ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте, является правильное произношение всех фонем (звуков) родного языка, а так же наличие навыков звукового анализа.
Навыки звукового анализа, т. е. фонематическое восприятие, формируются у ребёнка в том случае, если развито слуховое восприятие и фонематический слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_seminar_-_praktikum_dlya_vospitateley_dou.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
дошкольные группы
г. Югорска
Способность читать хорошие книги
вовсе не равноценна знанию грамоты.
/Русский писатель А. Герцен.
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Югорск
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте, является правильное произношение всех фонем (звуков) родного языка, а так же наличие навыков звукового анализа.
Навыки звукового анализа, т. е. фонематическое восприятие, формируются у ребёнка в том случае, если развито слуховое восприятие и фонематический слух.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
Раннее выявление детей с фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков речевого развития в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма (дисграфии) и чтения (дислексии).
ПРИЧИНЫ НЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№ | ПРОБЛЕМА | ПРИЧИНА |
1 | Ребёнок не выделяет, не слышит заданный звук в слове. | Ребёнок не воспринимает речь с одного раза. |
2 | Нарушение звукопроизношения. |
|
3 | Ребёнок не может определить ударный слог в слове. | Недостаточная выразительность и чёткость речи, смазанная, невнятная речь:
|
4 | Ребёнок не соотносит звук и букву. | Нарушены психические процессы: внимание, мышление, восприятие.
|
5 | Ребёнок путает звуковой ряд (начало, середина, конец слова). |
|
Итог | НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА |
Работа по развитию фонематического слуха и обучению элементам грамоты проводится в два этапа.
- этап – подготовительный (работа проводится на невербальном (неречевом) материале).
Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
На 2 этапе работа ведётся на вербальном, т.е. речевом материале.
Цель этого этапа – сформировать фонематические представления, т. е. научить ребёнка элементам грамоты.
Итак: подготовительный этап включает в себя 6 пунктов, над которыми нужно работать одновременно.
1 пункт. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания и слуховой памяти.
Игры: «Где позвонили?». «Сколько раз ударили в бубен?» и т. д. В. И. Селивёрстов «Речевые игры с детьми».
2 пункт. Работа над ритмом. (сначала над простым, затем над сложным ритмом).
Виды заданий следующие:
- Хлопнуть столько раз, сколько точек на кубике.
- Сравнение ритмов.
- Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком, записанных символами.
- Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.
- Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка (долгий звук - ; короткий звук .).
3 пункт: Формирование общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, лёгкий бег, ходьба (музыкальные и физкультурные занятия). Здесь ведётся согласованная работа воспитателя и специалистов.
4 пункт: Упражнения на развитие энергичных движений кистей и пальцев рук по образцу, словесной инструкции или под счёт (одной рукой, затем двумя руками.)
5 пункт: Упражнения на развитие перекрёстной координации рук.
(Двумя руками одновременно).
6 пункт: Графические упражнения на переключение.
Задание: «Продолжи строку».
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ
РАЗДЕЛ | ИЗУЧАЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ |
ФОНЕТИКА | ЗВУКИ РЕЧИ |
ЛЕКСИКА | СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА |
ГРАММАТИКА |
|
ФОНЕТИКА – это раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону: состав звуков, особенности их произношения в словах, ударение, интонацию.
ОРФОЭПИЯ – наука, примыкающая к фонетике, поскольку она изучает нормы и правила произношения звуков, их сочетаний в литературной речи.
ЗВУК РЕЧИ – наименьшая единица речи. Его роль – способствовать различению слов, их смысла.
В русском языке 6 гласных звуков: [а], [у], [и], [о], [э], [ы] и 36 согласных звуков: [б], [б′], [в], [в′], [г], [г′], [д], [д′], [ж], [з], [з′], [й], [к], [к′], [л], [л′], [м], [м′], [н], [н′], [п], [п′], [р], [р′], [с], [с′], [т], [т′], [ф], [ф′], [х], [х′], [ц], [ч], [ш], [щ].
