Методическая разработка
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Герасимова Мария Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Май153.88 КБ

Предварительный просмотр:

Май

Что мы изучаем в мае:

1. День победы.

2. Путешествие в прошлое Санкт-Петербурга.

3. Наш город, наша страна. (Транспорт. Виды транспорта. Правила дорожного движения).

                           Тема недели : « День победы» .

  Рассказать ребёнку о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая, и почему он называется «Праздник Победы»;

 -  рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах;

-вспомнить, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне. Показать ребёнку фотографии родственников;

- воспитывать у ребёнка уважение к героям войны.                                                                                                   2. Скажи, как я обращая внимание на окончание.

Нашу родину защищали (кто?) храбрые солдаты.

В нашей стране много (кого?) храбрых солдат.

Наша страна гордится (кем?) храбрыми солдатами.

Мы дарим цветы (кому?) храбрым солдатам.

Мы думаем (о ком?) в храбрых солдатах.

(аналогично другие слова по теме, записать в тетрадь)

3. Игра «1, 2…5». Посчитай слова по теме, обращая внимание на окончание.

Один боевой самолёт.

Два боевых самолёта.

Пять боевых самолётов.

4.«Закончи предложение».

Мы одержали победу над фашистской Германией, потому что…………………

Во время сражения упал самолёт, потому что……………………………………

Во время бомбёжки загорелся дом, потому что……………………………………

5.Выучи стихотворение.

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись

Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух,

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня

Он сделал всё, что мог.

Себя в бою не пожалел,

А Родину  сберёг.

6. Игра «Скажи по-другому» (учимся подбирать синонимы).

Смелый - храбрый,

Отважный - …

Геройский -…

7. Игра «Скажи наоборот»  (учимся подбирать антонимы).

Смелый - трусливый.

Враг -…

Мир -….

     8.Отгадай загадки:

Его машина вся в броне,

Как будто черепаха.

Ведь на войне как на войне,

Здесь не должно быть страха!

Ствол орудийный впереди:

Опасно! Враг не подходи…. (Танкист)

Он поднимает в небеса

Свою стальную птицу.

Он видит горы и леса,

Воздушные границы.

Зачем летит он в вышину?

Чтоб защищать свою страну! (Военный лётчик)

Он защищает рубежи

И рощу, и дубраву,

Оберегает поле ржи,

Далёкую заставу.

И долг военного такой:

Хранить покой и твой, и мой. (Пограничник)

Из ограды ствол торчит,

Беспощадно он строчит.

Кто догадлив, тот поймет

То, что это (Пулемет)

Нрав у злодейки буйный, злой,

А прозывается ручной.

Но совсем не виновата

В этом грозная (Граната)

9. Игра «Закончи предложение»

9 Мая - …                                                                       

Все поздравляют ветеранов с …

В этот день ветеранам дарят …

Люди идут возлагать цветы к …

У Вечного огня уже лежит  много …

На Красной площади проходит …

10 . Упражнение «Придумай предложение»

 Сейчас я предлагаю придумать предложения со словами: лётчики, ракетчики, ветераны, моряки.

- Летчики охраняли наше небо.

 - Ракетчики управляют ракетной установкой.

- По улице шагают ветераны - танкисты.

- Моряки смело идут в бой.

        

Тема недели: Путешествие в прошлое Санкт-Петербурга.

Уважаемые родители вам рекомендуется:

- вспомнить  с  ребенком, как  называется  город, в  котором  он  живет, улица, на  которой  находится  его  дом, назвать  главную  улицу  города;

- как можно назвать людей, которые живут в городе;

- обратить  внимание  ребенка  на  то, чем  знаменит  наш  город, рассказать  о  наиболее  важных  событиях, произошедших  и  происходящих  в  нашем  городе, о  его  достопримечательностях;

- рассмотреть  с  ребенком  иллюстрации, открытки  и  фотографии  с  изображением  достопримечательностей  города;

- найти картинку герба города, рассказать ребёнку о его истории;

- выполнить  следующие  упражнения.

1.Игра «Договори словечко»

 Этот город знаменит, 
У реки Нева стоит, 
Он основан был царём, 
Мы Петром его зовём…. (Санкт-Петербург)

На булыжнике большом

Петр на коне верхом.

Его сделал Фальконе… (Медный всадник на коне)

Без конца она и края,

Эта улица большая.

На домах лепнина, фрески.

А проспект зовется......(Невский)

Эта чудная река

 Величава, глубока.

 Воды, словно синева,

 Называется........(Нева)

Над Невою в полный рост

Поднялся Дворцовый … (мост).

Высоко подняться надо,

Чтоб на город посмотреть:

Парки, улицы, музеи,

И родной район, и двор,

И......(Исаакиевский собор)

И чего здесь только нету:

Знаменитостей портреты,

Удивительные вазы,

Украшения в алмазах…

Раньше был он для царей,

А теперь тут стал музей.

Это наш, это ваш

Петербургский … (Эрмитаж.)

В начале Невского стоит

Прекрасно здание на вид.

