Методическая разработка
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Февраль
В феврале мы изучаем: 1. Мир зимы (Домашние птицы и их детёныши) 2. «В мире животных и их детёныши зимой) 3. «Мир удивительных предметов (Бытовая техника) 4. «Папин праздник (День защитника отечества. Профессии наших пап)
Тема: «Мир зимы» (Домашние птицы и их детёныши)
Уважаемые родители вам рекомендуется:
- рассмотреть с ребенком иллюстрации (по возможности показать живых) с изображением домашних птиц и их птенцов;
- обсудить с ребенком их внешние признаки;
- поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему их называют домашними;
- выполнить следующие упражнения.
1. «Назови семью». Назови членов семьи домашней птицы.
Например: Папа петух – мама курица – птенец цыпленок.
Папа селезень – мама … - птенец …
Папа гусь – мама … - птенец …
Папа индюк – мама … - птенец …
2. «Скажи наоборот». Закончи предложения.
Утка большая, а утёнок - … У гуся шея длинная, а у курицы - …
Цыплёнок молодой, а петух - … У курицы лапы без перепонок, а у утки - …
3. «Считай и называй». Таня пришла на птичий двор и увидела там много птиц. Соедини разноцветными линиями птиц одного вида с кружками соответствующего цвета. Помоги Тане сосчитать (запиши в кружок количество птиц) и назвать их. В первом кружке напиши количество гусей, во втором – индюков, в третьем – цыплят, в четвёртом – утят, в пятом – петухов, в шестом – куриц.
4. «Кто лишний?». Внимательно посмотри на картинку. Что перепутал художник? Какие птицы не живут в курятнике? Расскажи, где находится каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги на, около, у, с (со), между, за.
5. «Веселый счет». Посчитай от одного до пяти, изменив следующие словосочетания.
Одна пёстрая курица, две…, три …, четыре …, пять …
Одна важная гусыня, две …, три …, четыре …, пять …
Один маленький цыплёнок, два …, три …, четыре …, пять …
Один большой индюк, два …, три …, четыре …, пять …
6. «Один-много» (на употребление существительного множественного числа в родительном падеже).
Например: одна курица – много куриц.
Петух …, гусь …, индюк …, селезень …, гусыня …, утка …, утенок …, цыпленок …, индюшонок …, гусенок…
7. «Чье перо?»
Например: перо у гуся – гусиное.
У курицы - …, у петуха - …, у индюка - …, у утки - …
8. Внимательно рассмотри картинки. Послушай начало рассказа про девочку Таню и продолжи его. Ребёнок сочиняет, мама/папа записывает!
Таня целое лето жила в деревне у бабушки. Однажды она потеряла своего любимого кота Барсика. Она ходила по деревне и звала его. Кота нигде не было видно. Вдруг девочка увидела, как в траве мелькнул чёрный хвост Барсика. Таня подошла поближе и обнаружила в траве гнездо с куриными яйцами. Кот Барсик успел выкатить лапой одно яйцо из гнезда …
9. Составь по плану и выучи рассказ о любой домашней птице.
- Кто это?
- Какие части тела есть?
- Как называется ее дом?
- Чем питается?
- Как называют птенцов?
- Как птица подает голос?
- Какую пользу приносит?
Тема: «Дикие животные и их детёныши зимой»
Уважаемые родители вам рекомендуется:
- рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением животных наших лесов – зайца, белки, волка, медведя, лисы, ежа и их детенышей;
- обратить внимание на их внешние признаки;
- вспомнить о том, где живут животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище);
- познакомить с новыми животными, такими, как барсук, лось, кабан;
- уточнить понимание обобщающего понятия «дикие животные»;
- выполнить следующие упражнения.
1. «Подбирай, называй, запоминай». Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков, слов-действий).
Медведь (какой?) – бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый …
Заяц (какой?) - …
Лиса (какая?) - …
Медведь (что делает?) – переваливается, ревет, спит …
Лиса (что делает?) - …
Заяц (что делает?) - …
2. «Скажи наоборот». Закончи предложения.
Лось большой, а заяц …
Белка слабая, а волк …
У волка хвост длинный, а у медведя …
Лиса хищное животное, а заяц …
3. «Кто у кого».
У медведицы - медвежонок (медвежата).
У лисицы - ... ; У белки - ... ; У волчицы - ...; У ежихи - ...; У зайчихи - ... 4. «Назови семью».
