методическая разработка по развитию речи у детей 3--5 лет "ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК"
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Грибанова Анна Борисовна

Дополнительная общеобразовательная программа “Веселый язычок” построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. Предназначена для правильного развития мелкой и артикуляционной моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук и речевого аппарата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_3-4.docx38.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №82        


Дополнительная

общеобразовательная программа по развитию речи у детей 3-4 лет

«Веселый язычок»

срок реализации 1 год




                                                  Ф.И.О. педагога: Грибанова Анна Борисовна

                                                                                                      Булавина Наталия Николаевна

г. Санкт-Петербург 2021 г.

Содержание

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Планируемые результаты освоения программы (от 3 до 4 лет.)

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание образовательной деятельности по программе

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы

2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

2.4. Организация педагогического мониторинга

3. Организационный раздел

3.1. Особенности образовательных событий, мероприятий (планирование образовательной деятельности)

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

3.3 Программно-методическое обеспечение программы

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа “Веселый язычок” построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. Предназначена для правильного развития мелкой и артикуляционной моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук и речевого аппарата. Почему в возрасте от трех лет важно для детей развитие мелкой моторики рук? 
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Развитие мелкой моторики малыша – наиболее интенсивный и самый адекватный младшему возрасту способ развития интеллекта.
Одним из видов ведущей игры в младшем дошкольном возрасте являются пальчиковые игры. Движения рук, в частности упражнения для пальцев, является хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и, в дальнейшем, её совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказана, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Данная программа предназначена для работы с дошкольниками 3-4 лет по правильному развитию мелкой и артикуляционной моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук и речевого аппарата у детей.

Актуальность программы заключается в создании условий и разработке содержания, использовании разнообразных форм работы с детьми направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Развивать речь, мелкую моторику, познавательные процессы, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферы.

Практическая значимость Программы заключается в представленной системе работы, выстроенной на основе организации образовательных мероприятий по развитию мелкой моторики и артикуляции, разработанных с учетом вариативных форм, способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия с семьями воспитанников.

Новизна:

  • обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой и артикуляционной моторики с использованием нестандартного оборудования, в соответствии с лексическими темами;
  • разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы: - мелкая моторика; - речевое развитие.
  • Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель: развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционное использование различных предметов в играх, упражнениях, а также артикуляционный аппарат и речь.

Задачи:

  1. Развивать артикуляционную и мелкую моторики.
  2. Развить познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
  3. Способствовать развитию речи детей.
  4. Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
  5. Формировать умение радоваться, достигая цели.
  6. Формировать коммуникативные навыки

Программа основывается на следующих принципах:

Основным принципом реализации Программы является создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врождёнными способностями.

В целях организации качественной работы по указанному принципу предполагается также использование таких принципов, как:

– системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»;

- интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого содержания программы;

– создание условий для мотивации к саморазвитию (развитие у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);

– использование всех видов восприятия информации (визуального, аудиального, кинестетического);

– использование формата диалога (ребёнка с взрослым, детей между собой) как основной базы процесса передачи информации.

Использование указанных принципов при организации и осуществлении учебного процесса с детьми дошкольного возраста будет способствовать их полноценному психическому развитию, качественному восприятию всего учебно-развивающего материала Программы, сохранению положительной эмоциональной обстановки в коллективе дошкольной организации в целом и на занятиях по Программе в частности и способствовать решению задач по развитию мелкой и артикуляционной моторики детей.

1.2 Планируемые результаты освоения программы (от 3 до 4 лет.)

  • развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
  • овладение навыками артикуляционной гимнастики;
  • овладение навыками дыхательной гимнастики;
  • развитие активного и пассивного словаря;
  • называет предметы и объекты ближайшего окружения;
  • ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя распространенные предложения.
  • формирование фонематического слуха и восприятия;
  • развитие психологической базы речи (восприятие, внимание, память, мышление)
  • развитие общих речевых навыков и просодической стороны речи (правильное речевое дыхание при произношении слов и отдельных звуков; артикуляторные навыки, сила голоса, темп речи);
  • укрепление общей и тонкой моторики;
  • развитие коммуникативных навыков и умений.


