Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматике
консультация по логопедии

Попленкина Жанна Викторовна

           Рекомендации  по проведению игр-занятий по грамматике

 

         Известно, что игра ведущий вид деятельности и  как форма способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта, у ребенка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

        Коррекционная работа  становится более эффективной при применении различных игр и упражнений  с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают материал.   Чтобы вызвать у детей интерес к обучению,  использую различные пособия, настольно – печатные игры, игровые упражнения с использованием различных игрушек, игровые упражнения с использованием элементов речедвигательной ритмики, игровые упражнения с использованием музыкального сопровождения.

         Работа строится с учетом принципа индивидуально-дифференцированного  подхода к детям, начального уровня их речевого развития и динамики усвоения предлагаемого материала.

Эффективность формирования грамматических навыков зависит от следующих условий:

- систематического проведения:

- размещения игр и упражнений в порядке возрастающей сложности;

- подчиненности заданий выбранной теме;

- вариативности упражнений. 

Игры и игровые упражнения с использованием картинок - помощников.

        «Покажите ребёнку картинку, и он заговорит» - говорил  К.Д. Ушинский. Картинки-помощники незаменимые спутники в работе воспитателя группы компенсирующей направленности на любом этапе.  С картинками ребёнку становиться интересней и увлекательней, помогают скрасить однотипность упражнений применяемых в компенсирующей группе. Игра строится так, чтобы как можно больше слов проговорили дети. задача воспитателя превратить волшебную картинку в увлекательную историю или рассказ, чтобы ребёнок захотел поиграть и в процессе игры решаются поставленные коррекционные задачи. поэтому игры подбираются те, которые носят комплексный характер и в процессе коррекции происходит:

- укрепляется психологическая база речи: память, восприятие, мышление, внимание;

- знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями;

- согласование прилагательных с существительными разных родов;

- правильное употребление местоимений «он, она, они»;

- образование формы родительного падежа у существительных разных родов и чисел;

- у детей закрепляется  навыки правильного согласования притяжательных местоимений «мой, моя, моё» с существительными разных родов единственного числа и существительными множественного числа; навык сравнения предметов по величине, форме, цвету и другим признакам.

- расширяется и обогащается  словарный запас.

Использование такого подхода в работе с детьми логопатами позволяет автоматизировать звуки, многократно повторить и запомнить большое количество речевого материала, компенсировать недостатки смысловой стороны речи.

      Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых  игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики. Но такие игры с узко дидактическим содержанием  не могут выполнять роль основной формы обучения с целью  развития грамматического строя языка дошкольника. На начальных этапах  ведущее значение имеют совместные со взрослым сюжетно-отобразительные игры детей,  подвижные, музыкальные, игры-драматизации (импровизации), инсценировки. Кукольный театр, элементы  игры при рассматривании картин, при рисовании, лепке, аппликации – такие виды  игровой активности, которые имеют широкий общеразвивающий  эффект, возбуждают  в детях положительные  эмоции. Стимулируют игровую и речевую активность и тем самым  создают  условия языковых  игр.

      Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, так как материал этот сложен.  Все дети разные: один  может долго и с удовольствием сидеть с книгой и рассматривать картинки, а другой, наоборот, не может находится в покое ни минуты, поэтому нельзя  точно сказать,  сколько времени нужно потратить на занятии- - оно индивидуально на каждого    ребенка и зависит от степени утомляемости  малыша. Ориентировочная  продолжительность занятия – от 8 до 25 минут.

       Обстановка  во время игры-занятия должна быть  живой, непринужденной. Занимаясь  с  ребенком, делайте перерывы , как только заметите что он утомился. Помните, что занятия, пусть даже  игровые, для ребенка  нелегкий  труд.

      Если   ребенок с легкостью  выполняет предложенные ему  задание, переходите к следующему.  Если  ребенок по какой-либо причине не может выполнить простое задание, то переходить к более сложным нет смысла. В том случае, когда грамматическое упражнение не получается, отложите  его на время  и вернитесь к заданию  в другой   раз.  Не пытайтесь  сразу же добиться результата,  если  видите, что малыш устал  и утратил  интерес  к игре, ведь  ребенок дошкольного возраста запоминает лишь  тогда, когда ему интересно. Ни в коем  случае не подменяйте  на простое заучивание с ребенком грамматических  форм слов – это не принесет нужного результата, а лишь отобьет желание ребенка работать с книгой.

