Статья "Произвольность как центральное новообразование в дошкольном возрасте"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Прокопенко Анна Славеевна

полезная статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Произвольность как центральное новообразование в дошкольном возрасте»

Аннотация: статья посвящена  анализу проблемы становления произвольного поведения, а также в ней представлены игры и упражнения способствующие развитию произвольности.

Ключевые слова:  произвольность, воля, регуляция, поведение, ребенок, развитие, игра.

        Работая в детском саду нам часто приходится слышать от родителей и воспитателей, что дети неуправляемы, ничего не хотят слышать, не сидят на месте и т. д. Эта проблема не нова и хорошо известно что неумение ребенка контролировать свое поведение оказывает негативное влияние на его дальнейшую жизнь.

        Не смотря на то, что начиная примерно с 20 годов прошлого столетия отечественными психологами, так или иначе исследовался вопрос произвольности, нет единого взгляда на его природу, вместе с тем единодушно считается, что ребёнок тогда владеет произвольными формами поведения, когда умеет регулировать свои действия в соответствии с правилами, образцами и нормами, выработанными обществом.

        Произвольную регуляцию деятельности и поведения, то есть способность ребёнка целенаправленно и осознанно планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведения, называют произвольным поведением.

        Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.

        Произвольная регуляция возникает в общении и совместной деятельности со взрослым.

        Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях:  

  1. Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.
  2. Обретение человеком контроля над своим поведением.
  3. Выработка волевых качеств личности.

Решающую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию.

Существуют две сигнальные системы:

  • первая – связана с восприятием через рецепторы сигналов, раздражителей поступающих из внешней среды, световых, тепловых, болевых и т. д.
  • вторая связана с функцией речи, со словом, слышимым или видимым (письменная речь).

Именно вторая система подает команды первой через слово.

Таким образом, волевые действия возникают на основе речевых сигналов, т. е. обусловлены либо словесными указаниями, исходящими от других, либо словами, произносимыми самим человеком во внутренней речи, когда решение принимает он сам.

За произвольное поведение отвечают лобные доли коры головного мозга, так же как и за речь и мышление. При поражении лобных долей осмысленное поведение становится невозможным, любое случайное отвлекающее обстоятельство побуждает к неоправданному поведению.

Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребёнком произвольными движениями, в манипуляции с игрушками и доступными предметами.

        Собственно произвольное поведение начинает складываться тогда, когда, ребёнок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо.

        Очень большое значение  в этом плане имеют систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребёнка перед необходимостью преодолевать различные, конечно, посильные, препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия. Ребёнок овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не крутиться, не выкрикивать. Управление собственным телом не легко даётся ребёнку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля за собой и  ребёнок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда он смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети переходят к контролю за положением своего тела на основании мышечных ощущений.

Игры и упражнения на развитие саморегуляции детей.

Очень  важное место в технике психической саморегуляции занимают специальные игры и упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям – это упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхание, которые в свою очередь способствуют расслаблению контроля сознания и введения установок в подсознание, различные медитативные упражнения, аутогенная тренировка.

«Черепашки»

        Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.

По сигналу педагога дети начинают медленное движение к противоположной стене. В любой момент педагог может дать сигнал к остановке движения. Дети должны внимательно следить за этими командами и  следовать им. Выигрывает  тот, кто оказался последним.

«Всё наоборот»

        Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.

Педагог показывает различные движения (руки вверх, вниз, вправо и т. д., а игроки изображают движения, только с точностью до «наоборот» (руки вниз, вверх и т. д.).

«Секрет шпиона»

        Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.

Педагог называет предмет и предлагает передвигаясь по комнате, найти его  и вернуться на своё место. Запрещено показывать его, говорить кому-то или брать его в руки.

«Гляделки»

        Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.

Педагог дает задание детям которое заключается в том, что в течение 30 секунд (а затем 1 минуты)  нужно внимательно смотреть на плюшевого медведя, не отводя от него взгляда. Ребёнок, посмотревший в другую точку выбывает из игры.

«Муравейник»

         Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.

Перед ребёнком высыпается коробка счетных палочек. Предлагается по - очереди вытаскивать по одной палочке так, чтобы не сдвинулись остальные  палочки.

«Волшебная палочка»

        Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.

 Ведущий кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую-нибудь известную детям букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а преодолев своё «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.

«Запретные слова»

        Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.

Педагог задает ребенку вопросы. Отвечая на вопросы, ребенку нельзя говорить слова «да» и «нет».

Пример вопросов:

  • Ты любишь гулять?
  • Ты любишь смотреть мультфильмы?
  • Тебе нравится играть?
  • Ты любишь мороженное?
  • Тебя зовут Маша?

«Тропинка»

        Цель: Развивать произвольное поведение, дисциплинированность, организованность, сплоченность.

Дети держатся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка! », все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Гора! », - дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит: «Кочки! », дети приседают, положив руки на колени.

«Четыре стихии»

Цель: Развивать произвольное поведение, дисциплинированность.

Играющие встают в круг. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед и изобразить волну (вмахи кистями рук), слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - хлопать в ладоши.

 «Раскрась фигуры»

Цель: Развивать произвольную регуляцию деятельности, терпеливость при выполнении  монотонной работы.

Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветными карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.

 Хороший показатель произвольной регуляции деятельности для ребенка:

  • 4-5 лет аккуратно закрашено 5-10 фигур,
  • 5-6 лет аккуратно закрашено 10-15 фигур,
  • 6-7 лет аккуратно закрашено 15-20 фигур.

                Возраст от трех до семи лет является первоначально становлением личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально — потребностной сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

        Это и характеризует новую ступень в формировании личности ребенка, ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического склада личности».

Список литературы:

1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/559799/

2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://infopedia.su/10x475e.html

3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-proizvolnosti-u-doshkolnikov.html

4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/24/igry-na-razvitie-proizvolnoy-sfery-doshkolnikov

5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.moi-detsad.ru/razvitie-proizvolnogo-povedeniya/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новообразования дошкольного возраста

Познавательное развитие - сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства, на...

Новообразования дошкольного возраста

Познавательное развитие - сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства, на...

статья. Кризисы в дошкольном возрасте, их содержание и психологические новообразования.

Понятие кризис. Обязательность и относительно константное содержание кризисов в дошкольном возрасте, их симптоматика и психологические новообразования (Э.Эриксон, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). К кризи...

Личностные новообразования у детей дошкольного возраста

Ребенок не просто живет – он рассуждает о жизни, рисует её и думает о ней. Окружающий мир отражается в детском сознании и проецируется в форме рассуждений, гипотез, фантазий, игр и рисунков. Ребенок с...

КРИЗИСЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ

статья КРИЗИСЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ...

Гостиная для родителей. Новообразования среднего дошкольного возраста.

Рассмотрим все личностные новообразования детей 4-5 лет....