезанные силуэты одежды, образцы различной ткани (ситец, сатин, шерсть, шелк и т.п.).

Ребенок называет образец ткани, прикладывает к ней силуэт одежды и отвечает на вопрос.

Например: костюм из шелка (какой?) — шелковый костюм; юбка из шерсти (какая?) — шерстяная юбка и т.д.

«Головы и хвосты»

Задача: образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

Оборудование: карта с изображением персонажей мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» (двое из ларца, Вовка), слева внизу — небольшое наборное полотно, сборные картинки (голова одного животного, а хвост другого).

Ребенок должен назвать, чья голова и чей хвост нарисованы на картинке.

Например: голова чья? Лисья голова. А чей хвост? Тигра. Хвост тигра — какой? Тигриный хвост.

«Спасение Принцессы»

Задача: формировать и развивать навык употребления предлогов с глаголами, образованных приставочным способом.

Оборудование: ширма с изображением поля, домика, деревьев, реки, дворца; набор изображений сказочных героев и персонажей известных мультфильмов, совершающих определенные действия: Чиполлино (идет), Бу-ратино (бежит), Карлсон (летит), Черепаха (ползет), Колобок (катится), Принцесса (спрятана во дворце).

Ребенок должен взять героя и рассказать, каким образом он передвигался, отправляясь на помощь Принцессе, передвигая героя по ширме.

Например: Буратино по полю (побежал); к дому (подбежал); за дом (забежал); из-за дома (выбежал); вокруг дерева (обежал); от дерева (отбежал); в лес (вбежал); через речку (перебежал) и т.д.

«Фокусник»

Задача: употреблять наименования, образованные за счет словосложения.

Оборудование: пара карточек с изображением предмета и словом (глагол, прилагательное) для образования слова.

Ребенок должен назвать картинку и соединить ее со словом (читает логопед).

Например: картинка — книга, слово — любит, получилось — книголюб; картинка пчела, слово — водит, получилось — пчеловод и т.д.

«Поле чудес»

(«Большой — огромный»)

Задача: образовывать существительные с увеличительным суффиксом -ищ- .

Оборудование: вертушка, игровое поле с предметными картинками (нож, нос, кот, ключ, хвост, дом, шкаф, мяч, коса, комар).

Ребенку предлагается вертеть стрелку. После ее остановки назвать предмет, на который она показывает. Затем назвать слова с увеличительным суффиксами.

Например: ключ — ключище, дом — домище и т.д.

«Поле чудес»

(«Посуда»)

Задача: образовывать существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища.

Оборудование: вертушка игровое поле с изображением продуктов питания (хлеб, чай, сахар, конфеты, селедка, сухари, суп).

Ребенку предлагается посуду, в которую помещается продукт, на который указала стрелка.

Например: суп — супница; сухари — сухарница и т.д.

«Что сегодня на обед?»

Задача: закрепление навыка употребления относительных прилагательных во фразовой речи.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки 10*10 см с разными сыпучими продуктами (вермишель, кофе, пшено, гречневая крупа, горох и т. п.) .

Ход игры:  Дети по указанию воспитателя называют свои продукты. Воспитатель спрашивает: «Какую кашу можно сварить из вашего продукта? (Гречневую, пшенную, манную и т. п.). Какой суп можно сварить? (Вермишелевый, гороховый и т. п.). Какой напиток можно приготовит? (Кофейный). Какую запеканку можно сделать? (Вермишелевую, манную)». Воспитатель помогает детям при затруднениях с ответами. Наиболее сложные прилагательные проговариваются хором. С образованными словами дети составляют предложения: Мама приготовила манную запеканку, Бабушка сварила гороховый суп и т. д.

«Путешествие в Изумрудный город»

Задача: закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных с включением их в предложение, состоящее из 3-5 слов.

Оборудование: плакат с изображением Изумрудного города, аллеи Сладкоежек.

Ход игры:  Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на аллею Сладкоежек. Давайте посмотрим, что встретится нам здесь. На аллее Сладкоежек клумбы из зефира, скамеечки из шоколада, дорожки из леденцов, фонтаны из крема, бассейны из сливок, ручьи из молока, тропинки из вафель, домики из мармелада, окна из бисквита». Организуется диалог: «Эта клумба из зефира. Это зефирная клумба» и т. д. Дети составляют предложения с новыми словами: Сливочный бассейн прозрачный и глубокий, Леденцовые дорожки извивались маленькими змейками и т. д

«Подбери словечко»

Задача: закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, составление предложения с образованными словами.

Ход игры:  Воспитатель произносит предложение, а ребенок добавляет нужное слово и проговаривает предложение целиком.

Заяц белый, а зайчонок. (беленький).

Шарф синий, а шарфик. (синенький)

Береза тонкая, а березка (тоненькая).

Дом низкий, а домик. (низенький).

Примерный лексический материал:

серый — серенький

вкусный — вкусненький

сладкий — сладенький

тонкий — тоненький

умный — умненький.

С некоторыми словами воспитатель предлагает детям составить предложения: Беленький зайка скакал между деревьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для коррекции двигательной активности дошкольников.

Предлагаемые подвижные игры  могут быть использованы в работе с детьми всех возрастов, необходимо лишь дохировать сложность их содержания и правила с учётом двигательного развития и возможностей ...

Хороводные игры в коррекции эмоциональной стороны дошкольников с РАС

В статье рассмотрен опыт использования хороводных игр в работе с детьми с РАС в условиях ДОО. Раскрыты важные моменты     развития эмоциональной стороны дошкольников с аутизмом....

Консультация для родителей «Дидактические игры в коррекции словообразования у старших дошкольников»

Консультация для родителей «Дидактические игры в коррекции словообразования у старших дошкольников»...

Мастер – класс. «Тактильно-кинестетические игры в коррекции речи старших дошкольников».

  В современных условиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.     Известно, что использование в логопед...

Игры на развитие словообразования у дошкольников

Игры на развитие словообразования у дошкольников...

Дидактическая игра по развитию словообразования у дошкольников: "Где живут продукты"

       Работая в детском саду и проводя ежегодные обследования состояния речи дошкольников, мы обращаем внимание на то, что за последние годы резко возросло число детей, име...