Развитие артикуляции
картотека по логопедии

Бикова Алия Курбангалеевна

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо.

Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!

Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок. Неправильное произношение звуков при повторении скороговорок сделает речь ребёнка ещё более невнятной, непонятной, может развить у него комплекс неполноценности и нежелание исправить нарушенные звуки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные рекомендации по проведению

артикуляционной гимнастики :

1. Не удивляться и не сердится, если некоторые упражнения не будут получаться с первого и даже второго раза.

2. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.

3. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

4. Упражнения выполнять перед зеркалом. Когда ребенок будет уверенно выполнять их, зеркало можно убрать. Иногда, если ребенок согласен, полезно бывает делать упражнения с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к возникающим ощущениям в органах артикуляции. Иногда (особенно, если ребенку уже очень надоела артикуляционная гимнастика) – поверните его лицом к себе, выполняйте упражнения вместе, подражая друг другу.

5. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, следить, чтобы ребенок не уставал. Придерживаться общепедагогических принципов - идти от простых упражнений к более сложным, выполнять упражнения сначала в медленном темпе, под счет или другие команды. Количество повторений увеличивать постепенно.

6. Вам придется показывать упражнения ребенку, поэтому нужно научиться правильно их выполнять.

7. Занятия обязательно проводить в игровой форме, привлекать любимые игрушки, рассказывать сказки и веселые истории про «непослушный», «озорной» язычок или про язык-«путешественник». Придумывать свои игры, перестраиваться на ходу, подхватывать идеи ребенка, следить, чтобы он не заскучал. Результат Ваших занятий во многом будет зависеть от того, сможете ли Вы превратить утомительную, однообразную, тяжелую работу в увлекательную игру.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

  • Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
  • Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребёнка.

Методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики

  • Упражнения выполняются от простого к сложному.
  • Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.
  • На первых занятиях каждое упражнение выполняют два раза. Затем каждое упражнение выполняют 10-15 раз.
  • Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно.
  • Если у ребёнка не получается какое-то движение можно использовать механическую помощь.
  • Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку. Очень нравится малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.

Сказка о Весёлом Язычке

  • Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
  • Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Лягушки»).
  • Вторая дверь- это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).
  • Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопаточка»).
  • Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).
  • Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).
  • Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).
  • Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).
  • Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Лягушки»), а затем первую- губы (сомкнуть губы)

Развитие речевого дыхания

  • Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и правильное произношение звуков. Необходимо перед выполнением артикуляционной гимнастики делать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания. Дыхательная гимнастика поможет выработать длительный плавный выдох и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Каждое упражнение выполняется не более
    3-5 раз.

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания

  • Футбол
  • Снегопад
  • Листопад
  • Бабочка
  • Кораблик
  • Шторм в стакане

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

  • 1. Лягушка.
    Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.
  • 2. Хоботок
    Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.
  • 3. Лягушка – хоботок.
    На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Хоботок».
  • 4. Окошко.
    На счёт «раз» - широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).
  • 5. Лопаточка.
    Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.
  • 6. Иголочка.
    Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
  • 7. Лопаточка-иголочка.
    На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».
  • 8. Часики.
    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна.
  • 9. Качели.
    Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.
  • 10. Лошадка.
    Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков с-сь-з-зь-ц

  • Вначале выполняются упражнения на развитие речевого дыхания, чтобы ребёнок научился направлять выдыхаемый воздух посередине языка.
  • 1. Лягушка – хоботок
  • 2. Лопаточка
  • 3. Накажем непослушный язычок
    Положить широкий язычок между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»
  • 4. Киска сердится
    Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз»-выгнуть язык горкой, на счёт «два» - вернуться в исходное положение. Кончик языка не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается
  • 5. Упрямый ослик
    Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, с силой произносить сочетание ИЕ.
  • 6. Трубочка.
    Открыть рот, свернуть язык трубочкой и длительно подуть в эту трубочку.
  • 7. Качели
  • 8. Чистим нижние зубы.
    Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть – неподвижна.
  • 9. Посчитай нижние зубки.
    Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть – неподвижна.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков ш-ж щ-ч

  • 1. Лягушка – хоботок
  • 2. Лопаточка
  • 3. Накажем непослушный язычок
  • 4. Чашечка.
    Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
  • 5. Бублик.
    Выполнить упражнение «Хоботок». Округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать губы на счёт до пяти. Зубы должны быть сжаты.
  • 6. Фокус.
    Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно прилегает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
  • 7. Лошадка
    8. Маляр.
    Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.
  • 9. Вкусное варенье.
    Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (намазать) губку вареньем
  • 10. Грибок.
    Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.
  • 11. Гармошка.
    Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.


Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков л-ль.

  • 1. Лягушка – хоботок
  • 2. Лопаточка
  • 3. Накажем непослушный язычок
  • 4. Вкусное варенье
  • 5. Качели
  • 6. Пароход.
    Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «
    Ы-Ы-Ы». Следить- кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта.
  • 7. Индюк.
    Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы. Темп убыстрять, добавить голос, чтобы слышалось «
    бл-бл-бл». Следить – язык должен быть широким.
  • 8. Маляр
  • 9. Чистим верхние зубки.
    Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка двигать вправо-влево с внутренней стороны.
  • 10. Посчитай зубки.
    В этом комплексе «считаем» верхние зубы.
  • 11. Поймаем звук «л».
    Улыбнуться, во время произнесения звука «а» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук «л».

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков р-рь

  • 1. Качели
  • 2. Маляр
  • 3. Чистим верхние зубы
  • 4. Посчитай верхние зубы
  • 5. Лошадка
  • 6. Грибок
  • 7. Гармошка
  • 8. Барабан.
    Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук
    д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться
  • 9. Комарик.
     Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук з.  Следить чтобы рот не закрывался
  • 10. Моторчик.
    Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами) быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки или просто чистым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону

Упражнения для развития подъязычной уздечки

   Подъязычная уздечка должна иметь длину 1,5 см. Если уздечка укороченная, то нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. Это звуки ш-ж-щ-ч-л-ль-р-рь. Не спешите подрезать уздечку. Она очень эластичная и растягивается от специального  комплекса упражнений. Однако если уздечка слишком укорочена, возможно, и понадобится хирургическое вмешательство, т.к. это может стать причиной неровного роста зубов.

        Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, выполняйте каждый день следующие упражнения:

  • 1. Маляр
  • 2. Барабан
  • 3. Лошадка
  • 4. Грибок
  • 5. Гармошка



Предварительный просмотр:

Звук /Ш/. Упражнения для языка.

"КАЧЕЛИ". Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы.

"ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

"НАСТРОЕНИЕ". Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребёнку принять рассерженный вид.

"ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

"ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ". Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

 "ЛОШАДКА". Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

"ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

 "ОБЛИЖЕМ ГУБКИ". Рот приоткрыт. Облизать  сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Звук /С/. Упражнения для языка.

 "УЛЫБОЧКА". Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

"ЛОПАТОЧКА". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

"ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и
боковые края широкого языка подняты, но не
касаются зубов.        ^

 "ТРУБОЧКА". Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

"ЧАСИКИ". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

"ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

"ЗАБОРЧИК". Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки.

"ПРЯТКИ". Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и "выглядывает" из-за нижних зубов, затем она опускается, "прячется". Кончик языка при этом остаётся на прежнем месте.

"КАТУШКА". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперёд и убирается в глубь рта.

Звук /Р/. Упражнения для языка.

 "ЧАСИКИ",  Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

 "ПАРУС". Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперёд, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10.

 "КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряжённым языком  тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

 "МАЛЯР". Широко открыть рот. Языком с силой  ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребёнок произносит звук "Д", подражая дятлу: "д-д-д-д-д-д".

"ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ". Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

 "КАТУШКА". Рот открыт. Кончик языка упирается в  нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперёд и убирается в глубь рта.

"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

 "ЛОШАДКА". Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

"УТЮЖОК". Рот чуть приоткрыт. Широким
кончиком языка надо поглаживать бугорки за
верхними зубами: назад – вперёд.

Звук /Л/. Упражнения для языка.

 "ЧАСИКИ". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

 "ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

"КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.

"СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 "ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ". Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

"КАТУШКА". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперёд и убирается в глубь рта.

"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

 "ЛОШАДКА". Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивать языком с изменением темпа (медленно - быстрее - очень быстро).



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Статические упражнения

  1. «Улыбочка».

Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд.

  1. «Трубочка».

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд.

  1. «Хоботок».

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперёд как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

  1. «Лопаточка».

