Организация домашних игровых сеансов по подготовке артикуляционного аппарата
консультация по логопедии (младшая группа)

Курбатова Юлия Владимировна

Консультация для родителей младшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация домашних игровых сеансов по подготовке артикуляционного аппарата (консультация для родителей младшей группы)

Учитель-логопед Курбатова Ю.В.

Артикуляция – (articulare - чётко произносить; лат.) работа органов речи (артикуляционного аппарата) при произнесении слогов, слов, фраз. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

Артикуляционный аппарат – анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти (прикус), губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующих в порождении звуков речи и голоса. Любые нарушения в строении артикуляционного аппарата врожденного или рано приобретенного (травма) характера (в возрасте до 7 лет) неизменно влекут за собой трудности в формировании и развитии речи. Более поздние приобретенные дефекты не приводят к тяжелой речевой патологии, но могут существенно влиять на качество и отдельные характеристики устной речи.

По результатам научных исследований были определены предвестники недоразвития речи (показатели отклонений от нормального хода речевого развития) в раннем возрасте:

  • Отказ от твердой пищи: ребенок предпочитает однородные хорошо измельченные массы. Такое пищевое поведение может иметь разную причинность: позднее введение твердого прикорма; родители долго (до года, а то и двух) измельчали пищу ребенка до однородной массы; поддержание сосательного рефлекса (кормление грудью) до двух, двух с половиной лет; нарушение иннервации нижнечелюстных мышц;
  • Трудности в процессе пережевывания и, как следствие, выплевывание, что связано с нарушением иннервации соответствующих групп мышц. При таком снижении физической нагрузки мышцы, поднимающие и удерживающие нижнюю челюсть, и языковые мышцы ослабевают;
  • Общая амимия в процессе приема пищи: ребенок очень долго сидит над тарелкой или с куском в руке, потом медленно подносит ложку ко рту или откусывает, начинает лениво пережевывать (отсутствие удовольствия, «написанного» на лице от процесса питания);
  • Часто проливается жидкая пища или жидкость в силу недостаточной сформированности губного захвата: ребенок недостаточно захватывает нижней губой край ложки, чашки (жидкость проливается) или захватывает кусочки пищи из ложки непосредственно зубами.  В этом случае нарушается иннервация губных мышц.  
  • Повышение порога рецептивной чувствительности кожных покровов окологубного пространства, что тоже свидетельствует о нарушении иннервации соответствующих групп мышц: ребенок пьет кефир или кисель, остатки которого в силу недостаточной автоматизации предметного движения остаются вокруг губ. Он никакими способами не пытается снизить раздражение от остатков жидкости.

Если же воспринимающая чувствительность окологубного пространства сохранна, а нарушена иннервация язычных мышц, то в аналогичных условиях наблюдается следующее:

  • Отсутствие круговых облизывающих движений языка при попадании густого напитка или жидкой каши на губы или окологубное пространство: ребенок в таких случаях вытирает верхнюю губу подручными средствами; подтягивание спинки языка вверх с невыраженным кончиком языка в аналогичных условиях;
  • Уменьшение раздражения кожной поверхности губ при помощи нижней губы или другими средствами;
  • Поднимание кончика языка до уровня угла губ при попытке облизать верхнюю губу.

В жевательной мускулатуре отмечается:

  • Ограничение подвижности нижней челюсти;
  • Незначительное или достаточно выраженное смещение нижней челюсти в сторону в состоянии покоя, при жевании и при артикуляции;
  • При патологии тонуса жевательных мышц наблюдается снижение интенсивности и объема жевательных движений, дискоординация движений нижней челюсти при артикуляции;
  • Нарушение процесса откусывания от куска (что может быть осложнено также аномалиями зубочелюстной системы);
  • Выявляются синкинезии в моторике нижней челюсти при движениях языка (особенно при поднятии языка к верхней губе или при вытягивании его к подбородку).

При отсутствии своевременной коррекционной помощи в лучшем случае возникнут нарушения звукопроизношения и общая смазанность в потоке речи. Если к началу обучения в школе речь остается нечеткой, нарушено произношение нескольких групп звуков, то это делает детей более уязвимыми, замкнутыми, хотя их интеллектуальные способности достаточно развиты. В большей части такие дети самокритичны.

