Статья Мелкая моторика
статья по логопедии (младшая, средняя группа)

савельева анна владимировна

Тонкомоторные навыки для детей, по возрастам, от 0-1, от 1-2, от 2-3 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие тонкой моторики

Приобретению тонкомоторных навыков способствуют прежде всего такие упражнения, которые   побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев. Так как различные   функциональные   области   находятся во взаимодействии, то и упражнения этой главы ставят требования к другим функциям: к готовности имитировать, воспринимать, владеть телом, а особенно к координации рук и глаз.

Тонкомоторные    упражнения    служат    следующим основополагающим учебным целям:                  

  • контролируемое движение рук и пальцев;
  • самостоятельное хватание рукой;
  • целенаправленное оперирование предметами;
  • координированное использование рук.

Хорошее владение движениями рук и пальцев является существенной предпосылкой для приобретения многих навыков обихода. Изучение функций ухода за собой, рисования, письма и других, необходимых в будущем для профессии  навыков, зависит  от  хорошего  контроля тонкомоторных   двигательных   процессов.   Осознание управления движениями рук и пальцев - также необходимая предпосылка для изучения системы знаков, воспроизводимых рукой. При овладении тонкой моторикой многие занятия будут меньше расстраивать и проходить приятнее как для ребенка, так и для взрослых.

Упражнение 1. Держать ложку

Тонкая моторика: хватание, 0-1 год

Самообслуживание: прием пищи

Учебная   цель:   держать   предмет,   подготовка  к самостоятельному приему пищи

Задание: взять ложку рукой и держать ее без помощи

Материал: ложка

Покажите Анне ложку и привлеките ее внимание к ней. Когда она увидит ложку, скажите: "Ложка". Возьмите руку Анны и так расположите ее пальцы на ручке ложки, чтобы она охватила ее сверху всей рукой. Возьмите кулачок Анны в свою руку, чтобы она не уронила и не выбросила ложку. Помогите ей таким способом несколько секунд держать ложку, ласково разговаривая с ней. Увеличивайте время, когда Анна должна держать ложку. Когда почувствуете, что Анна лучше контролирует ложку, уменьшите силу, с которой Вы давите на ее руку. Наконец, уберите свою руку, чтобы увидеть, может ли Анна сама держать ложку несколько секунд.

Упражнение 2 "Темный ящик"

Тонкая моторика: хватание, 0-1 год

Восприятие: осязательное, 0-1 год

Учебная цель: брать предметы, не видя их

Задание: вытянуть 3 предмета из закрытого ящика

Материал: картонная коробка, 3 предмета средней величины из домашнего обихода (например, ложка, бумажный кубок, скалка)

В узкой стороне коробки прорежьте дырку, чтобы она была достаточной величины, и Петя мог бы легко запустить туда руку. Положите в коробку три предмета, которые должны быть такой величины, чтобы легко проходили через отверстие. Закройте коробку или, если она без крышки, положите предметы на стол и накройте их коробкой.

Следите за тем, чтобы Петя видел, как Вы просовываете руку в отверстие с целью вытянуть предмет. Сделайте вид, что Вы удивлены,  вытянув предмет.  Просуньте потом через отверстие руку Пети и помогите ему найти и вытянуть предмет. Хвалите его каждый раз, когда он вытаскивает предмет. Когда Вы повторите упражнение несколько раз, подведите руку Пети к отверстию, но теперь пусть он сам ищет предмет. Когда он станет увереннее, можете увеличить количество предметов и взять большую коробку, чтобы он интенсивнее искал предметы.