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя гуда приподнята, не касается поверхности языка.

  1. «Иголочка».

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 10.

  1. «Сердитая кошечка».

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10.

  1. «Желобок».

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3 –4 раза по 5 – 7 секунд.

  1. «Парус».

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперёд, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 2 – 3 раза.

  1. «Чашечка».

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 3 – 4 раза.

  1. «Заборчик».

Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5 – 6 раз по 10 – 15 секунд.

Динамические упражнения.

  1. «Утиный клювик».

Губы сложены трубочкой. Щеки втянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

  1. «Шторки».

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5 – 6 раз.

  1. «Лошадка».

Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10 – 15 раз.

  1. «Грибок».

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.

  1. «Маляр».

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе 5 – 6 раз.

  1. «Дятел».

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15 – 20 секунд).

  1. «Утюжок».

Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперёд. Выполнять 20 – 25 раз.

  1. «Прогони комарика».

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.

  1. «Покусывание кончика языка».

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8 – 10 раз.

  1.  «Катание шарика».

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5 – 6 кругов); затем против часовой стрелки (5 – 6 кругов). Скорость движения языка можно менять.

  1. «Часики».

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счёт педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения  - 20 секунд.

  1. «Раскатаем тесто ».

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3 – 4 раза.

  1. «Прятки».

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

  1.  «Вкусное варенье».

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5 – 6 раз.

  1. «Змейка».

Рот открыт. Язык высунуть вперёд как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать в глубь рта. Движения производятся в медленном темпе, выполнять 5 – 5 раз.

  1. «Настроение».

Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

Указанные упражнения рекомендуется использовать для отработки различных звуков:

1) Отработка звуков «С» и «З» – упражнения 1, 4, 7, 10, 12, 23, 24, 27.

2) Отработка звука «Ц» – упражнения 1, 4, 6, 7, 23, 24, 27.

3) Отработка звуков «Ш» и «Ж» – упражнения 2, 3, 9, 11, 13-16, 20, 21, 23, 25-27.

4) Отработка звука «Щ» – упражнения 1-4, 9, 15-17Ю 20, 23, 25-27.

5) Отработка звука «Ч» – упражнения 2, 4, 9, 15-17, 25.

6) Отработка звука «Р» – упражнения 1, 2, 8, 9, 13-20, 27.

7) Отработка звука «Л» – упражнения    1, 2, 5, 8, 13, 19-22, 26, 27.



Предварительный просмотр:

Артикуляционную  гимнастику для детей 3-4 лет лучше проводить в форме своеобразной игры – сказки о Язычке. Это в ненавязчивой, весёлой форме даёт возможность ребёнку тренировать мышцы языка, увеличивать его подвижность и скорость переключения с одной артикуляционной позы на другую. Для привлечения внимания ребёнка к правильному выполнению упражнений рекомендую дополнять «Сказку про Язычок» красочными рисунками, изображающими необходимые движения языка. 

Варианты сказок могут быть различными, родители могут придумывать их сами, опираясь на основные требования к проведению артикуляционной гимнастики:

- персонажи сказки должны выполнять те действия, которые можно изобразить движением языка;

- движения языка должны соответствовать определённому артик. упражнению;

- действия Языка (т.е. персонажа сказки) и названия артикуляционного упражнения могут не совпадать;

- выполняя упражнения при прослушивании сказки, ребёнок должен наблюдать движения языка при помощи зеркала и хорошего освещения;

- прежде чем предложить ребёнку тренировку языка на основе сказки, взрослый должен сам выучить все артикуляционные упражнения перед зеркалом.

При возникновении затруднений во время выполнения  упражнений  – обратитесь к логопеду за советом.  

Сказка про Язычок.

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок     цок     цок     цок     цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним  краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Сказка о Веселом Язычке

Рот — домик, губы — двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение "Стрелочка".)

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо...

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

(Упражнения "Часики", "Змейка".)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

(Упражнение "Улыбка", "Жало", "Стрелочка".)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело...

Но пора за дело.

(Упражнения "Лопаточка", "Качели".)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

(Упражнение "Заборчик".)

Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит "тук-тук!",

Язычку он лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя "т-т-т".)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать. (Упражнение "Маляр".)

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело,

— Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача —

Загонять в ворота мячик.

