РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда на 2021- 2022 учебный год.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Бессолицина Жанара Серикбаевна

Рабочая разработана для реализации в условиях  МБОУ Малотебисской ОШ СП д/с «Родничок»; общеразвивающего вида, то есть в расписании непосредственно образовательной деятельности не предусмотрено специального времени для проведения подгрупповой деятельности учителя - логопеда. Занятия с детьми, зачисленными на логопедические занятия, проводятся согласно расписания как в первую, так и во вторую половину дня. Учитель-логопед забирает детей на коррекционно-развивающие занятия с любой деятельности педагогов группы (по предварительному согласованию расписания), кроме НОД, организованной музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_uchitelya-logopeda_dou.docx56.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАЛОТЕБТССКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»

ПРИНЯТО

На заседании педагогического совета

Протокол №___________

от «_____»_________________2021 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Малотетебисской ОШ

____________________  Д.М. Айнутдинова

Приказ № __ от «__»__________2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-логопеда

на 2021- 2022 учебный год.

Составитель:

учитель-логопед

Бессолицина Ж.С.

2021 г.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Примерным положением об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельности от 06.08.2020 № Р-75;
  • Образовательной Программой МБОУ Малотебисской ОШ СП д/с «Родничок»;
  • Положением о работе логопеда в МБОУ Малотебисской ОШ СП д/с «Родничок»  ;
  • Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова;
  •  также разработками отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии.

Рабочая разработана для реализации в условиях  МБОУ Малотебисской ОШ СП д/с «Родничок»; общеразвивающего вида, то есть в расписании непосредственно образовательной деятельности не предусмотрено специального времени для проведения подгрупповой деятельности учителя - логопеда. Занятия с детьми, зачисленными на логопедические занятия, проводятся согласно расписания как в первую, так и во вторую половину дня. Учитель-логопед забирает детей на коррекционно-развивающие занятия с любой деятельности педагогов группы (по предварительному согласованию расписания), кроме НОД, организованной музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.

Программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 1 июля.

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для устранения речевых недостатков у воспитанников , предусматривающей полную взаимосвязь действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Задачи:

  • Обследование воспитанников  и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
  • Привитие детям навыков коммуникативного общения.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива  и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
  • Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.

Принципы:

1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства, амплификация детского развития;

2. индивидуализация дошкольного образования;

3. сотрудничество детей и взрослых, ребенок – субъект образовательных отношений;

4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5. продуктивное сотрудничество с семьей;

6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. возрастная адекватность дошкольного образования.

Формы реализации программы:

Основной формой работы является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Коррекционно-развивающее занятие не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы.

Условия реализации программы:

  1. Оснащение логопедического кабинета, отображенное в паспорте логопедического кабинета.
  2. Наглядно-дидактический материал, игры и пособия с учетом возраста детей и коррекционных задач.

Планируемые результаты реализации рабочей программы представлены в целевых ориентирах.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пяти-шестилетнему возрасту.

Анализ организационной и содержательной сторон деятельности учителя-логопеда выявляет, что при чёткой организации работы данная деятельность может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.

на 2021-2022 учебный год.

План работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями на 2021-2022 учебный год.

Сентябрь.

1. Индивидуальные консультации о состоянии речи ребенка по запросу родителей.

2. Беседа с родителями детей, зачисленных на логопедические занятия: Знакомство с положением о логопедическом пункте, организацией коррекционно-развивающего процесса. Сбор дополнительных данных анамнеза для речевой карты, ознакомление с результатами диагностики и программой индивидуальной коррекции речевого нарушения.

3. Выступление на родительском собрании «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей обучающихся. Выполнение домашних заданий».

Октябрь.

1. Оформление информационного стенда для родителей:

«Играем дома! Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков С, З, Сь, Зь, Ц, закрепление звуков в речи».

2.Индивидуальные консультации для родителей по выполнению домашних заданий.

3.Взаимодействие с родителями через индивидуальные тетради детей.

4. Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики.

Ноябрь.

1. Тематическая консультация: «Профилактика дислексии и дисграфии».

2. Взаимодействие с родителями через индивидуальные тетради детей.

