ПРАВИЛЬНО ДУМАТЬ И ГОВОРИТЬ
консультация по логопедии

Микиртумова Алиса Владимировна

ПРАВИЛЬНО ДУМАТЬ И ГОВОРИТЬ

 

Развитие и коррекция речемыслительной деятельности старших дошкольников

(Старшая и подготовительная к школе группы)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravilno_dumat_i_govorit.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ПРАВИЛЬНО ДУМАТЬ И ГОВОРИТЬ

Развитие и коррекция речемыслительной деятельности старших дошкольников

(Старшая и подготовительная к школе группы)

Учитель-логопед: Микиртумова А.В.

Важная задача современной образовательной практики – обеспечение  преемственности деятельности дошкольных образовательных учреждений и школы в контексте непрерывности образования на его разных ступенях, поэтому поиск новых путей оптимизации подготовки ребенка к школе приобретает актуальность. Среди первоклассников много интеллектуально пассивных детей, которые не могут справиться с элементарными учебными заданиями. Умственная задача, не связанная с игрой или практической ситуацией, не вызывает у таких детей активности, а когда необходимо применить интеллектуальные усилия, они отказываются от деятельности, изыскивают различные обходные пути, проявляют негативные эмоции по отношению как к содержанию, так и к процессу учения.

Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение старших дошкольников умению выделять, понимать и решать познавательные задачи. Как показали исследования А.В. Запорожца, Е.А. Коссаковской, А.А. Люблинской, у старших дошкольников начинает формироваться особая деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей.

К 7 годам значительно снижается интерес к побочным игровым моментам, например к выигрышу в дидактической игре. В качестве ведущего мотива познавательной деятельности выделяется стремление научиться решать трудные умственные задачи. Мотив этот приобретает наибольшую побудительную силу. Дети начинают стремиться не только что-то узнать, но и понять, что, почему и как происходит в мире.

Использование умственных задач в обучении старших дошкольников расширяет возможности их подготовки к обучению в школе, в том числе в формировании интереса к учению. Если же ребенка не ставить в условия, когда он должен решить именно и прежде всего познавательную задачу (а не одновременно с игрой или предметно-практической деятельностью), то он долго, даже за пределами дошкольного возраста, будет оставаться «в плену непосредственного чувственного опыта», не сможет в школе усваивать знания опосредованно: из рассказа учителя, карт и таблиц, текста учебника. Ненасыщаемое стремление дошкольника к приобретению новых знаний, интерес к умственным операциям, удовольствие от успешного решения познавательной задачи в таких условиях угасают. И дети переходят к непродуктивному способу восстановления знаний, полученных от взрослого в готовом виде.

Так возникла необходимость разработки новых подходов к интеллектуальному развитию старших дошкольников с учетом потребностей развития и возрастных ресурсов.

Задачи по формированию речемыслительной деятельности у старших дошкольников

5-6 лет

6-7 лет

I. Развивать категориальность восприятия, мыслительные операции

Соотнесение признаков с предметами и явлениями

1. Выделение единичных признаков предметов (задание «Найти на картинке всех кудрявых клоунов»)

2. Нахождение предметов по комбинации двух-трех признаков (упражнение «Найти кудрявого клоуна, играющего в мяч»)

3. Идентификация предмета по изображению элемента, детали

4. Подбор слов к понятию, определяющему тему, например «Цирк»

1. Нахождение предмета по комбинации признаков (количество комбинаций увеличивается до нескольких десятков, например: по комбинации признаков - формы, цвета, величины - найти предмет)

2. Подбор слов, дифференцирующих два вида понятий, имеющих один род («Принцесса прекрасная» и «Принцесса ужасная»)

Соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака

1. Соотнесение в возрастающем и убывающем порядке до пяти объектов (по размеру и другим признакам)

2. Подбор предметов, соответствующих ряду моделей, выражающих разную степень заданного признака (упражнение «Посади кошку на свою дорожку»; изображения кошек соотносятся по величине с полосками, размещенными в случайном порядке)

1. Соотношение в возрастающем и убывающем порядке до 10 объектов (по размеру и другим признакам)

2. Подбор предметов, соответствующих ряду моделей, выражающих разную степень одного-двух заданных признаков

Классификация

1. Классификация групп предметов по заданному основанию (хищники - не хищники, мебель - электроприборы)

2. Нахождение одного-двух оснований для классификации и обобщения в заданной группе предметов («Кто лишний: лиса? волк? кот? заяц?». Возможные ответы: кот - единственное домашнее животное, заяц не хищник.)

