Распечатай и играй
картотека по логопедии

Коротаева Диана Александровна

Подобрнный в данном разделе методический и дидакический материал предназначан родителям с детьми с нарушениями речи и без речевых патологий, а также для учителей-логопедов и специалистов смежного профиляс целью обмена опытом и поиска творческих идей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Автор: Соловьева Н.В.

Предисловие

Дети старшего дошкольного возраста, имеющие различные речевые нарушения испытывают значительные трудности в усвоении не только программы детского сада, но и в дальнейшем, программы обучения общеобразовательной школы.

Нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия препятствуют формированию звуко-слогового анализа слов, который является необходимой ступенью к овладению ребёнком устной и письменной речью.

Используя в своей практике традиционные формы работы по анализу звукового состава слов (звуковые линейки, звуковые часы, карточки-звуки, индивидуальный раздаточный материал ), включая  новые (дидактические подвижные игры, настольные игры  для развития фонематической стороны речи), часто приходится сталкиваться  с определёнными трудностями.

Наиболее характерными среди них являются:

  1. В большинстве заданий и игровых приёмов с детьми отрабатывается лишь одно из понятий, касающихся звукового состава слова ( «Определи первый звук в словах», «Найди место звука в слове» и т.д.).
  2. Не всегда возможно полноценно, даже с опорой на наглядность, сравнить сразу несколько слов по их звуко-слоговому составу. Это требует большого количества раздаточного дидактического материала (предметных картинок, символов звуков, слогов …), занимает много места за рабочим столом ребёнка, предполагает достаточно длительный по времени процесс звукового разбора слов, не всегда удобный на фронтальных занятиях.
  3. Традиционные и современные формы работы по звуковому анализу слова,  безусловно, полезны. Однако проследить успехи или трудности каждого ребёнка при формировании представлений о звуковом составе слова бывает сложно без анализа достижений ребёнка  в сжатой, наглядной форме.

Занимаясь постоянны поиском  новых форм работы с детьми логопедических групп, был разработан «Дидактический материал по подготовке дошкольников к чтению и письму».  Он содержит специальные таблицы по звуковому анализу слов и анализу предложений. Их особенностью является самостоятельная зарисовка детьми графических символов звуков, слогов, места звука в слове, твёрдости-мягкости согласных звуков, слов в предложениях  в специально отведённых ячейках таблицы.

 В левом столбце таблиц кратко излагаются задания, с графическими подсказками. Они помогают родителям в домашних условиях закреплять полученные детьми знания, а так же служат подтверждением выполненного  задания и одной из форм динамического наблюдения за успехами детей при формировании звукового анализа изучаемых слов.

В зависимости от периода обучения в коррекционной логопедической работе  старшей логопедической группы, имеющими ФФНР, ОНР 2 г.о.  таблицы различаются по сложности и объёму изучаемого материала.

Чем больше объём заданий для звукового анализа слов, тем меньшее количество слов (предметных картинок) предлагается для разбора.

Работа с данными таблицами предусматривает последовательный анализ слов по вертикали, а затем сравнение отдельных данных по горизонтали (см. таблицу № 1). Это позволяет находить сходство и различие места звука в словах, количество слогов, место ударения в различных словах, твёрдость и мягкость согласных звуков, количество гласных и согласных звуков в словах.

Л

         Таблица 1.          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Разберём на конкретном примере последовательность работы в таблице.

Л

Найди и обозначь место звука Л в слове (начало, середина, конец) символом

___________

_____________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в слове.

Раскрась гласные звуки – красным цветом ,

 твёрдые согласные звуки – синим цветом ,

Мягкие согласные звуки – зелёным.

Назови все звуки по порядку.

Сколько в слове согласных звуков?

Сколько в слове гласных звуков?

 

Таблица    № 2.

Таблица 2. Звуковой анализ слов ЛУЖА, ЛЕС.

- Назовите картинки, которые изображены на верхней строчке таблицы.

- Какой общий звук в названиях этих картинок?

- Покажите букву Л в таблице.

- Где находится звук Л в слове ЛУЖА: в начале, в середине или в конце? В клеточке под картинкой ЛУЖА  нарисуйте кружок в начале линии ( в начале слова).

- Теперь поделим слово на части. Сколько получилось частей в слове? В следующей клеточке, которая ниже, нарисуйте две чёрточки .

- Назовите по порядку все звуки в слове. Нарисуйте в следующей клеточке столько кружков, сколько звуков в слове.

- Закрасьте красным цветом гласные звуки, а синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные звуки.

- Назовите все звуки по порядку.

Так же разбирается следующее слово.

Затем производится сравнение звуко-слогового состава слов:

- в одинаковых ли местах находится звук Л в словах ЛУЖА и ЛЕС ?

- сравните количество слогов в этих словах. Оно одинаковое? Какое слово длиннее, а какое  короче?

- в обоих ли словах звук Л твёрдый?

- сколько звуков в слове ЛЫЖИ, а в слове ЛЕС?  

- назовите гласные звуки в этих словах.

- назовите согласные звуки в этих словах.

В дальнейшем, когда у детей закрепится умение достаточно свободно анализировать слова, можно вводить сравнение по следующей инструкции:

- что общего в этих словах ( чем похожи слова) ?

- чем отличаются данные слова?

В ответах на такие вопросы возможна опора как на зрительный образ проанализированного слова, так и на слуховое восприятие данных слов без опоры на таблицу. Соответственно, опора на зрительный образ может быть предложена для детей слабой подгруппы, а опора на слуховое восприятие – для детей сильной подгруппы. Данный приём отвечает принципу индивидуального дифференцированного обучения звуковому анализу слов.

Анализируя результаты самостоятельно заполненных детьми таблиц, отчётливо прослеживается динамика положительных результатов усвоения знаний, умений и навыков при анализе звукового состава слова. Соответственно, видны и пробелы в усвоении материала: неумение определить место звука в слове, последовательность звуков в словах, деления слов на слоги, различение твёрдых и мягких согласных звуков, согласных и гласных, нарушение пространственной ориентировки (левая сторона, правая, выше, ниже; предлогов: между, за, перед, после).

Очень часто дети с низким уровнем развития психических и речевых процессов не умеют мыслить самостоятельно, они повторяют ответы других детей, не вдумываясь в их смысл и правильность. Используя данный  «Дидактический материал по подготовке дошкольников к чтению и письму» в учебно-коррекционном процессе, имеется прекрасная возможность приобретения детьми умения самостоятельно обдумывать каждое задание. Опираясь на уровень развития конкретного ребёнка, создаётся своя индивидуальная таблица. Это позволяет компоновать разнообразный материал  для любого ребёнка:

- подбирать предметные картинки в соответствии с состоянием звукопроизношения, используя только правильно произносимые звуки;

- уменьшать или увеличивать количество картинок для звукового анализа;

- разнообразить виды заданий по разбору звукового состава слов;

В результате использования такой формы работы конкретизируется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку, имеющему различные речевые нарушения.

Данный «Дидактический материал по подготовке дошкольников к чтению и письму» можно использовать не только на логопедических занятиях. Они являются неотъемлемой частью выполнения домашних заданий в индивидуальных тетрадях детей. Анализируя каждое слово и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности , появляется удовлетворённость результатами своего труда. Совершенствуются такие психические  процессы как память , внимание, мышление. Развивается пространственная ориентировка на листе бумаги. Ребёнок зрительно воспринимает план своих действий. А сжатая форма таблиц сокращает время на выполнение заданий, избавляя ребёнка от переутомления.

