Упражнения для не говорящих или плохо говорящих детей
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Ребенок должен смотреть на губы логопеда, поэтому обязательно выделим их, накрасим губы яркой помадой.

Играем у зеркала (Назовем так артикуляционные упражнения. Они полезны для хорошей дикции).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_metody_korrektsii_rinolalii.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме :

«Инновационные методы работы в коррекции ринолалии»

             Аннотация

            Данная  статья направлена на уточнение и совершенствование знаний учителей-логопедов об инновационных методов коррекции ринолалии.

 За последние годы появилось множество различных инноваций от компьютерных технологий и специальных программ до уже имеющихся приемов в других отраслях, которые были переработаны и подстроены для того, что бы их можно было использовать в работе логопеда по коррекции ринолалии.  

   К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии — это дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии речи. Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство активизирующее коррекционную работу. В работе логопеда при коррекции речевых нарушений используют видеофонатор «Видимая речь», компьютерную программу «Дельфа», компьютерное пособие «Развитие речи». « Учимся говорить правильно», компьютерную логопедическую программу «Игры для Тигры», развивающую игру «Баба Яга учится читать».

 Одним из инновационных, достаточно действенных приемов в коррекции ринолалии можно считать мнемотехнику с помощью которой дети составляют описательные творческие коллективные рассказы, пересказывают, разучивают стихотворения. Такая техника позволяет работать над развитием всех сторон речи, а также не речевых психических функций.

   К инновациям можно отнести такие приемы как, например, нетрадиционную артикуляционную гимнастику, метод биоэнергопластики, мнемотехнику, сказкотерапию, арт-терапию, песочную терапию.

   Некоторые из перечисленных инновационных методов мы рассмотрим поподробнее, а именно: нетрадиционная артикуляционная гимнастика, метод биоэнергопластика, сказкотерапия, компьютерная технология «Игры для Тигры».

   На этапе постановки нарушенных звуков  при ринолалии одно из самых важных - это формирование точных движений органов артикуляции, которые достигаются при помощи артикуляционной гимнастики. На данном этапе коррекции нарушений звукопроизношения можно использовать такой прием как нетрадиционная артикуляционная гимнастика. Данная инновация носит игровой характер и вызывает положительные эмоции у детей. В данных упражнениях могут быть использованы такие средства как: вода, бинт, шарики из ваты, ложки, бусины, шпатели, сладости (чупа-чупс, соленая соломка, шарики из сухого завтрака). В зависимости от того, над какой группой звуков проводится коррекционная работа, можно подобрать специальные артикуляционные упражнения. Например, хрустящий шарик из сухого завтрака можно использовать при выполнении упражнения «Чашечка», а именно удерживать его на языке.

  Кроме этого можно использовать упражнения, которые включали в себя приемы биоэнергопластики (совмещение в работе руки и языка). Эти упражнения способствуют формированию кинестетических ощущений положения органов артикуляционного аппарата, которые необходимы на данном этапе. Примером использования данного метода может послужить упражнение «Маляр». При выполнении данного упражнения рот широко открыт, язычком «красим» небо, пальцами левой руки водим по правой ладони, которая расположена вертикально вниз перед собой. Использование данного метода может значительно ускорить этап постановки звуков, так как он способствует дополнительной выработки кинестетических ощущений.

После постановки звука необходимо его автоматизировать и дифференцировать с другими звуками в речи. Для этого необходимы многочисленные повторы слов, словосочетаний и предложений на отрабатываемые группы звуков. Все это можно с успехом отрабатывать, используя сказки, так как в них часто встречаются приговорки, прибаутки, песенки, повторы. На данном этапе могут быть использованы русские народные сказки такие как: «Петушок-золотой гребешок» (автоматизация звука [ш], дифференциация звуков [с] – [з]); «Морозко» (автоматизация [л]); «Маша и медведь» (дифференциация звуков [ж] – [ш]).На основе готовых народных или авторских сказок со всем заложенным в них богатством языка, интенсивно развиваются такое явление, как логосказки.  На материале подобранных сказок могут быть разработаны конспекты занятий по формированию правильного произношения. Эти средства и приемы помогут достичь максимально возможного результата в работе логопеда. Сочетание инновационных и традиционных методов сделает более эффективным процесс коррекции ринолалии.

Методика коррекционной работы с использованием специализированной  компьютерной технологии «Игры для Тигры» при коррекции ринолалии у дошкольников включает в себя четыре направления.

Методика коррекции и формирования фонетической стороны речи.

Блок «Просодика»

Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию и развитие просодических характеристик речи и позволяет визуализировать длительность речевого выхода, силу речевого выдоха, громкость (интенсивность) голоса, тембр голоса, темпо-ритмическую организацию, интонационную выразительность, четкость и разборчивость речи.

Модуль «Дыхание»

Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения дыхательной или голосовой активности. Кроме того, программа предоставляет возможность измерения длительности речевого выдоха и голосовой активности.

Модуль "Слитность"

Упражнение данного модуля основаны на плавном произнесении синтагмы и позволяют отрабатывать слитное плавное произнесение слогов, слов и фраз, работать над четкостью и разборчивостью речи, длительностью и силой ротового выхода и фонации на основе гласных и согласных звуков.