1. Классификация процессов и явлений (например, классификация увлечений)

2. Нахождение двух-трех оснований для классификации и обобщения в заданной группе предметов (упражнение «Кто лишний? лиса? волк? кот? заяц?». Возможные ответы: кот - единственное домашнее животное, заяц не хищник, заяц трусливый, заяц меняет цвет меха)

Сравнение

Сравнение предметов по внешним признакам (еж, елка, игла; луна и апельсин)

1. Сравнение предметов, процессов, явлений по функциям (например, назначение и использование зонта и плаща)

2. Сравнение предметов, процессов по скрытым свойствам (Колобок, как и булка, из муки)

3. Сравнение предметов, процессов, явлений по нескольким параметрам (жизнь на севере и на юге: погода, животные, растения, занятия людей и т.д.)

4. Сравнение предметов, процессов, явлений по внешним признакам с юмористической точки зрения (в сказке 5. Сапгира «Смеянцы»: дракон - «в три носика чайник»)

Анализ отношений между предметами и явлениями (аналогии)

1. Нахождение предмета, имеющего отношения с заданным предметом, аналогичным образцу (упражнение «Найди недостающий предмет», например: собака - будка, белка - ...дупло)

2. Придумывание слов по аналогии (воробей - чирикает, а ворона? собака?).

1. Создание обратных аналогий («Скажи наоборот», например: смелый-трусливый)

2. Исправление высказываний с помощью нахождения соответствующей аналогии: «Было у царя две дочери: одна злая, а вторая красивая» (исправить на добрая)

3. Составление аналогий по фразеологизму («Смешинка в рот попала» - если человек смеется, а если грустит, то... «грустинка»)

II. Формировать способность выделять существенные признаки предметов и явлений и давать определения понятиям

1. Выделение существенных признаков предметов и явлений (например, «Без чего не бывает цирка?»). Выделение значимых признаков в загадках («Вот иголки и булавки выползают из-под лавки»)

2. Выделение главной идеи (придумывание названия литературного произведения, истории, изображенной на картинках)

3. Составление описательных определений понятий (загадок, описательных рассказов по плану)

4. Формулирование логических определений понятий (определение родовой принадлежности и функционального отличия предмета: елка - растение с иглами; еж - зверь, покрытый иглами; швейная игла - инструмент для шитья)

5. Соотнесение объема понятий, имеющих родовидовые отношения (упражнение «Чего больше?», например апельсинов или фруктов?)

1. Нахождение существенных признаков данного предмета, несвойственных другим предметам и явлениям (верблюд, дельфин, пингвин, воробей: найти такое свойство у каждого из животных, которого нет у других)

2. Составление описательных рассказов от имени предметов

3. Формулирование логических определений понятий (определение функционального отличия и родовой принадлежности предметов в игре «Подарки»: придумать, как можно использовать «подарки», спрятанные в шкатулке; «исправление» небылиц: привести в соответствие упомянутые в небылице предметы и их функции)

III. Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию

1. Установление логических, в том числе причинно-следственных, связей

2. Поиск новых связей между предметами и явлениями, отличающимися от известных или данных в образце (упражнение «Хорошо-плохо»: дворец из мороженого, сок из водопроводного крана)

1. Установление логических связей, в том числе причинно-следственных

2. Поиск новых связей между предметами и явлениями, отличных от известных или данных в образце (упражнение «Задом наперед»: взрослый придумывает рассказ, по картинкам «птица» - «гнездо»; для детей их порядок меняется: «гнездо» - «птица»)

3. Открытие отличных от известных или данных в образце способов поведения (по текстам произведений Г. Сапгира «Смеянцы», Н. Артю-ховой «Саша-дразнилка», Дж. Родари «Женщина, которая считала "апчхи!"»)

4. Понимание зависимости проявления качеств предметов и явлений от конкретных условий (упражнение «Что больше подходит для букета: коты или цветы?», «Где подходящее место для Шалтая-Болтая?»)

