Упражнения для запуска речи у малышей
консультация по логопедии (младшая группа)

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков. Я приведу примеры про некоторые упражнения, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upr.dlya_zapuska_rechi_u_malyshey.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков. Я расскажу про некоторые упражнения, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

Одной из причин нарушения речевого развития является слабый речевой выдох.

Для решения этой проблемы существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Показ некоторых игр

Следующей причиной может быть недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

Без показа игрушек детям раннего возраста выполнять упражнения не интересно, поэтому берем игрушку и начинаем ее обыгрывать.

(ПОКАЗ )

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
  • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками (показ)
  • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
  • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
  • «Лакаем молоко» как кошка.

Вкусные игры для артикуляционной гимнастики

  1. Облизываем губки – варенье, мед
  2. Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  3. Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  4. Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой

  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Так же с сопровождаем показом игрушек

Как машина гудит? Би-би-би!

Как коровка мычит? Му-му-му!

Как барабанчик стучит? Та-та-та!

Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!

Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!

Как пароход гудит? У – У у-у-у

При вызывании звука важно развивать у ребенка слуховое восприятие. Этому способствуют следующие игры.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Громко-тихо
  • Справа - слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук!(Клавесы, ложки, барабан)

Ля-ля-ля! (Металлофон)

Динь-динь! (Колокольчик)

Как-кап-кап (Треугольник)

Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Отхлапывание простых слов и имен (показ Маша, ля-ля)

3. Логоритмика для малышей (танцы с простейшими словами, дублирующими движения) ПОКАЗ

  • Топ-топ ножками;
  • Хлоп-хлоп ручками;
  • Прыг-прыг на месте;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

  1. Чтение потешек и стишков с движением:

Мишка косолапый по лесу идет…

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Одной из важных форм вызывания речи у детей раннего возраста является развитие мелкой моторики. Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

Тренировку пальцев рук ребенка можно начинать с раннего детства. Это разминание, поглаживание в течение 2 – 3 минут  кисти рук, каждого пальчика, каждой фаланги. С  десятимесячного возраста проводят активные упражнения, игры  для пальцев рук, включая и движение большого пальца с хорошей, достаточной амплитудой. Каждая заботливая мамочка должна знать пальчиковые игры, показывать их своему малышу и играть вместе с ним.  Такие игры появились очень давно.  Вы, наверное, помните из своего детства: «Ладушки, ладушки, где жили ?...»или: «Сорока, сорока…». Эти игры являются  прародителями современных пальчиковых игр.

Ближе к году с ребенком можно заниматься конструированием из кубиков, собирать пирамидку. Хороший эффект дают задания по застегиванию и расстегиванию пуговиц, завязыванию и развязыванию узлов, шнуровка.  Очень любят малыши  открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки). Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу.  А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?

В возрасте 2-3 лет дети выполняют простые движения (похлопывание, постукивание), показывают фигурку животного одной рукой (зайчик, коза), составляют простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, домик, ковшик).

Выполняя с ребенком упражнения на развитие дыхания, на развитие артикуляционного аппарата, пальчиковой моторики и слухового внимания вы способствуете более раннему появлению речи у малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей «Игры и упражнения по запуску речи у малышей»

В консультации представлены игры и упражнения по запуску речи у малышей....

Упражнения для запуска речи у малышей

Материал будет полезен родителям и педагогам....

57 упражнений для запуска речи у малышей.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.Причиной является недостаточно развитый в силу в...

Упражнения для запуска речи у малышей

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.Причиной является недостаточно развитый в силу в...

Консультация для родителей "Комплекс упражнений для запуска речи у малышей".

Вниманию родителей предоставляется комплекс упражненний для запуска речи у дошкольников ( дыхательные, артикуляционные, музыкальные, на развитие фонематических процессов, "вкусные" игр...

Эффективные упражнения для запуска речи у малышей

Эффективные упражнения для запуска речи у малышей...

Упражнения для запуска речи для малышей

Упражнения которые помогут запустить речь и улучшить звукопроизношение у малышей без специалистов....