ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Манданова Надежда Климентьевна

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС. 

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А.Сухомлинский. Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра развивает коммуникативные способности детей, учит организовывать речевое высказывание.

Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения.

 Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Камешки – интересный, доступный и эстетически привлекательный материал для множества идей. Он отвечает требованиям ФГОС и может быть использован в работе с детьми разного возраста и разными образовательными потребностями.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Малышей привлекает всѐ таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС. 

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А.Сухомлинский. Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. 

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра развивает коммуникативные способности детей, учит организовывать речевое высказывание.

Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения.

 Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Камешки – интересный, доступный и эстетически привлекательный материал для множества идей. Он отвечает требованиям ФГОС и может быть использован в работе с детьми разного возраста и разными образовательными потребностями.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Малышей привлекает всѐ таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.

Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка.

Игра в «Марблс» ведет свою историю с древнейших времен. Шарики из глины, предназначенные для игры были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.

Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата .[5]

Современные «Марблс» делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Красота «Марблс» завораживает, хочется к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть с ними.

С помощью камешков «Марблс» можно решить множество задач [2]:

  • развитие мелкой моторики, тактильных ощущений;
  • развитие пространственной ориентировки на плоскости;
  • развитие умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными;
  • расширение и обогащение словарного запаса;
  • развитие умения употреблять предлоги, наречия, прилагательные, глаголы;
  • развитие связной речи;
  • развитие фонетико-фонематической стороны речи, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • проведение профилактики дисграфии, закрепление графического образа буквы;
  • автоматизация звуков в речи;
  • развитие образного и логического мышления, зрительного внимания, памяти;

развитие усидчивости.

 

Игры для развития речи

Игра «Знакомство»

Цельпривлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: емкость с камешками «Марблс».

Ход: педагог обращает внимание на камешки и предлагает перебирать камешки руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой (стеклянные, гладкие), качеством (хрупкое, прозрачное) и цветом (красный, синий, зеленый), а затем дает время для самостоятельного манипулирования.

Игра «Найди предмет»

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марблс" (Например: небольшой строительный материал, киндер - игрушки и т.д.)

Оборудование: глубокая емкость, камешки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов. Ход: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камешках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.

Усложнение: найти и назвать игрушки с закрытыми глазами.

Упражнение "Змейка"

Цель: развитие умения складывать камешки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камешки "Марблс". Для детей с низкой моторной ловкость: специально заготовленные камушки на липучке.

Ход: педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель («Возьми 5 камешков одного цвета и 4 камешка другого цвета»).

Игра «Веселая змейка»

Цель: развитие умения складывать камешки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камешки "Марблс".

Ход: педагог уточняет, что гусеница может ползти не только по прямой линии, но и вверх и вниз, иногда быстро, а иногда медленно, иногда вперед, затем диктует направление движения гусеницы, дети выкладывают камешки в рамочку, сколько успеют до следующей инструкции. Побеждает тот, у кого гусеница длиннее.

Игра «Звуковая дорожка»

Цель: закрепление произношения изолированного звука.

Оборудование: камешки "Марблс".

Ход: педагог предлагает ребенку выложить звуковую дорожку, повторяя определенный звук.

Игра «Найди букву»

Цель: развитие тактильных ощущений, профилактика дисграфии.

Оборудование: сухой бассейн с камешками "Марблс", пластиковые буквы.

Ход: педагог предлагает ребенку найти букву в сухом бассейне.

Игра «Найди игрушки»

Цель: выделение первого звука в слове.

Оборудование: бассейн с камешками "Марблс", мелкие игрушки.

Ход: педагог предлагает найти в бассейне все предметы на определенный звук.

Игры «Выложи букву», «Выложи слог» «Выложи слово»

Цель: закрепление навыков звуко-буквенного синтеза, профилактика дисграфии и дислексии.

Оборудование: камешки "Марблс".

Ход: педагог предлагает ребенку выложить букву, слог, слово на заданную букву.

Игра «Лабиринт»

Цель: закрепление произношения звука в словах.

Оборудование: «лабиринт» в коробке, шарик «Марблс»

Ход: педагог предлагает ребенку пройти лабиринт, проговаривая слова с определенным звуком. Ребенок проходит «лабиринт», наклоняя коробку.

Игра «Дорожка»

Цель: закрепление произношения звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением «дорожки», предметные картинки на закрепляемый звук, камешки «Марблс».

Ход: педагог предлагает заполнить дорожку камешками, называя картинки с определенным звуком.

Игра «Выложи рисунок»

Цель: закрепление произношения звука в чистоговорках, стихотворениях.

Оборудование: камешки «Марблс».

Ход: педагог предлагает выложить рисунок, проговорить чистоговорку, стихотворение с определенным звуком.

Игра «Укрась картинку»

Цель: закрепление произношения звука в тексте, развитие связной речи.

Оборудование: картинка с иллюстрацией к тексту, камешки «Марблс».

Ход: педагог предлагает украсить картинку к тексту, пересказать текст на определенный звук.

Игра «Разложи по цветам»

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камешки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (по количеству используемых цветов).

