Картотека пальчиковой гимнастики
картотека по логопедии

Глазкова Жанна Станиславовна

Представлены карточки пальчиковой  гимнастики по следующим лексическим темам:

  1. Дары осени. Овощи.
  2. Дары осени. Фрукты.
  3. Краски осени (деревья и кустарники).
  4. Я – человек. Мое настроение.
  5. Дикие животные наших лесов.
  6. Кто как готовится к зиме.
  7. Наш быт: посуда, продукты.
  8. Поздняя осень.
  9. Животный мир Севера
  10. Животный мир жарких стран
  11. Здравствуй, зимушка-зима!
  12. Зимующие птицы.
  13. Азбука безопасности.
  14. Новогодний калейдоскоп.
  15. Зимние забавы и развлечения.
  16. Народная культура и традиции.
  17. Маленькие исследователи. 
  18. Домашние животные.
  19. Птичий двор.
  20. Армия России.
  21. Кем быть? 
  22. Весна идет. Встречаем птиц.
  23. Женский день. Моя семья
  24. Моя страна. Мой город
  25. Наш быт: мебель, электроприборы
  26. Наш быт: одежда, обувь, головные уборы
  27. Планета Земля. День Космонавтики
  28. Быть здоровыми хотим
  29. Транспорт
  30. Рыбы
  31. Праздник весны и труда. День Победы
  32. Мир природы. Насекомые
  33. Мир природы. Цветы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_palchikovoy_gimnastiki.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОЧКИ

ПАЛЬЧИКОВОЙ

ГИМНАСТИКИ


Карточка № 1

Вырос у нас чесночок,                      

Перец, томат, кабачок,                      

Тыква, капуста, картошка,                

Лук и немножко горошка,                

Овощи мы собирали,                        

Ими друзей угощали.                        

Загибать пальцы по очереди

указательный

средний

безымянный

мизинец

сжимание и разжимание пальцев на обеих руках.

Карточка № 2

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежат,

Эта долька — для ужат,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

Он сердит на нас — беда.

Разбегайтесь кто куда!

На каждое слово сжимают  пальцы рук в кулачок.

 Загибание пальчиков, начиная с большого.

Бросательное движение правой  рукой.

 Сжимают кулаки и прижимают их к груди. Бегут пальцами по столу.

Карточка № 3

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Загибать пальцы по очереди, начиная с большого.

Сжимать и разжимать кулаки

Загибать пальчики, начиная с большого.


Карточка № 4

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи  пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются  по бедру к колену.

Выполняются ритмичные движения

указательными пальцами.

Движения средних пальцев в быстром темпе.

Медленные движения безымянных

пальцев по направлению к коленям

Ритмичные касания мизинчиками по бедрам.

Хлопок обеими ладонями по коленям  

     

Карточка № 5

По полянке мишка шел                                              

И в бочонке мед нашел.                    

Лапкой мед он доставал,          

Язычком его лизал.        

Нету меда!                                                                                                                

Где же мед?                                                                                          

Ищет мишка — не найдет.                                                                

Hyжнo обязательно

Мишке быть внимательным.                        

                                           

пальцы одной руки шагают по ладони другой

царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой

надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки

круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки

крепко зажать кулаки

выпрямить напряженные пальцы

ладони на щеках, качаем головой

указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы


Карточка № 6

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится –

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов,

Напетлял — и был таков!        

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Показывают большой палец,

вращая им.

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот.

Карточка № 7

Раз, два, три четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже Развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали —

Так мы маме помогали.

чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга

одна ладонь скользит по другой по кругу

загибать пальчики по одному, начиная с большого

разгибать пальчики по одному, начиная с большого

удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши


Карточка № 8

Осень, осень, приходи!                                            

Осень, осень, погляди!                                              

Листья желтые кружатся,                  

Тихо на землю ложатся.                    

Солнце нас уже не греет,                  

Ветер дует все сильнее,                    

К югу полетели птицы,                      

Дождик к нам в окно стучится.        

Шапки, куртки надеваем                    

И ботинки обуваем                            

Знаем месяцы:                                    

Сентябрь,  Октябрь,  Ноябрь.      

