Выступление на конференциях, семинарах, фестивалях
материал по логопедии

Молькова Наталия Владимировна

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре:

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в детском саду»

В условиях логопункта в детском саду очень важно взаимодействие учителя - логопеда с воспитателями, для скорейшего устранения речевого нарушения.

Совместная деятельность учителя- логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:

1. Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы.

2. Исключение дублирования воспитателем занятий логопеда.

Учитель- логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателем  старшей группы. Логопед информирует их о том, какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять речь детей, с целью автоматизации поставленных звуков. Ведется журнал «Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя, где фиксируется: какие звуки требуется автоматизировать у ребенка; какие артикуляционные упражнения следует повторить и др.Составляется совместный план работы.  

В каждой группе ( старшей и младшей) есть папка «Советы логопеда», которую логопед пополняет дидактическим материалом, речевыми играми на развитие фонематического слуха и связной речи, автоматизацию поставленных звуков, чтобы воспитатели по возможности использовали этот материал в своей работе.

Воспитатель проводит занятия по развитию речи и  ознакомлению с окружающим  миром с учетом лексических тем, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты и на протяжении всего дня  контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей.

При исправлении и формировании звукопроизношения работа воспитателя и работа логопеда различается по организации, методическим приёмам, по продолжительности. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе они руководствуются общедидактическими принципами: принципы системности и последовательности; принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов работы воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедической работы. Поэтапность в работе логопеда обусловлена, тем что усвоение элементов речевой системы протекает взаимосвязано и в определённой последовательности. Учитывая эту последовательность, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых особенностей детей. Это объясняется тем, что у детей присутствуют различные по тяжести и структуре речевые нарушения, а также неодновременностью их коррекции на логопедических занятиях. Этот принцип требует от воспитателя знания об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития, а следовательно использования этих знаний в своей работе.

Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения, а также включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы.

В свою очередь, учитель-логопед на занятиях уделяет основное внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель также включает в свой план работы.

Учитель – логопед рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в работу чтение стихов, чистоговорок и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком. Логопед информирует воспитателей, чьи дети зачислены на логопедический пункт, о результатах коррекционной работы на определённом этапе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий). )

 С воспитателями проводятся индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы по вопросам коррекции речи.

Таким образом, только тесный контакт в работе учителя- логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Использованные ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/-vzaimodeistvie-uchitelja-logopeda-i-vospitatelja-v-dou.htm l 

«Родитель-ребенок-педагог» - модели развития взаимоотношений / авт. сост. В.Е. Лампман, И.А. Желтикова. - Волгоград: Учитель, 2011.



Предварительный просмотр:

 Деятельность учителя – логопеда в летний период

Лето – время каникул, отпусков и отдыха. К этому времени закончена диагностика у детей с речевыми нарушениями, подводятся итоги. Родителям даются рекомендации на летний период. У одних детей речь исправляется, другие остаются на следующий учебный год для продолжения коррекционной работы. В программе «Коррекция нарушения речи»  Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной в летний период рекомендуется повторять и закреплять пройденный материал в соответствии с индивидуальными достижениями детей. Но как сделать повторение и закрепление материала интересным, занимательным для детей?  С наступлением летам дети не хотят сидеть в кабинете и повторять пройденный материал. Ребятам хочется бегать, прыгать, веселиться, а наша задача, не прерывая коррекционной работы,  ненавязчиво направить их  деятельность в нужное русло.

Для успешной коррекционной работы и всестороннего развития детей необходимо обеспечить непрерывность обучения ребят в образовательном учреждении в летний период. И один из эффективных методов в работе с детьми -  это спортивные, народные праздники, развлечения – путешествия, досуги. Главное, чтобы данные мероприятия содержали  подвижные, народные игры, игры – соревнования, игровые задания и упражнения на  формирование связной речи; на развитие фонематических представлений; на развития словаря; на развития грамматического строя речи; на развитие дыхания; на автоматизацию поставленных звуков; чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения.  Что включить в деятельность зависит от ваших коррекционных и образовательных задач. Самое главное не забывайте о подвижных играх. Все-таки наша главная цель в летний период – обеспечить ребенку двигательную активность, отдых и радостное настроение!

Вашему вниманию предлагается народный праздник «Люблю березку русскую, то светлую, то грустную» (праздник «Троица). Здесь мы не только знакомим детей с русской народной культурой, традициями, обрядами, играми, но и повторяем пройденный материал. В данное мероприятие включены игры на развитие словаря: «Похвали березку», «Рассмотри березку»; игра на совершенствование  ритмико-слоговой структуры слова: «Прохлопай, протопай»; чистоговорки (автоматизация поставленных звуков).

Народный праздник для детей с речевыми нарушениями  5- 7 лет

«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ, ТО СВЕТЛУЮ, ТО ГРУСТНУЮ…» Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- закреплять и активизировать словарный запас детей;

 - автоматизировать поставленные звуки;

- совершенствовать ритмико-слоговую структуру слова;

- продолжать учить изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

 2. Коррекционно-воспитывающие:

- формировать представления детей о празднике «Троица»;

- дать возможность почувствовать красоту русских обычаев, обрядов и игр, пробуждать интерес к ним;

- воспитывать навыки общения, внимательности во время подвижных игр, а также создавать у детей радостное настроение.

3. Коррекционно-развивающие: 

развивать: интонационную выразительность речи; связную речь; навыки художественного ручного труда при плетении венков; ловкость и  умение прыгать через препятствие.

Предварительная работа:

разучивание  игр, чтение стихотворений и беседы о березе, загадывание загадок, разучивание стихотворения, чистоговорок, изготовление бумажных цветов.

Оборудование и материалы:

ленты  разного цвета для украшения березы, цветы из гофрированной бумаги, венки для участников праздника, ветка березы, «костер» для подвижной игры, костюм для воспитателя, сарафаны и платочки для девочек.