(Упражнения "Лошадка", "Гармошка", "Футбол".)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк. (Упражнения "Горка", "Лопаточка".)

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Сказка о Веселом Язычке.

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

\\\\\\\\\\\\\\\\

СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт).

Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).

Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).

Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.



Предварительный просмотр:

“Веселые истории о Язычке”. 

Разучивание артикуляционной гимнастики

 сопровождается показом картинок.

              Жил-был Язычок. У него был вот такой домик (показ).

            1. Упражнение “Домик”.

            Дети широко открывают рот.

              Спал Язычок в своей кроватке. А кроватка была вот такая.

            2. Упражнение “Кроватка Язычка” (показ)

            Рот открыт, широкий язык лежит внизу, передняя часть языка

            соприкасается с нижними резцами. Боковые края языка прижаты к  нижним  боковым коренным зубам…

              Однажды, утром проснулся Язычок и стал делать зарядку, как этот

              мальчик (показ картинки и показ выполнения упражнения логопедом).

            3. Упражнение “Утренняя зарядка”.

            Открыть рот. Верхние и нижние зубы видны. Кончиком языка касаться

            уголков рта. Следить, чтобы язычок не скользил по нижней губе.

              Сделал наш Язычок зарядку и включил телевизор, он был таким

              (показ).

            4. Упражнение “Телевизор”.

            Приоткрыть рот. Губы вытянуть окошечком вперед. Хорошо видны нижние

            и верхние зубы. Зубы сомкнуты (это упражнение необходимо для

            постановки шипящих звуков).

              Зазвучала красивая песенка. Девочка пела так (показ картинки и

              упражнения).

            5. Упражнение “Песенка девочки” –а-а-а.

            Рот открыт, широкий язычок прижат к нижним зубам, спинка языка не

            прогибается, а лежит спокойно в полости рта. Это упражнение

            необходимо для постановки свистящих, йотированных звуков. Довольно

            длительное время занимает отработка данного упражнения, так как у

            детей с ОНР язык в момент произнесения звука [а] оттягивается назад.

              Выключил Язычок телевизор и решил выйти на улицу посмотреть, какая

              сегодня погода, но дверка в домике закрыта. Язычок стал открывать

              дверку, а делал он это вот так (показ).

            6. Упражнение “Язычок открывает дверку”.

            Рот приоткрыт. Зубы сомкнуты. Язык с силой толкается в нижние зубки.

              Дверка отворилась, выбежал Язычок на улицу, посмотрел вверх: ярко

              ли светит солнце и нет ли туч на небе? А потом посмотрел вниз: нет

              ли луж на земле?

            7. Упражнение “Посмотри на солнышко и на землю”.

            Рот открыт. Язычок тянется к носу, а потом к подбородку. При

            выполнении этого упражнения, у логопатов хорошо растягивается

            подъязычная связка, а без достаточно хорошо растянутой уздечки

            трудно поставить звук [р]. Во время выполнения этого упражнения

            необходимо обращать внимание детей на то, что, когда язычок тянется

            к носу, хорошо видны нижние зубы, а к подбородку – верхние зубы. Это

            упражнение полезно тем, что одновременно с работой язычка, уздечки в

            работу активно включаются губы.

              Тут послышался голос мамы. Она приготовила вкусные блинчики.

              Позвала мама Язычка домой, но он не послушался. Давайте его

              накажем.

            8. Упражнение “Накажем непослушный Язычок”.

            Рот приоткрыть, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его

            губами, произносить звуки: пя-пя-пя.

              Прибежал он домой, извинился и стал кушать только что испеченные

              блинчики, которые лежали на тарелочке.

            9. Упражнение “Блинчики на тарелочке”.

            Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на

            нижнюю губу (тарелочку). Это упражнение необходимо давать сразу же

            после упражнения “Накажем непослушный Язычок”, т.к. мышцы языка

            очень хорошо расслабляются и язычок становится широким.

            При выполнении упражнения “Блинчик на тарелочке” необходимо следить

            за тем, чтобы не подворачивалась нижняя губа, не высовывался язычок

            далеко. Он должен только накрывать нижнюю губу.

              Кушал Язычок блинчики, а рядом на столе лежали разные сладости.

            10. Упражнение “Вкусная конфетка”.

            Имитировать жевание вкусной конфетки. Губы сомкнуты. Активно

            работают губы и щеки по направлению часовой стрелки.

