Картотека дидактических игр и упражнения по обогащению словаря старших дошкольников
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Светличная Нина Дмитриевна

«Кто чем занимается?»

«Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди».

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры. Бросая или прокатывая мяч ребенку, взрослый называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Взрослый: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает), художник (рисует) и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_formirovaniyu_i_obogashcheniyu_slovarya.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнения

по обогащению словаря старших дошкольников

«Мяч бросай и животных называй»

         В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: - Ягоды; Дети: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: - Деревья; Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т.д.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.

«Я знаю три названия животных (цветов)»

 или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)». Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире.

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

«Животные и их детеныши»

 «Человеческие дети знают всех зверят на свете».

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1. у тигра -у льва — у слона -у оленя -у лося — у лисы —

Группа 2. у медведя — медвежонок у верблюда — верблюжонок у волка — волчонок у зайца — зайчонок у кролика — крольчонок у белки — бельчонок у коровы — теленок у лошади жеребенок у свиньи — поросенок у овцы — ягненок у курицы — цыпленок у собаки — щенок

Группа 3. — тигренок - львенок - слоненок - олененок лосенок - лисенок

«Подскажи словечко» 

«Есть всего один ответ.

Кто-то знает, кто-то — нет».

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры: Взрослый , бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? — Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, а у овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 «Что происходит в природе?»

  «Человек легко находит,

Что в природе происходит».

           Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов  в предложении.

           Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»Взрослый: Дети Солнце — что делает? Светит, греет Ручьи — что делают? Бегут, журчат Снег — что делает? Темнеет, тает Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни Капель— что делает? Звенит Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги.

«Кто может совершать эти движения?»

«Кто и что — летит, бежит, ходит, плавает, лежит?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Взрослый: Идет – Дети: -   Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время); Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

«Какие действия совершают животные?»

 или «Что делают животные?» Что животные умеют — Птицы, рыбы, кошки, змеи?

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Ход игры. Взрослый, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Взрослый: Собака - Дети Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается); Мышка (Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); Утка (Летает, плавает, ныряет, крякает); Ворона (Летает, ходит, каркает, клюет); Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

«Кто чем занимается?»

«Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди».

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры. Бросая или прокатывая мяч ребенку, взрослый называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Взрослый: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает), художник (рисует) и т.д.

 «Горячий — холодный»

 «Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот».

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая  мяч, называет другое — с противоположным значением. Взрослый: Горячий - Дети:  Холодный (Хороший - Плохой; Умный - Глупый ; Веселый - Грустный; Острый - Тупой; Гладкий - Шероховатый; Легкий - Тяжелый; Глубокий - Мелкий; Светлый - Темный; Добрый - Злой; Радостный - печальный; Быстрый-Медленный; Частый- Редкий; Мягкий - твердый; Ясный- пасмурный; Высокий-низкий)

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро

 

«Из чего сделано?»

«Вот предмет, а из чего

Люди сделали его?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Взрослый: Рукавички из меха... Дети:  Меховые (Тазик из меди... Медный; Медвежонок из плюша... Плюшевый;  Рукавички из шерсти... Шерстяные; Стакан из стекла... Стеклянный; Ваза из хрусталя... Хрустальная). Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

«Третий лишний» («Четвертый лишний»)

«Распознаем мы сейчас,

Что же лишнее у нас».

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

«Чья голова?»

 «Чья у зверя голова?

Подскажи скорей слова».

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает: «...воронья». Примеры: у рыси голова рысья , у рыбы — рыбья ;у кошки — кошачья;  у сороки — сорочья ;у зайца — заячья; у кролика — кроличья ;у верблюда — верблюжья; у лошади — лошадиная ;у утки — утиная; у лебедя — лебединая; у оленя — оленья; у лисы — лисья ;у собаки — собачья; у птицы — птичья; у овцы — овечья; у белки — беличья ;у медведя — медвежья ;у тигра — тигриная; у курицы — куриная;  у голубя — голубиная; у орла — орлиная.

Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

«Что бывает круглым?»

«Тут, конечно, каждый знает,

 Что каким у нас бывает».

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

         Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребе-нок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. Взрослый, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)

«Утро, день, вечер, ночь»

«Утро, вечер, день и ночь

Навсегда уходят прочь.

Провожать их не спеши,

Что ты делал, расскажи».

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы взрослого или ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. • Что ты делал утром? • Что ты делал вечером? Варианты. 1. «Назови «соседей» утра». 2. «Сначала вечер, а потом?..» 3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем...)

« Назови три слова»

Цель: активизация словаря детей.

Ход игры: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать? И т.д.

«Чудесный мешочек»

Цель: развивать тактильные ощущения, словарь признаков.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям мешок с игрушками, сделанных из разных материалов. Ребенок вытаскивает из мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он сделан).

Предлагаемые признаки: деревянный, пластмассовый, меховой, ватный, резиновый, металлический, стеклянный, глиняный и т.д.

« Лишнее слово»

Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.

Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

Лексический материал (например):

шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.

зима, весна, ноябрь, лето, осень.

белка, заяц, медведь, синица, еж.

шуба, шарф, панама, варежки. И т.д.

«Назови  как  можно  больше  предметов»

Цель: активизация словаря детей, развитие внимания.

Ход игры: Дети становятся в ряд, им по очереди предлагается называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносит слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Игра может носить тематический характер.

«  Я  знаю много названий»

Цель: закреплять обобщенное значение слов.

Ход игры: Воспитатель  начинает, а дети продолжают. «Я знаю много названий зверей: заяц, медведь…цветов: мак, роза…овощей: морковь, репа… насекомых: комар, оса… и т.д.

« Назови  одним  словом»

Цель: развитие словаря детей.

Ход игры: Ведущий спрашивает у детей: "Как одним словом можно назвать аиста, воробья, утку и галку?" (птицы)

Астру, мак и розу? (цветы)

Лису и ослика? (животные)

Иву и дуб?  (деревья) и другие варианты.

Впоследствии ведущими становятся сами дети.

« Назови  ласково»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Например:

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

«Подбор прилагательных»

Цель: активизация словаря детей, пополнение словаря  признаками  предмета,  развитие внимания.

         Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов.

Ход игры: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков.

Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

«Узнавание»

Цель: активизация словаря детей, развитие внимания.

Ход игры:  узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка.

Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце.

 « Добавь   слово»

Цель:  развивать память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

Ход игры: Вариант 1. Взрослый начинает игру: "В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны". Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы Например:"В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос, ... апельсин" .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.Материал подготовила  Меркулова Елена Анатольевна  - воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорож...

Использование дидактических игр и упражнений по обогащению словаря в старшем дошкольном возрасте

Использование дидактических игр и упражнений по обогащению   словаря в  старшем  дошкольном  возрасте...

Картотека дидактических игр и упражнений по обучению грамоте старших дошкольников

Грамота - это очень непростой для понимания дошкольников предмет. Ребѐнку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, поня...

Консультация для родителей "Игры и упражнения по обогащению словарю старшего дошкольника"

quot;Игры и упражнения по обогащению словарю старшего дошкольника"...

Дидактические игры и упражнения для обогащения словаря детей 3-4 лет Рекомендации для родителей

Дидактические игры и упражнения для обогащения словаря детей 3-4 лет. Рекомендации для родителей...

«Дидактические игры для развития и обогащения словаря у дошкольников с ОВЗ»

ФГОС ДО выделяет "развитие связной, грамматически-правильной, диалогической и монологической речи" в качестве одной из приоритетной задач речевого развития При сборе анамнеза, при набл...

Дидактические игры для развития и обогащения словаря у дошкольников с ОВЗ

Дидактические игры для развития и обогащения словаря у дошкольников с ОВЗ...