Взаимодействие специалистов и семьи в формировании правильной речи ребенка
консультация по логопедии

Ермилова Алла Алексеевна

Взаимодействие специалистов и семьи в формировании правильной речи ребенка.

Проблема содружества нашего центра и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу.

Наилучшие результаты полноценного речевого развития детей отмечается там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие взаимодействие с семьей нужно отличать от понятия работа с родителями, поскольку второе – составная часть первого. Взаимодействие – не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, это обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная связь.      

 Работа с родителями является  неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Педагоги проводят большую работу по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу: участию родителей в утренниках, спортивных праздниках, выставках, театрализованных представлениях, консилиумах. Логопеды привлекают внимание родителей к коррекционно-развивающей работе с детьми через систему рекомендаций для занятий в домашних условиях.  Педагоги оказывают методическую помощь родителям, которые занимаются со своими детьми, но не имеют для этого необходимых знаний.

       Заниматься дома с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, нужно обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание, как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методические рекомендации, которые даются учителем-логопедом, позволяют объединить усилия педагога и родителей в воспитании гармонично развитой личности.

       Система работы логопеда с родителями  включает в себя следующие формы:

1. Анкетирование родителей.

       При поступлении ребенка в наш центр родители заполняют анкету для логопеда, в которой указывают общие сведения о ребенке, анамнестические данные, сведения о его раннем  развитии, о семье, о психологических и речевых  особенностях ребенка.

2. Общее групповое собрание.

       На первом собрании родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы педагогов, с правилами и расписанием занятий.

       Целью последующих собраний является повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей о закономерностях развития ребенка, о причинах возникновения того или иного дефекта речи, о значении медикаментозного и физиотерапевтического лечения, коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с нарушениями речи.      

Специалисты отвечают на вопросы родителей, привлекают к обсуждению той или иной темы. Не обходят стороной  и вопросы воспитания ребенка в семье.


 

3. Индивидуальные консультации.

       При использовании индивидуальной формы работы логопед раскрывает перед родителями те или иные индивидуальные особенности ребенка, выявленные в результате логопедического обследования. Педагог знакомит родителей с планом коррекционной работы на учебный год,  дает рекомендации, как организовать занятия с ребенком в домашних условиях, показывает некоторые приемы работы коррекционного воздействия. Логопед объясняет,  как правильно провести пальчиковую, артикуляционную гимнастику, в какие подвижные игры поиграть дома, на улице, какие читать книги, как составлять рассказы, загадывать и отгадывать загадки, решать логические задачки.

      Педагоги учреждения привлекают родителей к изготовлению дидактических игр с пуговицами, шнурочками, замочками, с крупами, семенами, шишками  для развития мелкой моторики пальцев рук, самодельных  игрушек на развитие воздушной струи.  

4. Индивидуальная тетрадь рекомендаций специалистов родителям.

       В индивидуальной тетради ребенка логопед  предлагает родителям материал для  развития артикуляционной моторики, закрепления правильного произношения поставленных звуков,   развития фонематических процессов, коррекции и развития лексико-грамматической стороны речи, развития памяти, внимания, мышления и восприятия.  Те родители, которые добросовестно выполняют рекомендации педагога, видят успехи своих детей уже в первые месяцы пребывания ребенка в детском саду.

5. Использование рабочих тетрадей в домашних условиях.

        Для привлечения родителей к закреплению  полученных на занятиях знаний у детей по лексико-грамматическим темам, по изученным звукам и буквам, логопед использует учебные пособия, рабочие тетради, альбомы.  Задания  в них  подобраны в соответствии с материалом, изученным в группе  и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.  

6. Информационный уголок (стенд).         

       Эта форма работы  знакомит родителей со следующей информацией:

- расписание занятий;

- время консультаций специалистов;

- словарь логопедических терминов;

- советы  воспитателей, специалистов;

- рекомендации медицинских работников;

- текущие объявления.

      На стенде родители могут познакомиться с лексической темой, которую изучают дети, каков примерный лексикон по данной теме. Указываются литературные произведения,  которые желательно прочитать, какие вопросы можно задать ребенку, какие стихи, тексты песен необходимо повторить с ребенком дома.

7. Подготовка к мероприятиям учреждения.

       Совместно с логопедом родители принимают активное  участие  в подготовке утренников, спортивных праздников, спектаклей: разучивают с детьми тексты песен, стихов, обращая внимание на правильное произношение поставленных звуков. Советуются по  изготовлению костюмов, атрибутов.

8. Участие родителей в проведении Психолого-медико-педагогического консилиума.

       Родители детей с тяжелыми нарушениями речи обязательно присутствуют на Психолого-медико-педагогическом консилиуме Центра. Знакомятся с результатами диагностики, планированием работы логопеда, с рекомендациями  и заключением консилиума. Обсуждаются интересующие родителей вопросы по обучению и воспитанию ребенка.

9. В работе с родителями хорошие результаты дает вовлечение в проектную деятельность родителей и детей под руководством педагогов для создания партнерских отношений между родителями и педагогами, что в свою очередь повышает результаты коррекционной работы, воспитания и развития детей с ОВЗ.  

      Только тесный контакт в работе всех участников педагогического процесса (воспитатели, специалисты, медицинские работники, родители) может способствовать  устранению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие специалистов и семьи в формировании правильной речи ребенка.

Проблема содружества нашего центра и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу.

Наилучшие результаты полноценного речевого развития детей отмечается там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие взаимодействие с семьей нужно отличать от понятия работа с родителями, поскольку второе – составная часть первого. Взаимодействие – не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, это обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная связь.      

 Работа с родителями является  неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Педагоги проводят большую работу по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу: участию родителей в утренниках, спортивных праздниках, выставках, театрализованных представлениях, консилиумах. Логопеды привлекают внимание родителей к коррекционно-развивающей работе с детьми через систему рекомендаций для занятий в домашних условиях.  Педагоги оказывают методическую помощь родителям, которые занимаются со своими детьми, но не имеют для этого необходимых знаний.

       Заниматься дома с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, нужно обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание, как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методические рекомендации, которые даются учителем-логопедом, позволяют объединить усилия педагога и родителей в воспитании гармонично развитой личности.

       Система работы логопеда с родителями  включает в себя следующие формы:

1. Анкетирование родителей.

       При поступлении ребенка в наш центр родители заполняют анкету для логопеда, в которой указывают общие сведения о ребенке, анамнестические данные, сведения о его раннем  развитии, о семье, о психологических и речевых  особенностях ребенка.

2. Общее групповое собрание.

       На первом собрании родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы педагогов, с правилами и расписанием занятий.

       Целью последующих собраний является повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей о закономерностях развития ребенка, о причинах возникновения того или иного дефекта речи, о значении медикаментозного и физиотерапевтического лечения, коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с нарушениями речи.      

Специалисты отвечают на вопросы родителей, привлекают к обсуждению той или иной темы. Не обходят стороной  и вопросы воспитания ребенка в семье.

3. Индивидуальные консультации.

       При использовании индивидуальной формы работы логопед раскрывает перед родителями те или иные индивидуальные особенности ребенка, выявленные в результате логопедического обследования. Педагог знакомит родителей с планом коррекционной работы на учебный год,  дает рекомендации, как организовать занятия с ребенком в домашних условиях, показывает некоторые приемы работы коррекционного воздействия. Логопед объясняет,  как правильно провести пальчиковую, артикуляционную гимнастику, в какие подвижные игры поиграть дома, на улице, какие читать книги, как составлять рассказы, загадывать и отгадывать загадки, решать логические задачки.

      Педагоги  учреждения привлекают родителей к изготовлению дидактических игр с пуговицами, шнурочками, замочками, с крупами, семенами, шишками  для развития мелкой моторики пальцев рук, самодельных  игрушек на развитие воздушной струи.  

4. Индивидуальная тетрадь рекомендаций специалистов родителям.

       В индивидуальной тетради ребенка логопед  предлагает родителям материал для  развития артикуляционной моторики, закрепления правильного произношения поставленных звуков,   развития фонематических процессов, коррекции и развития лексико-грамматической стороны речи, развития памяти, внимания, мышления и восприятия.  Те родители, которые добросовестно выполняют рекомендации педагога, видят успехи своих детей уже в первые месяцы пребывания ребенка в детском саду.

5. Использование рабочих тетрадей в домашних условиях.

        Для привлечения родителей к закреплению  полученных на занятиях знаний у детей по лексико-грамматическим темам, по изученным звукам и буквам, логопед использует учебные пособия, рабочие тетради, альбомы.  Задания  в них  подобраны в соответствии с материалом, изученным в группе  и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.  

6. Информационный уголок (стенд).         

       Эта форма работы  знакомит родителей со следующей информацией:

- расписание занятий;

- время консультаций специалистов;

- словарь логопедических терминов;

- советы  воспитателей, специалистов;

- рекомендации медицинских работников;

- текущие объявления.

      На стенде родители могут познакомиться с лексической темой, которую изучают дети, каков примерный лексикон по данной теме. Указываются литературные произведения,  которые желательно прочитать, какие вопросы можно задать ребенку, какие стихи, тексты песен необходимо повторить с ребенком дома.

7. Подготовка к мероприятиям  учреждения.

       Совместно с логопедом родители принимают активное  участие  в подготовке утренников, спортивных праздников, спектаклей: разучивают с детьми тексты песен, стихов, обращая внимание на правильное произношение поставленных звуков. Советуются по  изготовлению костюмов, атрибутов.

8. Участие родителей в проведении Психолого-медико-педагогического консилиума.

       Родители детей с тяжелыми нарушениями речи обязательно присутствуют на Психолого-медико-педагогическом консилиуме Центра. Знакомятся с результатами диагностики, планированием работы логопеда, с рекомендациями  и заключением консилиума. Обсуждаются интересующие родителей вопросы по обучению и воспитанию ребенка.

9. В работе с родителями хорошие результаты дает вовлечение в проектную деятельность родителей и детей под руководством педагогов для создания партнерских отношений между родителями и педагогами, что в свою очередь повышает результаты коррекционной работы, воспитания и развития детей с ОВЗ.  

      Только тесный контакт в работе всех участников педагогического процесса (воспитатели, специалисты, медицинские работники, родители) может способствовать  устранению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2021 год. Консультация для родителей: «Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»

Консультация для родителей:«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»...

«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»

laquo;Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»...

«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»

Своевременное и правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его обучения в школе....

Консультация для родителей. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка.

laquo;Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»...

2021 год. Консультация для родителей: «Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»

Консультация для родителей:«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»...

«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»

     Своевременное и правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его обучения в школе....

"Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка"

Консультация учителя-логопеда по взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей по формированию и профилактики правильной речи ребенка....