методическая разработка по развитию речи у детей 3--5 лет "ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК"
методическая разработка по логопедии (младшая группа)
Дополнительная общеобразовательная программа “Веселый язычок” построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. Предназначена для правильного развития мелкой и артикуляционной моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук и речевого аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ №82
Дополнительная
общеобразовательная программа по развитию речи у детей 3-4 лет
«Веселый язычок»
срок реализации 1 год
Ф.И.О. педагога: Грибанова Анна Борисовна
Булавина Наталия Николаевна
г. Санкт-Петербург 2021 г.
Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Планируемые результаты освоения программы (от 3 до 4 лет.)
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности по программе
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
2.4. Организация педагогического мониторинга
3. Организационный раздел
3.1. Особенности образовательных событий, мероприятий (планирование образовательной деятельности)
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
3.3 Программно-методическое обеспечение программы
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа “Веселый язычок” построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. Предназначена для правильного развития мелкой и артикуляционной моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук и речевого аппарата. Почему в возрасте от трех лет важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Развитие мелкой моторики малыша – наиболее интенсивный и самый адекватный младшему возрасту способ развития интеллекта.
Одним из видов ведущей игры в младшем дошкольном возрасте являются пальчиковые игры. Движения рук, в частности упражнения для пальцев, является хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и, в дальнейшем, её совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказана, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками 3-4 лет по правильному развитию мелкой и артикуляционной моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук и речевого аппарата у детей.
Актуальность программы заключается в создании условий и разработке содержания, использовании разнообразных форм работы с детьми направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Развивать речь, мелкую моторику, познавательные процессы, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферы.
Практическая значимость Программы заключается в представленной системе работы, выстроенной на основе организации образовательных мероприятий по развитию мелкой моторики и артикуляции, разработанных с учетом вариативных форм, способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия с семьями воспитанников.
Новизна:
- обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
- подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой и артикуляционной моторики с использованием нестандартного оборудования, в соответствии с лексическими темами;
- разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы: - мелкая моторика; - речевое развитие.
- Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель: развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционное использование различных предметов в играх, упражнениях, а также артикуляционный аппарат и речь.
Задачи:
- Развивать артикуляционную и мелкую моторики.
- Развить познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
- Способствовать развитию речи детей.
- Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
- Формировать умение радоваться, достигая цели.
- Формировать коммуникативные навыки
Программа основывается на следующих принципах:
Основным принципом реализации Программы является создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врождёнными способностями.
В целях организации качественной работы по указанному принципу предполагается также использование таких принципов, как:
– системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»;
- интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого содержания программы;
– создание условий для мотивации к саморазвитию (развитие у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);
– использование всех видов восприятия информации (визуального, аудиального, кинестетического);
– использование формата диалога (ребёнка с взрослым, детей между собой) как основной базы процесса передачи информации.
Использование указанных принципов при организации и осуществлении учебного процесса с детьми дошкольного возраста будет способствовать их полноценному психическому развитию, качественному восприятию всего учебно-развивающего материала Программы, сохранению положительной эмоциональной обстановки в коллективе дошкольной организации в целом и на занятиях по Программе в частности и способствовать решению задач по развитию мелкой и артикуляционной моторики детей.
1.2 Планируемые результаты освоения программы (от 3 до 4 лет.)
- развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
- овладение навыками артикуляционной гимнастики;
- овладение навыками дыхательной гимнастики;
- развитие активного и пассивного словаря;
- называет предметы и объекты ближайшего окружения;
- ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя распространенные предложения.
- формирование фонематического слуха и восприятия;
- развитие психологической базы речи (восприятие, внимание, память, мышление)
- развитие общих речевых навыков и просодической стороны речи (правильное речевое дыхание при произношении слов и отдельных звуков; артикуляторные навыки, сила голоса, темп речи);
- укрепление общей и тонкой моторики;
- развитие коммуникативных навыков и умений.