Упражнение 3. Брать маленькие предметы

Тонкая моторика: хватание, 0-1 год 

Восприятие: визуальное, 0-1год 

Учебная цель: овладение "захватом щипцами", улучшение тонкомоторного контроля

Задание: поднять 10 различных по размеру предмеов, положить их на блюдо                              

Материал: маленькое блюдо, 10 маленьких предметов (например, изюм, орешки, пуговица, кубики, бусины, шурупы, карандаши, теннисный мячик, монета, ключ)

Сядьте с Борисом за стол и просигнализируйте ему, что Вы хотите с ним работать. Разместите предметы на столе и следите за тем, чтобы он мог их достать. Поднимите один из предметов, образовав тремя пальцами "захват щипцами". Скажите: "Вот сюда!" - и положите предмет в коробку. Возьмите руку Бориса, его большой палец и первые два пальца, составьте из них "щипцы" и пусть он возьмет другой предмет. Со словами "Сюда" подведите руку Бориса к коробке. Помогите ему опустить туда предмет. Сразу же похвалите его.                                      

Повторите   упражнение   многократно,   пока  Вы  не почувствуете рукой, что он начинает выполнять упражнение самостоятельно. Заметьте, с какими предметами ему сложнее справиться, и помогите ему закончить упражнение.

Упражнение 4. Совершенствование "захвата пинцетом"

Тонкая моторика: хватание, 1-2 года

Учебная цель: овладение "захватом пинцетом", улучшение тонкомоторного контроля

Задание: оторвать от большого куска пластилина маленькие кусочки и положить их в коробку

Материал: пластилин, коробка

Сядьте с Даниэлем за стол, положите перед ним кусок пластилина и рядом поставьте емкость. Возьмите его руку и помогите ему скатать пластилин в валик размером 1-2 см. Покажите ему, как оторвать от конца валика кусочек пластилина, используя для этого большой и указательный пальцы. Подержите оторванный кусочек у него перед глазами, чтобы он мог видеть, как Вы держите. Скажите: "Вот сюда!" - и положите кусочек в емкость. Возьмите большой и указательный пальцы Даниэля и помогите ему также оторвать кусочек пластилина. Со словами "Вот сюда" подведите его руку к емкости. Повторите упражнение многократно  и  уменьшайте  контроль  рукой,  когда почувствуете, что он начинает правильно использовать большой и указательный пальцы. Ему нужно знать точно, сколько кусочков он должен оторвать.  Хвалите и награждайте его за каждое действие.

Упражнение 5. Набирать ложкой сахар

Тонкая  моторика: оперирование предметами, 1-2 года

Тонкая моторика: хватание, 1-2 года

Действия по самообслуживанию: прием пищи, 1-2 года

Учебная цель: лучший контроль за пальцами при хватании и оперировании руками; подготовка к самостоятельному приему пищи

Задание: перенести ложкой сахар из одной емкости в другую

Материал: ложка, сахар (или другое гранулированное вещество), 2 блюда или емкости

Когда Эдик сможет уверенно держать некоторое время ложку (см. упр. 94), научите его пользоваться ею. Поставьте на стол блюдечко с сахаром и рядом пустую емкость. Дайте ему в руку ложку и держите его кулачок в своей руке. Подведите его руку так, чтобы он засунул ложку в сахар и медленно подчеркнутым жестом наберите сахар в ложку. Повторите этот первый шаг многократно, пока не сможете уговорить Эдика перенести сахар в другую емкость. Если почувствуете, что он овладевает движением, то помогите ему перенести сахар в пустую емкость. Сначала емкости должны стоять совсем рядом, но по мере овладения процессом расстояние нужно увеличивать. Сначала пусть Эдик за одно упражнение переносит 1-2 ложки сахара, но от занятия к занятию увеличивайте их количество, пока он не перенесет весь caxар из одной емкости в другую. Сокращайте контроль за его рукой, слегка поддерживая, а потом совсем отпустив ее.    

