Особенности разработки и реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности
статья по логопедии (старшая группа)

Хохлова Елена Юрьевна

Актуальная проблема - поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми. Адаптированная индивидуальная программа  направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии ребенка с ОВЗ, наряду со всесторонним развитием ребенка, с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных особенностей с учетом требований ФГОС ДО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности разработки и реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ  в группе комбинированной направленности

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ФГОС ДО одной из основных задач определяет «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе и ограниченных возможностей здоровья)» На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране.

В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми. 

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. Среди воспитанников нашего учреждения есть дети с ОВЗ – дети с тяжёлыми  нарушениями речи (ТНР). 

Поэтому в ДОУ функционирует 2 группы комбинированной направленности.  В старшей и подготовительной к школе группах комбинированной направленности  контингент детей состоит из воспитанников с  ТНР (ОНР 2-3 уровня со стертой формой дизартрии) и чисто говорящих  детей:

В этих группах осуществляется совместное   образование  здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой  дошкольного учреждения, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.  Образовательную область «Речевое развитие» в группах комбинированной направленности для детей с ТНР замещает «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, которая в полной мере обеспечивает коррекцию недостатков речевого развития детей с речевыми нарушениями.  

Основная образовательная программа ДОУ, а также «Рабочая программа организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет», утвержденные на педагогическом совете используется как основа для организации коррекционно-образовательного процесса для детей с ТНР, а также в ходе проектирования индивидуальных адаптированных образовательных программ.

     Адаптированная индивидуальная программа (Далее Программа) направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии ребенка с ОВЗ, наряду со всесторонним развитием ребенка, с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных особенностей с учетом требований ФГОС ДО, составляется педагогами  ДОУ, утверждается руководителем образовательной организации и согласовывается с родителями (законными представителями) ребенка. Срок реализации программы 1 учебный год.

В Программе прописываются значимые характеристики речевого развития воспитанника, цели, задачи, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. А также содержание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда и педагогов, работающих с данной категорией детей по преодолению речевых нарушений. 

Программа обеспечивает: своевременное обследование детей;  рациональное составление расписания специально-организованной деятельности; планирование подгрупповой и индивидуальной работы; совместную работу учителя-логопеда с родителями и педагогами; оснащение логопедического кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями. 

Для составления программы индивидуального сопровождения ребёнка, имеющего речевые нарушения, учитель-логопед руководствуется результатами углубленного исследования.

Основные  направления коррекционной  работы по программе

индивидуального сопровождения ребенка:

- психолого-педагогическая коррекционная работа;

- развитие артикуляционной моторики, развитие силы и длительности выдоха;

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие фонематических процессов;

- уточнение и обогащение словаря по лексическим темам, употребление слов-антонимов;

- работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов

Основные направления работы педагогического коллектива в группе комбинированной направленности в соответствии с реализацией Программы:

‒ мониторинг индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

‒ планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей комбинированной группы;

‒ организация совместной жизнедеятельности детей в условиях комбинированной группы;

‒ мониторинг образовательного процесса.

Индивидуальный образовательный план, прописанный в программе,  предусматривает организацию всех видов непрерывной образовательной деятельности по всем образовательным областям, их периодичность и время.

В плане индивидуального взаимодействия ребенка с педагогами отражается, в какие дни конкретный ребенок будет заниматься с учителем-логопедом. Расписание занятий составлено так, чтобы была возможность заниматься с подгруппами детей, и хватило времени для индивидуальной работы с каждым ребенком 2-3 раза в неделю.

Содержание коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда

определено с учетом коррекционно-педагогических и общедидактических принципов.

Обучение на занятиях - основная форма коррекционно-образовательной работы с ребёнком.

Коррекционно-развивающая работа осуществлялась в различных формах:

- подгрупповые занятия: формирование звуковой культуры речи, развитие лексико-грамматической и связной речи, обучение грамоте (в подготовительной к школе  группе комбинированной направленности);

- индивидуальная работа;

- занятия с воспитателями во второй половине дня по заданию учителя-логопеда;

- выполнение родителями рекомендаций для закрепления полученных знаний при выполнении домашних заданий (обязательно согласовывается с родителями( законными представителями).

