краткая характеристика программы
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
краткая характкристика программы логопеда
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткая характеристика
адаптированной программы по коррекции речи
в старшей - подготовительной логопедической группе для детей с ТНР
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 с. Дуван
Муниципального района Дуванский район
Республики Башкортостан.
Представленная адаптированная программа предназначена для работы учителя-логопеда МБДОУ детский сад №16 с.Дуван, с детьми, имеющие ТНР в возрасте 5-7 лет и обеспечивает образовательную деятельность для детей с ОНР,ФН,ФФНР.
Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года), с учётом «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Нищева Н.В. (Изд.: «Детство-Пресс», 2015.); .Б.Филичева Г.В.Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению ОНР»
Приоритетным направлением программы является :
Коррекция тяжелых речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы и построение системы коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда.
Целью программы является:
Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим тяжелые речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию в обществе.
Задачи данной программы:
- Создать условия для реализации коррекционно - развивающей работы через обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС.
- Выявить в ходе ранней диагностики воспитанников группы риска по речевому развитию.
- Осуществлять необходимую коррекцию и сопровождение воспитанников с речевыми нарушениями в ходе всего образовательного пути
- Повысить компетентность педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
- Организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по оказанию им помощи в организации полноценной речевой среды в ближайшем окружении ребенка и повысить компетентность родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.
При разработке программы ведущими принципами являются:
- Принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, понимание единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
А также в программе реализуются:
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип учета зоны ближайшего развития.
- Принцип интеграции образовательных областей в организации коррекционно-развивающего процесс
Планируемые результаты освоения программы.
Промежуточные результаты освоения Программы формулируются через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период. Особенное внимание, при оценке результатов следует обратить на индивидуальный темп овладения программы для каждого ребенка.
Представление об устной и письменной речи.
Представление о предложении, слове, слоге и букве.
Знание о протяжённости слов. Знание букв.
Умение дифференцировать понятия «звук-слог, «слово-предложение», «гласные-согласные буквы».
Умение определять количество звуков и букв в словах.
Умение выделять последовательно каждый звук в словах.
Умение называть первый и последний ударный гласный звук.
Умение определять первый и последний согласный звук в словах.
Умение называть слова, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце.
Умение подбирать слова, состоящие из 3-4-5 звуков.
Умение называть слова с 1 слогом, с 2,3,4 слогами.
Умение определять количество гласных и согласных в названных словах.
Умение сравнивать слова по звуковому составу.
Умение отбирать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку.
Умение преобразовывать слова: переставляет, заменяет, добавляет звуки или слоги так, чтобы получилось новое слово.
Умение анализировать звуковой ряд из 2-3 звуков с помощью специальных символов.
Желание узнавать новые буквы, играть с буквами.
Желание правильно писать буквы.
Желание читать слоги, слова, предложения. Переживание радости при открытии новых знаний о звуках и буквах.
Ощущение эмоционального комфорта при общении со сверстниками и педагогами вовремя совместной деятельности.
В итоге коррекционно-логопедическая работы по преодолению общего недоразвития речи у детей должна достичь:
понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и
сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия
существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употреблять адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• в дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов
языковой системы.
Содержательный раздел программы включает описание коррекционно-образовательной деятельности :
-Календарь лексико-тематических недель .
-Перспективно - тематический план фронтальных занятий для детей с ОНР в старшей - подготовительной логопедических группах по периодам.
-Перспективный план фронтальных занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР в старшей логопедической группе.
-Перспективный план фронтальных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР в старшей - подготовительной логопедических группах.
-Перспективный план фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в старшей – подготовительной логопедических группах.
-Перспективный план логоритмических занятий для детей с ОНР в старшей - подготовительной логопедических группах.
Содержание индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения для детей с ТНР
Основная цель индивидуальных занятий — постановка, автоматизация и дифференсациязвуков
На занятиях осуществляется:
закрепление навыков произношения изученных звуков;
отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции недостатков речи. Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], африкат [ц]
Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции недостатков речи. Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])
Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя – логопеда и воспитателя в логопедической группе.
Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАТКАЯ характеристика группы дошкольников (СВОДНАЯ ТАБЛИЦА)
Данная таблица составляется на первых этапах работы с группой в помощь психологу (индивидуальная карта группы). Сотавляется на основании мед.карт детей, социальных паспортов семьи и др. и содержит осн...

Краткая характеристика развития младших дошкольников
Общие сведения и характеристика психологических процессов...

Лексическая тема "Грибы" стихи, загадки, краткая характеристика.
Презентация поможет ближе узнать , какие грибы произрастают в лесу. Поможет детям сравнивать внешний вид грибов между собой. В материале имеются стихи, загадки и пословицы....

Памятка по созданию презентаций в PowerPoint Краткая характеристика презентации
Памятка по созданию презентаций в PowerPoint Краткая характеристика презентации...

Краткая характеристика основных речевых нарушений
Краткая характеристика основных речевых нарушений.Содержание:Этапы развития речиСтроение речевого аппаратаОсновные виды речевых нарушений...

Краткая характеристика первого раздела Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста посещающих дошкольные образовательные организации.
Данный раздел содержит описание сущности феномена родительства и родительских функций....