Упражнение 6. Поднять монеты

Тонкая моторика: хватание, 1-2 год

Координация рук и глаз: контроль, 1-2 год

Восприятие: визуальное, 1-2 год

Учебная цель: лучший тонкомоторный контроль за хватанием

Задание: поднять 10 монет и бросить их в коробку

Материал: монеты, банка из-под кофе или коробочка пластмассовой крышкой

Прорежьте узкое отверстие в пластмассовой крышке, в которое может пройти монета. Начинайте упражнение, положив на стол перед Робертом 2 монеты. Скажите: "Посмотри, Роберт!" - и поднимите перед ним двумя пальцами медленно одну монету. Покажите ему, как Вы держите двумя пальцами монету и опускаете ее в отверстие. Возьмите его руку и помогите проделать то же самое с другой монетой. Похвалите его и велите на мгновение подняться. Повторяйте это упражнение часто и постепенно добавляйте монет, когда он становится увереннее. Кладите на каждом занятии все монеты на стол, чтобы он точно мог видеть, как часто повторяется это упражнение, пока не закончит задание. Напоминайте ему жестами, что он должен делать.

Упражнение 7. Открывать различные емкости

Тонкая моторика: координация обеих рук, 1-2 года

Имитация: моторная, 1-2 года

Учебная цель: улучшение тонкомоторного контроля и координации обеих рук, укрепление мускулатуры рук

Задание: открыть коробку или банку и взять оттуда какой либо предмет

Материал: обувная коробка, большая деревянная коробка, банка из-под кофе с пластмассовой крышкой, шкатулка, маленькие вознаграждения

Сядьте за стол, на пол или где-нибудь еще, где Вам с Андреем удобно сидеть. Возьмите одну из емкостей, привлеките к ней внимание Андрея словами: "Смотри сюда!" - и покажите ему также кусочки кекса. Потом медленно положите кекс в емкость и закройте его. Следите, чтобы Андрей видел Ваши руки и опять медленно откройте емкость. Сделайте удивленный вид и покажите кекс, находящийся там. Опять закройте емкость и дайте ее Андрею. Жестами покажите ему, что он должен ее открыть. Если он не понимает, что должен сделать, возьмите его руки и вместе откройте емкость. Когда он ее откроет, похвалите его и отложите емкость в сторону. Повторите это упражнение со всеми емкостями. Заметьте себе, какую он открывает легко, а какую с трудом. Если с какой-нибудь он не справляется, то замените ее. Здесь речь идет только о том, чтобы он научился открывать емкости различными способами.

Упражнение 8. Давать и брать

Тонкая моторика: хватание, 1-2 года

Координация глаз и рук: контроль, 1-2 года  

Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года

Учебная цель: брать и отдавать предметы, совершенствование образцов социального взаимодействия

Задание: взять из коробки 4 предмета и дать их другому лицу. Взять у другого лица 4 предмета и опустить их в коробку

Материал: 2 коробки среднего размера, 4 предмета разной величины и формы (например, кубик, бусы, ключ и расческа)

Сядьте с Толей напротив друг друга за стол и поставьте рядом обе коробки в центре. Положите 4 предмета в одну из коробок. Возьмите один из предметов и дайте его Толе. Скажите: "Возьми, Толя!" - и сделайте определенный жест. Если он не понимает, что должен делать, то возьмите его руку, вложите в нее предмет и помогите ему его держать. Затем скажите: "Вот сюда!" - и покажите ему пустую коробку. Подведите его руку к коробке, помогите опустить предмет и похвалите его.

Повторяйте это упражнение, пока все предметы не переместятся из одной коробки в другую. Повторите упражнение и сокращайте свою помощь, пока он не будет брать и опускать все предметы. Когда он научится, поменяйтесь ролями. Укажите ему на один из предметов в коробке и скажите: "Дай мне его!". Протяните при этом к нему руку. Если он не реагирует, то оставьте руку протянутой, а другой помогите ему взять предмет и дать его Вам в открытую руку.

Когда он дал Вам предмет, положите его в коробку и похвалите ребенка. Продолжайте упражнение, пока он Вам не даст все предметы. Когда он овладеет обеими действиями, меняйте упражнение так, чтобы в один день он Вам предметы подавал, а в другой брал. Таким образом, он

должен следить за Вашими указаниями, чтобы понять, что он должен делать.

Упражнение 9. Нажимать кнопки

Тонкая моторика: оперирование предметами, 1-2 года

Координация глаз и рук: контроль, 1-2 года

Учебная  цель:  улучшение  тонкомоторного  контроля, направлять палец на цель

Задание: самостоятельно нажать на кнопку, чтобы достичь определенного действия

Материал: кнопки включения света, музыки, механические игрушки (например, прыгающий чертенок, музыкальная шкатулка, звонок вызова)

Сядьте с Барбарой за стол и положите перед ней игрушку. Привлеките к ней внимание и покажите, как нажать на кнопку. Подержите перед лицом Барбары указательный палец и поднесите его медленно к кнопке и нажмите ее. Нажимая, улыбайтесь, хлопая в ладони и выражайте свое удивление, чтобы показать, какое удовольствие приносит Вам это упражнение. Возьмите руку Барбары, подведите палец к кнопке и помогите ей нажать. Повторяйте упражнение многократно,  но постепенно уменьшайте помощь, лишь слегка поддерживайте ее под руку, пока ей не понадобится помощь. Когда Барбара сможет нажимать кнопку без помощи, возьмите следующий, но похожий предмет и наблюдайте, сможет ли она нажать на кнопку без помощи, после того, как Вы ей покажете.

Упражнение 10. Снимать носки

Тонкая моторика: оперирование предметами, 1-2 года      

Самообслуживание: одевание и раздевание, 1-2 года

Учебная цель: взять предмет и снять с него оболочку (первая ступень самостоятельного одевания и раздевания)

Задание: снять с предмета носок, натянутый на него

Материал: большой носок, пластиковая бутылка, банка, кексы

Привлеките внимание Анны, показывая ей любимое угощение. Затем положите кусок кекса в бутылку или банку (прежде удалите крышку). Слегка натяните на отверстие банки носок. Возьмите руку Анны и помогите ей взять конец носка и потянуть его. Затем помогите ей достать из банки кекс. Повторяйте упражнение многократно, наблюдайте, чтобы она всегда видела вознаграждение. Уменьшайте помощь, когда увидите, что она сама берет и стягивает носок. Если ей это удается, то натяните носок потуже, чтобы Анна тянула его с большей силой.

Упражнение 11. Складывать бумагу

Тонкая моторика: оперирование предметами, 1-2 года

Имитация: моторная, 1-2 года

Учебная   цель:   улучшение   тонкомоторной   ловкости посредством складывания бумаги

Задание: сложить 2 раза лист бумаги без помощи

Материал: тонкая бумага

Станьте за Юрой, который сидит за столом, и покажите ему, как сложить большой лист бумаги. Наблюдайте, чтобы он смотрел на Вас. Покажите ему это медленно и четко. Возьмите затем другой лист бумаги и направляйте его руки, когда Юра складывает бумагу. Повторите это действие, пока он не овладеет им. Не переживайте, если изгиб будет непрямым. Откладывайте каждый сложенный лист бумаги в сторону на стопку. Постепенно сокращайте свою помощь, пока он не начнет складывать бумагу самостоятельно. Если ему это удается, то пусть сложит листы два раза. Сядьте рядом с ним, дайте ему листок бумаги, а себе тоже оставьте один. Сложите свой листок один раз, и пусть он сделает то же самое. Вместо того чтобы отложить его в сторону, скажите: "Смотри сюда, Юра, сложим еще раз!" - и сложите бумагу второй раз. Помогите ему, если он путается.

Упражнение 12. Писать каракули

Тонкая моторика: оперирование предметами, 1-2 год

Координация глаз и рук: рисование, 1-2 год

Имитация: моторная, 1-2 год

Учебная цель: самостоятельно выводить каракули

Задание: держать в руках мягкий карандаш (кисточку) и провести на бумаге 2-3 любые линии

Материал: 2 больших карандаша, бумага, маленькм коробочка

Сядьте с Басей за стол и положите перед ней карандаш, бумагу и коробку. Возьмите бумагу, карандаш и проведите пару любых линий. Побудите Басю также провести несколько линий. Дайте ей в руку карандаш и возьмите ее руку в свою. Помогите ей таким образом пару секунд поцарапать по бумаге. Похвалите ее, отложите бумагу в сторону, а карандаш в - коробочку. Повторите это упражнение вторым карандашом. Постепенно уменьшайте свою помощь, пока Бася не сможет держать его и царапать самостоятельно. Пусть она рисует подольше, но давайте ей немного карандашей, чтобы она могла видеть, из скольких частей состоит задание.

Упражнение 13. Пускать мыльные пузыри

Тонкая моторика: оперирование предметами, 2-3 года

Тонкая моторика: хватание, 2-3 года

Учебная цель: улучшение моторного контроля и хватания

Задание: открыть крышку банки с мыльной пеной и выдувать мыльные пузыри

Материал: банка с мыльной пеной

Обратите внимание на то, чтобы крышка банки с пеной свободно сидела на банке. Поставьте банку на стол и привлеките к ней внимание Юры. Покажите ему, как открыть и снять крышку. Поднимите крышку с ушком вверх и помашите ею, чтобы появились мыльные пузыри. Затем опять окуните ушко в банку и слегка заверните крышку. Возьмите руку Юры и помогите ему опять отвинтить крышку. Повертите его рукой ушко туда и сюда, чтобы появились пузыри. Через несколько секунд закройте его рукой крышку. Оставьте банку на столе и дайте Юре сигнал открыть ее самостоятельно. Делайте воображаемые движения и, если нужно, направьте его руки в соответствующее положение. Продолжайте воображаемые движения, в то время когда Юра смотрит на Вас. Повторяйте это действие, пока он не откроет крышку без помощи. Направляйте его движения, если он что-то путает.

Упражнение 14. Отвинтить крышку

Тонкая моторика: координация обеих рук, 2-3 года

 Имитация: моторная, 1-2 года

Учебная  цель:  улучшение тонкомоторного  контроля, взаимодействия  обеих  рук,   силы  при  выполнении вращательных движений

Задание: без помощи отвинтить крышку банки

Материал: 3 маленькие банки с отвинчивающимися крышками, сладости

Поставьте на стол 3 банки. Покажите Павлу кусочек кекса, отвинтите крышку одной банки и поместите в нее кекс. Слегка завинтите крышку. Протяните Павлу банку и дайте ему понять, что он должен отвинтить крышку, делайте при этом воображаемые движения. Приведите его руку в правильное положение и помогите ему отвинтить крышку и взять кекс. Повторите это действие с другими банками. Уменьшайте помощь, пока он не откроет самостоятельно 3 банки. Следите, чтобы крышки были завинчены несильно.

Упражнение 15. Упражнения с пальцами

Тонкая моторика: оперирование предметами, 2-3года

Имитация: моторная, 2-3 года

Тонкая моторика: координация обеих рук, 2-3 года

Учебная цель: улучшение ловкости пальцев            

Задание: выполнять простые движения пальцами без помощи

Материал: отсутствует

Покажите Марку простые движения пальцами и побудите его подражать Вам. Коснитесь, например, большим пальцем правой руки всех пальцев левой. Дайте понять Марку, что он должен повторять за Вами. Если он пытается, но не справляется, то помогите ему. Похвалите его.

Примеры:

  • вертеть большим пальцем при сжатом кулаке;        
  • одновременно двигать всеми пальцами открытой вверх руки;
  • двигать отдельно каждым пальцем открытой вниз руки.

Повторяйте  эти  упражнения  с  другими,  простыми движениями пальцев, чтобы Марк научился двигать отдельно каждым пальцем и всеми вместе.

Упражнение 16. Тянуть за веревочку

Тонкая моторика: оперирование предметами, 2-3 года

Тонкая моторика: хватание, 2-3 года

Восприятие: слуховое, 1-2 года

Имитация: моторная, 1-2 года

Учебная цель: лучшее владение тонкой моторикой, особенно хватанием

Задание: тянуть за веревочку игрушку

Материал: игрушечные часы

Покажите Михаилу игрушечные часы со словами: "Смотри, Михаил!". Убедитесь, что он смотрит, и покажите ему, как Вы тяните за веревочку и приводите в действие часы. Когда мелодия отзвучит, дайте ему часы и потяните его рукой веревочку. Похвалите его. Дайте ему другие часы и побудите его тянуть за веревочки самостоятельно. Укажите ему на веревочку и изобразите, что Вы тяните ее. Помогите ему, если он не справляется. Научите его держать одной рукой часы, а другой тянуть без помощи веревочку.

Упражнение 17. Упражнение с руками              

Тонкая моторика: хватание, 2-3 года

Учебная цель: укрепление мышц рук

Задание: 5 раз сжать рукой губку и мягкий резиновый мяч

Материал: губка, мягкий резиновый мяч

Встаньте справа от Сени и протяните открытую вверх правую руку. Левой рукой возьмите правую руку Сени и держите ее таким же образом. Скажите: "Закрой!" - и сложите медленно его руку в кулак. Скажите: "Открой!" - и разожмите его руку. Повторяйте это упражнение и помогайте Сене левой рукой делать то же самое. Говорите при этом "Открой", "Закрой". Повторяйте упражнение, пока Сеня по Вашему требованию не будет 5 раз сжимать и разжимать руку. Если ему это будет удаваться, то станьте слева от Сени и повторите упражнение с левой рукой. Если Сеня без помощи откроет и закроет каждую руку, то дайте ему в руку мягкую губку и повторите упражнение. Пусть он сжимает и разжимает ее минимум 5 раз. Замените губку мячом. Не забывайте каждый раз говорить "Открой" и "Закрой" и имитировать при этом эти движения, чтобы Сеня мог ориентироваться.

Упражнение 18. Прищепки для белья

Тонкая моторика: оперирование предметами, 2-3 года

Учебная цель: улучшение тонкомоторного контроля и укрепление мышц рук

Задание: закрепить 6 прищепок на краю коробки

Материал: 6 легких прищепок, обувная коробка

Прежде чем начать упражнение, проверьте прищепки, чтобы убедиться, что они легко разжимаются. Покажите Эрику, как нажимать на концы прищепок, чтобы закрыть или открыть их. Со словами: "Смотри, Эрик!" - закрепите одну прищепку на краю коробки. Дайте ему также прищепку в руку и помогите нажать на концы. Поднесите затем его руку к краю и помогите закрепить прищепку. Похвалите его и дайте следующую прищепку.  Постепенно уменьшайте давление своих пальцев, пока он не будет выполнять большую часть работы сам. Если он сможет сам закрыть одну прищепку, то дайте ему 6 и пусть он их закрепит. Затем пусть он снимет все прищепки и положит их в коробку. Хвалите его каждый раз, когда он заканчивает действие.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - Мелкая моторика

Данную статью я писала о развитии мелкой маторики рук во второй группе раннего возраста. О ее важности в полноценном развитии детей....

Статья "Мелкая моторика рук для детей 2-3 лет"

Статья сосвящённая проблеме развития мелкой мотоики ребёнка и средствам её устранения....

Статья "Мелкая моторика, что это и как её развивать?"

Мелкая моторика – двигательная сфера, которая связана с развитием продуктивных видов деятельности ребёнка. Чем больше у ребёнка будут задействованы руки, тем умнее он будет. Поэтому наша задача создат...

статья Мелкая моторика

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ   Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2 лет. И не случайно! Развивая детские пальчик...

Статья "Мелкая моторика рук как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Всем педагогам дошкольного образования известно, что мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигател...

Статья "Мелкая моторика в разных ее видах"

Для чего нужно развивать мелкую моторику?Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.Для начала стоит отметить, ч...

Статья " Мелкая моторика рук"

Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннег...