Консультация на тему: «Элементарные навыки звукового анализа у дошкольников»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Данная методическая разработка предназначена для родителей, воспитателей, логопедов. Содержит рекомендации по развитию навыков звукогого анализа и синтеза у детей 5-6 лет.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Элементарные навыки звукового анализа у дошкольников» Уважаемые родители, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевыми нарушениями. Развивая навыки звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребёнку в дальнейшей успешной учёбе в школе! При обучении чтению, исходным процессом является звуковой анализ и синтез устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки и наоборот (соединение звуков в слова). Обучение звуковому анализу слова предполагает: - определение наличия звука в слове; - выделение первого и конечного звука в слове; - определение места звука в слове (в начале, в середине или в конце слова); - определение последовательности и количества звуков в слове; - различение по фонетическим характеристикам звука (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие, согласные твёрдые и мягкие). Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение звуков и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. В первую очередь, необходимо следить за тем, чтобы сами родители и дети правильно называли согласные звуки ([М], а не [МЭ] или [ЭМ]; [С], а не [ЭС] или [СЭ] и т.д.) и ни в коем случае не путали звуки с буквами. Буквы являются графическим символом звуков. ! БУКВЫ МЫ ПИШЕМ И ВИДИМ, ЗВУКИ ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ ! Звук и бывают гласными и согласными . Гласные звуки можно петь голосом, можно тянуть, при их произнесении воздух свободно выходит из ротовой полости и не встречает преграду. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Согласные звуки пропеть нельзя, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду: язык, губы, зубы, нёбо. Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Твердые согласные звучат «сердито» и обозначаются на схеме синим цветом (твердые как лед). Мягкие согласные звучат «ласково» и обозначаются на схеме – зеленым цветом (мягкие, как травка). Например, в слове УГОЛ звук [Л] - твёрдый, в слове УГОЛЬ звук [Л'] - мягкий.

Слайд 2

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям объясняется, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Предложите ребёнку, произнося тот или иной согласный звук, положить ладонь на горло и определить «звенит» ли оно). Например , в слове ПОЧКА звук [П] - глухой, в слове БОЧКА звук [Б] - звонкий. Для занятий вам пригодятся кружки или квадратики (фишки) из плотного картона красного, синего и зелёного цветов, можно использовать цветные карандаши аналогичных цветов. С помощью этих фишек ребёнок сможет выкладывать звуковые схемы слов, может раскрашивать их в тетради. Можно использовать магниты данных цветов для игр на магнитной доске, мольберте или дверце холодильника. Кстати, дверца холодильника – отличное место для выкладывания не только звуковых схем, но и слов из магнитных букв, пока мама готовит ужин. Составим звуковые схемы слов: КОТ И КИТ. Слово «КОТ». Произносим все звуки этого слова по порядку ([К], [О], [Т]). Сколько звуков в слове «КОТ»? В слове «КОТ» три звука. Даём характеристику каждому звуку (звук [К] – согласный, твёрдый, глухой; звук [О] – гласный; звук [Т] - согласный, твёрдый, глухой). Слово «КИТ». Произносим все звуки этого слова по порядку ([К], [И], [Т]). Сколько звуков в слове «КИТ»? Три звука. (звук [К] – согласный, мягкий, глухой; звук [И] – гласный; звук [Т] - согласный, твёрдый, глухой).

Слайд 3

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям объясняется, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Предложите ребёнку, произнося тот или иной согласный звук, положить ладонь на горло и определить «звенит» ли оно). Например, в слове ПОЧКА звук [П] - глухой, в слове БОЧКА звук [Б] - звонкий. Для занятий вам пригодятся кружки или квадратики (фишки) из плотного картона красного, синего и зелёного цветов, можно использовать цветные карандаши аналогичных цветов. С помощью этих фишек ребёнок сможет выкладывать звуковые схемы слов, может раскрашивать их в тетради. Можно использовать магниты данных цветов для игр на магнитной доске, мольберте или дверце холодильника. Кстати, дверца холодильника – отличное место для выкладывания не только звуковых схем, но и слов из магнитных букв, пока мама готовит ужин. Составим звуковые схемы слов: КОТ И КИТ. Слово «КОТ». Произносим все звуки этого слова по порядку ([К], [О], [Т]). Сколько звуков в слове «КОТ»? В слове «КОТ» три звука. Даём характеристику каждому звуку (звук [К] – согласный, твёрдый, глухой; звук [О] – гласный; звук [Т] - согласный, твёрдый, глухой). Слово «КИТ». Произносим все звуки этого слова по порядку ([К], [И], [Т]). Сколько звуков в слове «КИТ»? Три звука. (звук [К] – согласный, мягкий, глухой; звук [И] – гласный; звук [Т] - согласный, твёрдый, глухой). Примерные игровые задания: * «Какой звук?» Взрослый произносит звук, а ребёнок выкладывает фишку, либо поднимает флажок соответствующего цвета. * «Придумай слова с заданным звуком» Взрослый с ребёнком по очереди придумывают как можно больше слов с определённым звуком. * «Поймай последний звук в ладошку» Взрослый просит ребёнка медленно проговаривать слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?» * «Цепочки слов» Взрослый с ребёнком по очереди называют слова, но каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. * «Собери слово» Взрослый произносит слово по звукам, например ([Д], [О], [М]), а ребёнок должен догадаться какое это слово. * «Закончи слово» Игра с мячом. Взрослый начинает слово, а ребёнок добавляет недостающий звук. Например: ШУ [М], ШУ [Т]. * «Начало, середина, конец» Взрослый произносит слова с определённым звуком (например [С]), а ребёнок определяет его позицию в слове. (СОМ – звук [С] стоит в начале слова, МОСТ – звук [С] находится в середине слова, НОС – звук [С] - в конце слова). * «Выложи слово» Взрослый произносит слог (слово), а дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на столе, магнитной доске или дверце холодильника. Примерные слоги и слова для звукового анализа: - Слова из двух звуков: УМ, УС, ОХ , ХА . - Слова из трех звуков: МАК, ДОМ, ИВА, БЫК, ПУХ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников".

Данную презентацию можно использовать в рамках консультаций  для воспитателей и родителей  в ДОУ по темам "Развитие фонематического слуха у дошкольников" и " Формирование навыков звукового а...

Мастер-класс для воспитателей на тему:"Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру"

В статье раскрываются такие понятия как фонематический слух, фонематическое восприятие. Раскрывается роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте. Даны и...

Консультация для родителей в детском саду «Элементарные навыки звукового анализа у дошкольников»

Еще несколько десятилетий назад дети поступали в школу, не умея читать и писать. Современный ритм жизни требует основательной подготовки ребенка к школе, чтобы его интеллектуальное развитие в школьные...

Консультация для воспитателей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру»

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению вн...

«Элементарные навыки звукового анализа у дошкольников"

laquo;Элементарные навыки звукового анализа у дошкольников...

Консультация «Формирование навыков звукового анализа у дошкольников»

Консультация  «Формирование  навыков звукового анализа у дошкольников»...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»...