3. Открытые индивидуальные занятия для родителей " Развиваем пальчики - развиваем речь "

Декабрь.

1.Оформление информационного стенда для родителей: «Автоматизация шипящих звуков: способы постановки, речевой

материал, игры и игровые упражнения»

2. Взаимодействие с родителями через индивидуальные тетради детей.

Январь.

1. Оформление информационного стенда для родителей: «Звуки и буквы»  

2. Взаимодействие с родителями через индивидуальные тетради детей.  

3. Открытые индивидуальные занятия для родителей.

Февраль.

1. Оформление информационного стенда для родителей: «Дифференциация звуков. Что это?»

2. Взаимодействие с родителями через индивидуальные тетради детей.  

3. Консультация для родителей (младший дошкольный возраст): «Профилактика задержки речевого развития».

Март.

1 Оформление информационного стенда: «Особенности произношения трудных звуков Л и Р»..

2. Открытые индивидуальные занятия для родителей.

3. Практические индивидуальные консультации для родителей: «Играем, звуки закрепляем»

4. Взаимодействие с родителями через индивидуальные тетради детей.

Апрель.

1. Оформление информационного стенда для родителей: «Закрепление правильного произношения звуков»

2.Составление и обсуждение с родителями индивидуальных заданий на лето.

3. Взаимодействие с родителями через индивидуальные тетради детей.

Май.

1. Взаимодействие с родителями через индивидуальные тетради детей.

2. Открытые индивидуальные занятия для родителей.

3. Консультации по итогам коррекции речевых нарушений, состоянии речевого развития у ребенка.

Содержание коррекционно-образовательного процесса.

Этап

Задача  

Возраст воспитанников

Ведущий специалист / участники этапа

Содержание этапа

1. Профилактический

Обеспечение условий для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста при их переходе из условий семейного воспитания к условиям дошкольного образования.

0т 1,5 до 4 лет

Ведущий специалист:

воспитатель.

Координатор-консультант: учитель-логопед

В процессе реализации данного этапа воспитатель сообщает учителю-логопеду о воспитанниках,         чье состояние речевого развития вызывает беспокойство и требует дополнительного внимания со стороны учителя-логопеда.

Создается микросоциум, являющийся базой для речевого развития воспитанников, через реализацию следующих направлений: - создание условий для эмоционального комфорта и обогащения жизни ребенка положительными событиями, переживаниями, впечатлениями;

  • обогащение чувственного опыта ребенка;
  • развитие предпосылок ВПФ, прежде всего интеллектуальных, становление которых в данном возрасте опережает развитие речевых функций;
  • развитие неречевых психических функций, составляющих анализаторную основу развития речи; - развитие речевой функциональной системы.

Среда в группе вариативно меняется с учетом потребностей речевого развития детей. Ее полифункциональность обеспечивает стимулирование потребности в речевом высказывании, дает широкие возможности для развития речи.

Педагогические усилия направлены на создание социальноигровых, а затем реальных коммуникативных ситуаций для побуждения самостоятельного речевого высказывания. Алгоритм побуждения высказывания: создание образа, фиксация в речи, ребенок входит в образ, образ вызывает потребность говорить.  

2. Диагностикоразвивающий

Обеспечение условий для динамической диагностики речевого развития воспитанников в процессе ее целенаправленного формирования.

Одновременно продолжают решаться профилакти-чекие задачи

4-7 лет

Ведущий специалист:

воспитатель

 

Координаторконсультант: учитель-логопед

 

В процессе формирования данных сторон речи становятся заметными проблемы речевого развития, которые становятся предметом деятель-ности учителя-

логопеда         после диагностики.

В процессе взаимодействия с детьми в специально организованных видах деятельности воспитатель обеспечивает основные направления работы:

1. Развитие просодической стороны речи (выработку умения произвольно использовать силу голоса, темп и ритм речи, интонирование, паузацию) для передачи выразительных образов; обучение пониманию и использованию разнообразных интонаций

говорения: вопросительной повествовательной, восклицательной.

  1. Развитие  артикуляционных, дыхательных и фонематических возможностей детей, которые составляют основу для освоения детьми правильной устной речи.
  2. Реализует остальные направления речевого развития детей в соответствии с задачами программы ОО "Речевое развитие".