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности по программе
Учитывая научные данные о том, что каждый период жизни человека характеризуется специфической социальной ситуацией развития, конкретными новообразованиями и их своеобразным сочетанием, ведущей деятельностью, в наибольшей степени влияющей на психическое развитие ребёнка и его подготовку к переходу на новую возрастную ступень, Программа разработана для детей 2 младшей группы (3-4 лет) и строится на понимании особенностей процесса образования ребёнка данного возрастного периода, способствует формированию у него правильного речевого дыхания, предполагает развитие моторики, артикуляционного аппарата и эмоционального благополучия каждого обучающегося.
Направленность работы по программе «Веселый язычок»:
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
1
Пальчиковая гимнастика
Формирование ловкости и точности рук является развитием взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы
2
Артикуляционная гимнастика
Формирование полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
3
Дыхательная гимнастика
Формирование способности развивать речь у детей младшего дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений, развивать правильное речевое дыхание у детей;
4
Гимнастика для глаз
Формирование навыков для профилактики нарушения зрения.
5
Су-джок терапия
Формирование тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев рук, , а так же способствует общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Это довольно длительный и сложный процесс.
Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка:
- СЛУХ,
- ЗРЕНИЕ
- ОБОНЯНИЕ
- ОСЯЗАНИЕ
были также достаточно развиты.
Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносить все звуки уже к 3-4 годам. Другие говорят четко и ясно лишь в 6-7 лет. Это зависит от физиологических особенностей каждого ребенка. Но в целом речь ребенка должна быть сформирована к 6-7 годам.
Краткая характеристика речи детей от 3 до 4 лет.
Словарь.
На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Словарный состав ребенка до 800 – 1000 слов.
У детей трех лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» - велосипед, «атабиль» - автомобиль); перестановки слогов в слове («замукальные» - музыкальные); перестановки звуков в слове («певрый» - первый); пропуски звуков при их стечении («босой» мальчик, «девича» - девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель», «незинаю»).
Постепенно увеличивается активный и пассивный словарь, дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.
Грамматический строй речи.
Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Фраза постепенно удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: не всегда правилен порядок слов в предложении («я хочу нет», нарушается оформление связей слов («один колесо», «у меня много подругов». Взрослые учат детей задавать вопросы, отвечать на них, грамматически правильно оформлять свое высказывание.
У детей младшего дошкольного возраста наблюдаются нарушения звукопроизношения.
Учитывая эти недостатки, взрослые должны готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков.
Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.
С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка.
В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет, чтобы направить его в нужное русло.
- К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.
- Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.
- Дети учатся класть вещи в определённое место.
- До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.
- Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
- Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Всё сказанное выше легло в основу содержания Программы таким образом, чтобы она могла отвечать требованиям уровня развития ребёнка в возрасте 3 -4 лет.
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
В Программе определены пути, организационные формы, содержание, основные методы и приёмы взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе воспитания и обучения, нацеленные на максимальную их эффективность.
Кружковая работа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах по 15 минут и предполагают использование следующих форм: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, дидактическая игра с нестандартным оборудованием, коммуникативные игры, физические упражнения, индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
– облегчить усвоение навыков пользования речевым аппаратом;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Формы познавательных занятий с детьми – речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение). Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. Хороводные игры, пальчиковые игры.
Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность). Разучивание стихов, имитационные упражнения, разучивание скороговорок, чистоговорок, тренинги (действия по речевому образцу взрослого).
Методы работы: творческие, словесные, наглядные практические.
Формы и виды контроля:
Итоговый контроль (мероприятия) умение воспроизводить элементы артикуляционной гимнастики, показывать творческий потенциал,
Средства: нестандартное оборудование (су-ждок шарики, карандаши, щеточки, платочки, прищепки), стихи и схемы жестов к ним, схемы с артикуляционными упражнениями.