При образовании гласных звуков воздух не встречает преград в полости рта, проходит через неё свободно. Гласные хорошо слышны.
- гласные образуют слог;
- гласные: А, У, О, Э, Ы обозначают твёрдость согласных, И – мягкость согласных.
При образовании согласных звуков органы речи создают преграду в виде языка, губ, зубов, которую воздушная струя с шумом преодолевает. Согласные менее слышны в речевом потоке.
Согласные без гласных не образуют слога
Среди согласных различают звонкие и глухие. Звонкие согласные состоят из шума и голоса, глухие – только из шума (при их произнесении голосовые связки не вибрируют, расслаблены).
Наиболее чётко звонкий и глухой парные согласные различаются перед гласными (дом – том, суд – зуд). В речи звонкие согласные перед глухими и на конце слова о г л у ш а ю т с я, т.е. меняются на глухой парный (сказка - [с], трубка - [п]).
Глухие согласные перед звонкими о з в о н ч а ю т с я, т. е. меняются на звонкий парный (косьба - [з′], молотьба - [д′].
Как звонкие, так и глухие согласные могут быть твёрдыми и мягкими (возок – возить –
[з] - [з′]. Твёрдость или мягкость согласных различает смысл слов. Мягкие согласные образуются дополнительным движением языка к твёрдому нёбу.
Согласные образуют пары по твёрдости и мягкости.
ТВЁРДЫЕ [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] |
МЯГКИЕ [б'] [в'] [г'] [д'] [з'] [к'] [л'] [м'] [н'] [п'] [р'] [с'] [т'] [ф'] [х'] |
Вне пар - всегда твёрдые [ж], [ш], [ц] и всегда мягкие [й'], [ч'], [щ'].
Для обозначения мягкости на письме используют сочетание согласной буквы с последующей гласной буквой е, ё, ю, я, и или с ь (звёзды, линия, люди, зорька).
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь
- Буква Ь (мягкий знак) обозначает мягкость согласных:
- на конце слова (Тверь, степь, апрель);
- мягкость [л'] в любой части слова (львица, Альпы, только, ковыль);
- в середине слова перед твёрдым согласным (ходьба, нянька, просьба).
- Мягкий знак выступает в качестве разделительного т.е. показывает, что после него следует произнести [й] (семья [с' эм' йа ]).
Разделительный Ь пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, а также перед И.
- Буква Ь не пишется в сочетаниях
ЧК: печка, свечка
ЧН: скворечник, речной
НЧ: обманчивый, кончик
НЩ: мощность, барабанщик
РЩ: сварщик, притворщица
ЩН: мощность, помощник
СТ: тростинка, хвостик
НТ: бантик, романтик
Буквы Е, Ё, Ю, Я используются на письме в двух целях:
- Обозначают один гласный звук (е - [э], ё - [о], ю - [у], я - [а]) и мягкость предшествующего согласного звука (иметь - [м'э]).
- Обозначают два звука (е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу], я - [йа]:
- в начале слова (еду, ёлка, юрта, ящик);
- после гласной (маяк, моё).
- после разделительного Ь знака (семья, ружьё).
ЗВУКИ РЕЧИ произносят и слышат.
БУКВЫ видят и пишут.
БУКВЕННЫЙ И ЗВУКОВОЙ СОСТАВ - РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ.
Строгого соответствия между звуками и буквами нет:
- количество букв и звуков может совпадать, когда определённой буквой обозначается конкретный звук (труба – 5 букв и 5 звуков).
- одинаково звучащие звуки в словах могут передаваться разными буквами (лёд и лёт).
- одна буква может обозначать разные звуки (волны [о], волна [а]; слон [с], сила [с´]
сдача [з]).
- буква может не обозначать звука (петь – ь указывает лишь на мягкость [т´]).
