Как обогащать словарь детей с ТНР
консультация по логопедии (старшая группа)

Кузнецова Юлия Александровна

Нарушение формирования лексики у детей с ТНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов. Дошкольники с ТНР понимают значение многих слов, объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Дети не могут правильно назвать части тела предмета, не знают название одежды, мебели, профессий. В глагольном словаре детей преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает. Значительно труднее усваиваются слова обобщающего, отвлечённого значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

      Работа над лексической стороной речи осуществляется в соответствии с общими дидактическими принципами.

  1. Принцип доступности речевого материала.

Лексический материал по каждой теме подбирается в соответствии с возрастными требованиями.

  1. Принцип активности, самостоятельности в усвоении детьми нового словаря. Знакомство детей с новым словарём осуществляется в процессе наблюдений за предметами и явлениями окружающей действительности.
  2.  Принцип последовательности.
  3. Словарь по каждой теме подбирается в строгой последовательности:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tnr.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультацию на тему:

«Как обогащать словарь детей с ТНР»
подготовила
учитель-логопед
Кузнецова Юлия Александровна

 Нарушение формирования лексики у детей с ТНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов. Дошкольники с ТНР понимают значение многих слов, объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Дети не могут правильно назвать части тела предмета, не знают название одежды, мебели, профессий. В глагольном словаре детей преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает. Значительно труднее усваиваются слова обобщающего, отвлечённого значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

      Работа над лексической стороной речи осуществляется в соответствии с общими дидактическими принципами.

  1. Принцип доступности речевого материала.

Лексический материал по каждой теме подбирается в соответствии с возрастными требованиями.

  1. Принцип активности, самостоятельности в усвоении детьми нового словаря. Знакомство детей с новым словарём осуществляется в процессе наблюдений за предметами и явлениями окружающей действительности.
  2.  Принцип последовательности.
  3. Словарь по каждой теме подбирается в строгой последовательности:

Название предметов;

Признаки, характеризующие предмет;

Глаголы с приставками;

Выделение характерных признаков предметов;

Наречия.

 Особое внимание уделяется подбору однокоренных слов, работа над словарными словами, употреблению многозначных слов. Как подбирается лексический материал, рассмотрим на теме «Птицы».

  1. Название предметов. Деётся классификация птиц:

перелётные птицы – соловей, ласточка, зяблик и т.д.

зимующие птицы – ворона, сорока, воробей…

домашние птицы – курица, утка, гусь…

  1. Подбор эпитетов, характеризующих предмет:

а) по внешнему признаку:

скромный, неприметный, серенький – воробей;

яркое, красочное, нарядное, разноцветное оперение – у зяблика, иволги.

Включаются сложные слова: пестрокрылый(пёстрые крылья) дятел, черноголовая синица(чёрная голова). Белобокая(белый бок) сорока и т.д.

б) по повадкам:

весёлые, шумливые клесты; спокойный грач; ловкая, подвижная, говорливая, осторожная, суетливая сорока; юркая, быстрая, ловкая синица.

  1. Название действий:

Летать, порхать, виться в воздухе, кружиться, нахохливаться, высиживать, щебетать, петь, трещать, стрекотать, чирикать.

  1. Употребление глаголов с приставками: влетел, залетел, перелетел, слетел, вылетел.

5. Выделение характерных признаков:

клюв тоненький, как иголочка – у синицы, скворца; галстучек на грудке, шапочка на головке – у синицы, клюв большой, крепкий – у дятла.

6.Наречия:

 Воробей чирикает весело, задорно. Соловей поёт звонко, грустно. Сорока прыгает осторожно по земле.

 Дети упражняются в подборе однокоренных слов:

Скворец – скворчонок, скворчата, скворечник.

Глаз – глазок, глазище, глазастый.

Клюв – клювик, клевать.

Эта работа необходима и для того, чтобы в дальнейшем ребёнок не затруднялся в подборе слова при проверке оглушённой звонкой согласной или безударной гласной.

 Идёт работа над сравнением: глаза, как маленькие бусинки, чёрные ягодки (у синицы). Глаза, как жёлтые фонари, фары (у совы). Поёт, будто бьёт в крохотный бубен, ласково звенят серебряные колокольчики. Дети ищут слова – антонимы: грустная – весёлая, неповоротливый- ловкий, проворный.

Знакомим детей с многозначностью слова: крыло у птицы, у самолёта, у здания.

4.Принцип наглядности.

 По каждой теме родителям рекомендуется подбирать иллюстративный материал для более быстрого закрепления речевых навыков.

  1. Принцип постепенного нарастания сложности речевого материала.

Работа над словарём по какой-либо теме сначала ведётся над частями речи, начиная с существительного, кончая наречием; затем внимание акцентируется на подборе однокоренных и сложных слов и заканчивается работой над многозначностью, антонимами.

  1. Принцип повторения.

Этот принцип постоянного возвращения к знакомому, уже усвоенному словарю, но в связи с новой темой и разными заданиями.

Для закрепления и расширения словарного запаса используются дидактические игры и лексические упражнения: «Подбери слово», «Какой, какая, какое?», «Кто что делает?», «Подбери сравнение» (Земля покрыта снегом как…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащаем словарь детей

Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окр...

Обогащаем словарь детей.

В данной консультации рассматриваются: значение развития словаря, особенности словаря у детей с речевыми нарушениями, а также рекомендации по развитию словаря детей....

Консультация для родителей. Обогащаем словарь детей.

В данной консультации помещён материал для родителей о том, что можно сделать для развития речи вашего ребёнка дома....

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»

Консультация для родителей "Обогащаем словарь детей"...

"Обогащаем словарь детей"

Устранение речевых ошибок при помощи специальных упражнений...

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»

  Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о с...

Консультация для родителей "Обогащаем словарь детей"

Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окр...