Методическая разработка
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Герасимова Мария Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Январь528.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                              ЯНВАРЬ                                                                                                                В январе мы изучаем:                                                                                                                               1. Зимние каникулы                                                                                                                               2. «Народная культура и традиции» (Новогодние и Рождественские праздники)                                     3. «Народные промыслы» (Инструменты)                                                                                                           4. «Устное народное творчество» (Зимующие птицы)

Тема: «Народная культура и традиции» (Новогодние и Рождественские праздники)

1.  Расскажите  детям о русских народных традициях, игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде.

2.  Рассмотреть материал,        из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика; цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют.

3. Побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.

4. Совместно с детьми рассмотреть иллюстрации         декоративно прикладного творчества, обратить внимание на красоту  произведений искусства.

5.  Побеседовать с детьми о том "Какую одежду носили бабушки наших бабушек"

6. Рассказать детям о «Семейных традициях».

  7. Поиграйте с детьми в игры

 Дидактические игры:

   «Один — много»

    Не одна ложка, а много... (ложек). Не один павлин, а много... (павлинов). Не один барыня, а много... (барынь). Не один поднос, а много... (подносов). Не одна свистулька, а много... (свистулек) и т. д.

 «Скажи ласково»

  Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, лошадь - лошадка, игрушка - игрушечка и т. д.                                                                                                                                                                                          «Из чего сделаны — какие...» (согласование прилагательных с существительными)

   Из фарфора - фарфоровые, из керамики - керамические, из резины

-  резиновые, из пластмассы - пластмассовые, из железа - железные, из дерева - деревянные, из тряпок - тряпичные, из глины - глиняные, из соломы - соломенные, из бересты - берестяные.

   

   8. Отгадать и выучить загадку.

  Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

    Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка.

                                                                             (Матрешка)

    9.  Прочитать «Игрушкины частушки».

Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.                                                                                              Мы игрушки расписные, хохотушки вятские Щеголихи слободские, кумушки посадские.                                                                                                                   Дымковские барышни всех на свете краше,                                                                                                                 А гусары-баловни — кавалеры наши.                                                                                                                          10. Составить описательный рассказ о матрешке по плану:

Что это?                                                                                                                                                                                                Какого цвета, размера, формы?

Из какого материала сделана?

Из скольких частей состоит?

Как в нее играют?

11. Нарисовать пять матрешек (от самой большой до самой маленькой) и сосчитать их по образцу: одна матрешка, две матрешки ... пять матрешек (согласование числительных с существительными).

12. Поиграть с детьми в русские народные игры с бросанием, ловлей

- "Кто бросит дальше мешочек?", "Попади в круг”, "Сбей кеглю” и

т.д.

        Тема: «Народные промыслы» (Инструменты)                                                                                                          

1.Побеседуйте  с ребёнком о том, зачем людям нужны инструменты;

- уточните названия орудий труда и инструментов, для какой профессии какие инструменты нужны.

2. Игра. «Кому что нужно?».

Садовник  (Лопатка, грабли, лейка);

Лесоруб/дровосек (Бензопила, топор);

Плотник (Топор, пила, молоток);

Врач (Шприц, пинцет, градусник);

Парикмахер (Ножницы, фен, расческа, машинка для стрижки);

Швея (Утюг, иголки, ножницы, булавки);

3. Игра «Закончи предложение»

Например: Строителям нужны строительные инструменты;                                                                   Садовнику нужны….                                                                                                                                              Врачу нужны….                                                                                                                                                           Швее нужны….                                                                                                                                                             Столяру нужны…                                                                                                                                                 Сапожнику нужны….

4. Игра «Что лишнее?»- подчеркнуть, устно объяснить                                                                                 Тиски, иголка с ниткой, молоток, дрель.                                                                                                         Пинцет, шприц, градусник, рулетка.

Шило, лейка, лопатка, грабли. (Шило – сапожный инструмент, а лейка, лопата, грабли - садовый)

5. Отгадайте и выучите с ребёнком одну загадку.                                                                                                      Нарисуйте рисунки-отгадки

Дуб громадный повалю я,

Говорю, не хвастая

Всё, что хочешь, распилю я

Острая, зубастая. (Пила)

Землю копала,

Ничуть не устала.,

Кто мною копал,.