Колонны, статуи и шпиль,

И только в вышине

Горит кораблик золотой

Весь в солнечном огне. (Адмиралтейство)

 Цвета спелого томата
Кожура у тех колонн.
Это выдумка Тома де
По фамилии Томон. (Ростральные колонны)

2. Упражнение «Красивый слова».

Подберите как можно больше красивых слов, отвечающих на вопрос «Какой? Какая? Какие?»

Нева-красивая, широкая, полноводная, глубокая.

Слова: Дворцовая площадь- красивая, нарядная, мощеная, главная. Невский проспект- красивый, широкий, прямой, главный. Летний сад -красивый, тенистый, зеленый, тихий... Ростральные колонны - яркие, высокие, алые, мощные…

3. Игра с мячом «Сосчитай-ка» (от 1 до5).

Один город,  два города, три города, четыре города, пять городов.

Одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы, пять улиц.

Слова: фонарьдом, музей, фонтан, бульвар, мост…

4. «Ответь  на  вопросы». Ответь  на  вопросы, употребив  словосочетание  в  нужной  форме.

Что? - Любимый  город

На  карте  нет  чего? - …

Подъезжаю  к  чему? - …

Помню  что? - …

Горжусь  чем? - …

Рассказываю  о  чем? - …

5. «Скажи  наоборот». Подбери  противоположное  по  значению  слово.

Высокий  дом - …                    Глубокая  река - …

Длинная  улица - …                  Узка  аллея - …

6. «Четвертый лишний» (найти лишний предмет, объяснить свой выбор)
Площадь, пруд, озеро, речка.
Школа, детский сад, аптека, Школа искусств.
Дорога, улица, тропинка, светофор.
Улица, перекресток, машина, площадь.
Библиотека, магазин, рынок, супермаркет.

 7. «Мой  любимый  город». Придумай  10  красивых  слов, которые  бы  описывали  твой  город. Запиши сам или попроси маму/папу записать эти слова.

8. Со  слов  ребенка  запишите  рассказ «Мой любимый город – Санкт-Петербург» по плану:

- Как называется твой любимый город?
- Твой домашний адрес?

- Какие учреждения расположены рядом с твоим домом?

- Как называется главная улица в твоем городе?

- Главные достопримечательности твоего города.

- Что ты делаешь для того, чтобы твой город оставался всегда чистым и красивым?

Тема недели: Наш город, наша страна.

(Транспорт. Виды транспорта. Правила дорожного движения).

Уважаемые родители вам рекомендуется:

- закрепить  названия  видов  транспорта. Какой  транспорт  относится  к  наземному (легковой, грузовой), подземному, железнодорожному, воздушному, водному, специальному?

- провести беседу о правилах уличного движения, рассказать ребенку о профессии регулировщика;

- вспомнить, люди, каких  профессий  работают  на  различных  видах  транспорта;

- выполнить  следующие  упражнения.

 1. «Кто  управляет  этим  видом  транспорта?»  

Скажи, как  называют  людей, управляющих  этими  видами  транспорта?

Например: Мотоциклом  управляет мотоциклист.

Велосипед – … Теплоход – … Автобус – … Трамвай –  … Самолет - …                       2.  «Что  как  передвигается?» Перечисли  как  можно  больше  видов  транспорта, которые  передвигаются  подобным  образом. Ребёнок называет, взрослый записывает.  

Летает -  

Плавает -

Ездит  по  рельсам -

Ездит  по  дороге -

 3.  Образуй признаки (от предметов).

Например: Автобус – автобусный.

Автомобиль, груз, парус, пожар, санитар, авария, пассажир, железная дорога, воздух, вода, трамвай, троллейбус.                                                                                    4. «Назови одним словом». Назови одним словом машину, которая:

Например: Возит молоко – молоковоз.

Мешает бетон, возит воду, черпает землю, вози бензин, возит лес, возит мусор.

 5. «Игра «1-2-5»

Например: 1 белая машина, 2 белые машины, 5 белых машин.

1 красный автобус …, 1 резиновое колесо …, 1 большой корабль …, 1 трамвайная остановка … , 1 новый трамвай …

7. Игра «Где машина?»

Соедини слова в предложении маленьким словом.

Машина подъехала ……гаражу.

Машина отъехала …… гаража.

Машина едет ……… гаражами.

Машина остановилась ……гаража.

Машина съезжает ……… моста.

Машина едет …………дороге.

 8. Игра «Один - много

Например: Самолет – самолеты – много самолетов.

Машина…, самокат…, трамвай…, автобус…, троллейбус…, ракета…, руль…, фара…, колесо….

9. «Из чего - какой?»
Например: Дверь из металла (какая?) - мелаллическая дверь.
Руль из пластмассы (какой?) - ...
Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ...
Колесо из резины (какое?) - ...

10. Упражнение на развитие памяти. Выучить стихотворение.

Шуршат по дорогам
Веселые шины,
Спешат по дорогам
Машины, машины...
А в кузове важные
Срочные грузы -
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.
Работа шоферов
Трудна и сложна
Но как она людям
Повсюду нужна!

12. Обведи картинки по точкам.