Конспект НОД "Листик осенний в гостях у ребят"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

логопедическое занятие, направлено на развитие дыхания, мелкой  и общей моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_listik_osenniy_v_gostyah_u_rebyat.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

Конспект

подгруппового логопедического занятия

«Листик осенний в гостях у ребят»

                                                                               Подготовил:

                                                                              Учитель – логопед Константинова Л.А.

Ядрин 2021

«Листик осенний в гостях у ребят»

Образовательные задачи:

- закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе;

- расширять и активизировать словарь;

- учить составлять рассказ по картинно – графическому плану;

- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными).

Коррекционно-развивающие задачи: 

- развивать координацию движений с речью;

- развивать связную речь;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок и составлении логической цепочки.

Воспитательные задачи:

- формировать навыки самостоятельности, активности;

- формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: 

- магнитная доска; сюжетные картины «Осень», мнемотаблица «Осень», дидактическая игра «До – во время – после», сосновые шишки, кленовый лист, сундучок.

- раздаточный материал:

 - картинки с осенними деревьями без листьев;

- мяч.

- клей – карандаш,

 - сухие раскрошенные листья,

- салфетки.

Предварительная работа. Беседы и рассказы об осени. Рассмотрение серии картин «Осень» и их описание. Наблюдение за изменениями в природе. Отгадывание загадок.

Аппликация «Осеннее дерево»

Ход занятия

I.Вводная часть

Организационный момент.

Сегодня у нас гости. Давайте скажем им “доброе утро ”.

С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай! +Я рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. 

Посмотрите,  в окне кленовый лист, его ветер принёс.

 Он не простой, с ним кто – то прислал нам записку.

- «Здравствуйте ребята. Меня зовут Золотая Осень. Я очень хочу узнать, что вы обо мне знаете, поэтому присылаю вам с листочком загадки, задания, они лежат в сундучке».

Логопед. Сейчас я его открою, и мы узнаем, какие задания нам приготовила Золотая осень. Это загадки:

III. Основная часть

1.Загадки

  • Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто ... (Листопад). Как вы думаете, что такое листопад? (листопад – это опадание листьев у деревьев и кустарников).

  • Гнёт к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает? (Ветер)

  • Что это за птица?

Черная, большая.

Над землёй повисла,

Солнце закрывая.

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

  • Крупно, дробно зачастил,

И всю землю намочил.

(Дождь)

  • По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит.

(Лужа)

  • Время года отгадай

Собирают урожай,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают.

(Осень)

Логопед. Молодцы. Все загадки отгадали. А кто запомнил все отгадки и может их назвать?

Дети. Листопад, ветер, туча, дождь, лужа, осень.

Логопед. В сундучке лежат шишки. Какие это шишки? (сосновые).Ах, как они пахнут!

2. Дыхательная гимнастика.

-  Вдохните через нос, Выдохните через рот – ах! (3раза)

-Ещё мы с этими шишками можем поиграть.

3. Развитие мелкой моторики

Сосновую шишку возьму я в ладошку,

В ладошке ее покатаю немножко,

Кручу и катаю, катаю-кручу,

Ладошки и пальчики ей щекочу,

Я шишкой своей проведу по ладошке,

И сразу на ней остаются дорожки,

Я шишку в ладошке сжимаю, сжимаю,

здоровье себе сохранить помогаю.

Логопед.Здесь ещё есть мяч, Золотая осень предлагает игру с мячом (логопед достаёт из корзинки мяч).

- Назовите всё словом - признаком «осенний». Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ Осень вам приготовила  листочки.

4.Игра в мяч «Всё осеннее»

(Словообразование относительных прилагательных от слова осень).

Солнце осенью (какое?) – осеннее;

Ветер осенью –

Небо осенью –

Туча осенью –

Дождь осенью –

Лес осенью –

Аллея осенью –

Погода осенью –

Пальто осенью –

Сапоги осенью –

Одежда осенью –

Куртка осенью –

День осенью –

Утро осенью –

Роща осенью –

Парк осенью –

Логопед.Молодцы. На все вопросы ответили. В сундучке есть ещё конвертик, вскроем его.

- Как называются мои месяцы?

5.Дидактическое упражнение «Осенние месяцы»

Логопед. – Первый месяц осени … – сентябрь.

- в народе называют «златоцвет, листопадник,  хмурень».

 –За что, как вы думаете?

- Почему листопадник? Объясните. (ответы детей)

-Чем радует нас сентябрь?  (Плодами в саду, огороде, в поле, лесу).

