ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Терентьева Ольга Фёдоровна

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте, является правильное произношение всех фонем (звуков) родного языка, а так же наличие навыков звукового анализа.

Навыки звукового анализа, т. е. фонематическое восприятие, формируются у ребёнка в том случае, если развито слуховое восприятие и фонематический слух.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

г. Югорска

Способность читать хорошие книги

 вовсе не равноценна знанию грамоты.

/Русский писатель А. Герцен.

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Югорск

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте, является правильное произношение всех фонем (звуков) родного языка, а так же наличие навыков звукового анализа.

Навыки звукового анализа, т. е. фонематическое восприятие, формируются у ребёнка в том случае, если развито слуховое восприятие и фонематический слух.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

Раннее выявление детей с фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков речевого развития в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма (дисграфии) и чтения (дислексии).

ПРИЧИНЫ НЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОБЛЕМА

ПРИЧИНА

1

Ребёнок не выделяет, не слышит заданный звук в слове.

Ребёнок не воспринимает речь с одного раза.

2

Нарушение звукопроизношения.

  • Плохо развита мелкая моторика пальцев и кистей рук.
  • Дефект озвончения, дефект смягчения звуков.
  • Ограниченный словарный запас.
  • Нарушение грамматического строя речи.
  • Дети плохо автоматизируют  речевые ряды: времена года, дни недели, части суток и т. д.; ряды цифр в прямом и обратном порядке; не проговаривают слова сложного слогового состава.

3

Ребёнок не может определить ударный слог в слове.

Недостаточная выразительность и чёткость речи,

смазанная, невнятная речь:

  • Неправильная артикуляция звуков.
  • Сжатая артикуляция.

4

Ребёнок не соотносит звук и букву.

Нарушены психические процессы: внимание, мышление, восприятие.

 

5

Ребёнок путает звуковой ряд (начало, середина, конец слова).

  • С большим трудом усваивает понятие «право-лево».
  • Путает предметы по величине, форме; выполняет задания не точно.

Итог

НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

        Работа по развитию фонематического слуха и обучению элементам грамоты проводится в два этапа.

  1. этап – подготовительный (работа проводится на невербальном (неречевом) материале).

Цель данного этапа подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

На 2 этапе работа ведётся на вербальном, т.е. речевом материале.

Цель этого этапа – сформировать фонематические представления, т. е. научить ребёнка элементам грамоты.

Итак: подготовительный этап включает в себя 6 пунктов, над которыми нужно работать одновременно.

1 пункт. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания и слуховой памяти.

Игры: «Где позвонили?». «Сколько раз ударили в бубен?» и т. д.   В. И. Селивёрстов «Речевые игры с детьми».

 2 пункт. Работа над ритмом. (сначала над простым, затем над сложным ритмом).

Виды заданий следующие:

- Хлопнуть столько раз, сколько точек на кубике.

- Сравнение ритмов.

- Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком, записанных символами.

- Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

- Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка (долгий звук - ; короткий звук .).

3 пункт: Формирование общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, лёгкий бег, ходьба (музыкальные и физкультурные занятия). Здесь ведётся согласованная работа воспитателя и специалистов.

4 пункт: Упражнения на развитие энергичных движений кистей и пальцев рук по образцу, словесной инструкции или под счёт (одной рукой, затем двумя руками.)

5 пункт: Упражнения на развитие перекрёстной координации рук.

            (Двумя руками одновременно).

6 пункт: Графические упражнения на переключение.

Задание: «Продолжи строку».

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ

РАЗДЕЛ

ИЗУЧАЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ

ФОНЕТИКА

ЗВУКИ РЕЧИ

ЛЕКСИКА

СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА

ГРАММАТИКА

  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И КАТЕГОРИИ СЛОВА, КАК ЧАСТИ РЕЧИ;
  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ И СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ.

        ФОНЕТИКА – это раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону: состав звуков, особенности их произношения в словах, ударение, интонацию.

        ОРФОЭПИЯ – наука, примыкающая к фонетике, поскольку она изучает нормы и правила произношения звуков, их сочетаний в литературной речи.