Используя работу с «Дидактическим материалом по подготовке дошкольников к чтению и письму» в течение всего учебного года, ребёнок быстрее и прочнее усваивает изучаемый материал, ускоряется процесс овладения звуковым анализом любых слов, изучаемых в рамках программы.

Привыкая к выполнению различных заданий в таблицах, уже в начале второго периода дети способны к самостоятельной работе. Благодаря этому, у логопеда появляется возможность для выработки у детей таких важных качеств, как самоконтроль и самооценка. Например, для совершенствования самоконтроля и самооценки можно использовать две формы работы: по словесной инструкции и по образцу.

Для самоконтроля по словесной инструкции предлагаю детям следующие вопросы:

- в слове АИСТ все ли обозначили звук А в начале слова?

- у всех ли в слове ЛИСА получилось две части (2 слога)?

- все ли закрасили мягкий звук МЬ в слове МЕЛ зелёным цветом?

Если все задания выполнены правильно, то предлагаем детям под таблицей наклеить или нарисовать большую звезду (использую для поощрения яркие наклейки), если частично – маленькую звёздочку.

При самоконтроле по образцу предъявляем детям образец  с правильно выполненным заданием, и дети соотносят с ним свою работу.

Таким образом, дети самостоятельно оценивают выполнение своего задания, что в последующем повышает их внимание, умение слушать и слышать словесную инструкцию педагога, ответственность за результаты своей работы.

Практика использования «Дидактического материала по подготовке дошкольников к чтению и письму» показывает, что он полезен как  при закреплении правильного произношения, так и для формирования грамматического строя речи.

«Дидактический материал по подготовке дошкольников к чтению и письму» помогает родителям лучше понимать те  задачи, которые ставит перед  детьми логопед , закреплять полученные детьми знания. Работа с таблицами является удачным вариантом закрепления навыков звуко-слогового анализа слов на логопедических занятиях и в домашних условиях. Данные таблицы можно использовать и в массовых группах детских садов, при подготовке детей к обучению в школе, и на первом этапе обучения в начальной школе в виде индивидуальных заданий.

Именно доступность в понимании сути работы с таблицами детьми и родителями, простота в использовании таблиц и символов при изучении звуко- слогового анализа слов, одновременное включение в коррекционно-образовательную деятельность слуха, зрения, моторики, ведёт к развитию у детей памяти, внимания, восприятия, мышления. Совместная заинтересованная работа логопеда, ребёнка и родителей – значительно повышает эффективность использования данного вида работы в коррекционно-воспитательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих  речевые нарушения.

I период.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

           

         - символ звука У;

         - символ звука А;

         - символ звука И;

         - символ звука О;

         - символ звука Ы;

----------------------------------------

         - общий символ гласных звуков;

 

         - общий символ согласных звуков;

-----------------------------------------

         - символ твёрдого согласного звука;

         - символ мягкого согласного звука;

------------------------------------------

_________  - звук в начале слова;

_________  - звук в середине слова;

_________  - звук в конце слова.

Звук У.

  1. Определить наличие или отсутствие звука У в словах.

У

у0181.jpg

к0086.jpg

з0013.jpg

Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове  есть звук У, то обозначь его символом  

  1. Выделить звук [У] в начале слова в ударной позиции.

У

ч0214.jpg

у0180.jpg

ч0213.jpg

Найди звук У в начале слов и обозначь его символом        в нужном месте .

_________

          ____________ 

__________

Звук А.

  1.  Определить наличие или отсутствие звука А в словах.

А

к30167.jpg

к40020.jpg

Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове  есть звук А, то обозначь его символом

          

  1. Выделить звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.

А

з0014.jpg

к0098.jpg

у0186.jpg

Обозначь символом место звука А в слове: в начале или в конце слова.

_________

          ____________ 

__________

Анализ звукосочетаний УА.

УА

__________

Послушай, как плачет малыш: УА.

Какой первый звук ты слышишь? Обозначь его место символом         .

Какой следующий звук ты слышишь? Обозначь его место символом             .

Анализ звукосочетаний АУ.

АУ

__________

Послушай, как кричит мальчик: АУ.

Какой первый звук ты слышишь? Обозначь его место символом              .

Какой следующий звук ты слышишь? Обозначь его место символом          .

Звук И.

  1. Определить наличие или отсутствие звука И в словах.

И

к40026.jpg

з0011.jpg

к40023.jpg

Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове  есть звук И, то обозначь его символом

          

  1. Выделить звук [И] в начале и в конце слов в ударной позиции.

И

к30177.jpg

Обозначь символом место звука И в слове: в начале или в конце слова.

   __________

                  ___________ 

   __________

Звук  О.

  1. Определить наличие или отсутствие звука О в словах.

О

Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове  есть звук О, то обозначь его символом

 

  1. Выделить звук О в начале, середине и конце слова в ударной позиции.

О

Найди место звука О в слове и обозначь его символом   .

_________

 

__________  

__________

Повторение звуков У-А-И-О.

Послушай сочетания звуков в левом столбике.

В правом столбике изобрази каждое звукосочетание нужными звуковыми символами: У -       ,

А -        , И -          , О -     .

У А И

И А У

А У И

И У А

У И А

А И У

ЗАПОМНИ: в дальнейшем все

 гласные звуки обозначаем кружком красного цвета-        ;

согласные звуки – кружком синего цвета -         ;

твёрдые согласные звуки – кружком синего цвета -        ;

мягкие согласные звуки – кружком зелёного цвета -        .

Звуки М-МЬ.

  1. Выделить звук М в начале, середине и конце слова.
  2. Различение твёрдого и мягкого звука М в словах.

м

Найди и обозначь место звука М в слове (начало, середина, конец) символом

_________

 

__________  

__________

Определи твёрдость или мягкость звука М в словах.

  1. Выбери любую картинку и придумай с этим словом предложение.

Звуки Д-ДЬ.

  1. Выделить звук Д в начале, середине и конце слова.
  2. Различение твёрдого и мягкого звука Д в словах.

д

Найди и обозначь место звука Д в слове (начало, середина, конец) символом

_________

 

__________  

__________

Определи твёрдость или мягкость звука Д в словах.

  1. Выбери любую картинку и придумай с этим словом предложение.
  2. Звуковой анализ слова ДОМ.

Составь схему слова из кружков разного цвета.

Назови звуки в слове по порядку.

Звук Ы.

  1. Определить наличие или отсутствие звука Ы в словах.

ы

Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове  есть звук Ы, то обозначь его символом

 

В словах со звуком Ы – определить место звука Ы в слове ( середина, конец).

_________

__________

  1. Выбери любую картинку и придумай с этим словом предложение.
  2. Звуковой анализ слова ДЫМ.

Нарисуй столько кружков, сколько звуков в слове ДЫМ.

Раскрась гласные звуки – красным цветом, согласные – синим.

            Звуки Т-ТЬ.

  1. Выделить звук Т в начале, середине и конце слова.
  2. Различение твёрдого и мягкого звука Т в словах.