      Если  вдруг получится так, что какая- либо  игра с ребенком уже проводилась и он утратил к ней интерес, но при этом  уже  еще не полностью усвоил материал, то при повторном проведении игры предложите ребенку роль не ученика, а учителя. Пусть он научит своего плюшевого мишку или любимую куклу  правильно говорить. И самое главное – как можно чаще хвалить малыша, даже за небольшие  успехи.

      Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

настольно-печатные;

дидактические;

подвижные игры;

сюжетно – ролевые;

компьютерные игры.

Существуют настольно-печатные игры, способствующих формированию грамматических категорий:

«Один - много» – закрепление формы множественного числа имён существительных;

«Что без чего?» ( – формирование навыка образования существительных родительного падежа;

«Скажи какой, какая, какое?»  – формирование навыка словообразования (относительных прилагательных: сок из яблок - яблочный);

«Весёлый счёт» – закрепление умения согласования числительных с существительными;

«Назови ласково»  – формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных.

На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи.

Рассмотрим, всем известную настольно-печатную игру «Лото»

На материале данной игры можно отрабатывать:

- согласование существительных с местоимениями, с прилагательными, с числительными: Чья белка? Чей крот? Какая белка?

- падежные формы имён существительных.

У кого пушистый хвост? У кого длинные уши? (Р.п.)

Кем была белка? Кем был медведь? (Т. п.)

Кому дадим орехи? Кому дадим мёд? (Д. п.)

О ком скажем: рыжая? О ком скажем колючий? (П.п.);

- образование уменьшительно- ласкательные существительные белка-белочка, заяц-зайчик.

образование прилагательных от существительных: чьи у белки лапы? – беличьи, чей у медведя хвост? – медвежий, чьи у льва уши? - львиные.

Следующий вид игр – это словесные дидактические игры. Это самые известные и широко применяемые игры, например: «Жадина», «Кому что нужно», «Волшебные очки», «Один-много», «Хвастунишки», «Чего много?» и т.д. На самом деле почти каждую настольно-печатную игру можно использовать, как словесно-дидактическую.

Предлагаем еще один вид игр – подвижные игры. Подвижные игры освобождают детей от утомительной неестественной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу. И, конечно, побуждают детей к общению. Этим можно воспользоваться, работая над формированием грамматического строя речи. Подвижные игры многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры соревновательного характера, игры-аттракционы.

Игры с мячом:

«Лови и бросай, и цвета называй»(согласование существительных с прилагательными).

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Примеры:

красный – мак, огонь, флаг;

оранжевый – апельсин, мяч;

желтый – цыплёнок, одуванчик.

«Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от существительных).

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У коровы

голова …», а ребёнок, бросая мяч обратно педагогу, заканчивает: «… коровья».

Примеры:

у кошки голова – кошачья;

у зайца голова – заячья;

у лошади голова – лошадиная;

у медведя голова – медвежья;

у собаки голова – собачья.

«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний)

Мы конечно, не забыли,

Кем ещё вчера мы были.

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из педагогов, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

цыплёнок – яйцом;

лошадь – жеребёнком;

корова – дуб – жёлудем;

рыба – икринкой.

«Кто кем будет?» (закрепление падежных окончаний)

яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой;

мальчик – мужчиной;

гусеница – бабочкой;

головастик – лягушкой.

Очень хочется отметить и сюжетно-ролевые игры, так любимы нашими детьми. Сюжетно-ролевых игр существует великое множество. Это «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская» и многие другие. В ходе сюжетно-ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории.

Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_grammatike.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

           Рекомендации  по проведению игр-занятий по грамматике

         Известно, что игра ведущий вид деятельности и  как форма способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта, у ребенка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

        Коррекционная работа  становится более эффективной при применении различных игр и упражнений  с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают материал.   Чтобы вызвать у детей интерес к обучению,  использую различные пособия, настольно – печатные игры, игровые упражнения с использованием различных игрушек, игровые упражнения с использованием элементов речедвигательной ритмики, игровые упражнения с использованием музыкального сопровождения.