        ЗВУК РЕЧИ – наименьшая единица речи. Его роль – способствовать различению слов, их смысла.

        В русском языке 6 гласных звуков: [а], [у], [и], [о], [э], [ы] и 36 согласных звуков: [б], [б′], [в], [в′], [г], [г′], [д], [д′], [ж], [з], [з′], [й], [к], [к′], [л], [л′], [м], [м′], [н], [н′], [п], [п′], [р], [р′], [с], [с′], [т], [т′], [ф], [ф′], [х], [х′], [ц], [ч], [ш], [щ].

        При образовании гласных звуков воздух не встречает преград в полости рта, проходит через неё свободно. Гласные хорошо слышны.

  • гласные образуют слог;
  • гласные: А, У, О, Э, Ы обозначают твёрдость согласных, И – мягкость согласных.

        

        При образовании согласных звуков органы речи создают преграду в виде языка, губ, зубов, которую воздушная струя с шумом преодолевает. Согласные менее слышны в речевом потоке.

Согласные без гласных не образуют слога

Среди согласных различают звонкие и глухие. Звонкие согласные состоят из шума и голоса, глухие – только из шума (при их произнесении голосовые связки не вибрируют, расслаблены).

        Наиболее чётко звонкий и глухой парные согласные различаются перед гласными (дом – том, суд – зуд). В речи звонкие согласные перед глухими и на конце слова о г л у ш а ю т с я, т.е. меняются на глухой парный (сказка - [с], трубка - [п]).

        Глухие согласные перед звонкими о з в о н ч а ю т с я, т. е. меняются на звонкий парный (косьба - [з], молотьба - [д].

        Как звонкие, так и глухие согласные могут быть твёрдыми и мягкими (возок – возить –

[з] - [з]. Твёрдость или мягкость согласных различает смысл слов. Мягкие согласные образуются дополнительным движением языка к твёрдому нёбу.

Согласные образуют пары по твёрдости и мягкости.

ТВЁРДЫЕ

[б]  [в]  [г]  [д]  [з]  [к] [л]  [м]  [н]  [п]  [р]  [с]  [т]  [ф]  [х]

МЯГКИЕ

[б'] [в'] [г'] [д'] [з'] [к'] [л'] [м'] [н'] [п'] [р'] [с'] [т'] [ф'] [х']

        Вне пар - всегда твёрдые [ж], [ш], [ц] и всегда мягкие  [й'], [ч'], [щ'].

        Для обозначения мягкости на письме используют сочетание согласной буквы с последующей гласной буквой е, ё, ю, я, и или  с ь вёзды, линия, люди, зорька).

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

  1. Буква Ь (мягкий знак) обозначает мягкость согласных:
  • на конце слова (Тверь, степь, апрель);
  • мягкость [л'] в любой части слова (львица, Альпы, только, ковыль);
  • в середине слова перед твёрдым согласным (ходьба, нянька, просьба).
  1. Мягкий знак выступает в качестве разделительного т.е. показывает, что после него следует произнести [й] (семья [с' эм' йа ]).

Разделительный Ь пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, а также перед И.

  1. Буква Ь не пишется в сочетаниях

ЧК: печка, свечка

ЧН: скворечник, речной

НЧ: обманчивый, кончик

НЩ: мощность, барабанщик

РЩ: сварщик, притворщица

ЩН: мощность, помощник

СТ: тростинка, хвостик

НТ: бантик, романтик

        

Буквы Е, Ё, Ю, Я используются на письме в двух целях:

  1. Обозначают один гласный звук (е - [э], ё - [о], ю - [у], я - [а]) и мягкость предшествующего согласного звука (иметь - [м'э]).
  2. Обозначают два звука (е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу], я - [йа]:
  • в начале слова (еду, ёлка, юрта, ящик);
  • после гласной (маяк, моё).
  • после разделительного Ь знака (семья, ружьё).

ЗВУКИ РЕЧИ произносят и слышат.

БУКВЫ видят и пишут.

