Многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка».
картотека по логопедии

Пособие могут использовать родители, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели для групповой и индивидуальной работы с детьми 3-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка».

Пособие могут использовать родители, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели для групповой и индивидуальной работы с детьми 3-7 лет.

C:\Users\Оксана\Desktop\фото гусениц\DSC02900.JPGC:\Users\Оксана\Desktop\фото гусениц\DSC02787.JPG

C:\Users\Оксана\Desktop\фото гусениц\DSC02783.JPG

Дидактические задачи:

  1. Развивать мелкую моторику.
  2. Развивать сенсорное восприятие.
  3. Развивать пространственную ориентировку.
  4. Способствовать развитию количественного счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  5. Развивать длительный речевой выдох.
  6. Развивать навыки слогового анализа.
  7. Развивать навыки звукового анализа.
  8. Обучать анализу и конструированию предложений.
  9. Обогащать словарный запас.
  10. Способствовать совершенствованию лексико-грамматических конструкций (согласование прилагательных с существительными; согласование числительных с существительными).
  11.  Развивать связную речь.

Описание игрушки:

Игрушка состоит из основной семьи гусениц в количестве 10 штук разных цветов и длины и четырёх дополнительных, комплекта листьев из 10 штук по размеру гусениц с аппликациями.

Листья снабжены пуговицами для пристёгивания аппликаций и прорезями для лапок гусениц.

Тело гусениц состоит из головы и сегментов. Головы – это обвязанные теннисные шарики с симпатичными личиками, разными причёсками и шляпками. Сегменты – это обвязанные киндеры. Головы и сегменты снабжены кнопками, которые обеспечивают их соединение и трансформацию. Каждый сегмент имеет пару лапок-пуговиц для крепления гусениц к листочкам. Каждая гусеница имеет свою функцию и атрибуты.

Гусеница №1 - светло-розовая – состоит из одного сегмента снабженного магнитом.

Гусеница №2 - тёмно-зелёная, имеет два сегмента с магнитами. Эти две гусеницы трансформируются в одну. Имеются ещё две такие гусеницы, все они используются для определения местоположения звука в словах (с помощью магнитных божьих коровок).

Гусеница №3 – жёлтая, имеет три сегмента со знаком ударения (ударные слоги).

Гусеница №4 – фиолетовая, имеет четыре сегмента (это маленькие слова для конструирования предложений).

Гусеница №5 – красная, имеет пять сегментов (гласные звуки).

Гусеница №6 – зелёная, имеет шесть сегментов (это мягкие согласные звуки, снабжены звучащими элементами – глухие и звонкие).

Гусеница №7 – синяя, имеет семь сегментов (твёрдые согласные звуки со звучащими элементами).

Гусеница №8 - тёмно-розовая, имеет восемь сегментов (это слоги для слогового анализа). Тёмно-розовая гусеница и жёлтая трансформируются в одну, которая используется для слогового анализа.

Гусеница №9 – оранжевая, имеет девять сегментов (снабжена крутящимися цветочками для развития дыхания).

Гусеница №10 – голубая,  имеет десять сегментов (снабжены шнурками для завязывания бантиков).

Также имеются длинные сегменты в количестве четырёх штук (2 киндера обвязанные вместе для конструирования предложений – длинные слова).

Фиолетовая гусеница и длинные сегменты соединяются в одну гусеницу, которая используется для анализа и конструирования предложений.

Варианты игр:

  1. «Собери гусениц»
  2. «Найди листочек»
  3. «Длинная и короткая»
  4. «А ну-ка, посчитай»
  5. «Посмотри и запомни»
  6. «Что изменилось?»
  7. «Собирай и называй»
  8. «Подари цветочек гусенице»
  9. «Подружи гусеницу с бабочками»
  10. «Девочки и мальчики»
  11. «Наряди гусеницу»
  12. «Собери и подуй»
  13. «Слышу – собираю»
  14. «Картинки для гусениц»
  15. «Раз, два, три место звука назови»
  16. «Составь схему»
  17. «Раз, два, три слова на слоги подели»
  18. «Составь схему или предложение»
  19. «Посчитай»
  20. «Какой? Какая? Какое?»

  1. Игра «Собери гусениц»

Задачи: развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета.

Материал для игры: гусеницы всех цветов.

Ход игры: - Собери гусеницу какого-либо цвета, соединяя брюшки. Гусеницу, какого цвета ты собрал?

  1. Игра «Найди листочек»

Задачи: развивать мелкую моторику, учить соотносить предметы по размеру.

Материал для игры: гусеницы всех цветов, листья.

Ход игры: - Для каждой гусеницы найди листочек соответствующего размера. Прикрепи гусениц к листу с помощью пуговичек-лапок.

  1. Игра «Длинная и короткая»

Задачи: закреплять представления о длине и цвете, пополнять словарный запас (самая длинная, самая короткая).

Материал для игры: гусеницы всех цветов.

Ход игры: - Найди и покажи самую длинную (короткую) гусеницу. Какого она цвета?