 (совместная деятельность проходит на участке детского сада, педагог встречает девочек в русском сарафане)

Ход праздника

Педагог:

Наступает праздник Троица. Этот праздник называют днем рождения березки. В этот день славят березку, ведь она издавна почиталась на Руси. Пойдем, девицы красные, березку хвалить, да наряжать, веночки плести.

 «Пойдем, девочки завивать веночки,

Завьем веночки, завьем зеленые…»

(девочки собирают полевые цветы, и все вместе плетут веночки, во  время плетения венков дети повторяют чистоговорки).

Чистоговорки

Цель: автоматизация поставленных звуков, развитие интонационной выразительности и модуляции голоса.  ( чистоговорки подбираются в зависимости от поставленных звуков)

Ра - ра - ра  нам на праздник всем пора. (повторить 3 раза: громко, тихо, шепотом)

Ру - ру - ру соберу все детвору. (повторить 3 раза: громко, тихо, шепотом

Ша -ша - ша как береза хороша! (повторить 3 раза: громко, тихо, шепотом)

Ши - ши - ши наши дети хороши! (повторить 3раза: громко, тихо, шепотом)

Ши - ши - ши веселимся от души. (повторить 3 раза: громко, тихо, шепотом)

Рассказ  о празднике

Девочки и  девушки в этот день демонстрировали свое рукоделие и мастерство – вышивку, плетение, умение украшать свой дом и березку, показывали себя хорошими плясуньями, певуньями и  рассказчицами. Каждая старалась быть настоящей мастерицей во всем. Плели красивые венки из цветов и березовых веток, наряжались. Считалось, кто их смастерит, к тому и придет счастье. Венки дарили друг другу, обнимались, целовались (кумились). Мы тоже с вами сплели венки и будем дарить их друг другу. (одеть друг другу венки и обняться) А теперь по традиции возьмем красивые ленты, цветы и украсим нашу березку. (дети украшают березу разноцветными лентами и цветами.)

Молодцы, ребята, красивая у нас теперь березка, и вы красивые нарядились в веночки!

А теперь пора нам позабавиться:

Эй, девчата, да ребята, поскорей.

Собирайся не робей!

В игры играть, хороводы водить.

Березку прославлять!

(дети  играют в игры «У дядюшки Трифона», «Костер» и др. знакомые подвижные игры по желанию детей)

Хороводная игра

«У дядюшки Трифона»

Цель: развитие навыков общения.

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

«У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!»

При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Педагог:

ребята, на праздник березки  молодежь всегда показывала свою ловкость, удаль и смелость. Они разводили костры и перепрыгивали через них. Мы с вами тоже будем прыгать, через наш безопасный «Костер». (напомнить детям о правилах пожарной безопасности, о том, что костры в лесах разводить запрещено, но игру, где прыгают через препятствие придумать можно, но только со взрослыми)

Подвижная игра

«Костер»

Цель: развитие ловкости, умения прыгать через препятствие.

На участке, на ровном месте устанавливается  небольшой макет костра из картона, дети по очереди перепрыгивают через «Костер», кто хоть немного задевает препятствие, выбывает из игры.

Педагог:

березку на Руси всегда любили и почитали,  и сейчас мы с вами тоже будем говорить о ней хорошие добрые слова.

Речевые  игры

«Похвали березу», «Рассмотри березу»

Цель: развитие словаря.

Дети встают в круг и, передавая веточку березки, хвалят ее, например: березка красивая, березка белоствольная, березка зеленая, березка большая, березка стройная, березка белая, березка хорошая, березка светлая, березка кудрявая  и т.д. Дети стараются не повторяться, кто больше всех похвалит березу, тот и победитель.

Педагог:

ребята, давайте еще раз полюбуемся нашей березкой, рассмотрим ее внимательно, и скажем, что же она делает. Дети встают в круг и, передавая веточку березки, говорят о том, что береза делает, например: березка стоит, березка качается, березка зеленеет, березка сбрасывает листья, березка шумит, березка радуется, березка одевается в листву и т.д. Дети стараются не  повторяться.

Педагог:

ребята, березку можно не только наряжать и любоваться ею, но и узнать сколько в данном слове слогов, давайте вспомним, как мы это делали на занятиях.

«Прохлопай, протопай»

Цель: совершенствовать ритмико-слоговую структуру слова.

Дети хлопают в ладоши, топают ногой и узнают, сколько слогов в слове «Береза», в слове «Березка». Далее по желанию дети могут посчитать слоги прыжками.

 А теперь, ребята, хотят рассказать красивое стихотворение о березе. (дети рассказывают стихотворение )

Люблю березу, русскую, то светлую, то грустную

Цель: развитие выразительности.

1.Люблю, березу русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

2.Люблю ее нарядную,

Родную ненаглядную.

То, ясную, кипучую.

То, грустную, плакучую.

3.Люблю березку русскую.

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется – но не ломится!

(А. Прокофьев)

Ребята, какое прекрасное, красивое стихотворение написал русский поэт о березе. Вам понравилось? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

Итог развлечения

 Весело мы отметили день рождения березки, праздник Троицы.

Список использованной литературы.

  1. Баранова О.Г., Зимина Т.А., Модлевская Е.Л. «Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря». Иллюстрированная энциклопедия: Искусство – СПБ, 2001.- 672с.
  2. Ищук  В.В., Нагибина М.И. «Народные праздники», академия развития. г. Ярославль, 2000.- 160 с.
  3. Пугачева Н.В, Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста» Учебное пособие.- м: Педагогическое общество России, 2007.- 144с
  4. Тимошкина Н.А. «Методика использования русских народных игр в    ДОУ», Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования, 2008.- 64с.



