Консультация для родителей по теме «В каком возрасте должен заговорить ребёнок и что делать, если этого не происходит?»
консультация по логопедии (младшая группа)

Кукушкина Марина Васильевна

Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет определять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление личности. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, когда их малыш не говорит или говорит мало, в то время как его сверстники болтают не умолкая. Нормально ли это?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._v_kakom_vozr._zagovorit_rebyonok_m.v._2.docx300.18 КБ

Предварительный просмотр:

                             Консультация для родителей по теме

«В каком возрасте должен заговорить ребёнок и что делать, если этого не происходит?»

Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет определять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление личности. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, когда их малыш не говорит или говорит мало, в то время как его сверстники болтают не умолкая. Нормально ли это?

Прежде всего, следует немного рассказать о возрастных особенностях речевого развития детей. Развитие речи ребенка в раннем детстве идет по двум основным линиям: с одной стороны, совершенствуется понимание речи взрослых, с другой формируется собственная активная речь. Что касается понимания, то специалисты считают, что уже после 6 месяцев ребенок начинает понимать речь и устанавливает связь между словом и предметом, словом и действием. Резкий скачок в развитии понимания происходит в период между годом и полутора годами. Поэтому обратите внимание на то, как ребенок реагирует на ваши слова: понимает ли он вас, когда вы просите его найти ту или иную игрушку, посмотреть на кого-либо, принести тот или иной предмет. Может ли он вместе с вами выполнить ваши указания, понимает ли объяснения, можете ли вы с ним договориться? После 2 лет ребенок должен уже в полном объеме понимать все слова взрослых, связанные с окружающими предметами.

  Что касается произношения, то его уровень принято определять тем количеством слов, которые ребенок активно использует в своей речи в определенном возрасте.

 Специалисты считают, что в норме:

  • в год ребенок имеет в своем запасе 4 слова;
  • в 1,5 года количество этих слов увеличивается до 20-30;
  • в 2 года количество возрастает до 300 слов! При этом в период от года до двух лет ребенок в основном использует однословные предложения: «Дай», «Пить», «Мама», «Бо-бо» и так далее. К двум годам он переходит на двухсловные предложения.

Бить тревогу необходимо в том случае, если ребенок к трем годам не говорит простыми предложениями и не понимает речи взрослого. В этом случае задержка или нарушение развития речи могут являться частью общей задержки развития. Кроме того, это может быть вызвано поражением слуха ребенка. В этом случае необходимо проконсультироваться у специалистов: отоларинголога, невропатолога, психолога, логопеда.

Известно, что любое нарушение легче предотвратить, чем исправить. Что же можно посоветовать родителям малыша для того, чтобы стимулировать и развивать его речь?

Первое. Разговаривайте со своим ребенком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. И если все вокруг молчат, ребенок может не воспринимать речевое общение как необходимость, как то, что поможет ему расширить круг активного взаимодействия с окружающим миром. Маленькие дети учатся, наблюдая за взрослыми и копируя их поведение. Многие мамы постоянно читают ребенку книжки и включают ему мультфильмы, полагая, что уж тут-то он наслушается речь вдоволь. Но этого мало. Если вы прочитали сказку, посмотрели фильм, обязательно обсудите их с малышом, а еще лучше – проиграйте, сделайте маленький спектакль, нарисуйте или слепите героев. Ведь вы же заинтересованы в том, чтобы речь ребенка стала активной? По мнению психологов, только желание ребенка получить от взрослого что-нибудь, создает необходимость назвать предмет. Следите за своей речью и исправляйте ребенка, если он неверно произносит слова.

Второе. Четко и ясно проговаривайте слова. Ребенок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому, если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребенок. Поэтому следите за своей речью и исправляйте ребенка, если он неверно произносит слова. Выполняйте вместе с детьми элементарные артикуляторные упражнения: «Дудочка», «Улыбка», «Лопаточка», «Лошадка», «Орешки».

Третье. При общении с ребенком вызывайте его на «разговор» и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны. Стимулируйте у него звукоподражание; «Как мяукает кошка? Как лает собака? Как мычит корова? Как крякает утка? Как гудит самолет?» Обязательно помогайте ребенку и вместе с ним отвечайте на вопрос. Активная и многообразная звукоподражательная деятельность помогает детям в дальнейшем освоить членораздельную речь. С ними нужно говорить спокойным тоном, неоднократно и короткими предложениями, содержащими единственную идею. Дополнительно задавайте им какие-нибудь вопросы, на которые они должны будут ответить короткими предложениями вместо того, чтобы только говорить «да» или «нет». Кроме того, пробуйте закончить их незаконченные слова или предложения, в случае необходимости, повторяйте так, чтобы они могли научиться понимать и говорить эти новые слова легко.

Четвертое. Развивайте мелкую моторику. Центр речи и центр мелкой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, потому, развивая одну функцию, вы стимулируете развитие другой. Пусть ваш малыш лепит из пластилина или из теста, рисует, раскрашивает, учится завязывать узелки, застегивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, следовательно, помогают развитию речи. Дети любят манипулировать предметами – вот и позволяйте своему ребенку делать это. Известно, например, что китайцы издавна придерживаются такой традиции: годовалому малышу каждый день дают грецкий орех, и ребенок катает его в ладонях и между пальцами столько, сколько ему захочется (конечно, под присмотром взрослых). С этим орешком ребенок играет вплоть до 18 лет, это развивает руку и стимулирует кору головного мозга. В итоге у каждого совершеннолетнего китайца есть персональный, до блеска отполированный орешек. Для развития мелкой моторики незаменимы «пальчиковые» игры – сейчас издано немало популярных пособий для родителей с полезными и веселыми упражнениями.

C:\Documents and Settings\logo\Рабочий стол\0.png

Консультацию подготовила учитель-логопед

                                                                  МДОУ «Детский сад №6» г.Ярославль

Марина Васильевна Кукушкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему :"Игры и игрушки в развитии ребёнка старшего дошкольного возраста."

Консультация для родителей о том, какие игрушки необходимо покупать для развития ребёнка старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей: Психология детского рисунка "Каким цветом рисует ваш ребёнок?"

Консультация для родителей: Психология детского рисунка "Каким цветом рисует ваш ребёнок?"...

Консультация для родителей на тему:" В каком возрасте показать ребёнка логопеду?"

Консультация для родителей на тему: " В каком возрасте показать ребёнка логопеду?"...

Консультация для родителей на тему: «С какого возраста отдавать ребенка в спортивные секции»

Когда стоит отдать сына или дочь в спорт? – Лучше всего начинать приучать детей к спорту с дошкольного возраста, но это не всегда возможно – маленьких детей принимают не во все спортивные ...

Консультация для родителей на тему: «С какого возраста нужно приучать ребенка к горшку»

В данной консультации описано с какого возраста целесообразнее начинать приучение к горшку малыша....