т

Найди и обозначь место звука Т в слове (начало, середина, конец) символом

_________

 

__________  

__________

Определи твёрдость или мягкость звука Т в словах.

  1. Выбери любые две картинки из таблицы и придумай с ними предложение так, чтобы слова-картинки были взаимосвязаны между собой.
  2. Звуковой анализ слова ТОМ.

Составь схему слова из кружков разного цвета.

Назови звуки в слове по порядку.

Звуки Б-БЬ.

  1. Выделить звук Б в начале, середине и конце слова.
  2. Различение твёрдого и мягкого звука Б в словах.

Б

Найди и обозначь место звука Б в слове (начало, середина) символом

_________

 

__________  

__________

Определи твёрдость или мягкость звука Б в словах.

  1. Выбери любые две картинки из таблицы и придумай с ними предложение так, чтобы слова-картинки были взаимосвязаны между собой.
  2. Различение твёрдого и мягкого звука Б.

Нарисуй картинку, в названии которой есть твёрдый звук Б.

Нарисуй картинку. в названии которой есть мягкий звук Бь.

Звуки П-ПЬ.

  1. Выделить звук П в начале, середине и конце слова.
  2. Различение твёрдого и мягкого звука П в словах.

П

Найди и обозначь место звука П в слове (начало, середина, конец) символом

_________

 

__________  

__________

Определи твёрдость или мягкость звука П в словах.

  1. Выбери любые две картинки из таблицы и придумай с ними предложение так, чтобы слова-картинки были взаимосвязаны между собой.
  2. Различение твёрдого и мягкого звука П.

Нарисуй картинку, в названии которой есть твёрдый звук П.

Нарисуй картинку. в названии которой есть мягкий звук Пь.

Звуки В-ВЬ.

  1. Выделить звук В в начале, середине и конце слова.
  2. Различение твёрдого и мягкого звука В в словах.

В

Найди и обозначь место звука В в слове (начало, середина) символом

_________

 

__________  

__________

Определи твёрдость или мягкость звука В в словах.

  1. Выбери любые две картинки из таблицы и придумай с ними предложение так, чтобы слова-картинки были взаимосвязаны между собой.

  1. Выделить голосом, «нажать» на звук В в словах:

Грива, сова, голова, корова, диван, давать, кивать, правый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.

Объяснить выделенные слова.

Звуки Ф-ФЬ.

  1. Выделить звук Ф в начале, середине и конце слова.
  2. Различение твёрдого и мягкого звука Ф в словах.

ф

Найди и обозначь место звука Ф в слове (начало, середина, конец) символом

_________

 

__________  

__________

Определи твёрдость или мягкость звука Ф в словах.

  1. Различение твёрдого и мягкого звука Ф.

Нарисуй картинку, в названии которой есть твёрдый звук Ф.

Нарисуй картинку. в названии которой есть мягкий звук Фь.

II период.

ЗАПОМНИ:

Слова делятся на части (слоги). Чтобы сосчитать, сколько частей (слогов) в слове, можно на каждом слоге хлопать в ладошки.

Условные обозначения:

____________  - слово;

__  __  __  - части (слоги) слова;

-----------------------------------------------------------------

           Предложение обозначается длинной линией: _________________________

Слова в предложении обозначаются короткими линиями: _____   _____   _____.  

Слов в предложении может быть несколько. Сколько слов в предложении, столько коротких линий надо нарисовать.

Каждое слово в предложении пишется отдельно. Значит, и короткие линии-слова рисуй отдельно друг от друга: _____   _____  _____.

Предлог (маленькое слово) обозначается так:      .

Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Мы его будем рисовать так:  _______.

В конце предложения ставим точку ( . ).

Звуки Н-НЬ.

  1. Выделить звук Н в начале, середине и конце слова.
  2. Определить количество частей (слогов) в словах.
  3. Различение твёрдого и мягкого звука Н в словах.

Н

Найди и обозначь место звука Н в слове (начало, середина) символом

_________

 

__________  

__________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Определи твёрдость или мягкость звука Н в словах.

  1. Составь схему предложения. Найди слово со звуком Н.

Светит луна.

Послушай предложение.

Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении ( ____ ).

Звуки К-КЬ

  1. Выделить звук К в начале, середине и конце слова.
  2. Определить количество частей (слогов) в словах.
  3. Различение твёрдого и мягкого звука К в словах.

К

Найди и обозначь место звука К в слове (начало, середина) символом

___________

____________

____________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Определи твёрдость или мягкость звука К в словах.

  1. Составь схему предложения. Назови слова со звуком К.

Катя стирает платок.

Послушай предложение.

Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении ( ____ ).

Звуковой анализ слов КОТ, КИТ.

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах.

_________

 

 _________

Раскрась гласные звуки – красным цветом        , согласные звуки – синим цветом       .

Звуковой анализ слова КОТ 

(аналогично проводится звуковой анализ слова КИТ).

- какой 1-й звук в слове? Нарисуй под картинкой первый кружок;

- какой звук слышится после звука К? Нарисуй второй кружок;

- какой  последний звук в слове? Нарисуй третий кружок;

- назови все звуки по порядку;

- где находится звук О: в начале, в середине, в конце слова;

- назови согласные звуки в слове;

- назови гласный звук в слове;

- сколько всего звуков в слове?

Звуки Г-ГЬ.

  1. Выделить звук Г в начале, середине и конце слова.
  2. Определить количество частей (слогов) в словах.
  3. Различение твёрдого и мягкого звука Г в словах.

Г

Найди и обозначь место звука Г в слове (начало, середина) символом

___________

____________

____________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Определи твёрдость или мягкость звука Г в словах.

  1. Составь схему предложения. Назови слова со звуком Г.

Детям купили игрушки.

Послушай предложение.

Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении ( ____ ).

Звуки Х-ХЬ.

  1. Выделить звук Х в начале, середине и конце слова.
  2. Определить количество частей (слогов) в словах.
  3. Различение твёрдого и мягкого звука Х в словах.

Х

Найди и обозначь место звука Х в слове (начало, середина) символом

___________

____________

____________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Определи твёрдость или мягкость звука Х в словах.

  1. Составь схему предложения. Назови слова со звуком Х.

Белка любит орехи.

Послушай предложение.

Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении ( ____ ).

Звуковой анализ слова МУХА.

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в слове.

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Раскрась гласные звуки – красным цветом        , согласные звуки – синим цветом       .

- какой 1-й звук в слове? Нарисуй под картинкой первый кружок;

- какой звук слышится после звука М? Нарисуй второй кружок;

- какой звук слышится после звука У? Нарисуй третий кружок;

- какой звук слышится после звука Х? Нарисуй четвёртый кружок;

- назови все звуки по порядку;

- где находится звук У: в начале, в середине, в конце слова;

- где находится звук А: в начале, в середине, в конце слова;

- назови согласные звуки в слове;

- назови гласный звук в слове;

- сколько всего звуков в слове?

- подели слово на слоги. Сколько  в слове МУХА слогов?

- назови первый слог;

- назови второй слог.

Звуки С-СЬ.

  1. Выделить звук С в начале, середине и конце слова.
  2. Определить количество частей (слогов) в словах.
  3. Различение твёрдого и мягкого звука С в словах.

