Консультация для родителей
консультация по логопедии (старшая группа)

В консультации предложены игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов, на формирование речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_dlya_roditeley.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда

для родителей

Игры с мячом,

 направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Подготовила:

Аскарова Айсылу Рамильевна,

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 93»

Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а, следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

В играх № 1, 2 и 4 дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 3 и 5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос. Умение владеть силой голоса можно закрепить в игре № 7.

Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для детей. К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные — это река, а согласные — берега, и без них наша речь — болото. Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.

В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. Игра № 9, требует внимания, хорошего уровня развития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова. Весело проходит игра № 10, так как на все вопросы взрослого ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука. Для  дифференциации звуков целесообразно использовать игру с мячом № 11. Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.).

У детей могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. Конечно, для решения этой проблемы можно использовать традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.

В играх №12, 16 и 17 дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги. В играх используются не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани, например,  набор мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиваются четыре гласные буквы, на синем — четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук (если взрослый бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч синего цвета). Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию взрослого воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.

1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. 

Взрослый: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.

А — У— О — У —А—А — О — У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Взрослый: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э».

А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Взрослый  обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

4. Игра «Стучалочка»

Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

Ход игры. Дети и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А  АА  ААА Э ЭЭ ЭЭЭ О ОО ООО У УУ  УУУ.  Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики»

По мячу сперва стучу, а потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Взрослый  произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики»

Красный — гласный. Синий — нет.

Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Взрослый  бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно взрослому.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

7. Игра «Тихо — громко»

Мы катались по горам,

Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации взрослого. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

8. Игра с передачей мяча

«Мяч передавай — слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку.

Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Взрослый  называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

10. Игра с перебрасыванием мяча

«Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Взрослый  бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.

11. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Взрослый  говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем взрослый поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч, отбивая об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары, са- санки, шо- шорох, со- сорока, шу- шуба, су- сумка, ши~ шины, сы- сырок.

12. Игра с перебрасыванием мяча

«Мяч поймаем — раз! А два — мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, взрослый произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем взрослый  запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать.

Взрослый - дети: релтака – тарелка,  щепера – пещера, накомта – комната, супода – посуда, тривина – витрина, локодец - колодец.

13. Игра «Звучащие игрушки»

Навострите ваши ушки:

Звуки скажут вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния.

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры. Взрослый вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой — вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

14. Игра «Мяч поймай — слово составляй»

Мы поймали три мяча —

Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Взрослый бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М — А — К,  Д — О — М,  К — О — Т.  Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.

15. Игра с перебрасыванием мяча

«Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

Последовательность: трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ, четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА, четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

16. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Игра с перебрасыванием мяча

«Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.

Консультация учителя-логопеда

для родителей

 

Игры,

 направленные

 на формирование

речевого дыхания

Подготовила:

Аскарова Айсылу Рамильевна

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №93»

Известно,  какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Но кроме своей основной физиологической функции осуществления газообмена, дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание.

Речевое дыхание является - источником образования звука, голоса. Оно помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной. Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.

Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания, хотя последнее от речевого отличается тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох в основном через рот. При физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза. Вдох и выдох совершаются только через нос. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое - автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох - несколькими и постоянно меняется по своей силе. Достаточная продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и добирать его своевременно.

Как показывает практика, дети не всегда перед началом говорения делают вдох и нередко начинают свою речь с остаточного выдоха, или начинают говорить на вдохе, часто почти перед каждым словом добирают воздух.

Цель дыхательных упражнений - научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе, а так же увеличить жизненную емкость легких.

Работу по воспитанию внеречевого и речевого дыхания лучше вести поэтапно. То есть прежде чем перейти к непосредственной тренировке речевого дыхания нужно провести работу на укрепление и развитие гигиенического дыхания.

Детей необходимо «ознакомить» с внешним выражением процесса дыхания, с рабочими движениями дыхательных мышц, затем научить их производить быстрый вдох и плавно, равномерно выдыхать воздух с различной силой.

Для этого можно использовать упражнения из дыхательной гимнастики, упражнения с игровыми моментами, игровые ситуации.

- «Погрей ладошки»,

- «Лети снежинка»,

- «Войдем в цветочный магазин»,

- «Ветер» и т.д.

 Затем предложить игры с элементами соревнования:

- «Попади в ворота»,

- «Чья снежинка улетит дальше»,

-  «Лыжники»,

-  «Кто дольше сможет подуть на листики» и т.д.

Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызывать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать с другими.

После проведения такой подготовительной работы, целесообразно перейти к упражнениям для развития речевого дыхания. А параллельно продолжать работу над внеречевым дыханием. Сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов и т.д.

Для выработки ровного удлиненного выдоха через рот предложить детям в игровой форме произносить гласные и согласные звуки с различной громкостью:

- «Комары и комарики», «Большие и маленькие жуки», «Кто дольше споет песенку?»