         Работа строится с учетом принципа индивидуально-дифференцированного  подхода к детям, начального уровня их речевого развития и динамики усвоения предлагаемого материала.

Эффективность формирования грамматических навыков зависит от следующих условий:

- систематического проведения:

- размещения игр и упражнений в порядке возрастающей сложности;

- подчиненности заданий выбранной теме;

- вариативности упражнений. 

Игры и игровые упражнения с использованием картинок - помощников.

        «Покажите ребёнку картинку, и он заговорит» - говорил  К.Д. Ушинский. Картинки-помощники незаменимые спутники в работе воспитателя группы компенсирующей направленности на любом этапе.  С картинками ребёнку становиться интересней и увлекательней, помогают скрасить однотипность упражнений применяемых в компенсирующей группе. Игра строится так, чтобы как можно больше слов проговорили дети. задача воспитателя превратить волшебную картинку в увлекательную историю или рассказ, чтобы ребёнок захотел поиграть и в процессе игры решаются поставленные коррекционные задачи. поэтому игры подбираются те, которые носят комплексный характер и в процессе коррекции происходит:

- укрепляется психологическая база речи: память, восприятие, мышление, внимание;

- знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями;

- согласование прилагательных с существительными разных родов;

- правильное употребление местоимений «он, она, они»;

- образование формы родительного падежа у существительных разных родов и чисел;

- у детей закрепляется  навыки правильного согласования притяжательных местоимений «мой, моя, моё» с существительными разных родов единственного числа и существительными множественного числа; навык сравнения предметов по величине, форме, цвету и другим признакам.

- расширяется и обогащается  словарный запас.

Использование такого подхода в работе с детьми логопатами позволяет автоматизировать звуки, многократно повторить и запомнить большое количество речевого материала, компенсировать недостатки смысловой стороны речи.

      Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых  игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики. Но такие игры с узко дидактическим содержанием  не могут выполнять роль основной формы обучения с целью  развития грамматического строя языка дошкольника. На начальных этапах  ведущее значение имеют совместные со взрослым сюжетно-отобразительные игры детей,  подвижные, музыкальные, игры-драматизации (импровизации), инсценировки. Кукольный театр, элементы  игры при рассматривании картин, при рисовании, лепке, аппликации – такие виды  игровой активности, которые имеют широкий общеразвивающий  эффект, возбуждают  в детях положительные  эмоции. Стимулируют игровую и речевую активность и тем самым  создают  условия языковых  игр.

      Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, так как материал этот сложен.  Все дети разные: один  может долго и с удовольствием сидеть с книгой и рассматривать картинки, а другой, наоборот, не может находится в покое ни минуты, поэтому нельзя  точно сказать,  сколько времени нужно потратить на занятии- - оно индивидуально на каждого    ребенка и зависит от степени утомляемости  малыша. Ориентировочная  продолжительность занятия – от 8 до 25 минут.

       Обстановка  во время игры-занятия должна быть  живой, непринужденной. Занимаясь  с  ребенком, делайте перерывы , как только заметите что он утомился. Помните, что занятия, пусть даже  игровые, для ребенка  нелегкий  труд.

      Если   ребенок с легкостью  выполняет предложенные ему  задание, переходите к следующему.  Если  ребенок по какой-либо причине не может выполнить простое задание, то переходить к более сложным нет смысла. В том случае, когда грамматическое упражнение не получается, отложите  его на время  и вернитесь к заданию  в другой   раз.  Не пытайтесь  сразу же добиться результата,  если  видите, что малыш устал  и утратил  интерес  к игре, ведь  ребенок дошкольного возраста запоминает лишь  тогда, когда ему интересно. Ни в коем  случае не подменяйте  на простое заучивание с ребенком грамматических  форм слов – это не принесет нужного результата, а лишь отобьет желание ребенка работать с книгой.