Предварительный просмотр:

Сетевое издание «Современные педагогические технологии» www.pedtehno.ru

Международная научно-практическая конференция педагогов «Современные образовательные технологии в обучении: теория и практика»

«Технология проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»                                                      

                                                                                                

Автор  проекта

Молькова Наталия Владимировна

Учитель-логопед

МОУ Бурмакинская СОШ№2

                                                Бурмакино 2018                                                                                                                  

Содержание:

Введение

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1.Понятие педагогической и логопедической технологии

Глава 2. Практическая часть. Технология проектов в логопедической работе

2.1.  Технология проектов в логопедической работе

Заключение

Список литературы

Введение

Современные условия жизни и общественные отношения заставляют педагогов искать новые образовательные резервы. Одним из таких резервов является внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических  технологий.

Педагогу важно выбрать более эффективную педагогическую технологию.  Их задача - создание условий, в которых каждый ребенок может проявить себя как личность, реализовать творческий потенциал. Педагогическая технология проектов как раз и является одним из направлений личностно-ориентированного обучения и воспитания.  Важно, чтобы данная деятельность использовалась с раннего возраста, ведь именно тогда и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Хотя  данная технология не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.

Фундамент исследований психологических основ проектного обучения заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский и др.). Запросы педагогической практики на современном этапе вновь возвращают к проблематике проектного метода обучения, но на иной теоретической базе (П.Р. Атутов, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.). Современные исследования показывают, что технология проектов наиболее полно проявляет свои позитивные характеристики в рамках технологически обогащенной образовательной среды.

Вместе с тем, в педагогической теории не выявлены содержательные особенности технологии проектов, педагогические условия и способы ее организации, обеспечивающие ее успешное внедрение в  коррекционно- педагогический процесс при работе с детьми дошкольного возраста  с нарушениями речи и влияния данного метода на их  развитие речи.

Глава 1. Теоретическая часть.

  1. Понятие педагогической и логопедической технологии

Рассмотрим, более подробнее понятие педагогической и логопедической технологии.

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности [19,с.5].

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах  П.Я. Гальперина, Н.Ф Талызиной, А.Г. Ривина, Г.К. Селевко, Л.Я. Зориной и др. В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психодидактики, социальной психологии и кибернетики (науки об управлении, связи и переработке информации) [19,с.6].

Термин «технология» заимствован из производства и несет в себе смысл реализации системы предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, направленных на достижение цели. В педагогическом аспекте данное понятие приобретает смысл процесса планирования деятельности педагога и его реализации в виде последовательных операций, приводящих к достижению конкретных результатов [14,с. 34].

Таким образом, педагогическую технологию понимают:

- как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированное педагогического процесса;

- как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога направленных на решение педагогических задач (В.П. Беспалько).

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий  гарантирующих успех.

Педагогическая технология может быть представлена как технология обучения (дидактические технологии) и технология воспитания.

Понятие «педагогическая технология» может быть раскрыта тремя аспектами:

- научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели. Содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

- процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

- процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [19,с.6].

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве реального процесса обучения.

Основные характеристики педагогической технологии: технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата. Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и ребенка с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможность диалогического общения. Элементы педагогических технологий должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом,  а с другой – гарантировать достижение планируемых результатов. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).

В целом методика обучения представляет свод правил, приемов и средств, с помощью которых передается многолетний, научно- обоснованный и подтвержденный практикой опыт. Технология обучения, или образовательная технология, - это «привязывание» методики к конкретным условиям, система использования выбранных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяженности педагогического процесса (Т.П. Сальникова). В связи с этим и об эффективности технологии можно говорить лишь по отношению к определенным детям и педагогам.

 Методики обучения (применительно к детям с нарушением развития дополним: методики коррекционной работы, обследования и пр.) более устойчивы, чем технологии, то есть технологии многовариантны даже в рамках одной методики. Вариативность связана с необходимостью реализации дифференцированного подхода, базирующего на учете психофизиологических и личностных особенностей детей.

Педагогические технологии в отличие от методики предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Так, в цепочку педагогических действий обязательным элементом включаются действия самого ребенка с ориентацией на развитие его активной позиции. И этот элемент любой педагогической технологии является одним из условий эффективности ее реализации [19,с.7].

В системе образования используются технологии различных уровней:

- общепедагогические технологии (педагогические системы);

- частнопредметные технологии (частные методики), локальные, модульные (технологии отдельных частей учебно-воспитательного процесса);

- технологические микроструктуры (приемы, звенья, элементы). Рассмотрим подробнее о технологиях различных уровней:

- общепедагогический уровень характеризует педагогические системы воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах, целостный образовательный процесс и место логопедической помощи в этом процессе;

- частнометодический уровень представлен специальными логопедическими методиками, которые применяются в определенной последовательности на разных этапах обучения детей;

- модульный уровень представляет собой технологию решения отдельных дидактических задач в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

- технологические микроструктуры: цели, задачи, звенья, этапы, контроль эффективности и др. – в виде технологической цепочки образуют педагогические технологии, например формирование понятий у детей, правильного звукопроизношения, устранения аграмматизма, развития связной речи и др. [19,с.8].

Важно не только освоить теоретические основы, но и научиться составлять технологические схемы (модели), изображать педагогический процесс, его отдельные функциональные элементы, обозначать логические связи между ними.

От технологической схемы можно перейти к технологической карте – описанию процесса в виде пошаговой, поэтапной  последовательности действий с указанием применяемых педагогических средств. Карта может быть выполнена в графической форме, например при работе с методом проектов составляется паспорт проекта. В нем указывается: актуальность, название проекта, цель, задачи, проблема, участники, сроки, тип проекта, этапы (подготовительный, основной, завершающий), вид презентации и продукта творческой деятельности, результат проекта и др.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям или критериям технологичности.

Критерии технологичности:

- концептуальность. У каждой технологии должно быть научно- методологическое обоснование;

- системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы (логикой процесса, взаимосвязью всех элементов и частей, целостностью);

- управляемость. Возможно целеполагание, планирование, проектирование, прогнозирование процесса обучения. Возможна вариативность средств и методов с целью повышения эффективности процесса обучения;

- эффективность. Педагогическая технология должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, должна быть эффективна по результатам и оптимальна по затратам времени и средств;

- воспроизводимость. Возможно применение данной технологии в однотипных образовательных учреждениях, системах [19,с.8].

В соответствии с этапами решения педагогических задач вне зависимости от их содержания и временных рамок на локальном уровне и уровне технологических микроструктур различают взаимосвязанные общие и частные технологии, например, к общим можно отнести: технологию конструирования, проектирования, планирования процесса обучения, технологию его осуществления и пр. К частным: технологию решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, или более конкретные (дидактические): технология организации начала занятий; контроля усвоения нового материала и т.п.

Педагогическая технология требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества. Контроль (диагностика) может быть направлен либо на сам педагогический процесс, либо на выявление сформированности тех или иных качеств, функций, навыков, на которые был направлен данный процесс и частная педагогическая технология.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и новых, обусловленных социальными преобразованиями и общественным прогрессом. Итак, мы подробно рассмотрели понятие  «педагогическая технология».

Проанализировав  учебно-методическое  пособие  А.С. Саблевой  «Логопедические технологии. Технология логопедического обследования устной речи», мы выделили следующие факторы, что выше перечисленные характеристики, уровни, критерии и требования к педагогическим технологиям в полной мере соотносимы с пониманием сущности логопедической технологии независимо от наличия специального методического инструментария в рамках специальной отрасли коррекционной педагогики – логопедии [19,с.9].

Логопедическая технология как частнопредметная технология аналогично, как и педагогическая, требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества. Использование той или иной логопедической технологии  опосредовано исходной диагностической процедурой, а процесс и результат реализации технологии сопровождается динамической диагностикой. Диагностика позволяет:

- прослеживать алгоритм реализации педагогических воздействий;

- определять степень адекватности педагогических поставленным задачам, характеру нарушения речевой функции у детей;

- своевременно вносить коррективы вслед  за изменяющейся ситуацией развития ребенка, степенью компенсации  нарушенной функции.

Все применяемые в коррекционно-логопедической работе технологии можно систематизировать в соответствии с основными  направлениями оказания логопедической помощи:

- диагностический блок (технология обследования);

- коррекционный блок (технология формирования, коррекции);

- профилактический блок (технология пропедевтики) [19.с.9].

По аналогии  с педагогическими технологиями в широком спектре логопедических технологий закономерно выделение общих и частных технологий. К общим логопедическим технологиям можно отнести:

- технологию разработки индивидуальных программ коррекционно-логопедического воздействия;

- технологию планирования индивидуальных  и фронтальных форм занятий, тематических проектов по лексическим темам при различных нарушениях речевого развития;

- технологию коррекции (формирования);

- технологии обследования произносительной стороны речи, методико-интонационной стороны речи и пр. [14.с.10]

К частным логопедическим технологиям можно отнести технологии решения дидактических коррекционных задач в процессе логопедических занятий и реализации образовательных проектов. Например:

- поддержание и стимуляция познавательной и речевой активности детей во время реализации проектов различных видов;

- организация и соблюдение режима двигательной активности детей на фронтальных, интегрированных и подгрупповых занятиях;

- использование внешних опор (наглядных средств) при развитии речи (по темам проектов);

- постановка звуков, закрепление правильного произношения и прочие.

Анализ данной методической литературы позволил нам установить, что  такое педагогическая и логопедическая технология. 

Глава 2. Практическая часть. Технология проектов в логопедической работе

2.1.  Технология проектов в логопедической работе

Стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у которых существуют проблемы в развитии речи? Анализ научно-методических материалов, учебных программ, педагогических систем  воспитания и обучения детей с нарушениями речи, а также собственный опыт позволил нам  установить, что данная технология используется в логопедической работе и дает положительные результаты. Поэтому позволяет ответить однозначно – да! Напротив, такие дети возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык.    Разница заключается только в том, что логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника. Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. 

Подробнее рассмотрим, почему  технология «метод проектов» активно внедряется и используется в работе практикующих учителей-логопедов?   Несмотря на то, что  в последние годы педагоги активно применяют данный метод в работе с детьми с нарушениями речи, пишут статьи в журналы: «Логопед», «Дошкольная педагогика», «Коррекционная педагогика» и др.,  исследований и научно-методической литературы  по использованию метода проектов в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи издано  недостаточно. В основном  вся  научная литература посвящена  применению данного метода в школьном и дошкольном образовании.

Учителя-логопеды и воспитатели, работающие с детьми с нарушением речи, знакомы с  тематическим принципом планирования  логопедической работы по уточнению и обогащению лексического запаса детей с ОНР. Такие авторы как Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.А. Миронова предлагают проводить занятия по развитию продуктивных видов деятельности  совместно с логопедическими занятиями [23,с.3]. Например, если  учитель-логопед проводит с детьми занятия по теме «Овощи», «Домашние животные»,  то воспитатель будет заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, разучивать физкультминутки по данной лексической теме. «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи с детьми, так как речь приобретает действенно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С. А. Миронова о значении практического опыта для дошкольников с ОНР.  Соответственно именно метод проектов подразумевает интеграцию  различных видов деятельности в едином тематическом  проекте, в основе которого лежит проблема.

