Логосказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Евдокимова Татьяна Петровна

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Логопедические сказки оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования. Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoskazka.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД

 по формированию звуковой стороны речи в старшей логопедической группе

Логосказка  «Про то, как  лиса звук (с) произносить не могла»

Цели:

  1. Уточнить   артикуляцию звука (c).
  2. Развивать умение выполнять глубокий вдох и плавный, медленный выдох.
  3. Закреплять правильное произношение звука (с) в изолированном виде, в слогах, словах, чистоговорках, стихах, предложениях.
  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать координацию речи с движением.
  3. Закреплять умение строить полные предложения.
  4. Развивать связную речь.
  5. Воспитывать чувство взаимопомощи.  

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование: декорации леса, пособие «Бабочки», листочки и цветы из цветного картона, кукольный театр (ширма, заяц, оса, медведь), картинки, зонт.

Ход занятия

Дети заходят в группу

Логопед: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Сегодня я хочу предложить вам отправиться в гости к сказке.  Для этого нам нужно оказаться  в сказочном  лесу. Давайте встанем под мой волшебный зонтик, закроем глазки и  скажем  слова:  «Зонтик волшебный нам помоги  в сказочный лес нас отнеси». Вот и сказочный лес.

Посмотрите какой он красивый … Давайте присядем на пенёчки. Итак, вы готовы услышать сказку? Тогда слушайте и смотрите.

Логопед: Сказка про то, как  лиса не могла звук (с) произносить.

Появляется лиса (воспитатель)

Жила – была на лесной опушке Лиса – рыжая краса.

И все-то у нее было хорошо, да только не умела лиса произносить звук (с). Сидит она и плачет.

Вдруг видит, тучка на небе, а на ней бабочки сидят.

Появляются бабочки

Бабочки:  Отчего плачешь, Лиса – рыжая краса?

Лиса: Как же мне не плакать? Не умею я произноШить звук (с).

Не подШкажите ли бабочки, кто может научить меня звук  произноШить?

Бабочки:  А ты сначала подуй на нас, а то налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки, трудно нам летать.

Лиса: А как же я подую, я ведь не умею. Кто же мне поможет?  

Бабочки:  Может, дети тебе помогут?

Логопед: Вы поможете лисе подуть на бабочек? (Да). Тогда встаньте поближе. Сделайте глубокий вдох носом и долгий, медленный выдох ртом на «лопаточку». Вдох, выдох. (Три раза)

«Бабочки» - упражнение на дыхание

Бабочки: Спасибо вам, дети, и тебе, лиса! Теперь наши крылышки обсохли, и мы можем летать. А научить тебя звук произносить, Заяц поможет.

Логопед: Сидит Лиса – рыжая краса, плачет, а навстречу ей

 Зайка – попрыгай - ка  скачет.

Появляется заяц (кукольный театр)

Заяц:  Здравствуй Лиса – рыжая краса!

Лиса: ЗдраШтвуй Зайка – попрыгай - ка!

Заяц:  О чем плачешь?

Логопед: И рассказала лиса зайцу про то, что не умеет звук (с) произносить.

Заяц:  Кажется, я твоему горю помогу, но мне помощники нужны.

Лиса: А кто же это?

Заяц: Мои друзья, ребята.

Логопед: Ребята, но мы с вами  не сможем показать  Лисе, как произносить звук (с), пока не выполним упражнения для язычка.

 Дети выполняют  комплекс артикуляционных  упражнений на свистящие звуки: «Улыбка», «Заборчик», «Почистим зубки», «Язык-трубочка»

Логопед: Ребята, теперь подскажите Зайчику, когда мы произносим звук (с):  - Что делают губы? (Улыбаются) 

- Где находится язык? (Язык внизу за зубами)

- Где проходит воздух? (Посередине языка.). 

Заяц: Ну вот, Лиса, делай так:

Язык широкий, как можно ниже,

Кончик к нижним зубкам ближе,

Посередине языка бежит воздуха струя.

Улыбнись  и посвисти,

Звук  с – с – с  произнеси!

Лиса:  С – с – с.  Ах, какой красивый звук! Ребята, давайте вместе: с – с – с.

Логопед:  Убежал Зайка по своим делам, а Лиса сидит на лесной опушке, улыбается.

