Педагогические возможности ТРИЗ-технологий, как средство развития речи дошкольников.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Считаю, работа по ТРИЗ технологиям способствует тому, что ребенок из пассивного слушателя становится активным собеседником, так как во время обучения используются диалоги,  дискуссии, живое общение. Речевая инициатива ТРИЗ  дает детям  возможность проявить свою индивидуальность, овладеть умениями рассуждать, обобщать, доказывать, развивать речь. Для развития познавательно-речевой активности предлагаю ряд игр, которые использую в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_vozmozhnosti_triz-tehnologiy.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические возможности ТРИЗ – технологий, как средство развития   речи   дошкольников.

        «Все новое —  хорошо забытое старое» гласит русская пословица. Технологию ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) разработал    Г. С. Альтшуллер и его коллеги еще в 1946 году. В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но и сейчас остается актуальной и востребованной педагогической технологией.

         В своей работе я тоже использую элементы ТРИЗ  технологии и считаю, что познавательно-речевая  активность детей   становится выше,  исчезает  боязнь перед новым, неизвестным.

     На мой взгляд, работа по ТРИЗ способствует тому, что ребенок из пассивного слушателя становится активным собеседником, так как во время обучения используются диалоги, живое общение и дискуссии. Речевая инициатива ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, овладеть умениями рассуждать, обобщать, доказывать,  развивая речь.                                              

          В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста и детьми с ОНР. Для развития познавательно-речевой активности детей в своей группе я использовала следующее.

В первую очередь это мозговой штурм. Этот метод позволяет развивать коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга. Развивать  у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает. 

  Чтобы «мозговой штурм» состоялся, в него включала словесные игры.

        Игра «Хорошо-плохо» - использовала для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Для этого выбирала объект (согласно лексической теме), а дети находили положительные и отрицательные качества данного объекта. Для наглядности использовала цветовые обозначения двух цветов – для хорошего и плохого: игровой персонаж «Паучок» и магнитики зеленого и красного цвета.

  Например, по проекту «В гостях у Портняшки» дети определяли: Что хорошо, а что плохо - резиновые сапоги.

        В игре «Чёрное и белое» детям предлагается разместить положительных и отрицательных героев по их домикам. Кто может жить в черном домике?  - волк; баба Яга, Бармалей. А кто может жить в белом домике? - Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка. Затем детям предлагала проявить фантазию и предложить свои варианты ответов. Что будет если заяц, снег, сахар вдруг станут чёрными? Что будет если дорога, грязь, туча станут белыми?

       Игра «Четвертый лишний», для детей логопедической группы самая часто используемая   - дети быстро и правильно могут определить лишний предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.

           Игра «Наоборот». Суть игры заключается в том, что дети подбирают противоположные по значению слова. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

  Игра «Кольца Луллия»  является эффективным  механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

   С помощью данного пособия можно корригировать все компоненты речевой системы ребенка. Оно вносит элементы игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

   Используя три круга, можно проводить разные варианты игр.  

 Игра «Зарядка веселого язычка» - направлена на развитие артикуляционной моторики. Дети играют вдвоем или подгруппой. На верхний круг кладут зрительные символы губ, языка, зубов; на средний  - картинки с изображением артикуляционных упражнений (грибок», «чашечка», «иголочка», на нижней изображения положения губ, языка, соответствующие артикуляционным упражнениям.

   Игра «Круги крути, о звуке расскажи» -  помогла  закрепить правильное произношение поставленного звука в словах, умение давать звуку характеристику.

   Игра  «Какой звук в слове»  - применяла на развитие фонематического слуха, совершенствования  слоговой структуры слова.  Детям предлагала выбрать фишку, сказать какой звук она  обозначает, подобрать картинку, где встречается этот звук: вначале слова, в середине, конце.

  Игра  «Цифру, цвет назови и с картинкой подружи» - использовала для развития  связной речи, закрепления  навыка словоизменения. Нужно придумать фразу с получившейся парой слов. Например: «Пять  розовых  цветов», «Три  синих машины».

   Детям очень нравится заниматься с таким пособием. Они с удовольствием заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.  

       Для того, чтобы пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непассивный труд в любимое занятие я использовала  метод системного анализа.  Используемый метод системного анализа хорош тем, что он тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь и воображение.

       Работа по использованию метода ТРИЗ «Системный оператор» осуществляла с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор».  А поскольку в ТРИЗе  все волшебно и загадочно, то для детей это «Волшебный экран», который состоит из девяти окошек. Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования

       Для словесного восстановления «девятиэкранника» использовала стихотворение М.С.Гафитулина «Что-то»:

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

 Чем-то было это что-то.  

 Что-то будет с этим что-то.

 Что-то ты сейчас возьми,

  на экране посмотри.

Игра «Кем (чем) был» - помидор в прошлом зернышко, в будущем томатный сок, салат. Цыпленок в прошлом яйцо, а в будущем курица, петух.

       Одним из интересных методов для развития речи и воображения детей дошкольного возраста является морфологический анализ: это, прежде всего активизация творческого мышления, умение классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. 

        Самой используемой игрой этого метода является игра «Да – нет-ка» – с помощью этого метода я могу начинать занятие. Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию.    Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет». Эта игра учит задавать вопросы продуктивно-поискового типа, самостоятельному добыванию информации, отбрасывание лишних параметров, или сужение поля поиска. 

Игра "Волшебные очки» формирует умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательным. Дети  одевают очки разного цвета , и называют слова на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы). Например: [с] и зелёные очки – зелёные санки, зелёное солнце, зелёная собака. Можно обсудить с детьми получившиеся варианты – зелёная собака - когда это может быть? – игрушка или собака испачкалась зелёной краской, поранилась намазали зеленкой и т.д.

      Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности  использовала элементы  ТРИЗ-технологии  и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь.  Во время прогулок использовала приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. 

         Например:  Оживим ветер: Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? и т.д. В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика мышления.

          В результате использования в работе методов ТРИЗ, у детей возникало положительное эмоциональное отношение к занятиям, возросли речевая активность и интерес. Дети стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений, постановке новых вопросов и оригинальных ответов. Также у детей появилось стремление к новизне, к фантазированию; заметно обогатилась речь детей, расширились познавательные способности. Отсюда делаем вывод: методы ТРИЗ способствовали повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной компетентности моих воспитанников, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данной технологии в своей работе.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников.

В работе с детьми, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики рук способ...

Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют уровень развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка семинара- практикума «ТРИЗ - технологии как эффективное средство развития монологической речи дошкольников».

Настоящая методическая разработка была создана с целью систематизировать знания и совершенствовать умения педагогов в области использования современных технологий развития монологической речи (ТРИЗ, м...

Педагогический опыт "Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»

Актуальность: Особенность периода дошкольного возраста – обеспечение общего психического развития, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях. С качестве...

Составление загадок по ТРИЗ-технологии как средство развития речи дошкольников.

Составление загадок - это творчество, в результате которого получается творческий речевой продукт. Используя модели ТРИЗ-технологии это творчество становится доступным детям дошкольного возраста. Разв...

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...