Консультация для воспитателей
консультация по логопедии

Остроухова Наталия Владимировна

Нарушение слоговой структуры слов у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_2021.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей  «Нарушение слоговой структуры слов у детей».

Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:

ПОМИДОРЫ - «мидоры»

СКОВОРОДКА - «скородолка»

ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»

КЛУБНИКА - «лубика»

ТАРЕЛКА - «талерка»

Вы догадались, что случилось со словами? (Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)

Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.

Как вы думаете, а надо ли  заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?

Нужно обязательно заниматься коррекцией нарушений слоговой структуры слова. Так как такое нарушение приводит к дисграфии и дислалии в начальной школе. Важно, чтобы у ребёнка была фонетически чистая правильная речь к моменту поступления в школу. Ведь, младшие школьники как говорят, так и пишут и читают.

А что такое слоговая структура слова?

 (Под понятием «слоговая структура» словапринято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове).

Чем проще слова, которые ребенок произносит с искажением слоговой структуры, тем тяжелее степень такого  нарушения.   Важно   отметить, что если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса», это уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением слоговой структуры, мы видим лишь нарушение звукопроизношения – он не умеет произносить  звук [Ль]], но слоговая структура слова остается сохранной!Или например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до 5-ти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры

Рассмотрим формирование слоговой структуры слов в норме.

В соответствии со схемой развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой

1 год 3 мес. - 1 год 8 мес.:

- ребенок часто воспроизводит 1 слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога.

1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.:

-  ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных часто пропускает один слог.

1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. :

- в трехсложных словах все еще пропускает один слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сократить количество слогов в четырехсложных словах.

2 года 1 мес. – 2 года 3 мес.:

- в многосложных словах часто опускает предударные слоги,  иногда приставки.

2 года 3 мес. – 3 года:

- слоговую структуру нарушает редко, главным образом в малознакомых словах.

Это значит, что в возрасте 3-х лет  ребенок  может произносить 2-х, 3-х сложные слова, соблюдая последовательность звуков в слове, но имеет право некоторые звуки произносить неправильно.

Отдельные проявления слоговой структуры  мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных.

    Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.  Расширяйте словарный запас ребенка!

           Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

При речевой патологии нарушения к 3 годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный стойкий характер.

Как проявляется нарушение слоговой структуры?

Существуют следующие виды нарушений слоговой структуры слов:
1 Нарушение количества слогов:

- сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток, «весипед», «сипед» -

велосипед, «прасоник» - парасёнок;

- опускание слогообразующей гласной: «nинино» - nuанино;

- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных:

«команата» - комната, «дупело» - дупло.

2 Нарушение последовательности слогов в cлoвe:

- перестановка слогов: «дeвope» - дерево;

- перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот, «чимхистка» -

химчистка.

3 Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечений согласных: «тул» - стул;

- вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон.

4 Уподобление одного слога другому: «кококосы» - абрикосы, «мимидор» -

помидор.

5 Персеверацuu (циклическое повторение, инертное застревание на каком-

либо слоге): «били... били... билитекарь» - библиотекарь.

6 Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

«нaнaнaсы» - ананасы.

7 Контаминации (смешение элементов слов): «в холодuльнице» - в

холодильнике и хлебнице, «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет.

Итак, при нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности словообразования оказываются преодоленными. 

Множественные нарушения слоговой структуры слова  является ключевым моментом, свидельствующим о наличии у ребенка ОНР.

Представляю вам образцы неправильных слов и высказываний детей с ОНР6

3 года 8 мес.

Асю куся –хочу кушать

Маак пи ади- мальчик пьёт воду

Аёся! – хороший 9восклицает)

4 года

Кукля малинитька – кукла маленькая

Кажи я неви –покажи я не вижу

Эта везё на санках снега –эта катается на санках

5 лет 3 мес.

Девка тиля-девочка стирает

Миси ови-мышей ловит

Мая иё ми юбки- мальчик чистит зубки

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников – одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности. 

Филичева выделила ОНР-4 уровня. Речь таких детей на первый взгляд весьма благополучная. Но как только у ребёнка возникает необходимость усвоения новых сложных по звуко-слоговой структуре слов (баскетболистка, велосипедистка, строительство) обнаруживаются ошибки при их произнесении.

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...