С

Найди и обозначь место звука С в слове (начало, середина) символом

___________

____________

____________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Определи твёрдость или мягкость звука С в словах.

  1. Составь схему предложения. Назови слова со звуком С.

Дети слепили снежный ком.

Послушай предложение.

Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении ( ____ ).

Звуковой анализ слов СУП, СОТЫ.

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах.

____________

 

 ___________

Раскрась гласные звуки – красным цветом        , согласные звуки – синим цветом       .

Звуковой анализ слова СУП 

(аналогично проводится звуковой анализ слова СОТЫ).

- какой 1-й звук в слове? Нарисуй под картинкой первый кружок;

- какой звук слышится после звука С? Нарисуй второй кружок;

- какой  последний звук в слове? Нарисуй третий кружок;

- назови все звуки по порядку;

- где находится звук У: в начале, в середине, в конце слова;

- назови согласные звуки в слове;

- назови гласный звук в слове;

- сколько всего звуков в слове?

- сколько слогов в слове?

Сравнительный анализ сов СУП – СОТЫ.

- сколько звуков в слове СУП? В слове СОТЫ?

- сколько гласных звуков в каждом слове? (назови их по порядку)

- сколько согласных звуков в каждом слове? (назови их по порядку)

- сколько слогов в каждом слове? ( назови их по порядку).

Звуки З-ЗЬ.

  1. Выделить звук З в начале, середине и конце слова.
  2. Определить количество частей (слогов) в словах.
  3. Различение твёрдого и мягкого звука З в словах.

З

Найди и обозначь место звука З в слове (начало, середина) символом

___________

____________

____________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Определи твёрдость или мягкость звука З в словах.

  1. Составь схему предложения. Назови слова со звуком З.

Зоя нашла красивые розы.

Послушай предложение.

Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении ( ____ ).

Звуковой анализ слов КОЗЫ, КОСЫ.

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах.

____________

 

 ___________

Раскрась гласные звуки – красным цветом        , согласные звуки – синим цветом       .

Звуковой анализ слова КОЗЫ 

(аналогично проводится звуковой анализ слова КОСЫ).

- какой 1-й звук в слове? Нарисуй под картинкой первый кружок;

- какой звук слышится после звука К? Нарисуй второй кружок;

- какой звук слышится после звука О? Нарисуй третий кружок;

- какой  последний звук в слове? Нарисуй четвёртый кружок;

- назови все звуки по порядку;

- где находится звук О: в начале, в середине, в конце слова;

- где находится звук Ы: в начале, в середине, в конце слова;

- назови согласные звуки в слове;

- назови гласный звук в слове;

- сколько всего звуков в слове?

- сколько слогов в слове?

Сравнительный анализ сов КОЗЫ– КОСЫ.

- чем похожи слова ? (количество звуков, количество гласных, согласных, количество слогов).

- чем отличаются слова? (звуками З-С. Звук З – звонкий, звук С – глухой).

Звук Ц.

  1. Выделить звук Ц в начале, середине и конце слова.
  2. Определить количество частей (слогов) в словах.
  3. Различение твёрдого и мягкого звука Ц в словах.

Ц

Найди и обозначь место звука Ц в слове (начало, середина) символом

___________

____________

____________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Обозначь  твёрдость звука Ц в словах. Проверь это, выделив звук Ц голосом.

  1. Составь схему предложения. Назови слова со звуком Ц.

Кошка сидит на крыльце.

Послушай предложение.

Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении ( ____ ). Предлог обозначь       .

Анализ предложения с предлогом ПО.

Дождик стучит по крыльцу.

Послушай предложение.

Обозначь его длинной линией.

Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении ( ____ ). Предлог обозначь       . 

Подели каждое слово на части (слоги). ________ .

               ___  ___

- сколько слов в предложении?

- назови слова по порядку.

- найди и назови маленькое слово (предлог). Что оно обозначает?

- после какого слова находится предлог ПО?

- между какими словами находится предлог ПО?

- в каждом слове назови слоги (части).

Звук Ш.

  1. Выделить звук Ш в начале, середине и конце слова.
  2. Определить количество частей (слогов) в словах.
  3. Различение твёрдого и мягкого звука Ш в словах.

Ш

Найди и обозначь место звука Ш в слове (начало, середина) символом

___________

____________

____________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Обозначь  твёрдость звука Ш в словах. Проверь это, выделив звук Ш голосом.

  1. Составь схему предложения. Найди слова со звуком Ш.

У малыша тёплая шуба.

Послушай предложение.

Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении ( ____ ). Предлог обозначь       .

Звук Ж.

  1. Выделить звук Ж в начале, середине и конце слова.
  2. Определить количество частей (слогов) в словах.

Ж

Найди и обозначь место звука Ж в слове (начало, середина) символом

___________

____________

____________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Обозначь  твёрдость звука Ж в словах. Проверь это, выделив звук Ж голосом.

  1. Различение твёрдого и мягкого звука Ж в словах.
  2. Составь схему предложения. Найди слова со звуком Ж.

Лыжник едет по лыжне.

Послушай предложение.

Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении ( ____ ). Предлог обозначь       .

Звуковой анализ слов ШУБА, ЖУК.

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах.

____________

 

 ___________

Раскрась гласный звук – красным цветом        , согласные звуки – синим цветом       .

Звуковой анализ слова ШУБА 

(аналогично проводится звуковой анализ слова ЖУК).

- какой 1-й звук в слове? Нарисуй под картинкой первый кружок;

- какой звук слышится после звука Ш? Нарисуй второй кружок;

- какой звук слышится после звука У? Нарисуй третий кружок;

- какой  последний звук в слове? Нарисуй четвёртый кружок;

- назови все звуки по порядку;

- где находится звук У: в начале, в середине, в конце слова;

- где находится звук А: в начале, в середине, в конце слова;

- назови согласные звуки в слове;

- назови гласный звук в слове;

- сколько всего звуков в слове?

- сколько слогов в слове?

Сравнительный анализ сов ШУБА– ЖУК.

- чем похожи слова ? (количество звуков, количество гласных, согласных, количество слогов).

- чем отличаются слова? (звуками Ш-Ж. Звук Ж – звонкий, звук Ш – глухой).

  1. Составь схему предложения. Найди слова со звуком Ж.

У Маши красивые косы.

Послушай предложение.

Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении ( ____ ). Предлог обозначь       .

  1. Составь схему предложения. Найди слова со звуком Ж.

Шахматы стоят на доске.

Послушай предложение.

Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении ( ____ ). Предлог обозначь       .

  1. Придумай предложения с предлогами:  С, НА, ПОД, НАД, В, ЗА.
  2. Придумай предложения: с 2 словами, с 3 словами, с 4 словами.
  3. При проговаривании предложения, выкладывай каждое слово фишкой или полоской бумаги.

III период.

Запомни :

____ - ударный слог в слове;

Вспомни:

- гласные звуки;

- твёрдые согласные звуки;

- мягкие согласные звуки;

____________  - слово;

__  __  __    - слоги в слове;

Предложение обозначается длинной линией: _________________________

Слова в предложении обозначаются короткими линиями: _____   _____   _____.  

Каждое слово в предложении пишется отдельно. Значит, и короткие линии-слова рисуй отдельно друг от друга:

 _____   _____  _____.

Предлог (маленькое слово) обозначается так:      .

Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Мы его будем рисовать так:  _______.

В конце предложения ставим точку ( . ).

Звук Ч.

Ч

Найди и обозначь место звука Ч в слове (начало, середина, конец) символом

___________

___________

___________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Над ударным слогом нарисуй наклонную чёрточку.

Обозначь  мягкость звука Ч в словах. Проверь это, выделив звук Ч голосом.

  1. Выделить звук Ч в начале, середине и конце слова.
  2. Определить количество частей (слогов) в словах.
  3. Найти слог, который произносится громче всех (ударный слог).

  1. Звуковой анализ слова БОЧКА.

Найди и обозначь место звука Ч в слове (начало, середина, конец) символом

          ___________

___________

___________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Над ударным слогом нарисуй наклонную чёрточку.

Обозначь  мягкость звука Ч в словах. Проверь это, выделив звук Ч голосом.

  1. Подбери предложение к схеме.

Наклей картинку, которая подходит к схеме предложения.

______   ______   ______ .

Произнеси предложение вслух, показывая пальчиком каждое слово.

Звук Щ.

  1. Выделить звук Щ в начале, середине и конце слова.
  2. Определить количество частей (слогов) в словах.
  3. Найти слог, который произносится громче всех (ударный слог).

Щ

Найди и обозначь место звука Щ в слове (начало, середина, конец) символом

___________

___________

___________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Над ударным слогом нарисуй наклонную чёрточку.

Обозначь  мягкость звука Щ в словах. Проверь это, выделив звук Щ голосом.

  1. Подбор слов к схемам.

Нарисуй или наклей картинки, названия которых подходят к схемам.

Проговаривай слова вслух, выделяя голосом ударение в словах.

Назови ударный слог.

  _______________

  ____  ____  ____

  _______________

            ____

  _______________

      ____  ____

Звуки  Л-ЛЬ.

  1. Выделить звук Л в начале, середине и конце слова.
  2. Определить количество частей (слогов) в словах.
  3. Найти слог, который произносится громче всех (ударный слог).
  1. Определить твёрдость или мягкость звука Л.

Л

Найди и обозначь место звука Л в слове (начало, середина, конец) символом

___________

___________

___________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Над ударным слогом нарисуй наклонную чёрточку.

Определи твёрдость или мягкость звука Л в словах.

  1. Подбор слов к схемам.

Нарисуй или наклей картинки со звуком Л, которые подходят к словам.

_________________

   _____    ______

_________________

          ______

  1. Нарисовать схему предложения.

Володя пилит доску пилой.

Послушай предложение.

Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении ( ____ ).

Звуки Р-РЬ.

  1. Выделить звук Р в начале, середине и конце слова.
  2.  Определить количество частей (слогов) в словах.
  3. Найти слог, который произносится громче всех (ударный слог).
  4. Определить твёрдость или мягкость звука Р.

Р

Найди и обозначь место звука Р в слове (начало, середина, конец) символом

___________

___________

___________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Над ударным слогом нарисуй наклонную чёрточку.

Определи твёрдость или мягкость звука Р в словах.

Звуковой анализ слова РУЛЬ.

Найди и обозначь место звука Р в слове (начало, середина, конец) символом

 ___________

___________

___________

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в слове.

Раскрась гласные звуки – красным цветом ,

 твёрдые согласные звуки – синим цветом ,

Мягкие согласные звуки – зелёным. 

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Над ударным слогом нарисуй наклонную чёрточку.

Назови все звуки по порядку.

Сколько в слове согласных звуков?

Сколько в слове гласных звуков?

Повторение изученного материала.

Нарисуй или наклей картинки со звуком А,

названия которых подходят к схемам.

Проговаривай слова вслух, выделяя голосом ударение в словах.

Назови ударный слог.

  _______________

  ____  ____  ____

  _______________

            ____

  _______________

      ____  ____

Полный звуковой анализ слов МАМА, ПАПА.

Послушай, как произносится каждое слово.

Нарисуй последовательность звуков в слове.

                 

Раскрась гласные и согласные звуки.

Подели слова на слоги: __  __  __

Выдели ударный слог.

Сколько гласных звуков в каждом слове? Назови их.

Сколько согласных звуков в каждом слове? Назови их.

Назови все звуки по порядку.

Звуковой анализ слова ГУСИ.

Послушай, как произносится каждое слово.

Нарисуй последовательность звуков в слове.

                 

Раскрась гласные и согласные звуки.

Подели слово на слоги:

__  __  __

Выдели ударный слог.

Сколько гласных звуков в слове? Назови их.

Сколько согласных звуков в слове? Назови их.

Назови все звуки по порядку.

Подбери предложение к схеме.

Наклей картинку, которая подходит к схеме предложения.

______   ______   ______  ______.

Произнеси предложение вслух, показывая пальчиком каждое слово.

Сколько слов в предложении?

Анализ предложения.

Дети идут в лес.

Нарисуй схему предложения. Не забудь, что первое слово должно быть с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

Предлог обозначь квадратиком         .

Подели каждое слово на слоги: __  __  __.

Назови слова по порядку.

Назови первое слово.

Назови последнее слово.

Назови слово, которое стоит после первого слова; перед последним словом.

Нарисуй или наклей картинку-слово, которые подходят к схеме.

____________________

_____  _____  _____

Звуковой анализ слова ЛАПЫ.

Послушай, как произносится слово.

Нарисуй последовательность звуков в слове.

                 

Раскрась гласные звуки, согласные звуки:

твёрдые и мягкие.

Подели слово на слоги:

__  __  __

Выдели ударный слог.

Сколько гласных звуков в слове? Назови их.

Сколько согласных звуков в слове? Назови их.

Назови твёрдые согласные и мягкие согласные звуки.

Назови все звуки по порядку.

Анализ слов МЫШКА, МИШКА.

Послушай, как произносится каждое слово.

Нарисуй последовательность звуков в словах.

                 

Раскрась гласные звуки и согласные: твёрдые и мягкие.

Подели слова на слоги: __  __  __

Выдели ударный слог.

Сколько гласных звуков в каждом слове? Назови их.

Сколько согласных звуков в каждом слове? Назови их.

Назови все звуки по порядку.

Анализ предложения.

Лиса сидит за липой.

Нарисуй схему предложения. Не забудь, что первое слово должно быть с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

Предлог обозначь квадратиком         .

Подели каждое слово на слоги: __  __  __.

Назови слова по порядку.

Назови первое слово.

Назови последнее слово.

Назови слово, которое стоит после первого слова; перед последним словом.

Назови предлог.

Анализ слова КУСОК.

Послушай, как произносится каждое слово.

Нарисуй последовательность звуков в слове.

                 

Раскрась гласные звуки и согласные звуки.

Подели слова на слоги:

__  __  __

Выдели ударный слог.

Сколько гласных звуков в слове? Назови их.

Сколько согласных звуков в слове? Назови их.

Назови все звуки по порядку.

Подбери предложение к схеме.

Наклей картинку, которая подходит к схеме предложения.

______   ______   ______  .

       __  __      __  __     __  __

Произнеси предложение вслух, показывая пальчиком каждое слово.

Сколько слов в предложении?

Нарисуй или наклей картинки со звуком Р, названия которых подходят к схемам.

Проговаривай слова вслух, выделяя голосом ударение в словах.