Ход: педагог сообщает, что все камешки разных цветов перемешались. Нужно разложить их по цветам. Педагог предлагает найти камушки определенного цвета. Дети называют цвет и складывают в свои баночки камушки одного цвета. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

Игра «Найди и назови»

Цель: развитие умения различать и называть цвета, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: картинки с изображением разного количества предметов, тарелочка с камешками «Марблс».

Ход: У ребенка есть карточка с предметами разного цвета, по темам. Ребенок выкладывает «Марблс» по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает. Какой цвет марблс есть еще в тарелочке? (фиолетовый). Угадай, какой овощ загадали под цифрой 1? (баклажан). Выложи. Назови, каких овощей больше всего? [3]

Игра «Расскажи про свой узор»

Цель: развитие творческого воображения, связной речи.

Оборудование: шаблон, камешки «Марблс».

Ход: педагог предлагает детям выложить на листе в каждом секторе любую фигуру, а затем рассказать, что получилось. Пример рассказа: «В центре листа – красный шарик- это ягодка, справа от него – зелёный листик, ниже три камешка образуют стебелек и т. д.»

Игра «Зоркий глаз»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: камешки «Марблс».

Ход: педагог выкладывает 5 любых камешков в ряд, предлагает ребенку запомнить их последовательность, закрыть глаза и проговорить.

Игра «Ходилка»

Цель: развитие логического мышления, мелкой моторики.

Оборудование: шаблонкамешки «Марблс».

Ход: играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешки определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Дети называют существительные по лексической теме. Например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он вибирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему. На каждое слово вкладывает камешек, если затрудняется, ход переходит к другому игроку.

Игра «Мозаика».

Цель: развитие мелкой моторики, зрительной памяти, логического мышления, творческих способностей.

Оборудование: шаблоны с узорамикамешки «Марблс».

Ход: педагог предлагает ребенку выложить узор по образцу.

«Крестики - нолики»

Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация звуков по твердости-мягкости.

Оборудование: игровое поле «Крестики-нолики», синие и зеленые камешки «Марблс».

Ход: играют 2 игрока. У одного синие камешки, у другого-зеленые. Один игрок называет слова с твердым звуком и выкладывает камешек по принципу традиционной схемы «крестики- нолики», а другой - с твердым. В случае затруднения ход переходит к другому игроку [3].

Игра «Лабиринты»

Цель: закрепление произношения звука в словах.

Оборудование: камешки «Марблс».

Ход: в игре используется два- три цвета камешков. Педагог предлагает ребенку называть слова с определенным звуком и последовательно выкладывать камешки в рамочку. Ребенок выкладывает красный камешек, если произнес слово не правильно, желтый – если произнес не совсем четко, зеленый -если произнес правильно. Затем проводится анализ проделанной работы.

Игра «Художник»

Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки (см. Приложение 1-3), камешки «Марблс».

Ход: Педагог предлагает ребенку взять картинку с предметом и выложить его из камешков . Ребенок выкладывает схематичное изображение.

Игра «Укрась»

Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики, связной речи.

Оборудование: камешки «Марблс».

Ход: педагог предлагает ребенку выложить узор по собственному усмотрению и рассказать, где его можно использовать.

Игра «Исправлялки»

Цель: развитие зрительного внимания, профилактика дисграфии.

Оборудование: рамка, камешки «Марблс».

Ход: педагог «неправильно» выкладывает в рамке букву или цифру и предлагает ребенку исправить или добавить недостающие элементы.

Игра «Магия»

Цель: закрепление графического образа буквы, согласование прилагательных с существительными, развитие творческого воображения.

Оборудование: рамка, камешки «Марблс».

Ход: педагог предлагает ребенку выложить в рамочке заданную букву. Затем превратить букву в похожий предмет, назвать его.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, связной речи.

Оборудование: мешочек из непрозрачной ткани, различные камешки «Марблс»..

Ход:

Вариант 1Педагог помещает в мешочек шарики разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец-шарик «Марблс».Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.

Вариант 2. Ребенок с закрытыми глазами обследует сначала образец, а затем ищет в мешочке такой же камешек. Произносит стихотворение:

Камешек в руке катаю,

Между пальцами верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Вариант 3. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с предметом. Например, зелёный камешек – зелёный огурец, лук, крокодил и т.д. Жёлтый камешек – жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т.д.

Игра «Сухой бассейн»

Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, словарного запаса, фонематический слуха.

Оборудование: глубокая чаша, крупа, камешки «Марблс», мелкие игрушки.

Ход:

Вариант 1. Педагог предлагает ребенку найти игрушку в чаше с камешками на ощупь, назвать её, описать.

Вариант 2. Педагог предлагает ребенку найти игрушки на ощупь в чаше с крупой и описать их.

Ребенок произносит стихотворение:

Лежит наш клад на дне морском,

Засыпан золотым песком.

Свернувшись в небольшой клубок,

На камне дремлет осьминог.

Вариант 3. Педагог предлагает ребенку найти игрушку в чаше с камешками на ощупь, назвать её и определить есть в её названии заданный звук.

Игра «Золушка»

Цель: развитие тактильных ощущений, развитие умения выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру[6]

Оборудование: большая емкость, маленькие емкости, камешки «Марблс»

Вариант 1. Педагог предлагает ребенку разобрать камешки по цвету.

Вариант 2. Педагог предлагает ребенку разобрать камешки по форме.

Вариант 3. Педагог предлагает ребенку разобрать камешки по размеру.

Игра «Волшебная дорожка»

Цель: развитие цветовосприятия, слуховой памяти, фонематического слуха, навыков звукового анализа, формирование умения выделять первый звук в слове и сопоставлять его с первым звуком в названии цвета.

Оборудование: подносы, камешки «Марблс».

Ход: педагог называет слово, предлагает определить в нем первый звук и найти камешек, название цвета которого начинается с такого же звука. Например, педагог называет и показывает картинку с изображением жука. Ребенок называет первый звук в слове «желтый» и выкладывает желтый камешек.


Игра «Цветовая гамма»

Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти.

Оборудование: контейнер для яиц (ячейки раскрашены в разные цвета), мешочек мешочек, камешки «Марблс» разного цвета и разной формы.

Ход:педагог предлагает ребенку вытаскивать камешек из мешочка и класть в ячейку такого же цвета. Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать соревнование: поставить песочные часы и предложить за 1 минуту заполнить все ячейки.

Игра «Гроздь винограда»

Цель: Совершенствование умения делить слова на слоги.

Оборудование: шаблоны (см. Приложение 4), камешки «Марблс»

Ход: Нужно на веточку прикрепить ягодки винограда синего, зеленого, черного, фиолетового цвета (на выбор ребенка).

Взрослый показывает картинку и называет слова, а ребенок делит слово на части (слоги) и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов. Одна маленькая веточка – слово из одного слога, один камешек, две веточки – слово из двух слогов, два камешка и т.д.

Слова: кошка, колесо, лимон, вода, машина, дым, рука, коса, мяч, сом, самолёт, конфета.

Игра «Клад»

Цель: развитие тактильных ощущений, тактильной памяти.

Оборудование: большая емкость («сухой бассейн»), «клад» (записка, игрушка…), камешки «Марблс».

Ход: педагог прячет «клад» в шарики и просит ребенка найти его, перебирая пальчиками.

Игра-соревнование «Кто быстрее начинит «колбаску».

Цель: развитие ловкости, скорости движения, внимания, цветовосприятия.

Оборудование: большая емкость («сухой бассейн»), «колбаски» (сшита из прозрачной ткани,)короткая (для одного ребенка) и длинная (для работы в парах), разноцветные камешки «Марблс».

Ход:

Вариант 1. Педагог предлагает детям на скорость начинить «колбаску» шариками определенного цвета. Выкладывать шарики нужно в ряд.

Вариант 2. Играют пары участников. По сигналу педагога участники игры начинают наполнять «колбаску» заданными цветами. Один ребенок наполняет ее справа красными шариками, другой - слева синими шариками.


Речевая игра с элементами подвижной активности «Зебра, лев, жираф».

Цель: развитие общей и мелкой моторики, речи, дальнозоркости, формирование лидерских качеств: целеустремленности, умение работать по четкому алгоритму, выполнять команды.

Оборудование: большие круглые шарики «Марблс», изображения животных (приклеить к коробке), коробки (по количеству зверей), мешочки.

Ход:

Педагог раздает детям шарики в мешочке (по количеству зверей). По команде дети стараются закатить шарик в коробку к зверю.

Правило: нельзя бежать за шариком, пока не закончатся все шары в мешочке, и взрослый не даст команду. Каждый подсчитывает количество шариков, которые удалось закатить.

Педагог читает стихотворение:

Звери выстроились в ряд,
В «Марблс» поиграть хотят,
Они тихонечко стоят
Терпеливо ждут ребят.
Мы же встанем тоже в ряд

(Дети становятся в ряд)
Шары катаем все подряд!
Друг за другом, не спешим
И зверюшек не смешим!
Но сначала всем скажите,
Кто сегодня к вам пришел?

(Назвать животных, нарисованных на коробке.)
Зебра, лев, олень, жираф,
Верблюд, слон играть хотят.
Правила игры просты:
Шарик к зверю закати!
Очередь ты соблюдай,
Приз от зверя получай!

(По очереди катят шарики)
Шарик к зверю не попал?
Значит, ты не так играл!
Еще раз попробуй ты,
Целься смело, не спеши!
И на счет: один, два, три
Начинаем! Шар кати!

Список литературы:

1. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда в 2-х частях. М., «ВЛАДОС», 2003.

2.https://logopeddoma.ru/news/igry_s_kameshkami_marbls_raznocvetnoe_schaste_dlja_detej/2016-01-31-697

3.https://urok.1sept.ru/articles/678682

4.https://www.1urok.ru/categories/19/articles/17393

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%BB

6. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/01/05/kameshki-marbls


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с камешками Марблс.

Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре....

Презентация "Дидактические игры с камешками Марблс"

Презентация предназначена для педагогов дошкольного образования...

Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный матери...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А.Сухомлинский. Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее.Игра...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.

Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребёнка. Детей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят рад...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приёмов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный матери...