Методики диагностики письменной речи у школьников
консультация по логопедии

Мартынова Марина Александровна

Методики диагностики письменной речи у школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_diagnostiki_pismennoy_rechi_u_shkolnikov.docx71.63 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед М.А. Мартынова

Методики диагностики письменной речи у школьников

Исследования особенностей письменной речи. [Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: методическое пособие. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. - 2-е изд., испр. и доп.: Айрис-пресс, 2007. – 176с.]

 Инструкция для учащихся 2-го класса

Я буду диктовать, а ты пиши.

Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идет дождь. В лесу стоит тишина.

Оценки

2-й класс

45 — не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;
30 — допускается до 5 погрешностей недисграфического характера и/или 1-2 — дисграфического;
15 — до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и/или не более 5 дисграфических;
0 — множественные дисграфические и орфографические ошибки.

Полезно проанализировать качество дисграфических ошибок. Мы выделяли ошибки нескольких типов, но в индексы были включены штрафные оценки только за два типа ошибок: 1) за ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия; 2) за грамматические ошибки на письме.
Штрафные баллы для обоих типов ошибок начисляются по следующей шкале:

0 — отсутствие ошибок;
(–5) — одна ошибка;
(–10) — две ошибки;
(–15) — три и более ошибки.
Максимальная оценка — 45 баллов.

Проба Бентона [Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005. – 319 с.]

Экспериментатор показывает ребёнку один из верхних образцов. Затем закрывает его и просит показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остаётся открытым для сравнения.

Одна карточка предъявляется испытуемому на 10 секунд. Затем испытуемый должен воспроизвести (нарисовать самостоятельно) содержание карточки.
Оценка одного ответа производится по количественному и качественному показателю.

Количественная оценка:
- правильное репродуцирование оценивается в 1 балл,
- неправильное – в 0 баллов.

Соотношение правильно и неправильно выполненных заданий является показателем умственного ущерба.
Качественный анализ тоже способен дать интересные сведения. Бентон составил специальную таблицу возможных ошибок. При этом ошибки, совершаемые здоровыми людьми, и ошибки больных, страдающих органической церебральной патологией, деменцией, различаются.
Ошибки, таким образом, делятся на «естественные» и «органические». Следует учесть, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц. Это может быть следствием переутомления, отвлечения. Наличие же двух «органических» ошибок представляет большую редкость даже у очень старых, но психически здоровых обследуемых.

Графо-моторная методика «Срисовывание фигур» [Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД МиМ, 1997. – 286 с.]

Задание обладает довольно высокой диагностической способностью в отношение нарушений пространственного праксиса, недостаточной сформированности формообразующих движений, неполноценности зрительно-моторной координации. E. Taylor (1959) предложила набор фигур для копирования, отобранный ею из существующих психометрических методик, наиболее адекватных, по её мнению, для решения вышеуказанных задач. Без грубых погрешностей большинство детей с 7 лет воспроизводят по образцу все пять предложенных фигур. Без грубых погрешностей большинство детей воспроизводят по образцу фигуру 1 с 3-летнего возраста, фигуру 2 — с 5 лет, фигуру 3 —с 5,5 лет, фигуру 4 — с 6 лет и фигуру 5 — с 7 лет. Следовательно, в соответствии с вышеуказанными критериями данный набор фигур адекватен для нейропсихологической диагностики у детей 4 лет и старше. В этом случае возрастные нормативы выполнении вышеперечисленных фигур будут соответствовать вышеназванным с поправкой иа 1 год у детей с сохранным интелектом, на 2 года — у детей с задержкой психического развития, на 3 года — у детей с умственнои отсталостыо в степенидебильности.

http://vuz-24.ru/nex/images/image-5f34a117.png

Анализируя фонематические процессы [Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД МиМ, 1997. – 286 с.], следует различать в них три аспекта: фонематическое восприятие (различение фонем), фонематические представления и навыки фонематического анализа и синтеза. Если первая из перечисленных функций формируется у ребёнка спонтанно, без направленного обучения, то последние две нуждаются в нём. Навыки фонематического анализа в полной мере формируются уже в добукварный и букварный период обучения.

При исследовании фонематического восприятия, т. е. способности на слух дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем, ребёнку старше 8 лет предлагается прослушать приведенные ниже деформированные фразы, найти и исправить ошибку.

Инструкция: «Выслушай фразы, которые я тебе скажу. В некоторых из них есть ошибки. Найди эти ошибки и исправь их».

3 – С

1. Хозяйка сварила зуб.

2. Мальчик перелез через сабор и забрался в огород.

3. У девочки болел суб.

4. На лугу паслась коса.

П– Б

1. Воду хранили в почке.

2. На цветке сидела папочка.

3. Мальчик бил воду из стакана.

4. Из чайника шел бар.

Фонематические представления исследуются следующим образом:

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

са-ша, ша-са, са-за, за-са, за-жа, жа-за, ша-жа, жа-ша;

са-са-ша, ша-са-ша, ша-ша-жа, жа-ша-жа;

по-бо, бо-по, та-да, да-та, ла-ра, ра-ла;

па-па-ба, ба-ба-па, да-та-да, та-да-та.

2. Придумать слова, начинающиеся со звуков: [р], [с], [ш], [п], [д], [т].

При исследовании фонематического анализа и синтезаиспользуются следующие приемы:

1. Выделение гласного (ударного и безударного) в начале слова: игра, азбука, утёнок, огурец, уточка, арбуз, ослик.

2.  Выделение согласного в начале слова: крыло, мяч, сажа, зеркало.

3. Задание «Собери слово из звуков» ([к],[о],[т]; [м],[а],[к]; [с],[л],[о],[н]; [п],[л],[о],[т]).

4.  Назвать звуки в словах по порядку: сок, лаки, мишка.

Исследование чтения букв. [Обследование чтение и письма у младших школьников. Н. Н. Баль, И. А. Захарченя Минск, «Ураджай» 2001]

Цель: выяснение способностей к обобщенному восприятию букв, проверка чтения отдельных букв.

Обращается внимание на то, сразу ли ребенок узнал предъявленные ему буквы или у него возникли затруднения, каков характер этих затруднений. Для определения качества ошибок ребенку дополнительно предлагается ряд изолированных букв, схожих по оптическим признакам (Н-Р, 3-В) и ряд букв, соответствующие звуки которых близки по фонетическим признакам (С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц, Р-Л, Б-П). Ребенок должен правильно их назвать.

Для выявления оптических нарушений, которые могут быть причиной трудностей в узнавании букв, предъявляются таблицы с зеркальными изображениями букв или букв, перечеркнутых дополнительными штрихами, что осложняет зрительное выделение буквы из фона. При затруднениях ребенку задаются вопросы: "Правильно ли написана эта буква? ", "Скажи, здесь есть неправильно написанная буква?", "Покажи и скажи, что в них неправильно".

Аа

Бб

Вв

Гг

Дд

Ее

Жж

Зз

Ии

Кк

Лл

Мм

Нн

Оо

Пп

Рр

Сс

Тт

Уу

Фф

Хх

Цц

Чч

Шш

Щщ

ы

ъ

Ээ

Юю

Яя