5. Нахождение новых способов использования предметов (например, коробка, зонт)

IV. Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать

1. Формулирование суждений о связи признака и предмета (упражнение «Где чей домик?»: по соответствию признаков и предметов, соотнесению других признаков и предметов)

2. Формулирование суждений об отношении свойств разных предметов (упражнение «Стол выше стула, значит, стул... ниже стола»)

3. Определение причины событий, описанных в историях (упражнение «Как живой петух оказался в кастрюле?»)

4. Определение последовательности событий (например, придумывание окончания рассказа, истории по серии картинок)

1. Формулирование суждения о связи признака и предмета, явления и предмета, процесса и предмета

2. Опровержение ложных суждений с помощью контрпримера (пример: лесные зверьки - пушистые; контрпример: еж)

3. Нахождение причин событий, описанных в историях

4. Определение последовательности событий

5. Нахождение причины событий, описанных одной фразой («Кошка сердито зашипела»)

6. Определение последствий событий в предложенной гипотетической ситуации («Что будет, если остановить все часы? Остановится ли время?»)

V. Формировать умение задавать вопросы

1. Произвольная постановка вопроса, направленного на расчленение и обследование проблемной ситуации

2. Переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам-гипотезам: в вопросе устанавливающего типа в ситуации поиска прямо называется предполагаемый предмет («Это кошка?»); в вопросе-гипотезе формулируется предположение о наличии у предмета какого-либо признака («Это зверь? Он может мурлыкать?»)

1. Формулирование вопросов в различной форме с опорой на наглядное содержание (упражнение в формулировке вопроса со слова, обозначенного символом на карточке)

2. Осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопросов

3. Формулирование вопросов, направленных на раскрытие смысла ситуации (с использованием картинок с изображением животных в человеческих ситуациях: «Куда спешит волк?», «Почему плачет мышка?»)

VI. Формировать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть ситуацию с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании

1.   Интерпретация   образных выражений (упражнение «Что на что похоже?» по стихотворению Н. Матвеевой «Она умеет превращаться»: кошка сидит, как матрешка)

2. Определение переносного значения фразеологизмов

3. Нахождение решения в гипотетических ситуациях (упражнение «Кот в сапогах потерял сапог. Поможем ему!»)

4. Выделение разных точек зрения на один и тот же предмет или явление (упражнение «Какая бывает зима?» по произведениям М. Пляцков-ского - для мальчишки зима веселая, для дворняжки - холодная; «Яблоко» Г. Сапгира)

1. Интерпретация образных выражений (придумывание образных слов по аналогии: если смешно, то «смешинка в рот попала»; если грустно, то... «грустинка»)

2. Определение переносного значения фразеологизмов

3. Нахождение решения в гипотетических ситуациях («Как спасти Шалтая-Болтая?»)

4. Выделение разных точек зрения на один и тот же предмет или явление (рассказывание историй от имени разных действующих лиц)

5. Понимание многозначности слов (работа с небылицами: «Бутылка горлышком поет», по строению в бутылке выделяют «горлышко», но петь она не может)

VII. Развивать планирующую и регулирующую функции речи

(5-7 лет)

1. Действие по словесной инструкции

2. Составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, предметные картинки, модели

3. Контроль за выполнением плана через совершенствование регулирующей функции речи:

• упражнение в речевом формулировании алгоритма действий (по каким правилам и в каком порядке следует выполнять упражнение);

• упражнение в соотнесении результата деятельности с ранее сформулированным алгоритмом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учите ребенка думать и говорить

памятка для родителей...

Консультация для родителей "Учусь думать - учусь говорить"

Консультация "Учусь думать - учусь говорить" поможет родителям правильно подготовить ребенка 6-7 лет к обучению в школе....

Консультация для родителей " Учите детей думать и говорить"

Консультация для родителей «Учите детей думать и говорить (семейное воспитание) »Ведущим видом деятельности у детей 3-4 лет является игра.В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует...

Учите детей думать и говорить

Консультация для родителей, игры и упражнения на развитие мышления и внимания....

Думаем и говорим (тема "Птицы")

задания на развитие речемыслительных процессов...

Думаем и говорим (тема "Космос")

задания на развитие речемыслительных способностей детей...

Думаем и говорим (тема "Школа")

Упражнения для развития речемыслительных способностей детей...