"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой"
консультация по логопедии

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_s_bioenergoplastikoy.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

  Существует несколько этапов  логопедического воздействия на детей с речевой патологией. Одним из этапов, способствующим формированию звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика. Известно, что при правильном произнесении артикулем органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определённому звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.

   Ежедневные занятия  гимнастикой, к сожалению, снижают интерес  детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики.

  Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.  Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

  Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях по постановке звуков, развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук  и артикуляционных органов. Вначале с ребенком разучиваются упражнения без использования движений рук, по традиционной методике, затем постепенно подключаются упражнения с биоэнергопластикой  с учетом индивидуальных особенностей ребенка.  На данном этапе в упражнения подключается ведущая рука ребенка. При выполнении упражнений необходимо постоянно использовать счет от 1 до 4-6, короткие стихотворные строки, для того, чтобы дать возможность детям освоить и синхронно выполнять упражнения гимнастики и движения кистью ведущей руки. Для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики  на заключительном этапе используются куклы-перчатки Чупа и Чупс. Использование упражнений с куклами-перчатками помогает длительно удерживать интерес детей к гимнастике и увеличивает эффективность артикуляционных упражнений. Выполнение артикуляционных упражнений целесообразно совмещать с рассказом  сказок о Чупе и Чупсе.

Артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики.

Чашечка.

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Эту чашечку, дружок,

Сделал ловкий язычок.

Нужно нам как можно дольше

Подержать вот этот ковшик.

Описание движений кисти и пальцев рук.

Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах.

На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Рекомендации.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения язык сохранял форму ковшика и не прижимался зубами или верхней губой. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

Прогулка Чупы и Чупса  

сказка-путешествие

упражнения

Чупа и Чупс очень любили путешествовать. Проснулись однажды Чупа и Чупс, выглянули в окошко, посмотрели вверх на небо, на солнышко, посмотрели вниз на травку, посмотрели по сторонам налево, направо – и поняли, что на улице стоит хорошая погода.

«Язычок на прогулке»

Умылись Чупа и Чупс, почистили зубки, причесались, и пошли на кухню готовить себе завтрак.

«Чистим зубы»

«Расческа»

Чупа испекла вкусные блинчики. Чупс достал из холодильника сладкое варенье и намазал каждый блин.

«Блинчик»

«Сладкое варенье»

Налил Чупс в красивые чашки горячего ароматного чаю и напоил сестру.

«Чашка»

Посмотрели Чупа и Чупс на часы и решили после завтрака пойти на прогулку. Вышли они во двор и увидели на детской площадке качели. Стали качаться Чупа и Чупс на качелях вверх-вниз, вверх-вниз.

«Часики»

«Качели»

Накачавшись на качелях вдоволь, Чупа и Чупс открыли калитку и пошли гулять.

«Заборчик»

Встретили на пути маленькую лошадку, и она предложила им покататься. Сели Чупа и Чупс на лошадку и поскакали.

«Лошадка»

Увидели друзья маляра, который красил забор, решили ему помочь.

«Маляр»

Маляр поблагодарил Чупу и Чупса за помощь и подарил им по шарику.

Пальцы обеих рук соединить в форме шара.

А потом лошадка отвезла их домой.

«Лошадка»

   Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со   сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

  Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

   Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Используемые источники:

Бушлякова Р. Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой». – СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2011;

Косинова  Е. М. «Гимнастика для развития речи» - М.: Эксмо, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляцио...

Статья:"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии."

В статье говорится о биоэнергопластике,что это, и как её можно использовать на логопедических занятиях.Конспект занятия :"Автоматизация звука р в слогах,словах,предложениях"....

Перспективное планирование Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Важным условием для начала успешного  школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь.«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биолог...

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой...

"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика»

Предлагаю материал для практикума для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика",чтобы родители знали,как следует проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях, поз...

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата – это когда в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении н...