Назови ударный слог.

_______________

____  ____  ____

_______________

____

_______________

____  ____

Подбор слов к звуковым схемам.

Анализ слова ТУФЛИ.

Послушай, как произносится слово.

Нарисуй последовательность звуков в слове.

                 

Раскрась гласные звуки, согласные звуки: твёрдые и мягкие.

Подели слово на слоги:

__  __  __

Выдели ударный слог.

Сколько гласных звуков в слове? Назови их.

Сколько согласных звуков в  слове? Назови их.

Назови все звуки по порядку.

Подбор слов к схеме.

Нарисуй или наклей картинки, названия которых подходят к схемам.

______________

_____________

Анализ предложения.

Оля и Юля читают книгу.

Нарисуй схему предложения. Не забудь, что первое слово должно быть с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

Предлог обозначь квадратиком         .

Подели каждое слово на слоги: __  __  __.

Назови слова по порядку.

Назови первое слово.

Назови последнее слово.

Назови слово, которое стоит после первого слова; перед последним словом.

Звуковой анализ слов: САДИК, КОТИК.

Послушай, как произносится каждое слово.

Нарисуй последовательность звуков в слове.

                 

Раскрась гласные звуки и согласные: твёрдые и мягкие.

Подели слова на слоги: __  __  __

Выдели ударный слог.

Сколько гласных звуков в каждом слове? Назови их.

Сколько согласных звуков в каждом слове? Назови их.

Назови все звуки по порядку.

Подбор слов к схемам.

Нарисуй или наклей картинки,

названия которых подходят к схемам.

Проговаривай слова вслух, выделяя голосом ударение в словах.

Назови ударный слог.

_______________

____  ____  ____

_______________

         ____

_______________

    ____  ____

Список литературы:

Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи ( в подготовительной к школе группе). М., 1978.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). М., 1993.

Г.А. Глинка Буду говорить, читать, писать правильно. Питер Пресс, 1996.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998.

 Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. - М., 2000.

Содержание

Предисловие……………………………………………3

I период………………………………………………..11

Звук У………………………………………………….12

Звук А………………………………………………….13

Звуковой анализ сочетаний УА, АУ………………..14

Звук И………………………………………………….15

Звук О………………………………………………….16

Повторение звуков У, А, И, О………………………17

Звуки М-МЬ…………………………………………...18

Звуки Д-ДЬ……………………………………………19

Звук Ы…………………………………………………20

Звуки Т-ТЬ…………………………………………….21

Звуки Б-БЬ…………………………………………….22

Звуки П-ПЬ……………………………………………23

Звуки В-ВЬ…………………………………………….24

Звуки Ф-ФЬ…………………………………………...25

II период………………………………………………26

Звуки Н-НЬ……………………………………………27

Звуки К-КЬ…………………………………………….28

Звуковой анализ слов КИТ, КОТ……………………29

Звуки Г-ГЬ……………………………………………..30

Звуки Х-ХЬ…………………………………………….31

Звуковой анализ слова МУХА……………………….32

Звуки С-СЬ……………………………………………..33

Звуковой анализ слов СУП, СОТЫ…………………34

Звуки З-ЗЬ……………………………………………..35

Звуковой анализ слов КОЗЫ, КОСЫ……………….36

Звук Ц…………………………………........................37

Анализ предложения с предлогом ПО……………...38

Звук Ш………………………………………………….39

Звук Ж………………………………………………….40

Звуковой анализ слов ШУБА, ЖУК………………...41

Графическая схема предложения……………………42

III период……………………………………………..43

Звук Ч………………………………………………….44

Звуковой анализ слова БОЧКА………………………45

Звук Щ………………………………………………….46

Подбор слов к схемам…………………………………47

Звуки Л-ЛЬ…………………………………………….48

Подбор слов к схемам…………………………………49

Звуки Р-РЬ……………………………………………..50

Звуковой анализ слова РУЛЬ………………………...51

Повторение изученного материала

Подбор слов к схемам……………..…………………..52

Звуковой анализ слов МАМА, ПАПА……………….53

Звуковой анализ слова ГУСИ………………………….54

Анализ предложения с предлогом В…………………55

Звуковой анализ слова ЛАПЫ…………………………56

Звуковой анализ слов МЫШКА, МИШКА…………..57

Графический анализ предложения……………………58

Звуковой анализ слова КУСОК………………………..59

Подбор слов к схемам………………………………….60

Звуковой анализ слова ТУФЛИ….……………………61

Графический анализ предложения……………………62

Звуковой анализ слов САДИК, КОТИК……………...63

Подбор слов к схемам………………………………….64

Список литературы…………………………………….65

Содержание……………………………………………..66


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ С РОЖДЕНИЯ

Развитие предпосылок формирования речи интенсивно происходит ещё в дородовый период. В ведущих европейских и американских клиниках логопед обследует младенца сразу после родов. На первом году жизни ребенка каждый месяц имеет особенную ценность. По истечении трех лет процесс речевого развития и обучения резко замедляется, и коррекция потребует больших усилий.

Логопеды выделяют доречевой период в развитии ребенка – это период формирования ориентировочно-познавательных и звуковых реакций от рождения до 8 месяцев. Он состоит из гуления, лепета и лепетных слов. Начальный этап очень важен для дальнейшего развития речи ребенка. Именно в этот период ребенок тренирует дыхание, голос, артикуляционный аппарат. У него появляется мимическое и речевое подражание, интонация, ритмические структуры.

Задержка доречевого и речевого развития должна быть вовремя замечена и скорректирована. Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности

Группы риска

Речевые и другие нарушения могут наблюдаться у детей, перенесших воздействие неблагоприятных факторов в течение беременности, родов или раннего периода развития:

-токсикоз беременности;

-инфекционные и вирусные заболевания во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.);

хроническая гипоксия плода (например, при анемии беременной);

-легкая асфиксия (например, при обвитии пуповиной);

-гемолитическая болезнь новорожденных («желтушка новорожденных»);

-родовые травмы;

-длительный безводный период или кесарево сечение;

-недоношенность (малыши с массой при рождении менее 2800 г.), масса при рождении более 3900 г.;

-дети, которым во время родов делали искусственное дыхание или подвергшиеся приемам реанимации;

-младенцы, получившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар;

-острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте (грипп, паротит, скарлатина, корь и др.); и т.д.

Что делать?

Необходимо, чтобы малыша регулярно обследовали специалисты:

-педиатр в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 12 месяца;

-невролог в 1, 3, 6, 9, 12 месяца;

-сурдолог (аудиологическое исследование) в 1, 4, 6, 24 месяца;

-окулист в 1, 3, 6, 9, 12 месяца;

-стоматолог.

особая роль принадлежит логопеду-дефектологу, работающему с детьми раннего возраста. Логопед-дефектолог может оценить состояние артикуляционного аппарата, речевые возможности ребенка, педагогическими методиками проверить слух и состояние нервно-психической сферы. Обследование у логопеда следует проводить с первых дней жизни (в случае необходимости), и обязательно – в 4, 7, 12 месяцев.

Тревожные симптомы

Консультация логопеда (в т.ч. логопедический массаж) потребуется, если:

-малыш не берет сосок и плачет;

-малыш слишком долго (в течение дня) находится у груди матери, вяло или с трудом сосет, засыпает при сосании;

-ребенок слишком часто требует прикладывания к груди;

-при сосании «цокает» язычком;

-молоко во время кормления подтекает из уголков рта или вытекает через нос;

-малыш часто срыгивает (иногда массажем можно снизить повышенный глоточный рефлекс);

-малыш часто поперхивается (можно научить маму правильной позе при грудном и искусственном вскармливании, дать рекомендации по кормлению, массажем можно активизировать мышцы мягкого неба);

-при нарушении мышечного тонуса в конечностях, в шейном отделе позвоночника (можно предположить нарушение тонуса и в артикуляционном аппарате);

массажем и некоторыми приемами можно уменьшить асимметрию лица, скорректировать прикус, предупредить формирование неправильного прикуса и многое другое;

наблюдается задержка гуления, лепета, появления первых слов, фраз и т.д. (можно при необходимости стимулировать этапы речевого развития).

Обязательна консультация логопеда

К логопеду как можно раньше необходимо обратиться в том случае, если у вашего ребенка:

-укорочена подъязычная или/и губная связка – «уздечка» (часто возможно растяжение без операции при обращении в раннем возрасте);

-врожденные расщелины губы и/или неба;

-нарушения зрения или слуха;

-ДЦП.

«Проблемные дети»

Если родители вовремя не обратились к специалисту, могут появиться следующие проблемы:

-малыши часто и обильно срыгивают, рано отказываются от груди;

-такие дети плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу;

-за обедом ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает, поперхивается и неохотно глотает пищу;

-в дошкольном возрасте такие дети предпочитают каши, бульоны, пюре твердым продуктам, накормить ребенка становится настоящей проблемой.

-проявляется задержка речевого развития: может быть грубо нарушено произношение звуков речи («как будто во рту каша»).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7»

4.png

Памятка родителям

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ С РОЖДЕНИЯ



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.

Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения.

  1. ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ

Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

Следует иметь в виду, что для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем — вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.

Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра). Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом.

  1. ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ

На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.

Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.

В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.

  1. СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ

Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре еще читаются по слогам.

Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным, большое количество ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.

  1. СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ

Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются.

Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 7»

Памятка родителям

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

ДОШКОЛЬНИКОВ



Предварительный просмотр:

        



Предварительный просмотр:

Звукоподражания

Рассказывая стихотворения со звукоподражаниями, делайте паузы, побуждая ребенка самому закончить стихотворение. Так же полезно сочетать слушать и выполнять соответствующие движения.

***

Тук-тук, улитка

Высуни рога

Дам тебе я хлеба

И кринку молока

***

Петя-Петя-Петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Громко песни поёшь,

Деткам спать не даёшь.

Ку-ка-ре-ку!

 ***

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу -

Во серебряную.

***

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе лужок,

А на том лужке дубок.

***

Я на дудочке играю,

Всех ребяток забавляю:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

***

Я на скрипочке играю -

Тили-ли, тили-ли.

Пляшут зайки на лужайке –

Тили-ли да тили-ли.

А потом на барабане –

Бам-бам-бам, бам-бам-бам.

В страхе зайки разбежались по кустам!

***

Лягушата на пруду разыгрались в чехарду

Ква, ква, ква, ква.

Ква, ква, ква, ква.  

Ква, ква, ква, ква.

И нырнули в глубь пруда!!!

***

Чьи там крики у пруда?

КВАсу, КВАсу нам сюда!

КВА КВА КВАсу, простоКВАши,

Надоела нам вода!!!

***

Шла по полю черепаха,

И дрожала вся от страха!

Говорит она - кусь, кусь!

Никого я не боюсь!!!

***

По дорожке ёж, ёж

Собирает, фош-фош,

Яркие листочки,

Вкусные грибочки.

***

Жа-жа-жа -

Мы нашли в лесу ежа.

Жу-жу-жу -

Подошли мы к ежу.

Ужа-ужа-ужа -

Впереди большая лужа.

Жок-жок-жок -

Надень, ежик, сапожок.

***

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог. Ой-ой-ой!

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся. Ай-ай-ай!

***

По сухой лесной дорожке -

Топ-топ-топ - топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик

***

Летним лесом - тупы-тап -

Мчится ежик со всех лап.

"Ежик, ежинька, постой!

Расскажи нам - что с тобой?"

Ежик лапками - туп-туп,

Ежик глазками - луп-луп,

А вокруг - покой и тишь,

Лишь елозит в листьях мышь.

Ежик в листья - тупы-тап!

Ежик мышку лапкой - цап!

Но попался за хвосток

Лишь березовый листок.

***

Сидит филин на суку

И кричит: "Бу-бу, бу-бу!"

***

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-там-там!

***

Ку-ку, ку-ку, кукушечка

Лети скорей в лесок

Ку-ку, ку-ку, кукушечка

Подай свой голосок

***

В полдень на опушке

Собрались подружки,

Песни распевают,

Вторит им кукушка.

Ку-ку! Ку-ку!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля!

О-ди-ри-ди,

О-ди-ри-ди, ди-на!

О-ди-ри-ди, ди-на, у-ха!

***

Повстречались два котенка:

Мяу-мяу!

Два щенка: Ав-ав!

Два жеребенка: Иго-го!

Два тигренка: Р-р-р!

Два быка: Му-у!

Смотри, какие рога!

***

Вот летит жук рогач

Первый жук и силач

У него, у жука,

На головушке рога

Крылья крепкие

Лапки цепкие

Берегитесь детвора

Жук укусит, да, да, да.

***

Не страшны нам океаны,

Реки и моря

Наша мама - капитан

Кря - кря-кря  

***

Через речку, через мост

Серый грозный волк идёт.

Страшный волк-волчи-ще,

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк

Острые зуби-щи

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.

***

Иго-го, — заржал ребенок.

Значит, это... жеребенок.

—Ме-е, — заблеял вдруг ребенок.

Это маленький... козленок.

— Му-у, — мычит в хлеву ребенок.

.— Это маленький... теленок.

—Мяу, — замяукали ребятки

Узнаете? Мы —... котятки.

— Бе-е, — заблеял вдруг ребенок

Это маленький... ягненок.

Чей-то маленький сынок.

Вдруг залаял: я щенок! гав-гав!

— Хрю, — захрюкали ребята

Значит, это... поросята.

***

«Гав! Гав!» - на заре,

«Гав! Гав!» - на дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь? И-го-го!»

И сказал теленок: «Му!»

Спать мешает он ему.

И сказал теленок: «Пи!

Ты, щенок, еще поспи!»

А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

«Подремать не дали мне».

А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Называется «Гав - гав!»

             (по Т. Волгиной)

***

К нам пришла собачка

Умная собачка,

Хвостиком виляет,

Громко, громко лает:

Гав-гав-гав!

        (Н.Комисарова)

***

Вот обрадовались звери -

Засмеялись и запели,

Гуси начали опять

По-гусиному кричать -

Га-га-га!

Кошки замурлыкали -

Мур, мур, мур!

Птицы зачирикали -

Чик-чирик!

Лошади заржали -

И-го-го!

Мухи зажужжали -

Ж-ж-ж-ж-ж!

Лягушата квакают -

Ква-ква-ква!

А утята крякают -

Кря-кря-кря!