              Съев вкусную конфетку, решил наш Язычок отведать мороженое. Оно

              было до того замечательное, что от удовольствия Язычок облизал

              верхнюю губку.

            11. Упражнение “Чудесное мороженое”.

            Рот приоткрыт, широким передним краем языка облизать верхнюю губу,

            делая движения языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

              Тут Язычок вспомнил, что именно на сегодняшний день у него есть

              билет в гастролирующий цирк. Язычок быстро собрался и отправился

              на представление. Вышел на улицу наш дружок и увидел возле дома

              новый забор, он был вот таким.

            12. Упражнение “Заборчик”.

            Губы растянуты в улыбке. Верхние и нижние зубы обнажены.

              Полюбовался Язычок новым забором и быстрей побежал дальше. А вот

             и здание цирка. Оно было большое и красивое.

            13. Упражнение “Здание цирка”.

            Широко открыть рот.

            В фойе цирка клоун встречал всех зрителей своей веселой, широкой

            улыбкой.

            14. Упражнение “Веселый клоун”.

            Растянуть губы в улыбке, а затем снова вернуться в исходное

            положение.

              Усевшись поудобнее в кресло, Язычок увидел ведущего представление

              – слоника. Слоник сообщил о начале развлечения и важно вытянул

              хоботок вперед.

            15. Упражнение “Хоботок”.

            Рот приоткрыт. Губы вытянуты вперед. Видны верхние и нижние зубы.

              Неожиданно на арену цирка выбежала лошадка, она цокала копытами

              так (показ).

            16. Упражнение “Лошадка”.

            Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком языка,

            следить чтобы нижняя челюсть не двигалась, работал только язычок.

            Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

              Тут вышли мишки-толстышки (показ). К ним навстречу выбежали

              ребятишки- худышки (показ).

            17. Упражнение “Толстышки –худышки”.

            Надувать щеки и втягивать их вовнутрь.

              Затем на арене выступал кот-циркач. он гордо крутился на одной

              лапке.

            18. Упражнение “Кот- циркач”.

            Открыть рот. Выполнить круговые движения языком, облизывая губы по

            часовой стрелке, а потом против часовой стрелки. Следить за тем, что

            когда язычок двигается по верхней губе были видны нижние зубы и

            наоборот.

              Потом вышел футболист-кот и стал забивать мяч в ворота вот так

              (показ).

            19. Упражнение “Футбол”.

            Попеременное надувание щек.

              Представление в цирке подходило к концу. В заключение на арене

              выступал зайка-барабанщик, он стучал палочками: –д-д-д.

            20. Упражнение “Зайка-барабанщик”.

            Рот открыть. Хорошо видны и верхние и нижние зубы. Поднять широкий передний край языка за верхние зубы и стучать не отрываясь по бугоркам (альвеолам): д-д-д. Добившись четкости и точности  выполнения этого упражнения и выработав длинную воздушную струю, легко можно поставить звук [р].

 Выйдя на улицу, после окончания представления, Язычок увидел лужи на земле. "Ну, – думает Язычок, – если прошел такой сильный дождь,  наверное грибов в лесу видимо-невидимо! А не пойти-ка мне в лес за  грибами?" И Язычок решительно направился в сторону леса. Когда Язычок шел по дороге в лес, вдруг налетел такой сильный ветер, что  у деревьев ветки наклонились в сторону. Ветер был вот таким (показ).

           21. Упражнение “Сильный ветер”.

 Вытянуть язычок, положить его на нижнюю губу и предложить сильно подуть на кончик языка. Следить, чтобы щеки дети не раздували.

 Воздушная струя шла посередине язычка.

 Это упражнение необходимо для постановки базовых звуков: [с], [ш].

У дороги росла елочка. У нее иголки были острые (показ).

            22. Упражнение “Иголочка”

 Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Следить, чтобы во время выполнения упражнения хорошо были видны верхние и нижние зубы. Вдруг налетевший ветер донес громкую песенку жеребенка:- и-и-и.

            23. Упражнение “Песенка жеребенка”.

            Растянуть губы в улыбке, нижние и верхние зубы хорошо видны. Широкий  передний край языка находится за нижними зубами, боковые края прижаты с внутренней стороны к верхним коренным зубам, средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу и образует щель. Добиваясь правильности выполнения данного упражнения, легко можно поставить свистящие и йотированные звуки.