Лиса:  Я так рада, так рада, что мне захотелось танцевать и играть. Вы хотите со мной поиграть в игру? (Да).

Игра «По лесочку мы гуляем»

На полу в зале разложены искусственные осенние листочки, цветы.

По лесочку мы гуляем,            Двигаются  хороводным  шагом.                                                   

Мы листочки собираем,          Подходят к листочку, останавливаются.

Вот – один,                               Поднимают вверх один листок.

Вот – другой.                            Поднимают вверх другой листок.

Поиграем мы с тобой.             Покачивают поднятыми вверх листочками.

По лесочку мы гуляем           Двигаются врассыпную хороводным шагом.   

Мы цветочки собираем,        Подходят к цветку, останавливаются.

Вот – один,                              Поднимают вверх один цветок.

Вот – другой.                          Поднимают вверх другой цветок.

Поиграй, цветок, со  мной.   Покачивают поднятыми вверх цветами.

Дети садятся на стулья, появляется оса

Логопед: Посмотрите, ребята, оса летает с цветка на цветок и поет свою песенку. Давайте вместе с ней петь, повторяйте за мной: СА, СО, СУ, СЫ.

Дети произносят слоги

Логопед: А теперь на каждый слог назовем слова:

СА: сад, сани, Саня, сапоги, салат, сахар…

СО: сок, сода, соль, Соня, совы, сом…

СУ: суп, сумка, судак, суслик, сухо…

СЫ: сыт, сын, сыр…

Логопед: Молодцы, ребята!

Лиса: Ой, я так боюсь осы, а вы ребята, боитесь? Если мы будем вместе громко произносить слова, оса испугается и улетит.

Повторяйте за мной:

СА – СА – СА – вот летит оСА.

СЫ – СЫ – СЫ – не боимся мы оСЫ.

СУ – СУ – СУ – мы прогоним оСУ.

СА – СА – СА – улетай, оСА.

Логопед: Испугалась оса и улетела.

Сидит лиса на опушке, видит, медведь идет, кусты к земле гнет, что – то  несет.

Появляется медведь

Медведь: Здравствуй, Лиса – рыжая краса.

Лиса: Здравствуй, Мишенька, а что это у тебя?

Медведь: Да вот картинки в лесу нашел, а для чего они, не знаю.

Лиса: А ты их  детям покажи, они тебе подскажут.

Логопед: Вы поможете медведю  назвать картинки? Только четко выделяйте в словах звук (с).

Картинки показаны на доске

Логопед: А теперь, ребята, с помощью этих картинок нужно придумать предложения.

Дети произносят предложения:

Лиса живет в лесу.

 В лесу высокие сосны.

Под соснами лисья нора.

У лисы длинный рыжий хвост и черный нос.

У лисы детки –  лисята.

 Лиса любит мясо.

Медведь: Спасибо вам за науку. Так у вас целый рассказ про лису получился. А мне пора по делам.

Лиса: Как мне рассказ  понравился, хочется еще раз послушать.

Дети пересказывают рассказ с опорой на  картинки

Лиса: Спасибо вам, ребята! Вы мне сегодня очень помогли. Только настоящая дружба может преодолеть все трудности. До свидания друзья!

Лиса уходит

Логопед: Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!

Ребята, вам понравилась сказка? Скажите, какой звук не умела произносить лиса? Вы хотите еще побывать в этом сказочном лесу? Тогда в следующий раз  вас ждет новая сказка. А теперь нам пора возвращаться. Где наш волшебный зонтик? «Зонтик волшебный нам помоги, назад  в детский сад нас отнеси».

Литература:

Журнал «Логопед», 2008/2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра. В логопедической работе также используются игровые методы и приёмы для коррекции речевых нарушений у дошкольников. В данной работе предла...

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей...

Сказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Консультация дл педагогов.Сказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ...

Кинезиология как метод коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В настоящее время, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из приоритетных задач ДОО является «охрана и укрепление физического и психическ...

консультация для педагогов " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"

В консультации раскрыты способы  коррекции речевых нарушений с использованием логосказок...

мастер-класс " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"

знакомство педагогов с логопедическими сказками, побуждение к использованию логосказок в современной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений...

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышлени...