Как обогащать словарь детей с ТНР
консультация по логопедии (старшая группа)
Нарушение формирования лексики у детей с ТНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов. Дошкольники с ТНР понимают значение многих слов, объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Дети не могут правильно назвать части тела предмета, не знают название одежды, мебели, профессий. В глагольном словаре детей преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает. Значительно труднее усваиваются слова обобщающего, отвлечённого значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
Работа над лексической стороной речи осуществляется в соответствии с общими дидактическими принципами.
- Принцип доступности речевого материала.
Лексический материал по каждой теме подбирается в соответствии с возрастными требованиями.
- Принцип активности, самостоятельности в усвоении детьми нового словаря. Знакомство детей с новым словарём осуществляется в процессе наблюдений за предметами и явлениями окружающей действительности.
- Принцип последовательности.
- Словарь по каждой теме подбирается в строгой последовательности:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультацию на тему:
«Как обогащать словарь детей с ТНР»
подготовила
учитель-логопед
Кузнецова Юлия Александровна
Нарушение формирования лексики у детей с ТНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов. Дошкольники с ТНР понимают значение многих слов, объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Дети не могут правильно назвать части тела предмета, не знают название одежды, мебели, профессий. В глагольном словаре детей преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает. Значительно труднее усваиваются слова обобщающего, отвлечённого значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
Работа над лексической стороной речи осуществляется в соответствии с общими дидактическими принципами.
- Принцип доступности речевого материала.
Лексический материал по каждой теме подбирается в соответствии с возрастными требованиями.
- Принцип активности, самостоятельности в усвоении детьми нового словаря. Знакомство детей с новым словарём осуществляется в процессе наблюдений за предметами и явлениями окружающей действительности.
- Принцип последовательности.
- Словарь по каждой теме подбирается в строгой последовательности:
Название предметов;
Признаки, характеризующие предмет;
Глаголы с приставками;
Выделение характерных признаков предметов;
Наречия.
Особое внимание уделяется подбору однокоренных слов, работа над словарными словами, употреблению многозначных слов. Как подбирается лексический материал, рассмотрим на теме «Птицы».
- Название предметов. Деётся классификация птиц:
перелётные птицы – соловей, ласточка, зяблик и т.д.
зимующие птицы – ворона, сорока, воробей…
домашние птицы – курица, утка, гусь…
- Подбор эпитетов, характеризующих предмет:
а) по внешнему признаку:
скромный, неприметный, серенький – воробей;
яркое, красочное, нарядное, разноцветное оперение – у зяблика, иволги.
Включаются сложные слова: пестрокрылый(пёстрые крылья) дятел, черноголовая синица(чёрная голова). Белобокая(белый бок) сорока и т.д.
б) по повадкам:
весёлые, шумливые клесты; спокойный грач; ловкая, подвижная, говорливая, осторожная, суетливая сорока; юркая, быстрая, ловкая синица.
- Название действий:
Летать, порхать, виться в воздухе, кружиться, нахохливаться, высиживать, щебетать, петь, трещать, стрекотать, чирикать.
- Употребление глаголов с приставками: влетел, залетел, перелетел, слетел, вылетел.
5. Выделение характерных признаков:
клюв тоненький, как иголочка – у синицы, скворца; галстучек на грудке, шапочка на головке – у синицы, клюв большой, крепкий – у дятла.
6.Наречия:
Воробей чирикает весело, задорно. Соловей поёт звонко, грустно. Сорока прыгает осторожно по земле.
Дети упражняются в подборе однокоренных слов:
Скворец – скворчонок, скворчата, скворечник.
Глаз – глазок, глазище, глазастый.
Клюв – клювик, клевать.
Эта работа необходима и для того, чтобы в дальнейшем ребёнок не затруднялся в подборе слова при проверке оглушённой звонкой согласной или безударной гласной.
Идёт работа над сравнением: глаза, как маленькие бусинки, чёрные ягодки (у синицы). Глаза, как жёлтые фонари, фары (у совы). Поёт, будто бьёт в крохотный бубен, ласково звенят серебряные колокольчики. Дети ищут слова – антонимы: грустная – весёлая, неповоротливый- ловкий, проворный.
Знакомим детей с многозначностью слова: крыло у птицы, у самолёта, у здания.
4.Принцип наглядности.
По каждой теме родителям рекомендуется подбирать иллюстративный материал для более быстрого закрепления речевых навыков.
- Принцип постепенного нарастания сложности речевого материала.
Работа над словарём по какой-либо теме сначала ведётся над частями речи, начиная с существительного, кончая наречием; затем внимание акцентируется на подборе однокоренных и сложных слов и заканчивается работой над многозначностью, антонимами.
- Принцип повторения.
Этот принцип постоянного возвращения к знакомому, уже усвоенному словарю, но в связи с новой темой и разными заданиями.
Для закрепления и расширения словарного запаса используются дидактические игры и лексические упражнения: «Подбери слово», «Какой, какая, какое?», «Кто что делает?», «Подбери сравнение» (Земля покрыта снегом как…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-430749-1403195388.jpg)
Обогащаем словарь детей
Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/02/picture-550609-1420229879.jpg)
Обогащаем словарь детей.
В данной консультации рассматриваются: значение развития словаря, особенности словаря у детей с речевыми нарушениями, а также рекомендации по развитию словаря детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-558477-1420313888.jpg)
Консультация для родителей. Обогащаем словарь детей.
В данной консультации помещён материал для родителей о том, что можно сделать для развития речи вашего ребёнка дома....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/15/picture-753686-1455549208.jpg)
Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»
Консультация для родителей "Обогащаем словарь детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-594336-1424026582.jpg)
Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»
Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о с...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/22/picture-724245-1540155936.jpg)
Консультация для родителей "Обогащаем словарь детей"
Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окр...