Тот устал. (Лопата)

6. «Четвертый лишний» (назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Иголка, топор, конфета, метла.
Шапка, варежки, спицы (вязальные), шарф.
Пила, ножницы, расческа, фен.
Нож, ложка, кисть, поварешка.
Дрель, ручка, автобус, шприц.
Картофель, тяпка, свекла, морковь.
Ручка, карандаш, портфель, линейка.

7. «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе)
Один топор, три топора, пять топоров 
(нож, пила, метла, карандаш, отвертка, иголка, кисть, коса, ключ, валик, молоток, указка, фен)

8. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме)
Топор - топорик 
(кисть, пила, молоток, тяпка, карандаш, ручка, грабли, ножницы, иголка, отвертка, лопата)

9. «Назови действие» (подбор слов – действий к словам)

Иглой (что делают?) - шьют, вышивают, зашивают.
(лопатой – копают; метлой - подметают, метут; топором – рубят; мастерком - штукатурят; валиком – красят; молотком - вбивают, забивают; ножом – режут; пилой - пилят; ножницами - разрезают, стригут; ключом закручивают (гайку); кистью - …; граблями - ...



10. Составление рассказа – описания об инструменте по плану                                                              (любой инструмент):
Название инструмента.
Человеку какой профессии он принадлежит?
Назначение инструмента.
Форма инструмента.
Из какого материала изготовлен инструмент?
Пользовался ли ты сам этим инструментом?

11. Выучите  стихотворение:
Летят опилки белые, летят из – под пилы,
Это плотник делает рамы и полы.
Топором, рубанком выстругивает планки.
Сделал подоконники без сучка – задоринки.

12.  Найди лишний предмет, объясни, почему он лишний.

13. Обведи  карандашом, разукрась цветными карандашами, дай  название каждому инструменту.

        

Тема: «Устное народное творчество» (Зимующие птицы)

Уважаемые родители вам рекомендуется:

- во  время  прогулки/на картинках  рассмотреть  с  ребенком  зимующих  птиц (ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, клест, дятел, щегол, свиристель, филин, сова). Обратить  внимание  на  их  характерные  признаки (хвост, расцветка  перьев, клюв, величина), где  они  живут, чем  питаются;

- провести  беседу  с  ребенком  о  бережном  отношении  к  птицам, о  необходимости  помощи  птицам  зимой;

- выполнить  следующие  упражнения.

 1. «Подбери  признак». Подбери  слова – признаки, отвечая  на  вопрос: Какие  бывают  птицы?

Синица (какая?) - …; Голубь  -  ….; Снегирь - …; Ворона - …; Воробей - …

 2. «Веселый  счет». Посчитай  от  одного  до  пяти, изменив  следующие  словосочетания.

Один  шустрый  воробей, два …, три …, четыре …, пять …

Одна  длиннохвостая  сорока, две …, три …, четыре …, пять …

 3. «Кто  как  подает  голос?» Составь  предложение  по  образцу.

Например: Филин  ухает  в  лесу.

Воробей …     Голубь …Ворона …    Сорока …

4.Подбери родственные слова к слову «корм». (кормушка, кормить, подкормить, накормить.)

5. Отгадай  загадки!

Я  весь  день  ловлю  жучков,

Уплетаю  червячков.

В  теплый  край  не  улетаю,

Здесь, под  крышей  обитаю.

Чик – чирик! Не  робей

Я  бывалый (………….)

Он  по – рабочему  одет –

Удобно, пестро, ловко.

На  мне  малиновый  берет

И  пестрая  спецовка. (…………)

Придумай  свою  загадку  о  зимующей  птице, запиши и приклей/нарисуй отгадку!

6.Составьте по плану  и  запишите  со  слов  ребенка  рассказ «Снегирь».

План:

  • Кто  это?
  • Какой  становится  зимняя  природа  с  прилетом  снегирей?
  • Опишите  снегиря.
  • Чем  питаются  снегири?
  • Зачем  нужны  снегири?