трем ладошки друг о друга

зажимаем кулаки по очереди

трем ладошки друг о друга

ладони на щеки

плавное движение ладонями

ладони гладят по коленям

сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

синхронно наклоняем руки в разные стороны

«птица» из двух скрещенных рук барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони

 топаем ногами

ладони стучат по коленям  кулак, ребро, ладонь

Карточка № 9

Дружный народ в Антарктиде – пингвины.

Во всем коллективны они и едины:

Строем пингвины идут на обед,

Хором орут по-пингвиньи: «Привет!»

Все, как один, дружно прыгают в воду,

Только услышат команду:  «На старт!»

Все, как один, дружно делают ходу,

Если подкрался морской леопард.

Вместе они веселятся и злятся.

Вместе садятся высиживать яйца.

Вместе ругают своих пингвинят,
Хвалят друг друга или бранят…

Все, как один, ничего не читают,

Все, как один, никогда не летают.

Все, как один, проживают средь льдин.

Все, как один, носят имя – ПИНГВИН.

попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь

поочередно загибают пальцы на каждое действие на правой, затем на левой руке

 

 

 

ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно на каждое действие


Карточка № 10

Мы рисуем бегемота.

Кто желает поработать?

Каждый палец рвется в бой

И кивает головой.

Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки.

Четверостишие повторяют несколько раз.

Карточка № 11

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались.

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Загибать пальчики по одному

Имитировать лепку комов

Крошить хлебушек всеми пальчиками Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

Класть ладошки на стол то одной то другой стороной

Отряхивать ладошки

Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку

Карточка № 12

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых перышках.

Всем хватило зёрнышек.        

Ритмично сжимают и разжимают

кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.


Карточка № 13

Дорожных правил очень много:

Раз - Внимание дорога!

Два  - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

сгибают и разгибают пальчики

показывают указательный пальчик

 показывают указательный и средний пальчик

показывают указательный, средний и безымянный

добавляют к поднятым пальцам мизинчик

легкие хлопки в ладоши в такт словам

Карточка № 14

Ой, мороз, мороз, мороз

 Щиплет щеки ,

Щиплет нос,

Щиплет ушки,

Щиплет губки,

Забирается под шубки.

Чтоб согреться, посмотри,

Всё, как следует, потри:

Щеки,

Носик,

Уши,

Губы,

Пар пошел даже от шубы.

указательным и средним пальцами обеих рук слегка пощипать себя за щеки

за нос

за уши

за губы

прячут руки под мышки

трут ладони друг о друга

потереть ладонями щеки

потереть крылья носа

потереть уши

потереть губы

разводят руки в стороны, складывают губы трубочкой, выдыхают через них


Карточка № 15

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.        

Поочерёдно соединяют большой

палец с остальными

Карточка № 16

Как у нас семья

Большая и веселая 

Два у лавки стоят, 

Два учиться хотят. 

Два Степана сметаны объедаются. 

Две Дашки у кашки питаются. 

Две Ульки в люльке качаются. 

хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно

Загибают большие пальцы

Загибают указательные пальцы

Загибают средние пальцы

Загибают безымянные пальцы

Загибают мизинцы

Карточка № 17

Первый пальчик в глине

Второй в пластилине

Третий в шоколаде

Четвертый в мармеладе

Склеились пальчики!!!

Расклеились!!!

большой стукается с указательным

большой со средним

большой с безымянным

большой с мизинчиком

сложить все пальчики в щепоть

раскрыть широко ладошку


Карточка № 18

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

И с моста в водичку - плюх!

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

Хлопаем в ладоши.

Роняем руки на колени

Карточка № 19

Пять утят плывут вперёд,

на берегу их мама ждёт,

Но только четверо утят

вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут... см.выше

Трое утят плывут... см.выше

Двое утят плывут... см.выше

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

 И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть.

Пальцы сложены щепоткой.

 Вторая рука - утята.

Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке".

Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят постепенно пальцы загибаются.

 На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки "мамой-уткой".


Карточка № 20

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки –

 Очень славные мальчишки!

Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.

Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.

Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.

Карточка № 21

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень довольный он!

Ребром ладони стучат по столу.

Загибают большой палец на левой руке.

 Загибают указательный палец.

 -средний, безымянный, мизинец

Разводят руками.


Карточка № 22

На сосну взобрался мишка.                      

С ветки даль ему видна.                          

