Проект "Игруны-говоруны"
проект по логопедии (старшая группа)

Антропова Надежда Николаевна

Проект "Игруны-говоруны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_igruny-govoruny_2021.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный логопедический проект «Игруны-говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

I. Информационная часть проекта.

1. Автор проекта:

Антропова Н.Н.

2. Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста и их родители.

II. Содержательная часть проекта.

На основании анализа теоретической и методической литературы были изучены направления и выбраны традиционные и современные методы и приёмы логопедической работы по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Объект проекта - является система работы логопедической группы по коррекции нарушений лексико - грамматического строя речи у детей.

Предмет исследования - использование игровых, приемов в
процессе формирования лексики и грамматики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Цель проекта - изучить, систематизировать, теоретически
обосновать педагогическую технологию формирования
 лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Учитывая объект, предмет, цель был поставлен ряд конкретных задач:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой
    проблеме.
  2. Выявить особенности развития лексики и грамматики у детей
    дошкольного возраста с нарушениями речи.
  3. Разработать педагогическую технологию коррекции лексико-
    грамматического строя речи, основанную на использовании игровых
    приемов и дидактических игр.
  4. Оценить эффективность проведенной  работы.

В качестве гипотезы исследования – было выдвинуто предположение о том, что коррекция речи будет более эффективна при условии учета:

- ведущего вида деятельности- игры;

- психолингвистических представлений о системном строении лексики и законах грамматического структурирования;

- характера проявлений лексико-грамматических нарушений;
- индивидуалъных речевых и психических особенностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому важно заботиться о своевременном формировании речи, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развитие лексико-грамматического строя у детей с нарушениями речи – одна из важных задач коррекционного обучения и воспитания, которая решается не только в процессе речевого общения с окружающими, но и путем использования различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.

Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования лексики и грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы учителя - логопеда. Дидактические игры закрепляют словарь, изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.

Задачи исследования:

  • Выявить особенности развития лексики и грамматики у детей дошкольного возраста с нарушением речи.  
  • Разработать педагогическую технологию коррекции лексико-грамматического строя речи, основанную на использовании игровых приемов, дидактических игр.

  Методы исследования: 

  • изучение и анализ литературы;
  • эксперимент – констатирующий, формирующий, контрольный;
  • теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных);
  • тесты;
  • диагностические методы.

Этапы проекта «Игруны-говоруны»

1 этап - подготовительный

На подготовительном этапе было проведено глубокое теоретическое изучение проблемы и построена система работы учителя - логопеда ДОУ по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста. На подготовительном этапе была собрана литература, сделаны дидактические игры и пособия для коррекции лексико-грамматического строя речи, были созданы различные картотеки.

Основное внимание при планировании этапов коррекционной работы было отведено формированию лексико-грамматического строя речи, систематизации и подбору дидактических игр, которые могут быть использованы в работе учителя - логопеда и воспитателя логопедической группы у детей с нарушениями речи.

2 этап – экспериментально- практический

Экспериментальная работа по применению игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе старшей логопедической группы.

III. Основная часть долгосрочного проекта

 «Игруны-говоруны»

Работу по применению игровых приёмов и дидактических игр проводила в ходе фронтальной непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой  коррекционной работе, в виде игр и упражнений в совместной деятельности учителя-логопеда и детей, в виде рекомендаций и домашних заданий родителям по  коррекции лексико-грамматических нарушений речи.

Основная форма обучения – фронтальные НОД по развитию речи 1 раза в неделю и индивидуальные, которые проводятся 2 раза в неделю. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта «Говорим правильно» состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с применением игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматического строя речи

Проект «Игруны-говоруны» был реализован через образовательные области по ФГОС и их интеграцию.

Образовательная область по ФГОС

Мероприятия проекта

Речевое развитие, познавательное развитие

1. Фронтальная непосредственно образовательная деятельность по коррекции лексико-грамматической стороны речи с использованием игровых методов и приемов (1 раз в неделю);

2. Индивидуально-подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения и лексико - грамматического строя речи с использованием игровых методов, приемов и технологий (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта).  

Физическое развитие, речевое развитие

Игровые технологии:

1. пальчиковые игры;

2. динамические паузы;

3. игровые дыхательные упражнения;

4. артикуляционная гимнастика в игровой форме.

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

1. игры и упражнения на развитие мышления, памяти, внимания;

2. компьютерные игры и технологии для автоматизации звуков;

3. игры на развитие фонематического слуха;

4. игры на обогащения словарного запаса ребенка;

5. игры для коррекции лексико - грамматического строя речи;

6. игры на развитие слухового внимания.

Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

1. Театрально-игровая деятельность;

2. Сказка-терапия;

3. Пальчиковый театр.

Проанализировав особенности речевого развития детей и уровня развития лексики, грамматики и связной речи, выявило необходимость коррекции лексико-грамматического строя речи.

По состоянию грамматического строя были выявлены такие ошибки, как пропуск или замена слова, искажение смысла и структуры предложения, замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами, образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. По уровню сформированности словаря и навыков словообразования дети допускали следующие типичные ошибки, как замена слов, входящих в одно родовое понятие, (тигр – лев, корова – коза и т.п.). При образовании прилагательных, дети неверно образовывали формы, заменяли обобщающие понятия словами конкретного значения, не дифференцировали качества предметов, некоторые действия. Возникшие при выполнении заданий, ошибки свидетельствуют о том, что у детей недостаточно сформированы лексическо-грамматические представления.