Папа - медведь, мама - медведица, детеныш - медвежонок
Папа - волк, мама - ..., детеныш - ...
Папа - еж, мама - ..., детеныш - ...
Папа - заяц, мама - ..., детеныш - ...
Папа - лис, мама - ..., детеныш - ...
5. «Назови ласково».
Заяц - зайчишка, зайка, зайчик.
Лиса - ... ; Медведь - ...; Волк - ...; Еж - ...; Белка - ...; Барсук - ...; Кабан - ...
6. «Посчитай». На согласование числительного с существительным.
Один волк, два волка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Одна волчица, две волчицы, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Один волчонок, два волчонка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д.
7. «Хищники и травоядные». Соедини рисунки с изображением травоядных животных с картинками с изображением ягод, грибов, травы, а рисунки с изображением хищников с картинками с изображением косточки. Назови 3-х хищных животных.
- Отгадай загадку:
- Кто зимой холодной бродит в лесу злой и голодный?
- Представь себе волка. Расскажи, какой он, но не говори слово «серый».
- Закончи и повтори предложения:
- Волки вышли на охоту, когда ...
- Охотник не полез в логово, куда ...
- Зимой волки собираются в стаи, потому что ...
- Скажи, как можно назвать огромного волка (кабана, медведя, зайца, ежа, лося). (Волчище, кабанище и т.д.)
- Рассмотри картинку. Послушай начало рассказа о волках, придумай, что было дальше, и перескажи весь рассказ.
Наступила холодная, снежная зима.
Трудно бегать волкам по глубокому снегу, трудно добывать себе пищу. Голодные волки собрались в стаю.
Ночью подобрались они поближе к деревне и стали дожидаться...
Придумай название этому рассказу.
Тема: «Бытовая техника»
Родителям рекомендуется:
— рассмотреть с ребенком домашнюю бытовую технику, предназначенную для кухни, спальни, гостиной;
— рассмотреть на иллюстрациях различную бытовую технику;
— вместе с ребенком сходить на экскурсию в магазин бытовой техники и в музей посмотреть предметы быта прошлого века, сделать сравнительный анализ.
— назвать бытовую технику и ее отдельные части, внешние признаки, материал, из которого она изготовлена;
— объяснить ребенку назначение бытовой техники, различных ее видов;
- - Развитие мелкой моторики. Координация речи с движением.
Выполняйте действия и движения в соответствии со смыслом текста стихотворения.
Что за шум на кухне этой?
Будем жарить мы котлеты.
Мясорубку мы возьмем,
Быстро мясо провернем.
Миксером взбиваем дружно
Все, что нам для крема нужно.
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.
Электроприборы — это чудо!
Жить без них нам было б худо. ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Назначение основных электроприборов в доме.
Почему они так называются.
Как с ними обращаться.
2. НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Телефон — телефончик.
Пылесос— пылесосик.
Торшер — торшерчик.
Лампа — лампочка.
Холодильник — холодильничек.
Утюг — утюжок.
Магнитофон — магнитофончик.
Плита — плитка (плиточка).
3. ОДИН - МНОГО.
Телевизор — телевизоры — телевизоров.
Магнитофон — магнитофоны — магнитофонов.
Пылесос — пылесосы — пылесосов.
Люстра — люстры — люстр.
Телефон — телефоны — телефонов.
Радио — радио — радио.
Торшер — торшеры — торшеров.
Лампа — лампы — ламп.
Компьютер — компьютеры — компьютеров.
Холодильник — холодильники — холодильников.
Утюг — утюги — утюгов.
Машина — машины — машин.
Плита — плиты — плит.
Техника — техника — много техники.
Провод — провода — проводов.
Розетка — розетки — розеток.
Печь — печи — печей.
4. ПОСЧИТАЙ:
Один цветной телевизор — два цветных телевизора — пять цветных телевизоров.
Одна хрустальная люстра — две хрустальные люстры — пять хрустальных люстр.
Один высокий холодильник — два высоких холодильника — пять высоких холодильников и т.д.
5. СКАЖИ СО СЛОВОМ "НЕТ".
Телевизор — нет телевизора.
Магнитофон — нет магнитофона.
Плита — нет плиты.
Пылесос — нет пылесоса.
Люстра — нет люстры.
Телефон — нет телефона.
Радио — нет радио.
Торшер — нет торшера.
Лампа — нет лампы.
Компьютер — нет компьютера.
Обогреватель — нет обогревателя.
Холодильник — нет холодильника.
