Проект "Песочная терапия в логопедической работе"
проект по логопедии

Косило Надежда Викторовна

Песочная терапия в логопедической работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска       "Детский сад № 57 "

«Песочная терапия

в логопедической работе»

Разработала: учитель-логопед Н.В.Косило

Новизна проекта

Необходимость в использовании песочной терапии  существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у  детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия,  мышления, фантазии, коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с  другими ребятами; в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга. Также игры с песком  способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик  возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Актуальность

К.  Д.  Ушинский  писал:   «Наилучшая  для  малыша  та  игрушка, которую   он   может   заставить   по-разному   изменяться;   для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».

Игра с песком – это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Песочная терапия позволяет решить множество коррекционных и образовательных  задач  в  обучающем  процессе.  

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей  и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Актуальность заключается   в   том,   что   многие   современные   концепции дошкольного   образования   признают   незаменимое   влияние песочной  терапии  на  речевое  развитие  ребѐнка.  Кроме  того, песочная  терапия  способствует  развитию  внимания,  восприятия,

памяти, мышления.

Песок идеально подходит для формирования

перцептивных   ощущений,   сенсорного   воспитания,   мелкой моторики.

Проблема

Совершенно   очевидно,   что   необходимо совершенствовать дидактически  приемы,  методы  образовательно-информационной работы с современным подрастающим поколением.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить  наиболее  успешное  выполнение  задания,  являются эффективным способом подачи материала.

Возникает   проблема:   создание   условий   для   обеспечения эффективности  работы  по  коррекции  речевого  развития  детей средствами песочной терапии.

Тип проекта: образовательно  развивающий

По содержанию: практико  ориентированный

По характеру участия ребенка: ребенок  участник от

зарождения идеи до получения результата

По характеру контактов: в контакте с семьей

По количеству участников: индивидуально  подгрупповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Срок реализации проекта: октябрь 2020 - май 2021.

Участники проекта:

- воспитанники старших и подготовительных групп, нуждающиеся в коррекции речевого развития;

- воспитанники с ограниченными возможностями здоровья;

- учитель-логопед;

- родители  воспитанников.

Основные направления работы с детьми:

- совместная деятельность  взрослого и ребенка;

- самостоятельная деятельность  ребенка.

Цель проекта

Развивать речь детей средствами песочной терапии.

Задачи

- создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной

сферы детей;

- вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие

от игр с песком в совместной деятельности с другими детьми;

- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику,

умение ориентироваться в пространстве;

- автоматизировать звуки в речи;

- развивать фонематический слух;

- обогащать и активизировать словарный запас;

- развивать навыки словообразования и словоизменения;

- развивать связную речь;

- развивать внимание, речевую память, воображение;

- формировать  положительные качества личности  ребенка.

- формировать  предпосылки  поисковой  деятельности;

- развивать  коммуникативные  умения  вести  беседу  в  процессе совместной  деятельности;

- развивать   умения   определять  возможные  методы  решения проблемы с помощью  взрослого, а затем самостоятельно;

- разработать систему игр и занятий с детьми.

Гипотеза

образовательного

проекта

В  результате  целенаправленной  и  системной

Работы с  детьми старшего дошкольного возраста  по

теме «Песочная терапия  в логопедической работе»  у  воспитанников  повысится уровень   фонетико-фонологической   и   лексико-грамматической компетенции,  будут  развиваться  познавательные  способности  и навыки позитивно-коммуникативного поведения.

Принципы

реализации

проекта

-принцип  доступности предусматривает учет уровня речевого развития,  особенностей индивидуального

и психического развития детей;

- принцип системности обеспечивает решение комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить  прогнозируемый  результат;

-  принцип последовательности заключается в постепенном повышении уровня  сложности речевого

материала  в процессе познавательной деятельности с песком;

-  принцип  дифференциации  и  индивидуализации  предполагает создание  условия для полного  проявления

способностей каждого

Ожидаемый

результат

Для детей:

-   повысится   уровень   фонетико-фонологической   и   лексико-грамматической компетенции;

- повысится уровень познавательной активности (расширятся представления об окружающем мире), творческих способностей, позитивно-коммуникативного поведения в ходе игр с песком;

- совершенствуется координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве.

Для педагогов:

-  повышение  уровня  профессионализма  педагогов  в  реализации развивающих технологий;

-  внедрение  инновационных  технологий,  современных  форм  и новых методов работы для обеспечения эффективности коррекции речевого развития детей.

Для родителей:

- повышение уровня заинтересованности родителей в применении развивающих технологий дома.

Этапы  реализации

проекта

Предмет исследований: песочница, набор миниатюрных

предметов и игрушек.

I этап - Подготовительный.

- изучение методической литературы с использованием интернет -ресурсов, анализ ситуации;

- ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта

- подбор наглядно – дидактических материалов и оборудования для НОД, игр, индивидуальной работы с детьми.

II этап – Основной.

-подбор методических рекомендаций по использованию песочной терапии в коррекционной работе;

-создание системы игр и занятий с детьми;

-привлечение родителей к использованию песочной терапии в рамках семейного воспитания.

III этап - Итоговый.

- консультации для педагогов и родителей;

- создание картотеки игр и упражнений с песком;

- памятки об использовании игр с песком в семье;

-презентация «Песочная терапия, как средство речевого развития детей с ОВЗ».

IV этап - Рефлексия.

-произвести оценку результатов проекта, представить отчет в доступных формах;

-распространить  идею проекта в образовательной  среде.