Основные направления и содержание работы по развитию лексико-грамматической стороны речи:

  • формирование правильного образования множественного числа существительных;
  • формирование самостоятельного образования новых форм слова;
  • формирование правильного образования трудных форм повелительного наклонения глаголов;
  • формирование правильного образования притяжательных и относительных прилагательных;
  • формирование правильного согласования существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;
  • формирование правил согласования слов в предложениях с использованием предлогов;
  • формирование умения грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);
  • формирование навыков связной речи.

При планировании коррекционной работы учитывались следующие условия, от которых будет зависеть эффективность игр и применяемых упражнений:

  • систематичность проведения;
  • распределение их в порядке нарастающей сложности;
  • подчиненность заданий выбранной цели;
  • чередование и вариативность упражнений.

Учитывая особенности каждого ребенка, подгрупповые занятия и индивидуальные формы работы позволяют организовать и провести коррекционную работу более эффективно.  

Отрабатывая на подгрупповых занятиях правильное употребление существительных, использовали различные игры и игровые упражнения.

Например: игра «Радуга», (закрепление согласования прилагательного и существительного).

На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета. У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, лист зеленый, небо голубое и т.д.

Мы закрепляли в речи детей правильное употребление существительных единственного, множественного числа в именительном, родительном, винительном, дательном, творительном, предложном падежах.

Учили детей различать род существительных, отрабатывали и закрепляли  обобщающие понятия.

Игра «Обобщения».

Оборудование: Лото.

Предлагаем детям лото, которое состоит из нескольких карточек. На одной из клеток - клубника, на второй - огурец, на третьей - ромашка, на четвертой – яблоко и т.д. На маленьких карточках изображены различные ягоды, фрукты, овощи. Показывая детям маленькую карточку, спрашиваем: «Кому нужна эта карточка?». Дети, соответственно, отвечали: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи» и т.д.

Для закрепления некоторых упражнений дети получали задания на дом, которые они выполняли под контролем родителей. Каждое выполненное задание оценивалось положительно, в специально заведенный блокнот дети наклеивали картинки с любимыми героями. В речевом уголке родители могли увидеть, что нового дети узнали на занятии, прочесть полезную информацию логопеда и воспитателя.

Формирование обобщающей функции слова строилось на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак предметов. Мы учили сравнивать предметы, делать вывод о сходстве или различии предметов, развивая наблюдательность детей, их познавательную активность.

На протяжении всей работы с помощью логопеда в процессе специально подобранных игровых упражнений, деятельность воспитателя была направлена на формирование навыков словообразования существительных, глаголов, прилагательных.

Этапы коррекционной работы по формированию словообразования:

Содержание коррекционной работы

Игры, игровые упражнения

I этап

Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Существительные:

а) образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: «-к-, -ик-, -чик-».

Глаголы:

а) дифференциация совершенного и несовершенного вида;

б) возвратных и невозвратных глаголов;

Прилагательные:

а) образование притяжательных прилагательных с суффиксом

«-ин-».

«Убираем урожай»,

«Охотник и пастух»,

«Кому что дадим?»,

«Кто подберет больше слов?»,

«Ералаш»

«Угадай, кому нужны эти вещи?»,

«Волшебная цепочка»,

«Что спрятано?»,

II этап

Работа над словообразованием менее продуктивных моделей

Существительные:

а) уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами

«-оньк-, -еньк-, -ышк-»;

б) образование существительных с суффиксом «-ниц-» (сахарница).

в) образование существительных с суффиксом «-инк-» (пылинка), суффиксом «-ин-» (виноградина).

Глаголы:

а) с приставками «в-, вы-, на-»;

б) пространственного значения с приставкой «при-»;

Прилагательные:

а) с суффиксом «-и-» без чередования (лисий);

б) относительные с суффиксами

«-н-, -ан-, -ян-, -енн-»;

качественные с суффиксами «-н-,

-ив-, -чив-, -лив-».

«Что без чего?»,

«Поле чудес»,

«Что в магазине?»,

«Приглашение к чаю»,

«Поймай – скажи»,

«Кто как передвигается»,

«Где мы были, что мы видели?»,

«Кто как ест»,

«Юный архитектор»,

«Кто как передвигается»,

«Добавь приставку»,

«Кто чем работает?»

«Радуга»,

III этап

Уточнение знаний и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Существительные:

а) образование названий профессий;

Глаголы:

а) пространственного значения с приставкой «с-, у-, под-, за-, под-, пере-, до-».

Прилагательные:

а) притяжательные с суффиксом

 «-и-» с чередованием (волчий);

б) относительные с суффиксами

«-ан, -ян-, -енн-»;

качественные с суффиксами «-оват-, -еньк-».

«Угадай, что это?»,

«Путаница»,

«Назови профессию»,

«Что из чего сделано?»,

«Зверинец»,

«Угадай, что это?»,

«Живые слова»,

«Что какого цвета?».

Таким образом, использование дидактических игр, создание различных игровых приемов у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, поддерживают положительный эмоциональный настрой. Дети меньше допускают ошибки в употреблении существительных, прилагательных, глаголов, порядке слов в предложении (искажении смысла и структуры) и замене по фонетическому сходству. Применение игровых средств на наших занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.

Применение оптимальных игровых средств в коррекционной работе учителя - логопеда, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению. Для повышения эффективность коррекционного обучения применяются специализированные компьютерные технологий.

Таким образом, в работе учителя - логопеда необходимо использование дидактических игр, игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных группах. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.