Конспект родительского собрания «Как помочь ребёнку дома»
методическая разработка по логопедии

Комарова Элеонора Станиславовна

Применяя различные формы взаимодействия с семьями детей, имеющих нарушение речи, повышается эффективность логопедической коррекции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания «Как помочь ребёнку дома»

Цель: Организация совместной работы логопеда и семьи по коррекции речевых нарушений совместными усилиями.

Как мы уже с вами говорили, развитие речи и формирование психических процессов происходят во взаимосвязи с друг другом. Средствами языка происходит как общение с окружающими, так и всевозможный практический опыт. Роль правильной речи в развитии ребёнка неоспорима. Но для того, чтобы процесс по коррекции речи шёл эффективнее, логопед и родители должны стать единомышленниками и работать в тесной взаимосвязи. Помощь родителей в данном вопросе неоценима. Итак, рассмотрим, чем же родители могут помочь логопеду, тем самым помогая своему ребёнку в преодолении речевых расстройств. Для начала необходимо усвоить, что для положительной речевой динамики нужно запастись терпением, временем и превратить занятия в систему, то есть посещать логопеда и выполнять его рекомендации не от случая к случаю, а регулярно. Не забывайте о том, что у детей дошкольного возраста ведущей деятельность является игра, не превращайте занятия в урок, лучше пусть они носят занимательный характер. Некоторые рекомендации логопеда следует выполнять в обязательно спокойной обстановке, а некоторые можно выполнять по пути в детский сад или во время прогулок. Занятия дома не должны быть длительными и утомительными, продолжительность занятия 15-20 минут. Если у ребёнка есть желание заниматься, обязательно нужно его в этом поддерживать, стимулировать, поощрять его успехи и учить преодолению трудностей. Если ребёнка хвалить и поощрять, то это придаст ребёнку уверенность в собственных силах, что поможет быстрее научиться правильному произношению звуков.

Вот некоторые речевые правила для родителей:

  • Произносить все звуки речи правильно
  • Добиваться в своей речи хорошей дикции –  ясная, чёткая, отчётливая речь;
  • Придерживаться в своей речи литературного произношения;
  • Стараться правильно использовать интонацию с учётом содержания выражения;
  • При общении с ребёнком использовать немного замедленный темп речи, а также умеренную громкость своего голоса;
  • Связно, в доступной форме, то есть в соответствии возрасту ребёнка, строить свои высказывания, точно использовать грамматические конструкции;
  • Не допускать в разговоре грубости и повышенного тона.
  • Ни в коем случае нельзя смеяться над неудачами вашего ребёнка, а также при помощи грубого насилия заставлять его преодолевать трудности.
  • Выполнять домашние рекомендации логопеда в спокойной и доброжелательной обстановке, ориентируясь на психосоматическое состояние своего ребёнка.

Родителям необходимо знать и понимать особенности развития своего ребёнка, для этого необходимо взаимодействовать со всеми специалистами, которых посещает их ребёнок – логопед, психолог, невролог, психоневролог и другими. Важнейшим является психологический комфорт ребёнка, который обуславливается единством и понятностью требований, предъявляемых воспитывающими взрослыми. Если же они во многом разнятся, то ребёнку трудно в них разобраться. Таким образом, совместная организация логопедической работы логопеда и родителей обеспечивает успешное осуществление коррекции дефектов речи ребёнка, а в перспективе и успешное овладение им учебной программы.

Речевые развивающие игры «По пути»

Данные игры родители могут применять с детьми, не отрываясь от повседневных забот.

«Что может быть?»

Родитель начинает игру словами: «Высоким может быть башня, а ещё дерево, а ещё высоким может быть…» и ждёт, пока ребёнок придумает собственный вариант. Или: «Что может быть мягкое?», «Что может быть круглое?», «Что может быть острое?», «Что может быть жидкое?», «Что может быть длинное?», «Что может быть пушистое?», «Что может быть твёрдое?», «Что может быть квадратное?», «Что может быть ароматное?», т.п.