Изучив программу Н.В. Нищевой  (примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет), мы пришли к выводу, что в настоящее время все большее распространение и популярность в системе работы в логопедических группах приобретают интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации  детей, помогают высвободить  время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов в коррекционном процессе. В интегрированном коррекционно-развивающем занятии могут участвовать от 2 до 5 специалистов. Взаимное «пронизование» различных видов деятельности оказывается очень эффективным. На интегрированных занятиях используются различные виды доступной дошкольниками деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, хороводные игры с пением и подвижные игры, пальчиковые гимнастики, игры-соревнования и эстафеты, рассматривание картин и рассказывание по картинам, решение ребусов, кроссвордов, игры- драматизации и др. На интегрированных занятиях дети учатся общаться с друг другом, что способствует совершенствованию разговорной речи,  обогащению словарного запаса [16, с.56].  Таким образом, интегрированные занятия (деятельность) оказывают специфическое воздействие на развитие речи в целом, а именно: метод проектов подразумевает интеграцию различных видов деятельности  по какой-либо теме проекта. При выборе тематики проекта следует ориентироваться на следующие критерии:

- доступность;

- интегративность;

- соответствие возрастным особенностям;

- воспитательная направленность;

- ориентация на «зону ближайшего развития» [11,с.13].

Признаки проектов:

- самостоятельность, а также сотрудничество – проект подразумевает самостоятельную,  а также  совместную деятельность детей в поиске информации, планировании деятельности, представлении результатов;

- свобода применения имеющихся знаний, практического опыта – с одной стороны, проект является  неким итогом предшествующей образовательной работы  (дети могут на практике применить полученные знания), с другой – в процессе  деятельности ребенок самостоятельно познает новое;

- разнообразие видов самостоятельной деятельности (различные виды продуктивной деятельности, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, стихи,  драматизации и мн.др.);

- практическое значение проектного продукта [11,с.5].

Анализ научно-методической литературы позволил установить, что практикующие  логопеды, дефектологи активно внедряют  метод проектов в коррекционно-образовательный процесс, считая данный метод одним из самых эффективных в работе с детьми с ОНР и их родителями. Так, например, учитель-логопед  Е.А. Ефстафьева   пишет: «Необходимость взаимодействия специалистов детского сада с семьями воспитанников имеющих речевую патологию, весьма актуальна в настоящее время. Традиционные формы решения этой задачи не всегда создают возможность активных партнерских отношений между родителями и педагогами, что в свою очередь снижает результаты коррекции, воспитания  и развития дошкольников.

Вовлечение  в проектную деятельность родителей и детей под руководством педагогов поможет решить эту проблему. Особенно это важно для детских садов, воспитывающих детей с общим недоразвитием речи. «Педагоги данного учреждения  используют   проектную деятельность, в которой участвуют все специалисты детского сада  (воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители, физ. руководители). При этом они взаимодействуют не только с главными участниками проекта – детьми, но и между собой и социальными партнерами (в библиотеке, школе, музее), подключив к этой деятельности родителей воспитанников, сделав их активными участниками по реализации проекта. Педагоги предлагают  один из вариантов проекта «Времена года» (данный проект, по типу: познавательно- игровой, по продолжительности: годовой). Итак,  в результате реализация представленного проекта позволила добиться высоких стабильно положительных результатов в коррекционно-педагогической работе, создать в группе атмосферу доверия, взаимопонимания, поддержки, творческих партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами.

Педагоги – учитель-логопед И.К.Яковлева, учитель-дефектолог О.Е.Кузьмина, делясь опытом, предлагают использовать проектный метод при организации всего педагогического процесса. Они отмечают, что основная цель проектного метода в детском саду – развитие свободной творческой личности, коммуникативных навыков для успешной адаптации в изменяющейся ситуации школьного обучения. Проектный метод как способ организации педагогического процесса основан на взаимодействии учителя- логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, родителей и ребенка. Вся деятельность педагогического коллектива строится на проектной основе, помогающей плодотворно и творчески организовать работу.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий  (основа проектной деятельности) может быть различной, что дает возможность гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы. Разные виды деятельности, включаемые в занятия, позволяют детям думать, познавать, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи, развивать коммуникативные умения, познавательную активность, так как вопросы и задания требуют от них активизации имеющегося речевого опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.

Далее мы более подробно рассмотрим проекты в группе для детей с ОНР, их виды и этапы реализации.

Итак, тематика проектов может быть разнообразной, особенно удобно использовать данный метод по изучаемой лексической теме, как мы уже отмечали выше, а также тематика может быть:

- экологической, математической, патриотической направленности и др.;

- направленные на социализацию в обществе, ознакомление с творчеством детских писателей, основами  безопасности жизнедеятельности.

По роду деятельности проекты могут быть:

- творческими;

- исследовательскими;

- ролево-игровыми;

- информационными и др. [23,с.4]

 Нами были выделены проекты по виду возникновения:

- стихийный, внезапный. Проект возник во время прогулки, экскурсии  и др. («Почему тает снег, когда его вносишь в группу?», проект «Снег, снежок» или «Куда прячутся насекомые зимой?», проект «Мир насекомых»,  «Почему листья желтеют осенью?», проект «Осень, золотая» и др.);

- запланированный. Педагог планирует проекты по лексическим темам, но мотивирует ребенка вопросами «Ребята, а вы хотели бы совершить путешествие в лес и встретиться с лесными обитателями?» (проект « Дикие животные»  и т.д.).  Педагог планирует проекты по результатам диагностики (например, дети  слабо применяют в речи синонимы и антонимы, можно организовать проект «Удивительный мир антонимов и синонимов»,  проект «Путешествие в страну  Рычалию»).

Выделим виды проектов по срокам реализации:

- краткосрочный (одно или несколько занятий);

- средней продолжительности (1-3 месяца);

- долгосрочный (на учебный год) [17,с.4]. И этапы проектной деятельности:

-актуальность (проблема);

- выбор цели и задач;

- разработка плана (подготовительный этап);

- практическая часть основной этап);

- итог (завершающий этап, презентация), это может быть открытое занятие, праздник, развлечение, драматизация, спектакль, выставка, фотовыставка, стенгазета, плакат, творческая работа и др.