Все звуки русского языка можно условно поделить на две категории: звуки раннего онтогенеза и звуки позднего онтогенеза.

Звуки раннего онтогенеза это:

Гласные верхнего ряда А, О, У, Э, Ы

Гласные нижнего ряда Я, Ё, Ю, Е, И,

Согласные губно-губные М, П, Б,

Губно-зубные Ф, В,

Заднеязычные Й, Х, К, Г,

Переднеязычные Т, Д, Н.

К звукам позднего онтогенеза относятся те согласные звуки, которые не сразу становятся по подражанию у детей к 5-ти летнему возрасту: С, Сь, З, Зь, Ц, Щ, Ч, Ш, Ж, Ль, Л, Р.

Звуки речи усваиваются детьми в следующем порядке:

1 год 3 мес. – 1 год 8 месяцев: а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь;

1 год 8 мес. – 1 год 10 месяцев: хь, ць, й;

1 год 10 мес. – 2 года: н, т, д;

2 года – 2 года 6 мес.: с, л, ы, в, р, з

2 года 6 мес. – 3 года: ч, ш, ж, щ, ц.

Таким образом, к 3-4 летнему возрасту, звуковая сторона речи усваивается детьми полностью. Но так бывает не всегда. Очень часто в возрасте до трех лет, а именно этот возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования речи, а родители не дают ребенку нормативных образцов звуков (сюсюкают). Так в речи детей закрепляются патологические стереотипы, которые потом очень трудно изжить.

В ходе работы над этими недостатками речи необходимо включать упражнения на слуховое внимание на основе неречевых звуков: музыкальные инструменты; звуковые цилиндры; дыхательную гимнастику (вдох через нос, выдох через рот. Круглый животик. Дутье на снежинки, в трубочку).

Перед работой по развитию подвижности речевой мускулатуры проводят упражнения для мимических мышц лица. Ребенка учат по инструкции открывать и закрывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.     Для развития достаточной силы мышц лица, губ используют специальные упражнения с сопротивлением, применяя стерильные салфетки, трубочки. Ребенок обхватывает трубочку губами и старается ее удержать, несмотря на попытки взрослого вытянуть ее изо рта.   Важным разделом артикуляционной гимнастики является развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, ограниченные движения языка и нижней челюсти. Полезны упражнения по стимуляции движений кончика языка при открытом рте, неподвижной челюсти (возможно использование нетрадиционных материалов – погремушек, коктейльных трубочек, столовых ложек, блюдец, спринцовок).

Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, длительно, используя общий комплекс и специфические упражнения.  Работа облегчается использованием игр, которые подбираются в зависимости от характера и степени тяжести поражения артикуляционной моторики, а также с учетом возраста ребенка.  

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. 

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Дети с большой охотой выполняют задания, когда им показывают картинку того упражнения, которое нужно выполнить, или рассказывают сказку о «Весёлом Язычке».

Советы родителям

  1. Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  2. Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  3. Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  4. Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционные упражнения, как средство подготовки артикуляционного аппарата к овладению правильным звукопроизношением.

В данной методической разработке дается характеристика артикуляционным упражнениям, методические рекомендации к их выполнению. Также представлены комплексы основных артикуляционных упражнений и упражн...

Конспект индивидуального занятия с ребенком подготовительной группы "подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов к постановке звука «с»"

Конспект  индивидуального занятия  с ребенком подготовительной к школе  группы подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов к постановке звука «с&ra...

Игровые приемы при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков

Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять каждый день в течение продолжительного промежутка времени, быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы его заинтересовать...

Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к произношению звука Л.

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1-5 предполагают удержание такой позы под счёт до 5 (10); упражнения 6-12 выполняются 10-15 раз....

Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к произношению звука Р.

Все упражнения выполняются перед зеркалом.Упражнения 1-3, 5 предполагают удержание статической позы под счет до 5 (до 10); упражнения 4,6 – 12 выполняются 10-15 раз....

Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к произношению свистящих звуков (рекомендована Л.А. Комаровой)

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1-3, 5 предполагают удержание статической позы под счет до 5 (до 10); упражнения 4, 6-12 выполняются 10-15 раз....

Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к произношению звука Ль.

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1-3 предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 4-6 выполняются 10-15 раз....