2. Содержательный раздел

2.1 Содержание образовательной деятельности по программе

Учитывая научные данные о том, что каждый период жизни человека характеризуется специфической социальной ситуацией развития, конкретными новообразованиями и их своеобразным сочетанием, ведущей деятельностью, в наибольшей степени влияющей на психическое развитие ребёнка и его подготовку к переходу на новую возрастную ступень, Программа разработана для детей 2 младшей группы (3-4 лет) и строится на понимании особенностей процесса образования ребёнка данного возрастного периода, способствует формированию у него правильного речевого дыхания, предполагает развитие моторики, артикуляционного аппарата и эмоционального благополучия каждого обучающегося.

Направленность работы по программе «Веселый язычок»:

Работа кружка включает в себя следующие разделы:

1

Пальчиковая гимнастика

Формирование ловкости и точности рук является развитием взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы

2

Артикуляционная гимнастика

Формирование полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

3

Дыхательная гимнастика

Формирование способности развивать речь у детей младшего дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений, развивать правильное речевое дыхание у детей;

4

Гимнастика для глаз

Формирование навыков для профилактики нарушения зрения.

5

Су-джок терапия

Формирование тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев рук, , а так же способствует общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.     Это довольно длительный и сложный процесс.

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка:

  • СЛУХ,
  • ЗРЕНИЕ
  • ОБОНЯНИЕ
  • ОСЯЗАНИЕ

были также достаточно развиты.

Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносить все звуки уже к 3-4 годам. Другие говорят четко и ясно лишь в 6-7 лет. Это зависит от физиологических особенностей каждого ребенка. Но в целом речь ребенка должна быть сформирована к 6-7 годам.

Краткая характеристика речи детей от 3 до 4 лет.

Словарь.  

На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Словарный состав ребенка до 800 – 1000 слов.

У детей трех лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» - велосипед, «атабиль» - автомобиль); перестановки слогов в слове («замукальные» - музыкальные); перестановки звуков в слове («певрый» - первый); пропуски звуков при их стечении («босой» мальчик, «девича» - девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель», «незинаю»).

Постепенно увеличивается активный и пассивный словарь, дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.

Грамматический строй речи. 

Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Фраза постепенно удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: не всегда правилен порядок слов в предложении («я хочу нет», нарушается оформление связей слов («один колесо», «у меня много подругов». Взрослые учат детей задавать вопросы, отвечать на них, грамматически правильно оформлять свое высказывание. 

У детей младшего дошкольного возраста наблюдаются нарушения звукопроизношения.

Учитывая эти недостатки, взрослые должны готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков.

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.

С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка.

 В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет, чтобы направить его в нужное русло.

  1. К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.
  2. Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.
  3. Дети учатся класть вещи в определённое место.
  4. До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.
  5. Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
  6. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Всё сказанное выше легло в основу содержания Программы таким образом, чтобы она могла отвечать требованиям уровня развития ребёнка в возрасте 3 -4 лет.

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы

В Программе определены пути, организационные формы, содержание, основные методы и приёмы взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе воспитания и обучения, нацеленные на максимальную их эффективность.

Кружковая работа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах по 15 минут и предполагают использование следующих форм: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, дидактическая игра с нестандартным оборудованием, коммуникативные игры, физические упражнения, индивидуальная корректировка действий.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:

– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

– облегчить усвоение навыков пользования речевым аппаратом;

– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Формы познавательных занятий с детьми – речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение). Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. Хороводные игры, пальчиковые игры.

Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность). Разучивание стихов, имитационные упражнения, разучивание скороговорок, чистоговорок, тренинги (действия по речевому образцу взрослого).

Методы работы: творческие, словесные, наглядные практические.

Формы и виды контроля:

Итоговый контроль (мероприятия) умение воспроизводить элементы артикуляционной гимнастики, показывать творческий потенциал,

Средства: нестандартное оборудование (су-ждок шарики, карандаши, щеточки, платочки, прищепки), стихи и схемы жестов к ним, схемы с артикуляционными упражнениями.

Технологии: технология личностно-ориентированного взаимодействия, ИКТ, ТРИЗ, технологии игрового обучения, здоровьесберегающие (физкультминутка, подвижная игра, пальчиковая гимнастика).

2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Формы сотрудничества с родителями:

-беседы;

-консультации для родителей;

-групповое родительское собрание по речевому развитию дошкольников;

-группа ВК для общения с родителями.

2.4. Организация педагогического мониторинга

Оценка качества образовательной деятельности направлена на оценивание созданных детским садом условий в процессе образовательной деятельности.

Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

- диагностика развития ребенка, используемый как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;

- создание оснований преемственности между ранним детством и дошкольным образованием.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года для проведения сравнительного анализа. (Приложение 2)

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по познавательному развитию:

  • 1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  • 2 балл – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
  • 3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  • 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  • 5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Двухступенчатая система диагностики позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии.






3. Организационный раздел

3.1. Особенности образовательных событий, мероприятий (планирование образовательной деятельности)

Реализация программы предусматривает гибкий подход, вариативность, дифференцируемость содержания в соответствии с интересами и потребностями детей.

Этап 1. Формирование внутренней мотивации к деятельности

Создание условий для возникновения у ребенка внутреннего побуждающего мотива к деятельности. Реализуется через проблемные игровые ситуации, побуждающие к целеполаганию.

Этап 2. Планирование деятельности

Осознание, уточнение и формулирование цели детской деятельности, определение необходимых шагов к ее достижению, подбор средств. На этапе дети распределяют роли, определяют последовательность действий, подбирают материалы.

Этап 3. Осуществление действий

Деятельность по реализации плана. Получение результата.

Этап 4. Рефлексивный этап

Стимулирование к самостоятельной оценке ребенком своих действий по достижению цели. Выражение своих эмоций по итогам деятельности.

Этап 5. Перспективный этап

Отражение полученного опыта в самостоятельной и совместной деятельности ребенка (с воспитателем группы, с родителями).


3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:

Развивающая предметно – пространственная среда организована на всей территории дошкольной организации, включает внешнее и внутреннее содержание.

Уголок «Веселый язычок» в группах содержит:

Дидактические игры

Картотека упражнений для развития мелкой моторики рук


Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования, материалов и инвентаря обеспечивает:

· игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников;

· двигательную активность;

· эмоциональное благополучие детей;

· возможность самовыражения.

При организации образовательного пространства учитываются требования:

· насыщенности среды,

· трансформируемости среды,

· полифункциональности материалов,

· вариативности,

· доступности,

· безопасности.

Уголки по развитию речи в группах включают в себя: картотеку дидактических речевых игр, картотеку игр с использованием нестандартного оборудования (и нестандартное оборудование), игры-шнуровки, пальчиковый театр, демонстрационный материал по артикуляционной гимнастике (схемы).

Развивающая образовательная среда организована в соответствии с основными направлениями развития детей согласно требованиям Стандарта к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.

3.3 Программно-методическое обеспечение программы:

1.Еромыгина М.В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.- 64с.

2.Бардышева Т.Ю. Речевые и пальчиковые игры. ЗАО «РОСМЕН» 2014.

3. Крупенчук.О.И. Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2013. – 32с.

4.Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – М, 2011.

5.Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., 2011.

6.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – М.,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи для детей в средней группе по сказке "Пых"

Цель занятия – формирования словарного запаса детей   по теме «Овощи»Задачи:1. Прочтение сказки2. Формирование словарного запаса по теме3.Формирование слов в категорию «Огород»....

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет.«Играя, развиваем речь»Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, од...

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь».

Особенности развития речи детей старшего возрастаРечь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллек...

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»

Сила родного языка, как фактора родного, развивающего интерес и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром....

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...