Поросята хрюкают -

Хрю-хрю-хрю!

Мурочку баюкают,

Милую мою...

Баюшки-баю, баюшки-баю...

          (К.Чуковский)

***

На лошадке ехали,

В огород заехали.

ГОП-ГОП-ГОП!

ГОП-ГОП-ГОП!

На машине ехали,

До угла доехали.

БИ-БИ-БИ!

БИ-БИ-БИ!

Паровозом ехали,

До горы доехали.

ТУ-ТУ-ТУ!

ТУ-ТУ-ТУ!

         (по И.Токмаковой)

***

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолёт

Прямо вперёд!  У-у-у

***

Пароходик домой

Спешит по прямой!

На волнах качается,

Брызги разлетаются! Ы-ы-ы

 ***

«Би-би-би»,– гудит машина:

Не поеду без бензина!

***

Вагончики возит!

Трубой пыхтит,

Колёсами стучит! ЧУ-чу-чу, Ту–ту-ту.

***

Закричали все: "Ау!"

Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается.

Наше эхо возвращается

К нам тихо: "Ау! Ау!"

Эхо! Эхо!

Вот потеха.

Это эхо каждый раз

Передразнивает нас.

             (Е. Благинина)

***

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок-цок, цок-цок —

Скачет резвый табунок.

***

Деревянные сестрички,

Две сестрички-невелички,

Застучали по бокам,

Барабан ответил: «Бам».

***

Юла кружится, поет

И гудит, как самолет: У-У-У..

***

Ключик в руку мы возьмем

И моторчик заведем:

«Чик, чик, чик, чик».

***

Я моторчик завожу —

И жужжу, жужжу, жужжу:

«Ж-ж-ж...» — поехали.

***

Тук-тук-тук-тук-

Это что за стук?

Деревянный это звук:

Тук-тук-тук-тук.

***

Мы варили суп, суп

Из перловых круп, круп

Получилась каша

То - то горе наше.



Предварительный просмотр:

Предупреждение нарушения письма у детей 6-7 лет.

Типичным заблуждением современных родителей является представление, что если как можно раньше научить кроху читать, считать и писать, то у него не будет проблем в школе. Взрослым следует знать, что письмо – это сложная осознанная форма речевой деятельности,  и здоровый, нормально развивающийся ребенок физиологически созревает и готов к обучению письму в возрасте 5 - 7 лет.

 

Артем, 7 лет
Рисунок ученика 2-го класса,
который успешно учится в общеобразовательной школе

Оля, 6 лет
Рисунок ученицы 1-го класса,
которая успешно учится в общеобразовательной школе

Рисование – одно из любимых занятий дошкольников. Это своего рода увлекательная игра, дети гордятся плодами своего творчества, с радостью показывают рисунки. Рисование развивает интеллект, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук, совершенствует эмоциональный мир малыша, формирует у него представления о прекрасном. Рисование не пустая забава, а один из важнейших этапов общего развития, пропустив который, будет не так легко наверстать упущенное. Если вы заметили, что ребенок равнодушен к рисованию, и на ваше предложение нарисовать что-нибудь обычно отказывается: «Не хочу… не умею… не знаю, что рисовать» - это серьезный повод для беспокойства. Если вы оставите все как есть, понадеявшись, что со временем ребенок «перерастет» и начнет рисовать, у него могут возникнуть серьезные проблемы, когда придет время учиться письму.

Занятия будут даваться с огромным трудом, он постоянно будет отставать от одноклассников, переутомляться, что может привести к нервным срывам, а в крайних случаях –  к отказу от выполнения любых письменных работ. При «нелюбви» к рисованию проанализируете поведение малыша и постарайтесь найти ответ на вопрос:  "Почему мой ребенок отказывается от работы с карандашом?"

Саша, 6 лет
Рисунок учащегося 1-го класса, испытывающего трудности при обучении письму

Андрей, 6 лет
Рисунок учащегося 2-го класса, страдающего дисграфией(нарушение процесса письма).

Очень важно, чтобы родители не только обратили внимание на особенности развития своего ребенка, но и сумели принять их.

«Что значит принять?» - спросите вы. 

Принять – это сказать себе и близкому окружению: "Да, у моего ребенка есть особенности, и я хочу ему помочь".

Принять – значит протянуть своему ребенку руку помощи, вселить в него уверенность в собственные силы, нацелить на успех.

Нам, взрослым, необходимо научиться с уважением относится к индивидуальным особенностям и потребностям ребенка, и тогда помощь, оказываемая взрослым, будет эффективной и своевременной.

Для профилактики дисграфии (предупреждение нарушения письма у детей дошкольного возраста) и ученикам начальных классов, страдающим дисграфией полезно раскрашивать картинки.

При этом необходимо помнить следующее:

  1. Важны не скорость и количество, а правильность и тщательность выполнения задания. Раскрашивать надо так, чтобы не было белых пятен, нельзя выходить за контуры рисунка, кроме того,  направления работы строго определены: сверху  вниз и слева направо.
  2. Важно, чтобы ребенок работал в спокойной обстановке. Можно включить классическую музыку, она помогает расслабиться, создает спокойное, умиротворенное настроение.
  3. В своих отзывах старайтесь не использовать негативных оценок, стремитесь каждый раз найти, за что похвалить ребенка. Помните, что одобрение и поощрение способны разорвать порочный круг неуспешности, породить надежду и веру ребенка в свои силы, подтолкнуть его к новым усилиям.
  4. Перед началом работы необходимо проверить, правильно ли сидит ребенок, правильно ли держит ручку.

Занимайтесь ежедневно по 10-15 минут. Перед началом занятий  ребенку можно предложить следующие задания:

обвести рисунок строго по линиям,  стараясь не отрывать карандаша от бумаги;

если рисунок не сложный или состоит из одного предмета, можно предложить ребенку нарисовать такую же картинку или  дорисовать, чтобы получился определенный сюжет.

Итак, не тратьте дошкольное детство вашего малыша на изучение программы младших классов. В школе у него будет достаточно времени, чтобы научиться красиво и грамотно писать. Лучше уделите внимание развитию его изобразительных способностей. Педагоги и ученые давно заметили, что у ребенка, имеющего высокий уровень изобразительно-графических навыков, гораздо больше шансов стать успешным школьником, чем у того, кто умеет читать, но плохо владеет карандашом. Всего 10-15 минут в день работы с книжкой-раскраской - и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс!

Будьте настойчивы, и у вас все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распечатай и играй

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности.Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра  дает возможность решать различные педагогические ...

Распечатай и играй (дидактические игры)!

Готовые дидактические игры!...

Дидактические игры с прищепками. Распечатай и играй

Развитие познавательного интереса и расширение кругозора, развитие мелкой моторики и мышления, с помощью упражнений с прищепками...

Дидактическая игра "Лабиринт". распечатай и играй

Игры на развитие зрительного внимания, на отработку удержания речевой инструкции....

Дидактическая игра "4 лишний" Распечатай и играй

Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников. Цель игры: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний; развива...

Дидактическая игра "Зимний лабиринт. Ассоциации". Распечатай и играй

Развитие ассоциативного мышления, внимания....

Распечатай и играй "Пальчиковая игра"

Материалы данной публикации предназначены для распечатывания и совместной игры с педагогом или родителями....