Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Великородная Галина Владимировна

Знакомство детей с трудом взрослых является не только средством формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

У детей с речевой патологией наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушение внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Они не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом. Данные особенности воспитанников предполагают создание определенных условий для организации работы по профориентации, которые определяются с учѐтом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Ранняя дошкольная профориентация — это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности.

Работу, по ранней профориентации дошкольников можно осуществлять через:   

- создание необходимой предметной среды. Предметно – развивающая среда – это все, что окружает ребенка: помещение в котором он находится, оснащение этого помещения, люди, находящиеся с ним в этом помещении, их действия, их речь;

- самостоятельную и совместную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.

Знакомство детей с трудом взрослых является не только средством формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

У детей с речевой патологией наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушение внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Они не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом. Данные особенности воспитанников предполагают создание определенных условий для организации работы по профориентации, которые определяются с учѐтом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи.

Коррекционное направление работы для детей с ТНР является приоритетным, поэтому вся работа, в том числе по первичному ознакомлению детей с профессиями, осуществляется в тесном контакте с учителем-логопедом, и ее эффективность во многом зависит от преемственности в работе учителя- логопеда, воспитателей и родителей.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников

Направления работы

по профориентации

Совершенствование произносительной стороны        речи (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова        и фонематического восприятия)

правильное произношение названий профессий, трудовых действий, орудий труда

Совершенствование лексико- грамматической стороны речи

согласование        названия профессии, трудовых действий, орудий труда по числам, родам, падежам

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи, связной речи

составление описательных рассказов о профессии по опорным схемам, с опорой на вопросы педагога и т.п.

подготовка к обучению грамоте, овладение  элементарными навыками письма и чтения.

чтение предложений, не больших рассказов, стихотворений о профессиях

печатание     названий      профессий,

трудовых действий, орудий труда

Организуя свою работу по профориентации, воспитатели создают основу для последующих логопедических занятий. В сюжетно-ролевых, дидактических играх во время организованной образовательной деятельности, экскурсиях и других формах работы по профессиональному самоопределению, у дошкольников с нарушениями речи формируются первичное представление о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Впоследствии на занятиях учитель-логопед учит детей правильному согласованию качественных прилагательных с именами существительными; составлению описательных рассказов о профессиях.

Одним из важнейших условий по формированию профессионального самоопределения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является концентрированное изучение определенной профессии (например, в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи воспитанниками (пассив), так и для ее активизации.

Расширение знаний и представлений о профессиях и, как следствие, обогащение и активизация словаря, проходит и на материалах любых тем. Например, изучая тему «Откуда хлеб пришел», дети знакомятся с профессиями - тракторист, комбайнер, пекарь. А изучая тему «Домашние животные», дет узнают о профессиях - фермер, доярка, ветеринар; знакомятся с трудовыми действиями и орудиями труда, важностью этих профессий, личными и профессиональными качествами людей, работающих в этой профессии.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. По мере того, как знания детей пополняются, они расширяют свои представления и о мире профессий. Они стараются в своих играх воспроизводить деятельность представителей тех профессий, которые им нравятся. Свои игры они полностью основывают на поведении взрослых.

Логопедическую работу часто проводят, опираясь на речевой материал по теме «Профессии». Дошкольники учатся правильно произносить разные виды профессий. Логопедические игры можно с успехом использовать не только для коррекции речи, но и для развития представлений о профессиональной деятельности, а также для формирования профессиональной ориентации.

Основной сложностью работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых не входит в круг ближайшего окружения и недоступна для непосредственного наблюдения за ним.

Поэтому деятельность по профориентации выстраивается и основывается на разнообразных формах и методах работы с обязательным подключением родителей: беседы с использованием наглядности, чтение детской литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, просмотр видеороликов, рассматривание картин и иллюстраций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, дидактические игры, экспериментирование с разными материалами и опыт хозяйственно-бытового труда. Все эти методы применяются системно и в сочетании друг с  другом, эффективно реализуются в проектной деятельности, которая предусматривает совместную деятельность ребенка, педагогов и родителей.

Благодаря разнообразным интересным формам работы, у детей с нарушением речи формируются первичные представления о профессиях, происходит обогащение и активизация словаря по теме. Это создает основу для последующих логопедических занятий, потому что учитель-логопед решает свои коррекционные задачи на знакомом детям материале о профессиях.

Для закрепления полученных знаний о профессиях и речевых навыков учитель-логопед дает еженедельные рекомендации воспитателям и родителям по индивидуальной работе с детьми. Родители, получив рекомендации, закрепляют материал дома. А воспитатели закрепляют материал логопедических занятий во вторую половину дня, в различных режимных моментах проводят «логопедические пятиминутки», которые включают в себя лексико-грамматические игры и игровые упражнения.

Таким образом, главная цель ранней профориентации детей — развить эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Важно вовремя создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. 

Список литературы:

1.     Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи / Авт.-сост.: И. А. Михеева, С. В. Чешева. – Санкт-Петербург: КАРО, 2017.

2.     Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.

3.     Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР. Альбом 4 / Н.Э. Теремкова. – 2-е изд. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017.

4.     Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас. Рабочая тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2008. – 24 с.