Игры и игровые упражнения неоднократно повторяются в различных ситуациях, достигается эффект длительного педагогического воздействия на процесс развития детской речи.

3. Коррекционноразвивающий

Обеспечение условий

коррекции и компенсации речевых

нарушений у

воспитанников, оптимизация их речевого развития.

5-7 лет, зачисленные на коррекционно-

развивающие занятия

Ведущий специалист:  

учитель-логопед

 

Участники коррекционнообразовательного процесса:воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию

Содержание деятельности учителя-логопеда, воспитателей и других специалистов определяется поставленными задачами рабочей программы, которые соответствуют задачам их профессиональной деятельности.

В процессе разных видов деятельности детей учитель-логопед обеспечивает выработку речевых навыков и их введение в самостоятельную речь воспитанников как в специально организованных занятиях, так и в повседневных ситуациях общения.

Воспитатель и другие специалисты создают дополнительные условия для расширения речевой среды для данной категории воспитанников, способствуют закреплению сформированных учителем-логопедом речевых навыков.  

С помощью игровых ситуаций обеспечивается осознание детьми языковых явлений: повышается мотивация воспитанников на коррекцию речевого недостатка, а также формируются навыки самоконтроля за речью, осваиваются приемы ее самокоррекции.

Содержание коррекционно-образовательного процесса включает три взаимосвязанных этапа, выделяемых в соответствии с этапами становления речевой функции в раннем и дошкольном возрасте.

Методы и средства коррекционно-развивающей работы.

Наглядные

 

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи

  • непосредственное наблюдение и его разновидности;  
  • опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание  игрушек и картин, рассказываниепо игрушками картинам);  

Словесные

 

Направлены на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.  

-чтение и рассказывание художественных произведений;

  • заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.  - пересказ;  
  • обобщающая беседа;
  • рассказывание без опоры на наглядный материал;  

Практические  

 

Практические методы  используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.  К практическим методам можно отнести:

  • дидактические игры и упражнения;
  • игры-драматизации и инсценировки;  
  • хороводные игры и элементы логоритмики; - метод моделирования; - метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Проектирование образовательного процесса в 2021-2022 учебном году.

Непосредственная образовательная деятельность ведется по программе и конспектам Нищевой Н.В.

Календарно-тематическое планирование логопедических подгрупповых занятий.

Старшая группа.

№ в периоде

дата

Вид и тема занятия

I период обучения

01.10

Тема «Осень»

04.10.

Тема «Осень»

05.10.

Тема «Осень»

07.10.

Тема «Осень»

08.10.

Тема «Овощи. Огород»

11.10.

Тема «Овощи. Огород»

12.10.

Тема «Овощи. Огород»

14.10.

Тема «Овощи. Огород»

15.10.

Тема «Сад. Фрукты.»

18.10.

Тема «Сад. Фрукты.»

19.10.

Тема «Сад. Фрукты.»

21.10.

Тема «Сад. Фрукты.»

22.10.

Тема «Лес. Грибы. Ягоды.»

25.10

Тема «Лес. Грибы. Ягоды.»

26.10

Тема «Лес. Грибы. Ягоды.»

28.10

Тема «Лес. Грибы. Ягоды.»

29.10

Тема «Одежда.»

01.11

Тема «Одежда.»

02.11

Тема «Одежда.»

08.11.

Тема «Одежда.»

09.11

Тема «Обувь.»

11.11

Тема «Обувь.»

12.11.

Тема «Обувь.»

15.11.

Тема «Игрушки.»

16.11

Тема «Игрушки.»

18.11

Тема «Игрушки.»

19.11

Тема «Игрушки.»

22.11

Тема «Посуда.»

23.11

Тема «Посуда.»

25.11

Тема «Посуда.»

26.11

Тема «Посуда.»

29.11

 Обобщающие слова.

30.11

Повторение пройденного материала

II период обучения

02.12

Тема «Зима. Зимующие птицы.»

03.12

Тема «Зима. Зимующие птицы.»

06.12

Тема «Зима. Зимующие птицы.»

07.12

Тема «Домашние животные зимой.»

09.12

Тема «Домашние животные зимой.»