C:\Users\Оксана\Desktop\фото гусениц\DSC02778.JPG

  1. Игра «А ну-ка, посчитай»

Задачи: закреплять количественный счёт в пределах десяти в прямом и обратном порядке.

Материал для игры: гусеницы всех цветов.

Ход игры: - Возьми всех гусениц и разложи их по порядку от самой короткой до самой длинной. Посчитай, сколько всего гусениц? Попробуй посчитать в обратном направлении.

C:\Users\Оксана\Desktop\фото гусениц\DSC02775.JPG

  1. Игра «Посмотри и запомни»

Задачи: закреплять порядковый счёт, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

Материал для игры: гусеницы любых пяти цветов.

Ход игры: - Выложи перед собой 5 гусениц слева направо. Внимательно посмотри на них 1 минуту. Закрой глаза. Попробуй назвать по порядку, гусеницы каких цветов лежат на столе. Открой глаза и проверь.

C:\Users\Оксана\Desktop\фото гусениц\DSC02771.JPG

  1. Игра «Что изменилось?»

Задачи: закреплять порядковый счёт, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

Материал для игры: гусеницы любых пяти цветов.

Ход игры: - Выложи перед собой 5 гусениц слева направо. Внимательно посмотри на них 1 минуту. Закрой глаза. Открой глаза и посмотри, что изменилось. Гусеницы, какого цвета не стало? Гусеница, какого цвета появилась?

  1. Игра «Собирай и называй»

Задачи: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, память, мышление, речь, умение различать цвета.

Материал для игры: красная, жёлтая, синяя, розовая, оранжевая, зелёная гусеницы.

Ход игры: - Положи перед собой красную, жёлтую, синюю, розовую, оранжевую, зелёную гусениц. Какие гусеницы лежат слева от розовой гусеницы, а какие справа? Назови, гусеница какого цвета лежит между жёлтой гусеницей и розовой и т.д.

C:\Users\Оксана\Desktop\фото гусениц\DSC02772.JPG

  1. Игра «Подари цветочек гусенице»

Задачи:  развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве, умение различать цвета.

Материал для игры: гусеница красного цвета, листочек по размеру, цветочки.

Ход игры: - Собери гусеницу красного цвета и посади её на листочек. Справа от гусеницы пристегни розовый цветочек, а слева оранжевый цветочек.

C:\Users\Оксана\Desktop\фото гусениц\DSC02819.JPG

  1. Игра «Подружи гусеницу с бабочками»

Задачи: развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве, умение различать цвета.

Материал для игры: гусеница голубого цвета, листочек по размеру, бабочки.

Ход игры: - Собери гусеницу голубого цвета и посади её на листочек. Справа от гусеницы посади голубую бабочку, а слева розовую бабочку.

  1. Игра «Девочки и мальчики»

Задачи: закреплять порядковый счёт, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

Материал для игры: основная семья гусениц из десяти штук, листья.

Ход игры: - Разложи гусениц по листочкам. Посмотри на них внимательно. Закрой глаза. Скажи, сколько гусениц – девочек? Сколько гусениц – мальчиков? Каких они цветов, расскажи.

  1. Игра «Наряди гусеницу»

Задачи: развивать мелкую моторику, умение соотносить предметы по размеру, закреплять порядковый счёт.

Материал для игры: голубая гусеница со шнурочками, несколько листьев.

Ход игры: - Собери голубую гусеницу со шнурочками и завяжи на каждом брюшке бантик. Найди листик и посади на него гусеницу, прикрепив лапки к листику.C:\Users\Оксана\Desktop\фото гусениц\DSC02767.JPG

  1. Игра «Собери и подуй»

Задачи: развивать длительный речевой выдох, мелкую моторику.

Материал для игры: гусеница оранжевого цвета с цветочками - вертушками.

Ход игры: - Собери гусеницу оранжевого цвета и подуй на цветочки – вертушки. Следите за тем, чтобы ребёнок производил выдох только через рот. Выдох должен быть плавным, длительным, вдох спокойным, через нос.C:\Users\Оксана\Desktop\фото гусениц\DSC02766.JPG

  1. Игра «Слышу – собираю»

Задачи: развивать фонематический слух, мелкую моторику.

Материал для игры: красная, зелёная или синяя гусеницы.

Ход игры: - Собирай гусеницу из брюшек, когда услышишь звук. Один звук – одно брюшко. Собираем красную гусеницу, если заданный звук – гласный; зелёную гусеницу, если звук – мягкий согласный; синюю гусеницу, если звук – твёрдый согласный.

Учимся выделять звук на фоне других звуков, на фоне слогов, на фоне слов.

  1. Игра «Картинки для гусениц»

Задачи: Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Материал для игры: синяя и зелёная гусеницы, картинки со звуками [С] [С'].

Ход игры: - Собери синюю и зелёную гусениц. Раздай им картинки: бусы, рысь, лось, автобус, слон, василёк, серёжки. Синей гусенице дай картинки со звуком [С], а зелёной гусенице со звуком [С'].

  1. Игра «Раз, два, три место звука назови»

Задачи: учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Материал для игры: три гусеницы с божьими коровками.

Ход игры:

Вариант1.

