"Ребёнок и речь"
статья по логопедии

Васильева Наталья Николаевна

Из статьи родители узнают, что должно насторожить в речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebyonok_i_rech.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок и речь

РЕЧЬ - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С ее помощью выражаются мысли, желания, передают свой жизненный опыт.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития:

  • Определенная степень зрелости различных структур головного мозга.
  • Правильная и координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.
  • Развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоций.
  • Формирование потребности в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает

  • Способность говорить
  • Способность понимать сказанное

К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:  

  • Самостоятельной монологической речью
  • Звуковой формой слов
  • Значением слов
  •  Грамматикой

Речевое развитие вашего ребенка существенно

отличается от речевого развития его сверстников?

Вам необходима консультация специалистов:

  • педиатра
  • психиатра
  • невролога
  • логопеда
  • психолога

Возможно, понадобится тоже помощь сурдолога, окулиста, врача-генетика, эндокринолога.

Прежде всего постарайтесь ответить на вопрос: «что именно больше всего Вас тревожит?»

  1. Отметьте, что происходит с ребенком в течение дня.

     Что беспокоит вас в его поведении:

2.  Вы считаете, что у Вашего ребенка речевые проблемы? Начните с оценки сложившейся ситуации.

Отсутствие речи в три года – это не просто запаздывание.

Это сигнал о грубых речевых нарушениях!

Но беспокойства также могут вызвать:

  • Задержка на стадии называния
  • Невнятная речь
  • Не хочет говорить
  • В речи появились запинки

   

Адекватная помощь возможна, только если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз.

Для получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения, то есть история внутриутробного и раннего развития.

               

  • Как протекали беременность и роды?
  • Не было ли серьезных заболеваний, операций и травм?
  • Как плакал ребенок?
  • Была ли подготовка к крику в виде покряхтывания?
  • Чем можно было его успокоить? Не создавалось ли у Вас ощущение, что малыш беспричинно плачет или заходится криком?
  • Слышались ли интонация в крике?
  • Можно ли было понять, что требовал ребенок криком, и какова была его ответная реакция на Ваше понимание?
  • Когда появился интерес к погремушкам, или к каким-нибудь другим предметам? Сопровождалось ли занятие с ним эмоционально-голосовыми возгласами?
  • Какие звуки, сочетание звуков произносил ребенок? Когда они появились, насколько разнообразными были, какими интонациями сопровождались?
  • Когда появились первые слоговые цепочки? Насколько разнообразными они были? Появлялись ли они самостоятельно или в ответ на ваше обращение?

В кругу семьи

 Дошкольный возраст

В 4 года фразовая речь ребенка включает предложения из 5-6 слов, дети сопровождают речь игрой. Словарный запас 2000 слов. К 5 годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. В 4.5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере готовит ребенка к овладению письменной речью. К 6 годам ребенок овладевает значением производных слов. На 7 году жизни ребенок начинает осознавать себя как социального индивида и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности.

Основания для беспокойства - Ограничен бытовой словарь; не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия. Неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов; не может связанно рассказать о происходящих событиях.

Периоды развития понимания речи

Понимание речи предполагает не только восприятие слышимых звуков, но и расшифровку смысла речевого потока.

1 уровень. Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно    реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса (3-6 месяцев).

2 уровень. Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам (1-10 месяцев).

3 уровень. Ребенок понимает названия отдельных предметов (10-12 месяцев), узнает их изображения (12-14), узнает их на сюжетных картинках (15-18).

4 уровень. Ребенок понимает обозначение действий в различных ситуациях, причинно-следственные связи (2 года 6 мес.)

5 уровень. Ребенок понимает сложно подчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной ситуации (к 4 годам)

Эмоциональная сторона речи

В процессе речевого развития эмоциональная сторона речи играет особую роль, так как начинает свое существование с рождения ребенка и отражает малейшие изменения его психологического состояния.

Основания для беспокойства: Нарушена способность к установлению эмоционального контакта; не реагирует на обращение; нет жестов; не переносит малейшие изменения в условиях существования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребёнок и речь ( общие сведения).

Общие сведения:что такое речь;что неоходимо для нормального становления речевой деятельности;что входит в понятие "овладение речевой деятельностью";чем овладевает ребёнок к сташму дошкольному возрасту...

Ребёнок и речь. Периодизация развития речи.

Родители должны хорошо представлять, что речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом их них элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. В консультации подробно...

Как обучить ребёнка связной речи

Как развить умение последовательно, точно и образно научить ребёнка излагать свои мысли или литературный текст в дошкольном возрасте....

Тема: «С ребёнком играем, речь развиваем».

Консультация учителя-логопеда для воспитателей и родителей детей, посещающих ГКП Тема: «С ребёнком играем, речь развиваем».    ...

Буклет "Как родители могут помочь ребёнку развивать речь"

Информация для родителей о развитии речи ребёнка по основным направлениям. Подборка игр и упражнений....