10.12

Тема «Домашние животные зимой.»

13.12

Тема «Домашние животные зимой.»

14.12

Тема «Дикие животные зимой.»

16.12

Тема «Дикие животные зимой.»

17.12

Тема «Дикие животные зимой.»

12.12

Тема «Дикие животные зимой.»

21.12

Тема «Новый год»

23.12

Тема «Новый год»

24.12

Тема «Новый год»

27.12

Тема «Новый год»

28.12

Тема «Зимние забавы»

30.12

Тема «Зимние забавы»

31.12

Тема «Зимние забавы»

10.01

Тема «Мебель»

11.12

Тема «Мебель»

13.01

Тема «Мебель»

14.01

Тема «Мебель»

17.01

Тема «Транспорт»

18.01

Тема «Транспорт»

20.01

Тема «Транспорт»

21.01

Тема «Транспорт»

24.01

Тема «Транспорт. Профессии на транспорте»

25.01

Тема «Транспорт. Профессии на транспорте»

27.01

Тема «Транспорт. Профессии на транспорте»

28.01

Тема «Транспорт. Профессии на транспорте»

31.01

Тема «Детский сад. Профессии»

01.02

Тема «Детский сад. Профессии»

03.02

Тема «Детский сад. Профессии»

04.02

Тема «Детский сад. Профессии»

07.02

Тема «Профессии. Швея»

08.02

Тема «Профессии. Швея»

10.02

Тема «Профессии. Швея»

11.02

Тема «Профессии. Швея»

14.02

Тема «Профессии на стройке»

15.02

Тема «Профессии на стройке»

17.02

Тема «Профессии на стройке»

18.02

Тема «Профессии на стройке»

21.02

Тема «Наша Армия»

22.02

Тема «Наша Армия»

24.02

Тема «Наша Армия»

25.02

Тема «Наша Армия»

28.02

Повторение.

III период обучения

01.03.

Тема «Весна»

03.03

Тема «Весна»

04.03

Тема «Весна»

07.03

Тема «Весна»

11.03

Тема «Комнатные растения»

12.03

Тема «Комнатные растения»

14.03

Тема «Комнатные растения»

15.03

Тема «Комнатные растения»

17.03

Тема «Аквариумные и пресноводные рыбы»

18.03

Тема «Аквариумные и пресноводные рыбы»

21.03

Тема «Аквариумные и пресноводные рыбы»

22.03

Тема «Аквариумные и пресноводные рыбы»

24.03

Тема «Наш город»

25.03.

Тема «Наш город»

28.03

Тема «Наш город»

29.03

Тема «Наш город»

31.03

Закрепление пройденного материала.

01.04

Закрепление пройденного материала.

04.04

Тема «Весенние сельскохозяйственные работы»

05.04

Тема «Весенние сельскохозяйственные работы»

07.04

Тема «Весенние сельскохозяйственные работы»

08.04

Тема «Весенние сельскохозяйственные работы»

11.04.

Тема «Космос»

12.04

Тема «Космос»

14.04

Тема «Космос»

15.04

Тема «Космос»

18.04

Тема «Хлеб»

19.04

Тема «Хлеб»

21.04

Тема «Хлеб»

22.04

Тема «Хлеб»

25.04

Тема «Почта»

26.04

Тема «Почта»

28.04

Тема «Почта»

29.04

Тема «Почта»

03.05

Тема «Правила дорожного движения»

04.0

Тема «Правила дорожного движения»

05.05

Тема «Правила дорожного движения»

06.05

Тема «Правила дорожного движения»

10.05

Тема «Насекомые и пауки»

12.05

Тема «Насекомые и пауки»

13.05

Тема «Насекомые и пауки»

16.05

Тема «Насекомые и пауки»

17.05

Тема «Времена года. Лето»

19.05

Тема «Времена года. Лето»

20.05

Тема «Времена года. Лето»

20.05

Тема «Времена года. Лето»

23.05

Тема «Полевые цветы»

24.05

Тема «Полевые цветы»

26.05

Тема «Полевые цветы»

27.05

Тема «Полевые цветы»

30.05

Закрепление пройденного материала.

31.05

Закрепление пройденного материала.