БУКВЕННЫЙ И ЗВУКОВОЙ СОСТАВ - РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Строгого соответствия между звуками и буквами нет:

  • количество букв и звуков может совпадать, когда определённой буквой обозначается конкретный звук (труба – 5 букв и 5 звуков).
  • одинаково звучащие звуки в словах могут передаваться разными буквами (лёд и лёт).
  • одна буква может обозначать разные звуки (волны [о], волна [а]; слон [с], сила [с´]  

         сдача [з]).

  • буква может не обозначать звука (петь – ь указывает лишь на мягкость  [т´]).
  • количество букв и звуков может не совпадать: (ёлка - [й], [о], [л], [к], [а] – 4 буквы,

        5 звуков; сердце -  [с´], [э], [р], [ц], [э] – 6 букв, 5 звуков, [д] – непроизносимая согласная).

СЛОГ – минимальная произносительная единица.

Слова делятся на слоги (па-ро-ход, яр-мар-ка, вет-ка, шап-ка).

В слове столько слогов, сколько гласных звуков, потому что в русском языке именно

г л а с н ы й  является слогообразующим.

УДАРЕНИЕМ называют произнесение одного из слогов в многосложном слове с большей силой, длительностью и чёткостью (здание, задание, вышивать). Выделенный голосом слог называется ударным, остальные слоги – безударные.

В русском языке ударение может быть на л ю б о м слоге. Ударение подвижное и поэтому перемещается в некоторых словах с одного слога на другой при их изменении: склонении, спряжении и др. (дуга – дугами, стелить – стелют).

        Ударение всегда падает на  г л а с н ы й  звук. Ударные гласные произносятся  я с н о.

        Безударные гласные произносятся  н е я с н о.

Схема фонетического разбора слова

  1. Разделить слово на слоги. Назвать количество слогов.
  2. Определить ударный слог.
  3. Указать количество звуков и букв. Прокомментировать их соотношение.
  4. Охарактеризовать гласные звуки по признаку ударности / безударности.
  5. Охарактеризовать согласные звуки по признакам: твёрдый / мягкий, звонкий / глухой.

2этап. Ведётся работа на вербальном, словесном материале. Здесь используются игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений, таких как начало, середина, конец, первый, последний, за, перед.

Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звуко-слогового ряда. (Использование русских народных сказок: «Репка». «Теремок». «Три медведя» и других).  

  Второй этап состоит из 7 пунктов.

1пункт: Уровень гласных звуков. (Йотированные не относятся к гласным звукам).

   Задания:

- Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией.

- Запись буквенного ряда, чтение букв и другие.

2 пункт: Уровень слогов. 

- Составление слогов из предложенных звуков. Игра. «Кто больше?» А,У, И.

- Упражнения с пальцами. Например: «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог).

- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов (СА-ЗА-ЦА, СА-ЗА-ЦА) и т. д.

3 пункт: Уровень слова.

Обучение детей правильному образованию отдельных грамматических форм:

- существительных единственного и множественного числа;

- существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- относительных прилагательных (малина – малиновое);

- притяжательных прилагательных (мама – мамина).

4 пункт: Фонематический и слоговой анализ слов.

- Игра.»Телеграф» (передать слово, отстучав его ритмическую структуру, количество слогов).

- Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.

- «Разрезные картинки» (разрезать картинки на столько частей, сколько слогов в слове).

- «Рассели животных по домам» (1, 2, 3 этажа).

5 пункт: Фонематический и слоговой синтез слов.

- Таблицы.

6 пункт: Смешанные упражнения на анализ и синтез.

- Образовать слово из первых звуков, слогов, слов.

- Определить, какой звук, слог пропущен.

7 пункт: фонематические представления.

- Разложить картинки под или над схемами слов.

- Придумать слова к схемам.

- Придумать слова соответствующие ритмическому рисунку

( -  - ; -  - ; -  -  - ).

Д. Б. Эльконин, продолжая традиции К. Д. Ушинского, считает, что основа обучения грамоте – работа не с буквами, а со звуками человеческой речи.

А упражнения в составлении схем, являются ведущими в самостоятельных занятиях по грамматике, т. к. здесь задействованы не только речеслуховое восприятие и речедвигательные навыки, но и мышление, без которого аналитико-синтетические операции детям не доступны.