- результаты проекта (рефлексия) [23,с.5].

 Такие авторы, как Ю.А.Фадеева, И.И. Жилина  предлагают начинать использование проектной деятельности с ролево-игровых проектов в младшей группе для детей с ОНР (с 2,6 лет). В данном случае это будет игра с определенным сюжетом. Дети уже могут подготовить и разыграть небольшую  знакомую  сказку или это может быть сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин» и т.д., атрибуты для  которой  дети изготовят со своими родителями.

В средней группе дети уже овладевают фразовой речью и могут быть вовлечены в творческие и информационные проекты. Но роль педагогов, как и в младшей группе, остается пока ведущей. Учитель-логопед и воспитатель только начинают формирование первых предпосылок к поисковой, исследовательской деятельности у четырехлетних детей [23,с.4].

В старшей и подготовительной к школе группах проекты служат для развития интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно [23,с.4]. Также, данные авторы предлагают работу над проектами  для детей с ОНР осуществлять при участии воспитателя, логопеда, а также психолога, физ. руководителя, муз. руководителя и родителей.

Рассмотрим  подробно  структуру « Проекта» , как технологию, на примере проекта «В гостях у морского царя» по лексической теме: «Море. Морские обитатели»

Проект «В гостях у морского царя»

Паспорт проекта

1. Название проекта: «В гостях у морского царя»

2. Вид проекта:  комплексный (познавательно-речевой, творческий)

3. Сроки реализации: краткосрочный (4недели)

4. Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, логопед Актуальность 

Морская тематика была выбрана по инициативе детей старшей группы. А произошло все так. Девочка из группы ездила с бабушкой на Черное море, придя в детский сад, она рассказала о поездке и показала ракушки и сувениры, привезенные из поездки. Дети с интересом слушали Юлю, кто-то уже был на море, кто-то только видел его по телевизору, завязался  диалог, дети были очень заинтересованы, задавали вопросы. Они были самые разнообразные:

- Почему море называется черным?

- Почему акула кусается?

- Медузы что это  за существа : животные, рыбы или может быть морской цветок?

- Как рождается дельфин?

- Морской еж, где он живет и чем питается?

 - Из чего  могли получиться такие красивые ракушки и как они называются?

Проблема

Из вопросов  и диалога стало понятно, что некоторые дети владеют кое- какой информацией из различных источников (телевизор, энциклопедии, рассказы взрослых и детей), но знания не систематизированы, некоторые не верны и многие вопросы остаются без ответов. К тому же, из бесед с ребятами стало видно, что у детей беден лексический  словарь по  данной  теме. Они ошибаются при названии детенышей  морских обитателей, при образовании слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами . Было принято совместное решение помочь детям и всем вместе самым увлекательным и интересным образом получить ответы на вопросы. Так началась работа над проектом.

5. Цель проекта

Узнать новую информацию о морских обитателях.  

6. Задачи

Образовательные

- Расширять представление детей об окружающем мире.

- Обогащать представления детей о морских обитателях (рыбах, медузах, китах, дельфинах, акулах и т. д.)

- Обогащать словарь детей при ознакомлении с морскими обитателями.

Развивающие

- Развивать творческие  способности и мелкую моторику рук при  различных видах продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка и др.).

- Развивать в детях самостоятельность, инициативность в процессе разработки проекта.

  Воспитательные

  - Воспитывать коммуникативные навыки при  работе в совместной проектной деятельности.

7. Основные направления реализации проекта

- Совместная с родителями выставка ракушек , сувениров,  поделок «Морское путешествие».

- Выставка детских творческих работ.

- Оформление  макета «Морские обитатели».

- Итоговая познавательная  деятельность «В гостях у Морского царя».

8. Предполагаемый результат

 дети узнают новую информацию о морских обитателях в совместной проектной деятельности.

9. Продукт проектной деятельности

выставка «Морское путешествие»,   макет «Морские обитатели».

10. Презентация проекта

познавательная  деятельность « В гостях у морского царя».

Этапы проекта

Подготовительный этап

- Беседы с родителями, педагогами о теме проекта, составление плана совместной деятельности;

- сбор информации по теме: «Морские обитатели»;

 (использование  научной и художественной литературы);

- подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий;

- оформление оборудования для макета «Морские обитатели»;

- подготовка к совместной выставке с родителями «Морское  путешествие».

Основной этап

 Наша совместная деятельность:

- познавательные занятия по соответствующим темам; продуктивная деятельность детей; разучивались игры (дидактические, речевые, пальчиковые), физкультминутки, стихотворения; оформлялись творческие выставки; были изготовлены пригласительные билеты на выставку для родителей и работников детского сада; была проведена экскурсия в библиотеку; рассматривались плакаты, энциклопедии, и др.наглядный материал.

Завершающий этап (рефлексия)

- систематизация материалов;

- проведение выставок;

- проведение итоговой познавательной деятельности  «В гостях у морского царя»;

- подведение итогов;

- анализ совместной  деятельности  (Что получилось? Что нет?  Что узнали нового и интересного? Что запомнилось и понравилось ? Какой проект хотелось бы реализовать в будущем?)

 Результаты проекта

В ходе проекта детьми совместно со взрослыми было сделано много интересного, а именно:

- с родителями оформлена выставка «Морское путешествие»;

- детьми на занятиях рисования, лепки, аппликации, ручного труда изготовлены и нарисованы различные поделки и рисунки и организована выставка «Морские обитатели»;

- организована экскурсия в библиотеку  для участия в познавательной программе «Морское  путешествие»;

- изготовлен макет «Морские обитатели»;

- разучены новые физкультминутки, подвижные и пальчиковые игры морской тематики;

- дети в ходе проекта расширили свои знания о морских обитателях и об окружающем мире.