Итого: 132

Подготовительная к школе группа.

№ в периоде

дата

Вид и тема занятия

I период обучения

01.10

Тема «Осень»

04.10.

Тема «Осень»

05.10.

Тема «Овощи. «Труд взрослых на полях»

07.10.

Тема «Овощи. «Труд взрослых на полях Буква Й»

08.10.

Тема «Овощи. «Труд взрослых на полях. Буква Й.»

11.10.

Тема «Овощи. «Труд взрослых на полях. Буква Й.»

12.10.

Тема «Фрукты. «Труд взрослых в садах»

14.10.

Тема «Фрукты. «Труд взрослых в садах»

15.10.

Тема «Фрукты. «Труд взрослых в садах»

18.10.

Тема «Фрукты. «Труд взрослых в садах»

19.10.

Тема «Насекомые и пауки. Буква Е»

21.10.

Тема «Насекомые и пауки. Буква Е»

22.10.

Тема «Насекомые и пауки. Буква Е»

25.10

Тема «Насекомые и пауки. Буква Е»

26.10

Тема «Перелётные, водоплавающие птицы Буква Е.»

28.10

Тема «Перелётные, водоплавающие птицы. Буква Е.»

29.10

Тема «Перелётные, водоплавающие птицы. Буква Е.»

01.11

Тема «Перелётные, водоплавающие птицы. Буква Е.»

02.11

Повторение пройденного материала

08.11.

Повторение пройденного материала

09.11

Повторение пройденного материала

11.11

Логопедическое развлечение «Внимательные ушки»

12.11.

Тема «Ягоды о грибы. Лес осенью. Буква Ё»

15.11.

Тема «Ягоды о грибы. Лес осенью. Буква Ё»

16.11

Тема «Ягоды о грибы. Лес осенью. Буква Ё»

18.11

Тема «Домашние животные. Буква Ю.»

19.11

Тема «Домашние животные. Буква Ю.»

22.11

Тема «Домашние животные. Буква Ю.»

23.11

Тема «Домашние животные. Буква Ю.»

25.11

Тема «Дикие животные. Буква Ё.»

26.11

Тема «Дикие животные. Буква Ё.»

29.11

Тема «Одежда. Обувь. Буква Я.»

30.11

Тема «Одежда. Обувь. Буква Я.»

II период обучения

02.12

Тема «Зима. Зимующие птицы.»

03.12

Тема «Зима. Зимующие птицы.»

06.12

Тема «Зима. Зимующие птицы.»

07.12

Тема «Зима. Зимующие птицы.»

09.12

Тема «Мебель.»

10.12

Тема «Мебель.»

13.12

Тема «Мебель.»

14.12

Тема «Мебель.»

16.12

Тема «Посуда.»

17.12

Тема «Посуда.»

12.12

Тема «Посуда.»

21.12

Тема «Посуда.»

23.12

Тема «Новогодний праздник»

24.12

Тема «Новогодний праздник»

27.12

Тема «Новогодний праздник»

28.12

Тема «Новогодний праздник»

30.12

Тема «Новогодний праздник»

31.12

Тема «Транспорт.»

10.01

Тема «Транспорт.»

11.12

Тема «Транспорт.»

13.01

Тема «Транспорт.»

14.01

Тема «Профессии»

17.01

Тема «Профессии»

18.01

Тема «Профессии»

20.01

Тема «Профессии»

21.01

Тема «Труд на селе зимой»

24.01

Тема «Труд на селе зимой»

25.01

Тема «Труд на селе зимой»

27.01

Тема «Труд на селе зимой»

28.01

Тема «Орудия труда. Инструменты»

31.01

Тема «Орудия труда. Инструменты»

01.02

Тема «Орудия труда. Инструменты»

03.02

Тема «Орудия труда. Инструменты»

04.02

Тема «Животные жарких стран»

07.02

Тема «Животные жарких стран»

08.02

Тема «Животные жарких стран»

10.02

Тема «Животные жарких стран»

11.02

Тема «Комнатные растения»

14.02

Тема «Комнатные растения»

15.02

Тема «Комнатные растения»

17.02

Тема «Комнатные растения»

18.02

Тема «Аквариумные и речные рыбы»

21.02

Тема «Аквариумные и речные рыбы»

22.02

Тема «Наша Армия»

24.02

Тема «Наша Армия»

25.02

Тема «Наша Армия»

28.02

Тема «Наша Армия»

III период обучения

01.03.