Обучение осуществляется по 3 условным периодам: 1 (сентябрь, октябрь, ноябрь); 2 период (декабрь, январь, февраль), 3 период (март, апрель, май).  

В течение всех периодов обучения в неделю проводится: 2  занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 1 - по коррекции звукопроизношения и звуковой культуре речи в старшей и подготовительной группах; 1 – по обучению грамоте в подготовительной к школе группе (длительность занятий 25 минут в старшей группе и  30 минут в подготовительной группе).  

В соответствии с Программой реализовываются основные направления коррекционной работы на подгрупповых логопедических занятиях. Например, для детей подготовительной к школе группы:

- расширение активного словаря;

- развитие грамматического строя речи, связной речи по лексическим темам каждого периода;

- развитие звукового анализа и синтеза слогов и слов;

- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи проводится работа по расширению и активизации словарного запаса. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение. Ребенок учится составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серий сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы. Материал каждой лексической темы отрабатывается в течение одной недели на индивидуальных занятиях, используется воспитателями в режимных моментах.

          Занятия по формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения взаимосвязанные между собой. Во время логопедических занятий по звукопроизношению буква служит зрительной опорой для звука, опираясь на зрительный образ звука, ребенку легче выполнить звуковой анализ слога, слова, соблюдать слоговую структуру слов, записывать графические схемы предложений. Разграничивать понятия звук-буква-слог-слово-предложение-текст.

В соответствии с Программой учителем-логопедом проводится индивидуальная работа с ребенком (в Программе прописывается её содержание,  периодичность и время).  

        Индивидуальная работа направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и дифференциацию, а также на развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями ребенка. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

В программе прописываются этапы коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звуков для каждого ребенка, которые реализуются учителем-логопедом в ходе проведения индивидуальных занятий. Период коррекции каждого отдельного звука прописывается приблизительно, так как это зависит от динамики речевого развития конкретного воспитанника.

Индивидуальную работу с ребенком проводит и воспитатель по заданию учителя-логопеда, как во второй половине дня, так и в  режимные моменты.  

Особенностями организации работы воспитателя комбинированной группы являются:

‒ планирование (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проведение коррекционно-развивающей деятельности воспитанников с ОВЗ;

 ‒ обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов (учет рекомендаций каждого педагога: воспитатель учитывает логопедические рекомендации, а логопед — советы воспитателя);

‒ консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье;

‒ ведение необходимой документации.

Основные направления коррекционной работы воспитателя:

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) 2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной

3. Корригирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей. Содержание данных занятий определено программой:

а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

в) упражнение в звукослоговом анализе и синтезе;

г) повторение лексико-грамматических упражнений;

д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

5. Фронтальные занятия по программе ДОУ 

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в группе комбинированной направленности является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия, а также индивидуальный подход к детям с ОВЗ.

6. Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Коррекционная работа воспитателя с ребенком по лексическим темам отражена в индивидуальной адаптированной программе по лексическим темам. Для удобства работы в данном направлении разработана картотека упражнений:

- развитие мелкой моторики;

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие дыхание и голоса;

- развитие высших психических функций.

В реализации Программы предусмотрено активное участие семьи ребенка с целью ликвидации отставания, в речевом  развитии. Выполнение методических рекомендаций специалистов по организации домашней работы с ребенком, позволят быстрее преодолеть отставания в речевом развитии.

Вывод: Разработка и реализация индивидуальных адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ,   позволяет спланировать более эффективную работу по коррекции речевых нарушений ребенка, создать оптимальные условия для коррекционной и образовательной работы при взаимодействии всех педагогов ДОУ. Обеспечивает достижения планируемых результатов дошкольного образования детей с ТНР в условиях образовательных групп комбинированной направленности.

Учитель-логопед Хохлова Е.Ю.