Итак, мнение практикующих педагогов показывает, что при применении метода проектов наблюдается:

 - расширение словарного запаса и развитие связной речи детей с нарушениями речи;

      - высокая коммуникативная активность воспитанников;

- интенсивная самостоятельная познавательная деятельность дошкольников с нарушениями речи;

- повышение личностной ценности реализованных проектов;

- увеличение глубины и объема полученных знаний и приобретенных умений [11,с.12].

Знания, умения, навыки, а также словарный запас при ознакомлении какой либо темы проекта, приобретаются осознанно в ходе работы над личностно- значимой проблемой, быстро присваиваются, запоминаются и закрепляются ребенком и превращаются в его активный запас знаний, слов и практический опыт и также легко переносятся на другие виды деятельности. Таким образом, сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания, в том числе расширять свой словарный запас в процессе решения жизненных проблем [23,с.4].

Итак, решая в ходе проектной деятельности различные познавательные и практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, развивают связную речь, учатся публично выступать (рассказывать стихи, какие либо сообщения, инсценировать сказки и др.),  активно общаться со сверстниками, взрослыми, тем самым повышая коммуникативную  способность.

В педагогической литературе последних лет активно обсуждаются вопросы метода проектов в дошкольном и школьном образовании. Мы проанализировали методическую литературу, посвященную проблеме исследования, выделили многие положительные стороны данной  технологии.  

Поэтому,  педагоги, изучив и глубоко вникнув в суть метода проектирования, могут активно и с пользой применять данную технологию в организации педагогического процесса. Еще раз выделим признаки педагогической технологии проектирования, которая применима в организации педагогического процесса с детьми с  нарушениями речи:

- интегративность различных видов деятельности;

- взаимодействие специалистов, родителей;

- самостоятельность  детей, а также партнерство и сотрудничество;

- свобода применения знаний и практического опыта с одной стороны, с другой стороны, в процессе деятельности, ребенок познает новое;

- мотивация (педагог должен так преподнести проблему, чтобы ребенок заинтересовался темой проекта (лексической темой) или же  проблема проекта возникла стихийно, внезапно (из вопросов детей) и ребенку захотелось ее решить  с помощью взрослогого

Заключение

Анализ научной литературы позволил нам дать общую характеристику педагогических технологий и инновационных технологий. На основании изложенной информации мы узнали о применении инновационных технологий в образовании и в дошкольном образовании в частности, а также какие инновационные технологии более применимы в современной логопедии. Также мы утвердились в том, что  технология проектов  весьма актуальна  в современном образовании, она позволяет педагогам  расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления  ребенка, коммуникативных навыков. О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы,  излагая свои мысли в связной речи, что является составляющими успешной личности.  

  Изучив научно-методическую литературу, мы утвердились в понимании того, что педагогическая технология проектов является одной из важной в работе с дошкольниками с нарушениями речи и с общим недоразвитием речи. Мы также выделили следующие факторы, что вышеперечисленные характеристики, уровни, критерии и требования к педагогическим технологиям в полной мере соотносимы с пониманием сущности логопедической технологии. Поэтому метод  проектов  нужно  активно использовать в организации  коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями и недоразвитием речи, если он хорошо продуман и методически грамотно организован.

Список используемой литературы

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.

2.Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учебник для студентов  дефектол. факультетов пед. высших учебных  заведений/ Л.С. Волкова. – Изд.: «Владос», 2009. – 703 с.

3. Давыдова, О.И. Проекты в работе с семьей [Текст]: методическое пособие/ О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – Изд.: «ТЦ Сфера», 2012. – 128 с.

    4. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.

5. Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. – 345с.

6.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.

7. Журавлева, В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст]/ В.Н. Журавлева. – Изд:. «Учитель», 2011. – 202 с.

8. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст]/ Н.С. Жукова. –  Изд.: «Эксмо», 2011. – 288 с.

9. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Л.С. Киселева, Т.А. Данилова. – Изд.: «АРКТИ», 2012. – 96 с.

10. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.

11. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании [Текст]:  методическое пособие/ Н.А. Кочкина. – Изд.: «Мозаика синтез», 2012 г- 72с.

12. Локшина, С.М. Краткий словарь иностранных слов [Текст]/ С.М. Локшина. – Изд.: «Русский язык» 2000. – 205 с.

13. Мисаренко, Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда [Текст]/ Г.Г. Мисаренко. –  Логопедия, 2004. – №1 – 4-10 с.

14. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике [Текст]/ Л.Д. Морозова. – Изд.: « ТЦ Сфера», 2010. – 128 с.

15. Научно- методические журналы: «Логопед», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Дошкольное воспитание» и др.

16. Нищева, Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет [Текст]/ Н.В. Нищева. –  Изд.: «Детство-пресс», 2012. – 560 с.

17. Поваляева, М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда [Текст]/ М.А. Поваляева. – Изд. «АСТ. Астрель», 2010. – 608 с.

18. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.    заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с.

19. Саблева, А.С. Логопедические технологии. Технология логопедического обследования устной речи [Текст]: учебно-методическое пособие/А.С.  Саблева. – Изд.: ЯГПУ им. Ушинского, 2012. – 62 с.

20. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие/ Т.П. Сальникова. – Изд.: «ТЦ Сфера», 2005. – 128 с.

21. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – Изд.: «Народное образование», 1998. – 256 с.

22. Смирнова, Л. Полный справочник логопеда [Текст]/ Смирнова Л. – Изд.: «Харвест», 2011. – 384 с.

23. Фадеева, Ю.А. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР [Текст]/ Ю.А. Фадеева, И.И. Жилина. – Изд.: «ТЦ Сфера», 2012. – 64 с.