Тема «Ранняя весна. Праздник мам»

03.03

Тема «Ранняя весна. Праздник мам»

04.03

Тема «Ранняя весна. Праздник мам»

07.03

Тема «Ранняя весна. Праздник мам»

11.03

Тема «Наша Родина – Россия»

12.03

Тема «Наша Родина – Россия»

14.03

Тема «Наша Родина – Россия»

15.03

Тема «Москва – столица России»

17.03

Тема «Москва – столица России»

18.03

Тема «Москва – столица России»

21.03

Тема «Москва – столица России»

22.03

Тема «Наш город.»

24.03

Тема «Наш город.»

25.03.

Тема «Наш город.»

28.03

Тема «Наш город.»

29.03

Тема «Наш город.»

31.03

Тема «Мы читаем. Маршак»

01.04

Тема «Мы читаем. Маршак»

04.04

Тема «Мы читаем. Маршак»

05.04

Тема «Мы читаем. Маршак»

07.04

Тема «Мы читаем. Чуковский»

08.04

Тема «Мы читаем. Чуковский»

11.04.

Тема «Мы читаем. Чуковский»

12.04

Тема «Мы читаем. Чуковский»

14.04

Тема «Мы читаем. Михалков»

15.04

Тема «Мы читаем. Михалков»

18.04

Тема «Мы читаем. Михалков»

19.04

Тема «Мы читаем. Михалков»

21.04

Тема «Мы читаем. Михалков»

22.04

Тема «Мы читаем. Барто»

25.04

Тема «Мы читаем. Барто»

26.04

Тема «Мы читаем. Барто»

28.04

Тема «Мы читаем. Барто»

29.04

Тема «Мы читаем. Барто»

03.05

Тема «Весна. Весенние цветы.»

04.0

Тема «Весна. Весенние цветы.»

05.05

Тема «Перелётные птицы весной»

06.05

Тема «Перелётные птицы весной»

10.05

Тема «Перелётные птицы весной»

12.05

Тема «Перелётные птицы весной»

13.05

Тема «Мы читаем. Пушкин»

16.05

Тема «Мы читаем. Пушкин»

17.05

Тема «Мы читаем. Пушкин»

19.05

Тема «Мы читаем. Пушкин»

20.05

Тема «Школа. Школьные принадлежности»

20.05

Тема «Школа. Школьные принадлежности»

23.05

Тема «Школа. Школьные принадлежности»

24.05

Тема «Школа. Школьные принадлежности»

26.05

Повторение пройденного материала. Диагностика.

27.05

Повторение пройденного материала. Диагностика.

30.05

Повторение пройденного материала. Диагностика.

31.05

Повторение пройденного материала. Диагностика.

Итого: 132

Планирование индивидуальной работы.

Содержание работы разделено на 2 блока:

Блок I. Коррекция звукопроизношения.

Блок II. Коррекция фонематического недоразвития речи.

Эти два блока учитель-логопед использует параллельно. Очередность изложения материала в блоках определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.  

Блок I «Коррекция звукопроизношения».

Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы делится на следующие этапы:

I этап – Подготовительный (3-6 часов).

Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в

играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика);

г) развитие мелкой моторики;

д) развитие физиологического и речевого дыхания;

е) укрепление физического здоровья (консультации  врачей  —  узких

специалистов, при  необходимости медикаментозное лечение, массаж,

кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени. (Коноваленко 1998)

II этап.  Формирование произносительных умений и навыков (6-36 часов)

Задачи:

 - устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука;
-  формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью.

На этом этапе осуществляется:

1. Знакомство с артикуляцией звука;
2. Постановка звука;
3. Коррекция звука;
4. Автоматизация поставленного звука.

Постановка звуков проводится в такой последовательности:  

1.  Свистящие [c], [з], [ц], [с`], [з`].
2.  Шипящий [ш].
3.  Соноры [л], [л`].
4.  Шипящий [ж].
5.  Соноры [р], [р`].
6.  Аффрикаты [ч], [ц].
7.  Шипящий [щ]

Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. (Коноваленко, 1998)

Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей.