- Второй месяц осени … октябрь

- В народе называют «мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой»

-Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с таким определением. (ответы детей)

- Последний месяц осени … ноябрь, который в народе называют «полузимник, ледовый кузнец» Почему, объясните.(ответы детей)

В народе говорят:

Позолотил листву сентябрь.

Сорвал листву с ветвей октябрь.

Укрыл листву снежком ноябрь.

 И это задание мы с вами выполнили, получайте листочки.

Возьмитев руки листочки, поиграем  в игру «Осенние листочки»

6. Физкультминутка

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы осенние листочки

Машем головой право - влево

Мы на веточках сидели

Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз

Дунул ветер – мы цепочкой

Дети поворачиваются в сторону логопеда.

Друг за другом полетели.

Бег по комнате за логопедом на носочках.

Полетели, полетели,

И на землю сели

Присаживае6ися на корточки

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял.

Встаём на носочки, тянемся вверх руками.

Повертел их, покрутил

Кружатся вокруг себя на месте.

И на землю опустил

Снова садятся на корточки.

 Логопед. - Отдохнули, готовы выполнять следующие задания?

7. Дидактическая игра «До – во время – после»

Логопед. Осень прислала нам картинки с изображением простых сюжетов. Нужно построить логическую цепочку:

-что было сначала,

-что с ним происходит потом,

- что становится результатом. (Дети раскладывают картинки и рассказывают).

Логопед.Очень хорошо, и с этим заданием мы справились, получите  листочки.

Золотая осень положила в сундучок  картинку – схему рассказа. Я предлагаю вам попробовать составить рассказ об осени вместе со мной, глядя (опираясь) на схему – подсказку.

8. Работа по составлению рассказа с опорой на картинку - схему.

Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

Логопед.вам понравилось составлять рассказ по картинкам - схемам? С этим заданием мы справились, получите  листочки.

9. Аппликация из сухих листьев «Осеннее дерево»

А сейчас мы превратимся в художников и нарисуем осенние деревья с помощью сухих осенних листьев, которые мы раскрошили с вами в прошлый раз (педагог раздаёт картинки с деревьями). Нанесите клей на крону дерева и на землю вокруг дерева. Насыпьте  на клей крошки листьев, прижмите салфеткой. Встряхните лишние листочки на подносы. Посмотрите, что у вас получилось? (ответы детей). Это же портрет Золотой осени. Молодцы!У вас сегодня получились очень красивые работы.

III.Заключительная часть

10. Итог занятия.

Что мы сегодня с вами делали на занятии? 

О каком времени года мы говорили?

Молодцы! Вы хорошо работали. Как много листочков вы получили за ваше старанье. А сейчас нам пора прощаться с кленовым листочком. Мы выпустим его в окно. Пусть он расскажет Золотой осени, что все её задания мы выполнили, а загадки отгадали. Даже нарисовали её портрет.

 Игра «Осень» (Отработка падежных окончаний).

Наступила … (осень).

Долго не было … (осени).

Мы рады … (осени).

Мы любим …(осень).

 Мы восхищаемся … (осенью).

Мы рассказываем  … (об осени).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника в средней группе "Осень в гостях у ребят".

Целевые ориентиры:- Развитие у дошкольников воображения, мыслительной деятельности, кругозора, памяти, речи, формирование опыта самопознания ребенка.- Помочь ребёнку поверить в свои силы, научить быть...

Сценарий осеннего праздника «Осень в гостях у ребят » подготовительная группа

Сценарий осеннего праздника «Осень в гостях у ребят» подготовительная группа...

Сценарий осеннего праздника в средней группе "Осень в гостях у ребят"

Праздник осени, который составляла и проводила в соответсвии с требованиями ФГОС, планом мероприятий, возрастным особенностям детей....

Сценарий осеннего утренника "Осень в гостях у ребят"

Сценарий осеннего утренника в младшей группе "Осень в гостях у ребят"...

конспект занятия "Осень в гостях у ребят"

Занятие с детсками первой младшей группы на тему:"Осень в гостях у ребят"В игровой форме, используя игрушки,  музыкальный материал педагог  проводит  занятие....

Конспект осеннего тематического праздника «Осень в гостях у ребят» в младшей группе

Цели: Приобщать детей к праздничной культуре. содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения. Расширять представления детей об осени. Развивать замечать красоту осенней природы. ...

Конспект открытого занятия «Осень в гостях у ребят» младшая группа (3-4 года)

Цель: формирование представлений детей об основных признаках осени.Задачи:Продолжать знакомить детей с основными признаками осени (листья меняют цвет, листопад, птицы улетают в тёплые края);Форми...