Модуль "Ритм"

Упражнения модуля позволяют работать над темпо-ритмической и слоговой структурой слова, а так же над четкостью и разборчивостью речи ребенка. Проведение работы по развитию темпо-ритмичекой организации речи способствует подготовке ребенка к восприятию интонационной выразительности, ее развитию, создает предпосылки для усвоения логического ударения и правильного чтения фразы.

Модуль "Тембр"

С помощью упражнений модуля "Тембр" можно визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики речи пользователя с целью их дальнейшей коррекции, а так же определить приемлемый частотный диапазон у детей с нарушениями фонации, визуализировать нарушения тембра (носовой оттенок речи). Упражнения данного модуля так же позволяют построить вокальные задания для развития голосового аппарата ребёнка, способствующие практическому усвоению навыков правильного дыхания и голосоподачи в процессе речевого высказывания. Они подготавливают пользователя к восприятию интонационной выразительности речи, способствует её развитию, создают предпосылки для усвоения и правильного членения фразы. Работа над упражнениями данного модуля строится на основе отдельных звуков, их комплексов, слогов, слов, фраз.

Блок "Звукопроизношение"

Использование упражнений блока позволяет развивать как эффектное (развитие моторных свойств органов артикуляции), так и афферентное двигательное звено речевой системы.

Блок "Фонематика"

Упражнения блока направлены на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Он состоит из четырех модулей:"Звуки", "Слова","Анализ", "Синтез".

Модуль: "Звуки"

Упражнения модуля позволяют работать над развитием неречевого слухового гнозиса, являющегося основой для формирования и развития фонематического слуха. Коррекционная работа с их использованием направлена на преодоление слуховой агнозии у дошкольников (преодолению слуховой аритмии посвящены упражнения модуля "Ритм", блок "Просодика").

Модуль "Слова"

Его упражнения направлены на развитие у дошкольников способности выделения заданного звука на материале слов. Кроме того, они могут использоваться при коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для расширения объёма пассивного словаря, развития словесно-логического мышления детей. Особое внимание в данном модуле уделяется развитию фонематического слуха на материале слов, так как при этом сохраняется на семантическое значение и не происходит отвлечения внимания детей на сюжетную линию текста или грамматическую структуру текста.

Модуль "Анализ"

Упражнения модуля позволяют организовать работу по формированию и развитию навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков, подготовке дошкольников к обучению грамоте, развитию словесно-логического мышления.

Модуль "Синтез"

Упражнения модуля позволяют работать над формированием и развитием навыков звукового анализа и синтеза у детей.

Блок "Лексика"        

Упражнения блока направлены на преодоление нарушений языкового развития дошкольников и раскрывают  наиболее значимые моменты коррекционной работы: расширение объема пассивного словаря, формирование и развитие структуры значения слова, введение слова в систему лексических связей (синтагматических и парадигматических), организация семантических полей, формирование грамматического значения слова, развитие коммуникативных навыков.

Модуль "Слова"

Его упражнения направлены на развитие лексических средств языка на основе различных семантических признаков способствование формированию структуры значения слова, и организацию семантических полей на основе парадигматических связей, расширение активного и пассивного словаря, развитие словесно-логического мышления.

Модуль "Словосочетания"

Упражнения модуля позволяют работать над развитием лексической системности языка на основе синтагматических связей слов, способствует организации семантических полей, формированию грамматического значения слова и коммуникативных навыков дошкольников.

Модуль "Валентность"

Упражнения модуля позволяют работать над формированием и развитием лексической валентности слов (имён существительных, имён прилагательных, глаголов), грамматического значения слова, умения структурировать и использовать в речи словосочетания и предложения, способствует развитию лексической системности языка и структурной организации словаря ребёнка на основе парадигматических связей.

Таким образом использование инновационных методов работы ведет к максимально эффективной коррекции ринолалии.

 

Литература

1. Васильева Е.Е. «Ринолалия». М.:Сфера 2007- 236стр.

2. Ипполитова А.Г «Открытая ринолалия» .-М.: Просвещение, 1992.-95стр.

3. «Логопедия» Под редакцией Л.С Волковой ,С.Н. Шаховской. - М.:Владос, 2003-680с.

4. Лизунова Л.Р. "Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи "Игры для Тигры"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "развитие речи у плохо говорящих детей"

в презентации предоставлены методический материал по развитию речи у детей с задержкой в развитии...

Логопедия для плохо говорящих детей.

Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»...

Конспект логопедического занятия с плохо говорящим ребёнком "Моя семья"

Конспект логопедического занятия включает в себя: развитие мелкой моторики, упражнения для развития дыхания, мимеческую и артикуляциолнную гимнастику, развитие понимания речи, развитие речевого подраж...

Советы родителям плохо говорящих детей

1.Создание речевой среды.2.Накопление пассивного словаря.3.Основной «пусковой» момент появления речи – общение....

Консультация для родителей. Причины плохого поведения ребенка Статья по детской возрастной психологии "Ребенок-катастрофа, или 5 причин плохого поведения детей"

Статья предназначена для родителей, которые не могут справиться со своими детьми и ищут ответы на вопрос «Почему мой ребенок себя плохо ведет?». То, о чем пойдет речь ниже, является ч...

Четверостишья для плохо говорящих детей

Четверостишья для плохо говорящих детей...

Правила общения с плохо говорящим ребенком

Консультация для родителей...