Методическое обеспечение проектной деятельности:

1. Аромштам М. «Игры на влажном песке»//Дошкольное образование - июнь №12 2006

2. Андрунь С. «Чудеса из песка» //Обруч №3 2007

3. Грабенко Т. М. «Игры с песком или песочная терапия»//Дошкольная педагогика №5 /сентябрь, октябрь/ 2004

4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». - СПб.,1998г.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Практикум по песочной терапии». – СПб.: «Речь», 2002г.

6. Сакович Н.А. «Технология игры в песок. Игры на мосту».- СПб.: «Речь», 2006г.

7. Бондарцева С.Н. «Домик развития можно строить на песке» - Педагогический вестник.-2006.-N3.-С.5.

8. Васильченко Л.Н «Песочная терапия как средство развития деятельности ребѐнка» - Л.Васильченко «Развитие и коррекция»-2001.-вып.10.-С.42-47.

9. https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vitalevna-islamova/k-logopedu-v-pesochnicu-pesochnaja-terapija-v-korekciono-obrazovatelnoi-rabote-logopeda


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Песочная терапия в логопедической работе» Подготовила: логопед Косило Надежда Викторовна МАДОУ «Детский сад №57» г.Хабаровск

Слайд 2

Актуальность Н етрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. Многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребѐнка . Кроме того,песочная терапия способствует развитию внимания, восприятия,памяти , мышления. Песок идеально подходит для формирования перцептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики.

Слайд 3

Цель песочной терапии: Развивать речь детей средствами песочной терапии. Задачи: - создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей; - вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр с песком в совместной деятельности с другими детьми; - развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве; - автоматизировать звуки в речи; - развивать фонематический слух; - обогащать и активизировать словарный запас; - развивать навыки словообразования и словоизменения; - развивать связную речь; - развивать внимание, речевую память, воображение; - формировать положительные качества личности ребенка. формировать предпосылки поисковой деятельности;

Слайд 4

Ожидаемый результат Для детей: - повысится уровень фонетико-фонологической и лексико-грамматической компетенции; - повысится уровень познавательной активности (расширятся представления об окружающем мире), творческих способностей, позитивно-коммуникативного поведения в ходе игр с песком; - совершенствуется координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве. Для педагогов: - повышение уровня профессионализма педагогов в реализации развивающих технологий; - внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы для обеспечения эффективности коррекции речевого развития детей. Для родителей: - повышение уровня заинтересованности родителей в применении развивающих технологий дома.

Слайд 5

Этапы реализации проекта I этап - Подготовительный - изучение методической литературы с использованием интернет -ресурсов, анализ ситуации; - ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта - подбор наглядно – дидактических материалов и оборудования для НОД, игр, индивидуальной работы с детьми. II этап – Основной -подбор методических рекомендаций по использованию песочной терапии в коррекционной работе; -создание системы игр и занятий с детьми; -привлечение родителей к использованию песочной терапии в рамках семейного воспитания. III этап - Итоговый - консультации для педагогов и родителей; - создание картотеки игр и упражнений с песком; - памятки об использовании игр с песком в семье; -презентация «Песочная терапия, как средство речевого развития детей с ОВЗ». IV этап - Рефлексия -произвести оценку результатов проекта, представить отчет в доступных формах;

Слайд 6

Песочница представляет собой деревянный ящик. Его размеры: длина 70 см, ширина 50 см, глубина 8-10 см. Именно это пространство комфортно для восприятия глаз, т.е. весь "песочный мир" видно одним взглядом, не перемещая глаз. Внутренняя часть песочницы окрашивается в голубой или синий цвет. Это обязательное условие, такие цвета помогают легче моделировать. Синие бортики песочницы символизируются с небом, а сдвинув песок на дне, можно легко сделать голубое озеро или речку. https://www.o-detstve.ru Оборудование для игр с песком

Слайд 7

Для работы можно использовать: Цветной песок Кинетический песок Кварцевый песок

Слайд 8

Фигурки людей, животных, птиц, сказочных персонажей. Фигурки должны быть из разных материалов: дерева, глины, пластмассы и металла. Коллекция фигурок должна быть представлена большими и мелкими объектами, красочными и бесцветными, красивыми и безобразными. Хорошо использовать и натуральные природные материалы, например, ракушки, веточки, камешки и т.д.

Слайд 9

Итак, на сегодняшний день, широкий спектр случаев применения песочной терапии в работе с детьми показывает эффективность этого метода. Песочная терапия – это особенный метод. Песок — это естественный природный материал. Когда руки ребенка прикасаются к песку – происходят чудеса… Всё, что находится в бессознательном маленького человека проявляется вовне. Вдохновленный игрой с песком, он черпает из бессознательного идеи и образы, которые воплощаются в картине на песке. И это дает возможность проработать и решить внутренние проблемы ребенка, а значит – продолжать расти и развиваться уже здоровой личности. Подведем итоги:

Слайд 10

Свидетельство о публикации по данной теме

Слайд 11

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.

В статье говорится о том, что нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи....

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

Преодаление речевых трудностей у детей, при помощи нетрадиционныхметодов....

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных ср...

Су-Джок терапия в логопедической работе

Су Джок терапия в логопедической работе. Одной из нетрадиционных логопедических технологий  является Су – Джок терапия  ("...

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных ср...

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

Данная статья раскрывает некоторые нетрадиционные методы терапии, которые можно использовать в логопедической практике. Наибольшее внимание отводится описанию су-джок терапии, кинезиотерапии...

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....