Консультация для воспитателей "Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Рожкова Ольга Васильевна

Предложены игровые упражнения для формирвания и развития слоговой структуры словау дошкольников.Эти упражнения рекомендованы воспитателям для занятий с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_vospitateley.docx85.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов»

Дошкольное отделение

Консультация для воспитателей

«Формирование слоговой структуры слов у дошкольников с ОНР»

Подготовила и провела:

учитель-логопед Рожкова О.В.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR7DaxC3mN6IR6d15NrHlodw

2021 г.

    Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Кроме того, хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

        Овладение произношением слоговой структуры слова представляет для дошкольников особенно большую трудность и требует специального внимания со стороны взрослых. Многие авторы, занимающиеся изучением процесса формирования слоговой структуры слов у детей, сходятся во мнении, что для ее становления важными являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Кроме этого важно развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, формировать произносительные навыки.

        Очень важно использовать в своей работе:

- игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания и памяти на материале неречевых звуков («Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?» и т.п.)

- работу по формированию чувства ритма – различные способы воспроизведения ритма (отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов и т.п.)

- упражнения на развитие динамического праксиса рук – выполнение движений левой, правой, двумя руками одновременно по образцу, по словесной инструкции, под счет (кулак – ребро, кулак – ребро – ладонь ит.п.). Графические упражнения на переключение («Продолжи строчку (орнамент)»).

- игры и упражнения, направленные на формирование таких представлений, как «начало», «середина», «конец», «перед», «за», «после», «первый», «последний».

Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возрастного, интеллектуального и речевого развития ребенка.

                                    Варианты игровых упражнений:

-«Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.

Ход игры: педагог задает ритм с помощью одного из предметов, ребенок должен повторить так же.

- «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

Ход игры: 1 вариант: ребенок хлопает в ладоши (стучит в барабан) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

                   2 вариант: педагог воспроизводит звуки, ребенок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

-«Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие слова (по звучанию).

Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.

Ход игры: 1 вариант: педагог произносит слова, ребенок кладет фишку на длинную или короткую полоску.

                   2 вариант: ребенок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

- Упражнения на уровне речевых звуков:

          - произнести звук «А» столько раз, сколько точек на кубике (или сколько раз хлопнули в ладоши),

          - узнать, какой звук произнесли по беззвучной артикуляции,

          - определить ударный гласный.

- Упражнения на уровне слогов:

          - произносить цепочку слогов и одновременно надевать кольца на пирамидку (строить башню из кубиков, перекладывать камешки или бусинки…),

         - произносить цепочку слогов с одновременным прикосновением пальцев руки с большим пальцем – на каждый слог («пальчики здороваются»),

         - сосчитать количество слогов, произнесенных педагогом,

         - назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов,

         - запомнить и повторить цепочку слогов разных типов,

         - произнести на слог больше (меньше), чем педагог.

- Упражнения на уровне слова:

        - игра с мячом: отбить мячом ритм заданного слова,

        - «Телеграф» - отстучать ритмический рисунок слова,

        - «Сосчитай, не ошибись» - ребенок произносит заданные слова и выкладывает камешки (кубики и др.)

        - игра с мячом «Передай дальше» - делить слово на слоги, передавая мяч друг другу (каждый ребенок называет слог),

        - «Скажи правильно» (или «Перепутаница») – педагог произносит слово неправильно, переставляя слоги местами (например: босака, ловосы, лекосо, посаги и т.п.)  - ребенок должен произнести слово правильно (можно по картинкам),

        - «Что изменилось?» - ребенок объясняет различие между словами (по картинкам): кот – кошка – котенок, дом – домик – домище и т.п.

       - «Найди самое длинное слово» (по картинкам) –ребенок должен выбрать картинку, на которой изображено самое длинное слово.

       - «Как правильно?» - педагог показывает картинку и произносит разные звукосочетания. Ребенок должен поднять руку или хлопнуть в ладоши, когда услышит правильное название картинки.

      - «Слоговые кубики» - составить слово из кубиков, на которых написаны слоги (двусложные слова).

     - «Цепочка слов».

     - «Поезд» - расставить картинки по вагонам с учетом количества слогов.

     - «Собери слово» - 2х – 3х сложные слова собрать из карточек с написанными слогами.

     - «Кто больше?» - даны карточки со слогами, из них нужно выложить слова – как можно больше вариантов.

            Игры и упражнения для детей младшего возраста:

- «Солнце или дождик» - два вида звучания бубна: под один – гулять, под другой – прятаться под зонт.

- «Большой или маленький» - две звучащие игрушки разного размера (большая и маленькая). Показать, как звучит каждая. Потом закрыть ширмой – ребенок должен на слух определить, какая игрушка звучит.

- «Далеко – близко» (различение силы и высоты голоса) с игрушками или картинками с изображением животных – по громкости звукоподражания догадаться, близко или далеко находится животное.

- «Что звучало?» - определить на слух, какая игрушка звучит.

- «Подскажи словечко» - даны картинки: петух, горох, дом, щенок. Нужно выбрать подходящее слово и добавить его в чистоговорку:

Ха, ха, ха – мы поймали … (петуха). Ох, ох, ох – мы посеяли … (горох). Ом, ом, ом – строим … (дом). Ок, ок, ок – лаял маленький … (щенок). И т.д.

- Пальчиковые игры – они развивают речевые центры коры головного мозга, помогают согласовывать работу понятийного и двигательного центров речи. Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударение, делить слова на слоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Приёмы формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"

консультация "Приёмы формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"...

Консультация для воспитателей "приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников"

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является  такое особое проявление речевой патологии, как нарушение   слоговой стр...

Консультация для воспитателей на тему: " Формирование слоговой структуры слова у дошкольников."

Нарушения слоговой структуры слова - одно из наиболее трудных проявлений речевой патологии, препятствующей овладению грамоте и дальнейшему успешному обучению в школе.В данной работе представлены специ...

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с недоразвитием речи. Консультация для родителей

Слоговая структура слова - это порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. По...

Консультация на тему: "Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи"

Нарушение слоговой структуры слова следует рассматривать как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что говорит о наличии общего недоразвития речи. Работа над слоговой ст...