Автоматизация поставленного звука осуществляется:

- в слогах;
- в словах;
- во фразе;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах, поговорках, стихах;
- в скороговорках;
- в собственном связном высказывании.

Автоматизация поставленных звуков в словах  рекомендуется проводить в следующей последовательности:

а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных.
б) [Ц], [Ч], [Щ], [Л]  —  наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)

Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических  установок,  важнейшими  из которых являются следующие (Богомолова, 1994):

1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение.

2. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.

3. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь.

4. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребенку и требовать от него выполнения заданий.

Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи».

После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговорно-бытовую речь. (Богомолова, 1994)

В данном блоке ведется работа над совершенствованием следующих операций в соответствии с концепцией, предложенной В.А.Ковшиковым (1995):

- активизация слухового внимания;
- выделение звука на фоне других звуков;
- выделение звука на фоне слога;
- выделение звука на фоне слова;
- вычленение звука;
- определение места звука в слове;
- определение положения звука по отношению к другим звукам;
- определение последовательности звуков в слове;
- определение порядка следования звуков в слове;
- определение количества звуков в слове;
-  составление  слов  из  заданной  последовательности  звуков (фонематический синтез);
- операции фонематических представлений.

При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков (Коноваленко, 1998): [С-3], [С-С'], [С-Ц], [С-Ш]; [Ж-3], [Ж-Ш]; [Ч-С], [Ч-Т'], [Ч-Щ]; [Щ-С'], [Щ- Т'], [Щ-Ч], [Щ-Ш]; [Р-Л], [Р-Р'], [Р'-Л'], [Р'-Й], [Л'-Л].

Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста и взаимодействии учителя-логопеда с педагогами МАДОУ и с родителями (или лицами, их заменяющими).

Совместная деятельность. Взаимодействие с педагогами.

Развитие речи (воспитатели).

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры для развития речи).

Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.

Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля над правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.

Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.

При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:

Приоритеты учителя-логопеда:

 - звукопроизношение;

- фонематические процессы;

- языковой анализ.

Приоритеты воспитателей:

- моторный праксис;

- психологическая база речи;

- обогащение и активизация словаря.

Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель).

Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития “мышечного чувства”, развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех  звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими).

После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель - логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

Программа предусматривает:

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,

- систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.

Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда

  1. «Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
  2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть II). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
  3. Нищева Н. В. Родителям о речи ребенка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009
  5. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
  6. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
  7. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
  8. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
  9. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
  10. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
  11. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.
  12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 2016.
  13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради по закреплению правильного произношения звуков.
  14. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
  15. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Под ред. Л.А.Венгера. М.: Педагогика, 1986.  
  16.  Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говорим правильно [Р, Р’]: Логопедический альбом. М.: Издательство РОСМЭН – ПРЕСС, 2003.
  17.  Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говорим правильно [Л, Л’]: Логопедический альбом. М.: Издательство РОСМЭН – ПРЕСС, 2003.
  18. . Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говорим правильно [Ш,Ж,Ч,Щ]: Логопедический альбом. М.: Издательство РОСМЭН – ПРЕСС, 2003.
  19. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говорим правильно [С,З,Ц]: Логопедический альбом. М.:Издательство РОСМЭН – ПРЕСС, 2003.
    Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
  20. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
  21. Созонова Н., Куцина Е "Читать раньше, чем говорить!"
  22. С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  23. Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
  24. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  25. Теремкова Н.А. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.: М.: Гном-пресс,  2011.
  26. Туманова ТВ.  Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс,  1999.
  27. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога на 2021-2022 учебный год

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской...

Рабочая программа учителя-логопеда на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа учителя-логопеда на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа старшая группа на 2021-2022 учебный год

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, с помощью проектирования социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространс...

Годовой план работы учителя-логопеда на логопункте 2021-2022 учебный год

Годовой план работы учителя-логопеда на логопункте 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа учителя - логопеда на 2020 - 2021 учебный год

Рабочая программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), составлена в соответствии с образовательной программой ДОУ, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного о...