«Что произойдёт, если…?»

Игра предполагает вопросы родителя и ответы ребёнка. Вопросы могут быть жизненные («Что произойдёт, если в таз с водой упадёт кирпич, жучок?», «Что произойдёт, если летом выпадет снег?») или даже из области фантастики («Что произойдёт, если ты окажешься на луне?»). Важно следить, что бы ответ ребёнка был развёрнутым.

«Ласковые слова»

Родитель начинает игру словами: «Когда мы хотим назвать зайца ласково, мы говорим – зайчик, если сумку – сумочка, а если захотим назвать ласково папу? Маму? Палец? Руку? Цветок? Банку? И т.п.

«А кем раньше был? (Или чем раньше было)»

Родитель спрашивает ребёнка, кем (или чем) раньше был, например, цыплёнок (яйцом)? Варианты пар: бабочка-гусеница, лошадь-жеребёнок, рубашка-ткань, рыба-икринка, стул-доска, булочка-мука, цветок-семечко, и т.д. Если ребёнок затрудняется ответить, помочь и разъяснить.

«Придумай (закончи) предложение»

Родитель начинает предложение, а ребёнок его заканчивает. Например: «Никита не пошёл сегодня в детский сад, потому что…(заболел)», «Папа пошёл в магазин, чтобы…(купить продуктов)», «Котёнок залез на берёзу, потому что…(испугался собаки)», «Аня собирает ягоды, чтобы…(сварить варенье)», и т.п.

 «Игра в магазине»

В современном супермаркете можно найти почти всё. Что очень удобно, что бы на практике помочь ребёнку расширись словарный запас. Можно спросить его: «Я сегодня хочу сварить борщ, что мне нужно для этого купить?». Предложить ребёнку перечислить продукты. Или: «В этом отделе продают огурцы, помидоры, кабачки. Как это можно назвать одним словом? (овощи)»; «Мы с тобой купили хлеб. А куда нам его положить дома, совсем забыла, как называется этот предмет для хранения хлеба? (Хлебница)».

«Сравнения»

В магазине можно сравнить две вазы, например, по цвету, по материалу, по объёму. На улице – два дома, два автомобиля. После сравнения задать вопрос ребёнку, что ему нравится. Попросить, что бы объяснил, почему.

Памятка для родителей «Выполняем домашнее задание»

  • Помните, занятия с ребёнком должны носить регулярный характер. Занятия должны быть для ребёнка интересными и занимательными, но не принудительными.

  • Занятия часто можно проводить по пути домой, в повседневной обстановке. Но иногда они требуют спокойной обстановки, без отвлекающих моментов.

  • Желательно, как можно быстрее приучить ребёнка выполнять задания самостоятельно. Помогать ребёнку нужно в разумных пределах и своевременно. Не нужно спешить показывать ребёнку, как выполнять задание, даже в том случае, если он расстроен неудачей.

  • По времени занятия не должны продолжаться долго, так как ребёнок пресытится и утомится. Дети так же любят, когда им сообщают, что они будут выполнять на следующий день.

  • Необходимо чередовать занятия по развитию словаря и речи с заданиями по развитию звукопроизношения.

  • Обязательно стимулируйте своего ребёнка к занятиям – поощрять его успехи, не ругать, а учить преодолевать трудности.

Памятка для родителей «Читаем детям с ОНР»

Зачем читать. Книга способствует развитию речи. Это образец литературного родного языка. Для ребёнка это кладезь готовых речевых стандартов, которые они учатся использовать в своей собственной речи. Запомните: телевизор никогда не сможет заменить книгу, потому что часто с экрана можно услышать далеко не идеальные обороты русского языка, а ребёнок впитает их как эталонные и обязательно будет их употреблять в общении с другими людьми. Из книг можно узнать много новых слов и выражений, тем самым его речь обогатится литературной лексикой. И что ещё не маловажно, совместное чтение книг – это ещё одна возможность ребёнку побыть с мамой. Книги помогут так же в умении выражать свои мысли образно, с использованием метафор, эпитетов.