      Если  вдруг получится так, что какая- либо  игра с ребенком уже проводилась и он утратил к ней интерес, но при этом  уже  еще не полностью усвоил материал, то при повторном проведении игры предложите ребенку роль не ученика, а учителя. Пусть он научит своего плюшевого мишку или любимую куклу  правильно говорить. И самое главное – как можно чаще хвалить малыша, даже за небольшие  успехи.

      Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

настольно-печатные;

дидактические;

подвижные игры;

сюжетно – ролевые;

компьютерные игры.

Существуют настольно-печатные игры, способствующих формированию грамматических категорий:

«Один - много» – закрепление формы множественного числа имён существительных;

«Что без чего?» ( – формирование навыка образования существительных родительного падежа;

«Скажи какой, какая, какое?»  – формирование навыка словообразования (относительных прилагательных: сок из яблок - яблочный);

«Весёлый счёт» – закрепление умения согласования числительных с существительными;

«Назови ласково»  – формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных.

На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи.

Рассмотрим, всем известную настольно-печатную игру «Лото» 

На материале данной игры можно отрабатывать:

- согласование существительных с местоимениями, сприлагательными, с числительными: Чья белка? Чей крот? Какая белка?

- падежные формы имён существительных.

У кого пушистый хвост? У кого длинные уши? (Р.п.)

Кем была белка? Кем был медведь? (Т. п.)

Кому дадим орехи? Кому дадим мёд? (Д. п.)

О ком скажем: рыжая? О ком скажем колючий? (П.п.);

- образование уменьшительно- ласкательные существительные белка-белочка, заяц-зайчик.

образование прилагательных от существительных: чьи у белки лапы? – беличьи, чей у медведя хвост? – медвежий, чьи у льва уши? - львиные.

Следующий вид игр – это словесныедидактические игры. Это самые известные и широко применяемые игры, например: «Жадина», «Кому что нужно», «Волшебные очки», «Один-много», «Хвастунишки», «Чего много?» и т.д. На самом деле почти каждую настольно-печатную игру можно использовать, как словесно-дидактическую.

Предлагаем еще один вид игр – подвижные игры. Подвижные игры освобождают детей от утомительной неестественной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу. И, конечно, побуждают детей к общению. Этим можно воспользоваться, работая над формированием грамматического строя речи. Подвижные игры многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры соревновательного характера, игры-аттракционы.

Игры с мячом:

«Лови и бросай, и цвета называй»(согласование существительных с прилагательными).

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Примеры:

красный – мак, огонь, флаг;

оранжевый – апельсин, мяч;

желтый – цыплёнок, одуванчик.

«Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от существительных).

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У коровы

голова …», а ребёнок, бросая мяч обратно педагогу, заканчивает: «… коровья».

Примеры:

у кошки голова – кошачья;

у зайца голова – заячья;

у лошади голова – лошадиная;

у медведя голова – медвежья;

у собаки голова – собачья.

«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний)

Мы конечно, не забыли,

Кем ещё вчера мы были.

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из педагогов, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

цыплёнок – яйцом;

лошадь – жеребёнком;

корова – дуб – жёлудем;

рыба – икринкой.

«Кто кем будет?» (закрепление падежных окончаний)

яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой;

мальчик – мужчиной;

гусеница – бабочкой;

головастик – лягушкой.

Очень хочется отметить и сюжетно-ролевые игры, так любимы нашими детьми. Сюжетно-ролевых игр существует великое множество. Это «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская» и многие другие. В ходе сюжетно-ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории.

Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по грамматике "Предлог В"

Презентация к занятию "Предлог В"  (Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи : Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах)...

Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматике

Известно, что игра ведущий вид деятельности и  как форма способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта, у ребенка, взявшего на себя в игре определ...

Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматике

Логопедические игры. Проведение игр-занятий по грамматике...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Занятие "Страна Грамматики"

Комплексное занятие по развитию речи.Цель развитие связной речи и обучение основам грамоты у  старших дошкольников....

ЗАНЯТИЕ ПО ГРАММАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «ЗВУК Б, БЬ. БУКВА Б.»

ЦЕЛИ :КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:-научить давать акустико-артикуляционную характеристику  звуку  Б  и  БЬ.-формировать  номинативную  лексику....