Особое внимание обратить на правильность воспроизведения нескольких звуков на одном выходе. Добиваться одинаковой длительности и громкости их произнесения, плавного перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними (а-у; з-ж;…)

Предложить протяжно произносить звукоподражания (м-я-яу, г-а-а-а..., «Перекличка животных»). При выполнении упражнений постоянно фиксировать внимание детей на длительности выдоха, на равномерности и плавности произнесения звуков, подключая для этого слуховой контроль.

Далее, усложняя задание, произносить на одном выдохе небольшие шутки-чистоговорки. Следить, чтобы при произнесении небольших фраз дети не допускали ненужных остановок между отдельными словами. Добиваться, чтобы дети произносили небольшую фразу на одном выдохе, а при произнесении фраз, состоящих из 6-7 и более слов, правильно распределяли паузы с учетом текста. Хорошим материалом здесь могут послужить загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки, короткие стихотворения, небольшие считалочки.

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно,  лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием. 

Рекомендации

по проведению

дыхательной гимнастики


1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Упражнения для развития физиологического дыхания

Цветочный магазин

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
Мы -  в цветочном магазине. Воздух наполнен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок! Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка - расширена (не поднята!) Плечи - «висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

Соревнование лыжников

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Ребенок садится напротив лыжника. Взрослый предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» ребёнок дует на фигурки.

Чей пароход лучше гудит?

Ребенку дают чистый пузырек. Взрослый говорит: «Посмотри, как гудит мой пузырек, если я в него подую.  Загудел, как пароход. А как у тебя загудит пароход?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Кто дольше сможет подуть на листики?

У взрослого на нитках листья разных деревьев. «Посмотри. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давай, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать, как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Взрослый смотрит, чтобы ребёнок не надувал щеки, не напрягался, дул на листики легко и спокойно.

Снег


Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения  
желательно не надувать щеки.


Кораблики


Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил.

Футбол


Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

Буль-бульки


Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

Волшебные пузырьки


Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

Губная гармошка


Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимания на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.


Свеча


Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Упражнения для развития речевого дыхания

Одуванчик

(материал: цветок одуванчика)

На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.

Снежинки

(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)

Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

Бабочка, лети!

(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка)

Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

Дровосек

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно,  опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

Вьюга

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у... Свистит ветер: с-с-с-с... Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш... Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

На берегу моря

Представить себя на берегу моря... Закрыть глаза... Слышите, как бегает волна: с-с-с… Сыплется песок: с-с-с-с... Ветер песню напевает: с-с-с-с... И песочек рассыпает: с-с-с-с...

Эхо

Взрослый громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а... А ребенок тихо отзывается: а-а-а... Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио... и т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау!».

Пузырь (можно играть на дне рождения)

Несколько детей стоят, наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». По сигналу взрослого: «Пузырь лопнул!», дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с... или ш-ш-ш..., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается).  

Ворона

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!»

Приятный запах

У взрослого два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом, например, апельсин, лимон, яблоко или листьями смородины, тополя, черемухи. Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д.

Произнеси чистоговорки

Взрослый предлагает ребёнку глубоко вдохнуть и на выдохе сказать после фразы взрослого: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки»: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...» (для закрепления имеющегося звука –р-)

Игра по сказке «Буратино» с упражнениями для развития речевого дыхания (фрагмент)

Взрослый: «Сейчас мы с тобой перенесемся в замечательную сказку «Буратино» и превратимся в любимых героев». Вспомни, как Буратино попадает на болото к тетушке Тартилле и ее лягушкам.

И.П.: Сидя по-лягушачьи.

  подняться - вдох

  исходное положение, на выдохе произнести - «ква» (выполнить несколько раз.)

Добрая тетушка Тартилла подарила Буратино золотой ключик и 5 золотых монет.

  вспомни, кто охотился за Буратино, чтобы отобрать у него ключик и деньги? (кот Базилио и лиса Алиса)

Помнишь, как сердился кот Базилио?

И.П.: Стоя на четвереньках.

  выгнуть спину - вдох

  исходное положение, на выдохе изобразить шипение кота «ф-ф-ф» (несколько раз)

А лиса Алиса была очень хитрая и любила подслушивать.

И.П. Сидя на коленях.

  Поднять туловище, поворот головы в лево, затем вправо, вдох

  Исходное положение при выдохе произнести звук «ц-ц-ц-ц...» (несколько раз)

Но ни коту Базилио, ни лисе Алисе, ни злому Карабасу Барабасу не удалось отнять у Буратино золотой ключик. И вот он со своими друзьями открыл этим ключиком потайную дверцу. Что же было за этой таинственной дверью? (Театр)

Правильно. Там был великолепный театр. Радости друзей не было конца.

И.П. Основная стойка.

  Развести руки в стороны - вдох

  Скрестить руки на груди, как бы обнимая себя, при выдохе сказать «Ах!» (несколько раз)

На этом наше путешествие в сказку закончено. Аналогичные игры можно использовать в работе и над другими известными детям сказками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...