Что читать. Познавательные произведения, не обделённые эстетикой

  • нравственностью. Произведения должны подбираться с учётом возраста ребёнка. Помните, что чтение книг не по возрасту может спровоцировать заикание. Произведение должно обязательно нравиться ребёнку, оно должно быть с интересным сюжетом, но в то же время простым и ясным.

Иллюстрации в книге не должны нарушать восприятия текста.

Как читать. Во время чтения вас никто не должен отвлекать, так как у детей с общим недоразвитием речи лёгкая отвлекаемость, что приведёт к потере логики текста. Уточняйте у ребёнка, понятен ли им смысл редко встречаемых слов, в случае необходимости, уточните их значение, что в свою очередь облегчит ребёнку понимание сюжета. Чтению необходимо придать эмоциональную окраску с помощью изменения высоты, силы и темпа голоса.

Рекомендации при чтении:

Во время прочтения дайте возможность ребёнку самостоятельно рассматривать иллюстрации к тексту, а по прочтении рассмотрите их совместно, обращая внимание на одежду героев, их настроение, окружающую обстановку и другие особенности. Цель данной рекомендации – это развитие произвольности внимания, актуализация словаря, обучение отвечать и задавать вопросы, а в результате ребёнок учится составлять рассказ по сюжетной картинке.

После   прочтения   необходима   беседа.   Задавайте   вопросы,

которые помогут ребёнку уточнить основной смысл услышанного, позволят выразить эмоциональное отношение к событиям и героям через ответы на них, где ребёнок будет упражняться в умении ведения диалога. Подведите его к выводу после прочитанного: «Почему писатель так назвал рассказ? Зачем он рассказал эту историю?».

Необходимо повторное чтение, спустя какое – то время, в процессе которого постарайтесь включить ребёнка в активное прослушивание через привлечение к озвучиванию некоторых реплик героев, небольших понравившихся отрывков текста. Впоследствии, идя домой из детского сада, находясь в удобном транспорте или гуляя, вы можете попросить пересказать ребёнка данный рассказ, по необходимости помогая ему. И тем самым способствуя развитию его связной речи.

Дайте возможность пофантазировать ребёнку. Спросите: «Что произошло бы, если бы…..? Что бы ты сделал на месте героя?» Подобное задание заинтригует ребёнка, заставит представлять и устанавливать причинно-следственные связи с отражением в речи задуманного.

Таким образом, уделяя внимание своему ребёнку всего несколько минут вдень с использованием правильно подобранного литературного произведения, вы помогаете ему в овладении нормами русского языка, развиваете его речь, удовлетворяете его потребности в общении, чего не заменит самая лучшая компьютерная игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание “Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом“

План:1. Введение: что такое письменная речь2. Что необходимо для успешного овладения письмом3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом4. Основные направления работы при обучении...

Родительское собрание «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции».

Родительское собрание для старшей и подготовительной к школе группы....

Конспект родительского собрания по теме: "Экологическое воспитание в детском саду и дома"

КОНСПЕКТ родительского собрания«Экологическое воспитание в детском саду и дома»Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; п...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Как помочь ребенку адаптироваться в школе"

Помочь родителям разобраться в трудностях, которые испытывает их ребёнок в период адаптации к обучению в  школе, проанализировать своё отношение к этой проблеме и найти пути её разрешения....

Конспект родительского собрания в первой младшей группе №2 «Капельки» на тему: «Как помочь своему ребенку адаптироваться к детскому саду»

Цель: помочь познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям.Повестка собрания:1. Вступительное слово. Игра «Палочк...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе «Б» группе. Тема: «Как помочь ребенку стать учеником.»

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе «Б» группе.Тема: «Как помочь ребенку стать учеником.»...

Родительское собрание на тему "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому".

Побудить родителей задуматься о том,что соблюдение ПДД самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей....