Значение пересказа в формировании связной речи ребенка.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Значение пересказа в формировании связной речи ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение пересказа в формировании связной речи ребенка.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Умение ребенка качественно составлять пересказ зависит от других видов работы по развитию речи.

Обучение ребенка пересказывать влияет на формирование у него грамотной и правильной свяной речи.

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает. 

"Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи - сообщения в виде монолога - рассказа о пережитом и виденном". 

Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. 

Развитие речи ребенка дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. 

В свою очередь постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша: он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности.

Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок 4-5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, Т.е. смысловые связи между фразами в его речи либо слабо выражены, или совсем отсутствуют. 

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем.

Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.

Влияние пересказа на всестороннее развитие ребенка

Эстетическое восприятие. Развитие словарного запаса через чтение книг о прекрасном.

Формирование нравственного потенциала.

Формируется навык  общения, т.к. ребенок учится грамотно излагать свои мысли.

Развиваются умственные способности.  Запоминание, анализ, рассматривание, передача, сравнение (проходят через все образовательные области).

Экологическое восприятие действительности

Познание, экологическое воспитание – рассматривание, экскурсии, передача, речевое действие детей.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, он перенимает интонации, жесты, мимику при пересказе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в методической литературе многими авторами рассматривается вопрос о значении пересказа для развития мышления и речи детей, что является важным во всестороннем развитии детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям: формирование связной речи ребенка в игре

Формирование связной речи у ребенка имеет принципиальное значение для его будущего развития, для его будущего обучения в школе. Многие родители считают, что заниматься формированием речи должен только...

Пересказ как способ формирования связной речи

Консультация для воспитателей...

Презентация по теме "Пересказ как средство формирования связной речи"

Данная работа представляет собой опыт работы по развитию связной речи детей. Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста. Также эта презентация использовалась для защиты  квалификац...

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

Консультация для воспитателей по теме «Значение картин для формирования связной речи детей»

Консультация в помощь воспитателям для развития связной речи детей....

Консультация для воспитателей по теме «Значение картин для формирования связной речи детей»

Консультация  для воспитателей по теме«Значение картин для формирования связной речи детей»Значение картин для формирования связной речи детей....

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"...