Консультация для родителей
консультация по логопедии

Забодаева Надежда Петровна

ОНР – причины нарушения

    ОНР является следствием резидуально – органического поражения мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОНР - причины нарушения18.96 КБ

Предварительный просмотр:

                               Консультация для родителей

ОНР – причины нарушения

    ОНР является следствием резидуально – органического поражения мозга.

  • Речь одна из молодых и сложных функций, является самой уязвимой и часто нарушается при взаимодействии различных неблагоприятных воздействий;
  • В следствии структурно – функциональной связанности отделов головного мозга понимание речи и активная речь могут нарушаться (временно или более длительно) независимо от места поражения;
  • При любом вредном воздействии на мозг чаще всего и сильнее страдает речь.

     Без речи организм может жить, поэтому при неблагоприятных условиях развития человека в первую очередь страдает мозг. Головной мозг связан со всем организмом, если есть нарушения, в организме, даже не в отделе речи, страдает речь.  Если мозг задет точечно, то речь можно компенсировать. А если мозг задет диффузно (размыто), то компенсирования не будет. Давать нагрузку на функцию, которая нарушена, для созревания клеткам нужно дать время и совмещать медицину и социализацию.

. Внешние повреждающие воздействия в период беременности, инфекций вирусные и хронические заболевания матери (краснуха, корь, грипп, паротит, герпес, цитомегаловирус, диабет, алкоголизм и др.); токсикозы, несовместимость матери и плода по резус фактору, преждевременное отслойка плаценты и т.д.

2. Повреждающие воздействия в период родов: затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, акушерские манипуляции и т.д.

3.  Воздействие неблагоприятных факторов в первые годы жизни ребёнка (травмы мозга, наркоз, нейроинфекции, длительные хронические заболевания, нарушение питания.  Организм будет тратить силы на жизненно важные функции, а речь не жизненно важна.

Шея плохо защищена, при родах страдают шейные отделы.

Мозг – это единое целое. Сперва созревает понимание интонаций, затем мимики, жестов, затем понимание речи и подражание речи.

У детей с РАС нет направленного взгляда, он не использует жестов.

отсутствие реакции на своё имя, простые просьбы

дети с РАС могут непроизвольно произносить слова и целые фразы, при этом могут отсутствовать слова «мама» и «папа»,

снижение слуха

при минимальном понижении слуха полноценно не развивается фонематический слух и катастрофически снижается восприятие речи

  • Пропуск звуков в начале или в конце слова или вставка звуков,
  • Множественные перестановки.
  1. Специфические грамматические ошибки:
  • Пропуски простых предлогов (в, с, К),
  • Упрощение предлогов (под – по, из – и, под – по, над – на);
  • Употребление окончаний в не правильном падеже.

умственная отсталость

  1. При умственной отсталости отмечается тотальный интеллектуальный дефект, охватывающий, как невербальное, так и вербальные формы интеллектуальной деятельности.
  2. При ОНР отмечается другая иерархия нарушений: невербальные формы интеллекта (наглядно – действенные и наглядно – образные не страдают). Трудности могут отмечаться в словесно – логическом мышлении.
  3. У детей, с первичной речевой патологией, не нарушены основные компоненты деятельности обучения( перенос усвоенных способов на аналогичные задания, критичность к своей деятельности).

Если ребёнок не слушает книги – это недоразвитие слухового восприятия!!!

Начинать со слухового внимания, особенно у гиперактивных детей.

  Игра – это показатель общего развития ребёнка. Длительные болезни плохо влияют на общее развитие детей.

Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, фонематического восприятия.

  1. Общее внимание   -
  2. Слуховое внимание -
  3. Не речевой слух -
  4. Речевой слух -
  5. Фонематическая память –

           При формировании речи на ранних этапах, важно учить ребёнка сосредотачиваться на неречевых и речевых звуках, заполнять и различать их. Так же важно развивать слухоречевую память, ведь для правильного произнесения слова ребёнка нужно, не только воспринимать, но и запоминать определённую последовательность звуков и слогов.

         Как понять, что ребёнок плохо понимает речь. Слушает ли ребёнок активно детскую литературу. Если не слушает, значит слуховое внимание не развивается. Приучать ребёнка слушать книги. Потому что идёт восприятие визуального ряда и развивается база для речи.

  • В начале рассматривание картинок, родители должны подсадить ребёнка на рассматривание.
  • Драматизация сказок.
  • Простое чтение – это рассказывать сказку, где – то сократить, где – то эмоционально прочесть.
  • Ориентироваться на возможности ребёнка.

Развивать указательный жест «покажи пальчиком»

Общее внимание на зрительной основе. Постройка по образцу из кубиков, мозаики и т.д.

Развитие понимание речи

  • Физиологические механизмы речи проще механизмов произношения, поэтому понимание речи опережает активную речь.
  • Развитие понимания речи должно проходить красной нитью через все виды деятельности и занятий ребёнка, бытовые и режимные моменты, главное, чтобы специалист и родители понимали, как это правильно делать.

Приучить к книгам.

 Чтение развивают внимание слуха, фонематический слух, общее внимание.

  • Рассматривание картинок
  • Драматизация сказок
  • Рассказывание сказки
  • Аудиосказки
  • Чтение

                          Реализация речевого режима

- Вася, пойдём мыть руки.

- Вася, что мы будем делать?

- Мы будем мыть руки.  

- Чем мы будем мыть руки? (Водой, мылом).

- Это вода, мыть будем водой. (Нужно давать начальную форму слова «вода», «мыло», «рука»).

- От куда течёт вода?

- Куда вода течёт?

- От куда вода вытекает?

- Чем будем вытирать руки?

- Чем ты будешь кушать? Ложкой? Ножом?

 - Это ложка, будем кушать ложкой.

                       НЕ ЗАБАЛТЫВАТЬ РЕБЁНКА!

Воспроизводить, то что делает ребёнок.

                       РАЗЛИЧЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

- Этот рисует, а этот нарисовал.

- Этот красит, а этот покрасил.

- Кто нарисовал?

- Кто раскрасил?

Хотя бы показывал действие пальцем.

Стихи рассказывать чётко проговаривая и разделяя слова.

Игры для формирования и активизации словарного запаса:

Упражнения для соотнесения слова с предметом

  • Лото
  • Нелепицы (- Это баклажан! (А, показываю огурец)).
  • Назови и покажи в том же порядке, как я скажу.
  • Запомни цепочку слов.

Упражнения для закрепления обобщающих понятий

  • «Съедобное, не съедобное»
  • «Лови только овощи»
  • «Я знаю пять овощей». (Считать на пальчиках, с шагами).
  • «Слово скажи, шаг шагни».
  • «Рыбы, птицы, звери»
  • «Корзинка слов» (1,2, 3 – слов) назови и в корзинку положи.

Упражнения для закрепления слов обозначающих части целого:

  • Упражнение закрепление целого в процессе рисования, аппликации, лепки.
  • «Научи рисовать меня дом и т.д.»
  • «Ловишка». Ловить только части дома.
  • «Найди отличия» в рамках всех изученных лексических тем. Обязательно сравниваем все предметы.

- Чем отличается огурец от помидора?

- Чем отличается стул от табуретки?

- Чем отличается берёза от ёлки?

- Лев от тигра?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...