Технологии: технология личностно-ориентированного взаимодействия, ИКТ, ТРИЗ, технологии игрового обучения, здоровьесберегающие (физкультминутка, подвижная игра, пальчиковая гимнастика).
2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Формы сотрудничества с родителями:
-беседы;
-консультации для родителей;
-групповое родительское собрание по речевому развитию дошкольников;
-группа ВК для общения с родителями.
2.4. Организация педагогического мониторинга
Оценка качества образовательной деятельности направлена на оценивание созданных детским садом условий в процессе образовательной деятельности.
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
- диагностика развития ребенка, используемый как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;
- создание оснований преемственности между ранним детством и дошкольным образованием.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года для проведения сравнительного анализа. (Приложение 2)
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по познавательному развитию:
- 1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- 2 балл – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- 3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- 5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Двухступенчатая система диагностики позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии.
3. Организационный раздел
3.1. Особенности образовательных событий, мероприятий (планирование образовательной деятельности)
Реализация программы предусматривает гибкий подход, вариативность, дифференцируемость содержания в соответствии с интересами и потребностями детей.
Этап 1. Формирование внутренней мотивации к деятельности
Создание условий для возникновения у ребенка внутреннего побуждающего мотива к деятельности. Реализуется через проблемные игровые ситуации, побуждающие к целеполаганию.
Этап 2. Планирование деятельности
Осознание, уточнение и формулирование цели детской деятельности, определение необходимых шагов к ее достижению, подбор средств. На этапе дети распределяют роли, определяют последовательность действий, подбирают материалы.
Этап 3. Осуществление действий
Деятельность по реализации плана. Получение результата.
Этап 4. Рефлексивный этап
Стимулирование к самостоятельной оценке ребенком своих действий по достижению цели. Выражение своих эмоций по итогам деятельности.
Этап 5. Перспективный этап
Отражение полученного опыта в самостоятельной и совместной деятельности ребенка (с воспитателем группы, с родителями).
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:
Развивающая предметно – пространственная среда организована на всей территории дошкольной организации, включает внешнее и внутреннее содержание.
Уголок «Веселый язычок» в группах содержит:
Дидактические игры
Картотека упражнений для развития мелкой моторики рук
Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования, материалов и инвентаря обеспечивает:
· игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников;
· двигательную активность;
· эмоциональное благополучие детей;
· возможность самовыражения.
При организации образовательного пространства учитываются требования:
· насыщенности среды,
· трансформируемости среды,
· полифункциональности материалов,
· вариативности,
· доступности,
· безопасности.
Уголки по развитию речи в группах включают в себя: картотеку дидактических речевых игр, картотеку игр с использованием нестандартного оборудования (и нестандартное оборудование), игры-шнуровки, пальчиковый театр, демонстрационный материал по артикуляционной гимнастике (схемы).
Развивающая образовательная среда организована в соответствии с основными направлениями развития детей согласно требованиям Стандарта к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.
3.3 Программно-методическое обеспечение программы:
1.Еромыгина М.В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.- 64с.
2.Бардышева Т.Ю. Речевые и пальчиковые игры. ЗАО «РОСМЕН» 2014.
3. Крупенчук.О.И. Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2013. – 32с.
4.Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – М, 2011.
5.Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., 2011.
6.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – М.,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-496117-1413012534.jpg)
Методическая разработка по развитию речи для детей в средней группе по сказке "Пых"
Цель занятия – формирования словарного запаса детей по теме «Овощи»Задачи:1. Прочтение сказки2. Формирование словарного запаса по теме3.Формирование слов в категорию «Огород»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-978273-1511634290.jpg)
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет.«Играя, развиваем речь»Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, од...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/13/picture-797424-1465807011.jpg)
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь».
Особенности развития речи детей старшего возрастаРечь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллек...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/08/picture-1296969-1607443956.jpg)
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»
Сила родного языка, как фактора родного, развивающего интерес и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром....
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...