   Как я уже говорила, учим детей составлять схемы ритмического рисунка, слогов, слов и схемы предложений. Схемы предложений можно не только составлять, но и заучивать стихи по готовым схемам. Используя наглядность дети лучше запоминают текст, «короткие» слова (предлоги и союзы, встречающиеся в тексте) и быстрее их начинают выделять в устной речи.

 

Таким образом, если работа по формированию фонематических процессов ведётся правильно и в системе, то практически все дети овладевают грамотой, что очень важно при обучении ребёнка в школе.

ЗАНЯТИЕ ДОЛЖНО ВКЛЮЧАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

  1. Развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и слуховой памяти на базе неречевых звуков и правильно произносимых звуков речи.
  2. Артикуляционная гимнастика, направленная на усовершенствование моторики органов артикуляционного аппарата, развитие голоса.
  3. Уточнение правильной артикуляции звуков и отработка их в речи.
  4. Формирование навыков различения в слогах, словах и предложениях оппозиционных звуков в ряду других (С – Ш).
  5. Развитие навыков анализа и синтеза.
  6. Следует уделять внимание развитию зрительного восприятия, развитию ритма, моторики кисти руки, ориентировки в пространстве, психических процессов.
  7. 2 – 3 минуты, каждодневно посвящаемые артикуляционной гимнастике, развитию дыхания и голоса, благотворно влияют на улучшение дикции в целом.

Дидактические игры на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза.

  1. Звуковые кружочки» (квадратики) обозначают гласные звуки.
  2. «Звуковая линейка» (определяется место звука в слове, используются мелкие игрушки).
  3. «Весёлые человечки» (определяется место звука в слове при помощи человечков – игрушек).
  4. «Звуковые домики» (дифференциация звонких и глухих звуков).
  5. «Песенки звуков» (анализ слогов).
  6. «Измени слово» (путём замены или прибавления звука).
  7.  «Строители» (синтез – собрать; анализ – разобрать слова по звукам).
  8. «Составление схем слов».
  9. «Звуковой мячик» (дети находят пару: мягкий – твёрдый, звонкий – глухой).
  10. «Ловушка» (выделение заданного звука и характеристика этого звука).
  11. «Испорченный телевизор» (определение гласных звуков по артикуляции)
  12. «Посели слово» (домики с окнами слогами).
  13. «Волшебники» (изменение количества слогов: больше – меньше;   КОТ,  КОТИЩЕ,   КОТИК ).
  14. «Ударный слог» (определение ударения в слове).
  15. «Круголины, вертолины, ребусы, кроссворды».
  16. «Посели птиц (зверей) в домики».
  17. «Слова матрёшки».
  18. «Пропавшие безвести».
  19. «Мартышка и очки».
  20. «Фокус».
  21. «Из одного слова – несколько».
  22. Придумай слово со слогом «КА».
  23. «Разноцветные звуки».
  24. «Муха».
  25. «Из одного слова несколько» и т. д.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Обучение общеразвивающим упражнениям детей дошкольного возраста"

Общеразвивающие   упражнения  занимают значительное место в общей системе физического воспитания  детей  дошкольного возраста. Общеразвивающие   упражнения  в детском сад...

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семинар - практикум для воспитателей....

«Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста» семинар-практикум для родителей

ФГОС ДО  требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Задача взрослого- поддерживать интерес ребенка....

Консультация для родителей "Роль обучения финансовой грамоте детей дошкольного возраста"

Консультация для родителейФинансовая грамотность детей. Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и стан...

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте, является правильное произношение всех фонем (звуков) родного языка, а так же наличие навыков звукового анализа.Навыки звукового анализа, т. е. фонемати...

Инновационные технологии, применяемые в обучении элементам грамоты детей дошкольного возраста

Инновационные технологии, применяемые в обучении элементам грамоты детей дошкольного возраста...

"Развитие духовного потенциала у детей дошкольного возраста" семинар практикум для педагогов ДОУ

Материал ПРОБЛЕМНОГО СЕМИНАРА«Развитие духовного потенциала у детей дошкольного возраста»Психолого – педагогический тренинг«Оценочно – контрольные действия у детей, относ...