Смотрит на холмы и крыши-                

Не идёт ли к нам весна?                          

За деревней, за долиной                        

Где прозрачен небосвод.                    

Клин увидев журавлиный                

Закричал: «Весна идёт!»                    

имитация взбирания на дерево

Ладошку приставить «козырьком» ко лбу

рукой сделать волнообразное движение, а затем сложить руки над головой –«крыша»

Ходьба на месте

посмотреть влево, посмотреть вправо

показать руками небо

сомкнуть кончики пальцев вытянутых перед собой рук

Вскинуть руки вверх- в стороны

Карточка № 23

Первые подснежники

Я в руках несу.

Нежные цветочки

Маме подарю.

Будь всегда красивой,

Нежной, как цветы.

Хорошо, что рядом

Есть со мною ты.

Ладошки сжать друг с другом и округлить – «Тюльпан»

Сжать ладони в кулачки, держать перед собой

Вытягиваем руки вперед, ладони вверх

Обводим овал лица

Прижать ладони к груди


Карточка № 24

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать 

Палатка- раз, Ленина - два,

Парк Победы – три.

А четыре - я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

Шесть – на Урал схожу и на волны погляжу.

Семь – Дворец Ледовый, красив и огромен

И стоит на площади он.

Восемь – ёлка в Новый год.

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – наш кинотеатр Современник.

В магазине хлеб куплю.

Очень город я люблю!

Дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу на каждое название достопримечательности загибают по одному пальчики

Карточка № 25

Мне купили для одежды
Шкаф вместительный, большой. 
Он красивый и удобный
И зовется «платяной».
Уберу в него одежду:
Майки, шорты и трусы,
Брюки, куртки и рубашки, 
Свитера и пиджаки.
И носки с футболками
Уберу на полки я.

Стучат кулачками по коленям

Показывают, какой большой шкаф

Потирают ладони

Загибают пальцы на двух руках


Карточка № 26

Открываем магазин,        

Протираем пыль с витрин.        

В магазин заходят люди,        

Продавать одежду будем.        

Магазин теперь закроем,        

Каждый пальчик мы помоем.

Потрудились мы на «пять» —

Пальцы могут отдыхать.        

соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны

ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот

подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой

костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки

дети называют различную одежду

фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони

массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки

потираем ладони

поглаживаем каждый палец

Карточка № 27

1,2,3,4,5.

Будем в космосе летать.

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля,

До свидания друзья!

Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки

Дети вращают кистью, которая сжата в кулак

Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого

Дети машут кистью руки, как бы прощаясь

То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе


Карточка № 28

Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!..

Хозяйка тем временем

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Накрытые крышкою,

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста,

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!

И суп овощной оказался неплох!

Шагают пальцами по столу.

Загибают по одному пальчику.

– Попеременно ударяют кулачками.

Загибают по одному пальцу на название.

Хлопок.

Стучат ребром ладони.

Загибают по одному пальчику на руке.

Хлопок.

Складывают руки накрест.

Загибают по одному пальчику на руке.

  Хлопок

Показывают, как едят суп.

Карточка № 29

Будем пальчики сгибать –

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолёт,

Трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают и разжимают пальчики.

Поочерёдно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

На каждое слово сжимают пальцы

в кулачок, начиная с большого.


Карточка № 30

Жил да был один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Движения имитирующие движения плавников.

 Взмахи ладонями.

 Сжимать и разжимать кулачки.

 Загибать пальчики.

Карточка № 31

Что такое день Победы?

Это праздник, ордена.

И награды боевые,

И салюты золотые,

И тюльпанчики цветные,

Это мирная земля!

дети смотрят друг на друга, разводя руки в стороны

сжимают и разжимают кулачки

прижать руку к груди

растопырить пальцы как салют

показать цветочек двумя ладонями

хлопки в ладони

Карточка № 32

 

Домик маленький на ёлке,

 Дом для пчёл, а где же пчёлки?

 Надо в дом постучать,

 Раз, два, три, четыре, пять.

 Я стучу, стучу по ёлке,

 Где же, где же эти пчёлки?

 Стали вдруг вылетать:

 Раз два, три, четыре, пять!         

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".

 Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

 Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).


Карточка № 33

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.

Развести пальцы рук.

Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.

Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...