 Остановился язычок на лесной полянке, заслушался ржанием жеребенка и залюбовался цоканьем копытцев лошадки. Потом Язычок неожиданно  опустил голову вниз и увидел много грибов. Они были вот такие.

            24. Упражнение “Грибочек”.

 Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать  нижнюю челюсть.

 Хороших результатов при выполнении этого упражнения можно добиться, если предложить его сразу, после упражнения “Лошадка”. Следить, чтобы средняя часть языка не провисала, а хорошо присасывалась к  небу, чтобы верхние и нижние зубы были видны. Тут откуда ни возьмись прилетел рой пчел, и они стали больно  кусать нашего Язычка.

           

 25. Упражнение “Пчелы кусаются”.

            Рот приоткрыт, губы в улыбке, покусывать язычок от кончика, до

            середины к задней части языка так, чтобы оставались “дорожки” от

            зубов. Затем предложить детям покусать боковые края языка, кончик

            языка при этом поднят вверх. Это упражнение дает хорошее

            расслабление языка, а покусывание боковых краев языка - постановку

            шипящих звуков.

              Язычок так испугался, что кубарем покатился вниз к реке. Спустился

              Язычок к реке, а вода была холодная и журчала так, напевая свою

              песенку (показ).

            26. Упражнение “Песенка холодной водички”.

            Рот приоткрыть. Губы в улыбке, хорошо видны нижние и верхние зубы,

            широкий передний край языка прижат к нижним резцам, боковые края

            соприкасаются с верхними коренными зубами (как при звуке “и”) и

            пустить “холодную водичку”: -с-с-с, то есть подуть с силой на

            язычок. Следить, чтобы воздушная струя шла посередине язычка.

              Умылся Язычок холодной водичкой и вдруг увидел мальчика,

              катающегося в лодке, лодка была вот такая.

            27. Упражнение “Лодочка”.

            Высунуть широкий язык. Боковые края языка поднять вверх. Удерживать желобком (лодочкой).

 Язычок попросил мальчика показать другую дорогу домой, не идущую через лес. Мальчик с удовольствием откликнулся на просьбу Язычка и показал дорогу, ведущую от него в город. По правую сторону проходила железная дорога, и Язычок услышал стук колес идущего поезда.

            28. Упражнение “Колеса у вагончика стучат”: –т-т-т.

 Рот открыт. Хорошо видны верхние и нижние зубы (об этом необходимо помнить при выполнении многих упражнений).

Поднять широкий передний край языка за верхние зубы и стучать, отрываясь, по бугоркам (альвеолам), боковые края при этом прижаты к  верхним коренным зубам.

 А по другую сторону дороги протекала река, где пароходы, встречаясь друг с другом, давали гудки: ы-ы-ы.

 Это упражнение важно тем, что оно является исходной позицией для постановки звука [л] и устранения мягкости у твердых согласных.

Возвратившись благополучно домой, Язычок от радости заиграл на  гармошке, и стал показывать разные фокусы.

            29. Упражнение “Гармошка”.

Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Следить, чтобы верхние и нижние зубы  были хорошо видны.

            30. Упражнение “Фокус”.

            Рот приоткрыт, язык “чашечкой” высунуть вперед и приподнять, плавно

            выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

            Выполняя это упражнение, важно следить, чтобы дети не дули на нижнюю губу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры и упражнения для развития артикуляции и речи

консультация для родителей в которой простыми словами обозначена пролблеиа и её решение....

Семинар практикум по развитию артикуляции

Практикум предназначен для воспитателей всех возрастных категорий....

Упражнения для развития артикуляции

В данном материале даны упражнения для развития артикуляции...

Комплекс артикуляционных упражнений для развития артикуляции и правильного произношения звуков у детей дошкольного возраста.

Материал представляет собой комплексы артикуляционных упражнений для выполнения с ребенком., будет полезен воспитателям, логопедам и родителям....

Упражнение на развитие артикуляции

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями з...

5 полезных и очень весёлых игр для развития артикуляции.

Развивать артикуляцию и звукопроизношение можно на занятиях с логопедом. А можно делать это дома — причем для этого не придется садиться на стул и выполня...