Миксер — нет миксера.
Утюг — нет утюга.
Стиральная машина — нет стиральной машины.
Микроволновая печь — нет микроволновой печи.
Электроплита — нет электроплиты.
Тостер — нет тостера.
Фен — нет фена.
Вентилятор — нет вентилятора.
Морозильник — нет морозильника.
6. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
Мама стирает белье в ... (стиральная машина).
Папа чистит ковер ... (пылесос).
Дочь гладит одежду ... (утюг).
Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).
Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).
Даша готовит обед на ... (плита).
Антон разговаривает с другом по ... (телефон).
Фильмы и мультфильмы показывают по ... (телевизор).
Вера читает книгу под настенной ... (лампа).
7. БЕСЕДА ПО ТЕМЕ:
Какие вы знаете электроприборы?
Для чего нужен каждый из них?
Какие электроприборы находятся у вас на кухне, в спальне, в зале?
Что служит питанием для электроприборов?
Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций.)
Где в каждом доме живет электричество? (В розетках.)
Почему нельзя трогать розетки?
Для чего нужен провод?
На какой предмет мебели похож холодильник?
Какие бывают лампы? (Настольные, настенные.)
8. ЗАГАДКИ. Он на столике стоял, Все, что слышал, повторял. (Магнитофон) Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым,
А загудит его мотор —
Глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)
9. Выучить стихотворение. Я- утюг, помощник мамы. Глажу простыни, пижамы. Ты малыш, меня не тронь, Я горячий как огонь.
10. СКОЛЬКО ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ НА КАРТИНКЕ. Назови их. Обведи разным цветом.
Тема: «День защитника отечества. Профессии наших пап»
Уважаемые родители вам рекомендуется:
- напомнить ребенку, какой праздник отмечается 23 февраля; кого мы поздравляем в этот день; рассказать, кто такие защитники Отечества;
- вспомнить основные военные профессии: танкист, артиллерист, десантник, подводник, летчик, моряк, пограничник;
- уточнить названия родов войск: танковые, ракетные, артиллерийские, воздушно-десантные и т.д.; объяснить названия профессий - танкист служит на танке, подводник – служит под водой и т.д.
- рассмотреть иллюстрации, объяснить особенности формы; вспомнить названия головных уборов: шлем, пилотка, берет, фуражка, бескозырка; рассказать, что одежда военных называется форма, у них есть шинель, китель, тельняшка, парадная форма, которую они одевают по праздникам и на парад;
- провести с ребенком воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества;
- выполнить следующие упражнения.
1. «Веселый счет». Посчитай от одного до пяти, изменив следующие словосочетания.
Одна зенитная установка, две …, три …, четыре …, пять …
Один боевой самолет, два …, три …, четыре …, пять …
Одна подводная лодка, две …, три …, четыре …, пять …
Один храбрый солдат, два …, три …, четыре …, пять …
2. «Угадай по признаку». Скажи, как называют человека, который:
- летает на вертолете - …
- управляет танком - …
- служит в пехоте - …
- прыгает с парашютом - …
- служит на подводной лодке - …
3. «Подбери признак». Подбери слова-признаки, ответив на вопрос: Какой?
Под диктовку ребёнка, взрослый записывает слова, если ребёнок уже пишет, то слова записывает сам прописными буквами под присмотром родителей!
Ещё раз обращаюсь к родителям в тысячный раз: НЕ ВЫПОЛНЯЙТЕ ЗАДАНИЕ ВМЕСТО РЕБЁНКА!
Солдат (какой?) - ………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Генерал (какой?) - ………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
4. «Один – много». Измени по образцу.
Например: Один боец – много бойцов.
Один снайпер - … Один ракетчик - …
Один танкист - … Один пограничник - …
5. Выучить стихотворение. Объяснить значение слова «поземка», «несокрушимая».
Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко!
Змейкой мчится по земле легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья.
Это празднует февраль Армии рожденье!
Танк на войне – боевая машина!
Сильная, смелая, несокрушимая!
6. Со слов ребенка запишите рассказ «Защитник Родины» по плану:
- Какая военная профессия тебе нравится?
- Почему?
- Что надо делать, чтобы служить в армии?
Образец: Я хочу быть летчиком. Они смелые, сильные и летают на самолетах. Чтобы стать военным надо хорошо кушать, заниматься спортом, долго учиться и слушаться маму.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
7. Развитие мелкой моторики.
По образцу выложить из спичек танк.