- Ребёнок берёт картинку определяет место звука в слове и садит божью коровку на нужное брюшко.

Вариант 2.

- Логопед предлагает три схемы из брюшек гусениц с божьими коровками (в начале, в середине и в конце слова) и предлагает ребёнку картинки с определённым звуком. Ребёнок раскладывает картинки под схемами в соответствии с местоположением заданного звука.C:\Users\Оксана\Desktop\фото гусениц\DSC02897.JPG

  1. Игра «Составь схему»

Задачи: развивать навыки звукового анализа, умения различать согласные звуки по глухости и звонкости, твёрдости и мягкости, мелкую моторику.

Материал для игры: красная, синяя и зелёная гусеницы, слово – картинка для звукового анализа.

Ход игры:

Вариант 1.

- Составь звуковую схему слова «РОЗА» из брюшек гусениц. Красное брюшко – гласный звук, синее брюшко – твёрдый согласный звук, зелёное брюшко – мягкий согласный звук. Определи согласные глухие или звонкие, подбери нужные брюшки. Посчитай сколько звуков в слове. Обозначь их буквами.

Вариант 2.

- Логопед предлагает ребёнку две готовые схемы из брюшек гусениц. Ребёнок должен разложить картинки под схемами.C:\Users\Оксана\Desktop\фото гусениц\DSC02866.JPG

  1. Игра «Раз, два, три слова на слоги подели»        

Задачи: развитие слогового анализа, умения определять ударный слог; развитие мелкой моторики.

Материал для игры: ярко - розовая слоговая гусеница, её брюшки – это слоги; жёлтая гусеница, её брюшки – ударные слоги.

Ход игры:

Вариант 1.

Педагог предлагает детям картинки, дети делят слова на слоги и собирают схемы из брюшек. При знакомстве детей с ударением дополнительно используем жёлтую гусеницу, её брюшки со знаком ударения – ударные слоги.

Вариант 2.

- логопед предлагает детям готовые слоговые схемы, сначала без ударения в дальнейшем с ударением и картинный материал. Дети делят слова на слоги и раскладывают их под схемами.C:\Users\Оксана\Desktop\фото гусениц\DSC02871.JPG

  1. Игра «Составь схему или предложение»

Задачи: обучать анализу и конструированию предложений.

Материал для игры: голубая гусеница с длинными брюшками, фиолетовая гусеница, её брюшки – маленькие слова.

Ход игры:

Вариант 1.

- Придумай предложение по картинке и составь его схему. Посчитай, сколько в нём слов? Какое слово первое? Какое слово второе? и т.д.

Вариант 2.

- Логопед предлагает готовую схему, а ребёнок по ней составляет предложение.

C:\Users\Оксана\Desktop\фото гусениц\DSC02876.JPGC:\Users\Оксана\Desktop\фото гусениц\DSC02877.JPG

  1. Игра «Посчитай»

Задачи: упражнять детей в согласовании числительных с существительными.

Материал для игры: основная семья гусениц из десяти штук.

Ход игры: - Посчитай гусениц от 1 до 10. Одна гусеница, две гусеницы,…, 10 гусениц.

- Посчитай брюшки гусениц. Одно брюшко, два брюшка,…, 10 брюшек.

- Посчитай бантики. Один бантик, два бантика,…, 10 бантиков.

Проявив фантазию можно придумать ещё множество игр с данной игрушкой. Здесь представлены только некоторые из них.

  1. Игра «Какой? Какая? Какое?»

Задачи: согласование прилагательных с существительными.

Материал для игры: основная семья гусениц из десяти штук.

Ход игры: - Гусеница какая? Красная; Голова какая? Круглая; Брюшко какое? Овальное; Бантик какой? Жёлтый и т.д.C:\Users\Оксана\Desktop\фото гусениц\DSC02777.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Разноцветная семейка"- "Төсле гаилә"

Силами пед.коллектива МБДОУ "ЦРР-д/с 91" было разработано дидактическое пособие. Основными преимуществами являются красочность, яркость, уникальность и полифункциональность....

Многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка»

Представленное пособие можно  использовать  для групповой и индивидуальной работы с детьми 3-7 лет.  Данное пособие обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и вз...

Методическая разработка по теме «Многофункциональное развивающее пособие «Мнемоколесо» - как эффективное средство обучения дошкольников»

Описание игрового пособия: использование дидактических пособий нового поколения является необходимым условием успешного обучения детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования. Р...

Презентация Многофункциональное пособие "Разноцветная семейка"""

С самого раннего возраста, ребёнок  познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому, развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они не только расшир...

Многофункциональное развивающее пособие «Фрукты и овощи»

Цель данного пособия: всестороннее развитие детей дошкольного возраста.Образовательные задачи: Развивать умение классифицировать;Находить лишний предмет;Обогащать словарный запас детей;Развивать речь...

Развивающее пособие "Разноцветная семейка"

Развитие у детей познавательных интересов, познавательных способностей посредством игры....

Пособие " Разноцветная семейка"

Развитие у детей познавательных интересов, познавательных способностей у детей 2 младшей группы...