24. Для создания презентации, использовала шаблон Ранько Е.А, учитель начальных классов  МАОУ лицей №21 г. Иваново

     



Предварительный просмотр:

Областной фестиваль Ярославской области – территория эколят

Конкурс методических материалов по экологическому воспитанию детей

                                 

                    Опыт работы по экологическому воспитанию

                                  «Дорогами добра »

Авторский коллектив:

                                                    Молькова Н. В., учитель-логопед; воспитатель

                                                        Бутылина Н.Н., воспитатель

                                                     Гиричева Л. Н, воспитатель

                                                                       

                                                             

                                          Ярославль,2020

Пояснительная записка

Прекрасен, многообразен и богат мир природы. Но интенсивная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому важно постоянно заботится об ее охране. И чтобы каждый осознал значимость этого важного дела, необходимо уже с детства прививать любовь и уважение к природе. Наше образовательное учреждение  много лет работает по экологическому воспитанию дошкольников, считая данное направление приоритетным. В своей работе используем парциальные программы и методические пособия: С.Н. Николаева «Юный эколог»; А.И. Иванова «Живая экология; Н.Н. Авдеева «Жизнь вокруг нас»; С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»; экологические занятия с детьми авторов Л.Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л.А.Обуховой; экологические занятия с детьми 6-7 лет автора Т.М Бондаренко; опыт работы педагогов, используя научно - методические издания «Дошкольное воспитание», « Ребенок в детском саду»( издательство «Воспитание дошкольника»); «Дошкольная педагогика» ( издательство «Детство – ПРЕСС)  и др.). Предлагаемые программы ориентированы на постоянное и систематическое взаимодействие детей с природой. Оптимальным вариантом формирования начал экологической культуры   уже является младший дошкольный возраст (2-3 года).

Работа по экологии невозможна без создания развивающей среды. Продуманная организация и оборудование «Экологического пространства» дает возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами:

- проводить  и фиксировать многоразовые, систематические наблюдения объектов природы;

- обсуждать увиденное, высказывать свое мнение, делать умозаключение, анализировать;

- осуществлять различные виды деятельности: уход за комнатными и садовыми растениями, проводить опыты, игры – экспериментирования, собирать природный материал и др.

- Отражать впечатления природы в разных формах игровой и художественной деятельности (рисование, изоэкология, драматизация и др.)

Экологическое воспитание является той точкой, в которой сходятся все виды деятельности и все стороны воспитания: умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, физическое, поэтому оно должно стать важнейшим структурным компонентом единого целостного педагогического процесса и осуществляться через все виды деятельности. Ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором и реализуется одновременно несколько видов деятельности. При организации совместной деятельности ребенок- педагог, ребенок- педагог- родители мы используем такие педагогические технологии: метод проектов, здоровьесберегающие технологии, метод проблемного обучения,  технологии информационного обучения, технологии игрового обучения, кейс- технологии, технологии музейной педагогики  и др. В своей работе мы используем такие педагогические принципы, как доступность, системность, наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, сезонность. Подача познавательного материала и организация деятельности осуществляется с  помощью приемов вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства. Поэтому мы используем: художественное слово, сказочных персонажей, куклы, игрушки, и все виды игр. В начале учебного года составляется примерное планирование, оно дополняется и может меняться  в течении всего учебного года. https://урок.рф/library/godovoj_plan_vospitatelnoobrazovatelnoj_deyatel_120353.html    (планирование)

 Экологическое воспитание должно вестись ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью детей. Доминирующей эмоцией ребенка является радость от общения со взрослыми, радость от процесса познания, от ощущения собственной силы и своей значимости в мире! 

Цель: воспитание экологической  культуры дошкольников

Образовательные задачи:

- формировать обобщенные представления о признаках природных явлений и объектов, устанавливать простейшие связи между ними;

- приобщать детей к выращиванию и уходу за растениями  в экологической комнате, на клумбе;

- закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;

- учить различать деревья, растения, насекомых, животных, птиц.

Развивающие задачи:

-  развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;

- развивать эстетическое восприятие природных явлений;

Воспитательные задачи:

- воспитывать чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным.);

- воспитывать любовь к природе, родному краю и умению правильно и безопасно вести себя в природе.

Весь материал см по ссылке https://урок.рф/library/opit_raboti_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_dorogami_160214.html 



Предварительный просмотр:

Вашему вниманию предлагаются презентации проведенных проектов в нашем дошкольном учреждении «Путешествие в страну Красивой речи» и  «В гостях у морского царя».  Данные проекты были представлены на фестивале проектов (муниципальном уровень) «Калейдоскоп проектов»

Смотреть по ссылкам https://урок.рф/library/_v_gostyah_u_morskogo_tcarya_115825.html 

https://урок.рф/library/puteshestvie_v_stranu_krasivoj_rechi_115134.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3.1. Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, секциях.

Тема выступленияСроки проведенияМесто и уровень мероприятияСсылка на программу«Создание развивающей речевой среды как условия формирования речевого развития дошкольника»21 .11.2013г ...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 3-х выступлений

ТемаДатаУровеньСсылкаПедсовет. Доклад «Система работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей в ДОУ»3.11.2022гВнутренний, МКДОУ ДС "Джангар"https://cloud.mai...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 2-х выступлений

муниципальный уровень, не менее 2-х выступленийТемаДатаУровеньСсылка«Основные перспективы и задачи деятельности педагогов-психологов, направленной на развитие психологической службы в соответств...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 3-х выступлений

ТемаДатаУровеньСсылка«Создание условий для бучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах»24.08.2021гАвгустовское совещание педработников.Муниципальный, г.Лаг...

3.1 Выступление на конференциях и семинарах (не менее 3х выступлений)

№ТемаДатаУровень1«Использование дидактических игр приознаколении детей с традиционным бытом калмыцкого народа»22 августа 2019годРайонный2«Формирование элементарных математическ...