- количество букв и звуков может не совпадать: (ёлка - [й], [о], [л], [к], [а] – 4 буквы,
5 звуков; сердце - [с´], [э], [р], [ц], [э] – 6 букв, 5 звуков, [д] – непроизносимая согласная).
СЛОГ – минимальная произносительная единица.
Слова делятся на слоги (па-ро-ход, яр-мар-ка, вет-ка, шап-ка).
В слове столько слогов, сколько гласных звуков, потому что в русском языке именно
г л а с н ы й является слогообразующим.
УДАРЕНИЕМ называют произнесение одного из слогов в многосложном слове с большей силой, длительностью и чёткостью (здание, задание, вышивать). Выделенный голосом слог называется ударным, остальные слоги – безударные.
В русском языке ударение может быть на л ю б о м слоге. Ударение подвижное и поэтому перемещается в некоторых словах с одного слога на другой при их изменении: склонении, спряжении и др. (дуга – дугами, стелить – стелют).
Ударение всегда падает на г л а с н ы й звук. Ударные гласные произносятся я с н о.
Безударные гласные произносятся н е я с н о.
Схема фонетического разбора слова
- Разделить слово на слоги. Назвать количество слогов.
- Определить ударный слог.
- Указать количество звуков и букв. Прокомментировать их соотношение.
- Охарактеризовать гласные звуки по признаку ударности / безударности.
- Охарактеризовать согласные звуки по признакам: твёрдый / мягкий, звонкий / глухой.
2этап. Ведётся работа на вербальном, словесном материале. Здесь используются игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений, таких как начало, середина, конец, первый, последний, за, перед.
Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звуко-слогового ряда. (Использование русских народных сказок: «Репка». «Теремок». «Три медведя» и других).
Второй этап состоит из 7 пунктов.
1пункт: Уровень гласных звуков. (Йотированные не относятся к гласным звукам).
Задания:
- Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией.
- Запись буквенного ряда, чтение букв и другие.
2 пункт: Уровень слогов.
- Составление слогов из предложенных звуков. Игра. «Кто больше?» А,У, И.
- Упражнения с пальцами. Например: «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог).
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов (СА-ЗА-ЦА, СА-ЗА-ЦА) и т. д.
3 пункт: Уровень слова.
Обучение детей правильному образованию отдельных грамматических форм:
- существительных единственного и множественного числа;
- существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- относительных прилагательных (малина – малиновое);
- притяжательных прилагательных (мама – мамина).
4 пункт: Фонематический и слоговой анализ слов.
- Игра.»Телеграф» (передать слово, отстучав его ритмическую структуру, количество слогов).
- Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.
- «Разрезные картинки» (разрезать картинки на столько частей, сколько слогов в слове).
- «Рассели животных по домам» (1, 2, 3 этажа).
5 пункт: Фонематический и слоговой синтез слов.
- Таблицы.
6 пункт: Смешанные упражнения на анализ и синтез.
- Образовать слово из первых звуков, слогов, слов.
- Определить, какой звук, слог пропущен.
7 пункт: фонематические представления.
- Разложить картинки под или над схемами слов.
- Придумать слова к схемам.
- Придумать слова соответствующие ритмическому рисунку
( - - ; - - ; - - - ).
Д. Б. Эльконин, продолжая традиции К. Д. Ушинского, считает, что основа обучения грамоте – работа не с буквами, а со звуками человеческой речи.
А упражнения в составлении схем, являются ведущими в самостоятельных занятиях по грамматике, т. к. здесь задействованы не только речеслуховое восприятие и речедвигательные навыки, но и мышление, без которого аналитико-синтетические операции детям не доступны.
Как я уже говорила, учим детей составлять схемы ритмического рисунка, слогов, слов и схемы предложений. Схемы предложений можно не только составлять, но и заучивать стихи по готовым схемам. Используя наглядность дети лучше запоминают текст, «короткие» слова (предлоги и союзы, встречающиеся в тексте) и быстрее их начинают выделять в устной речи.
Таким образом, если работа по формированию фонематических процессов ведётся правильно и в системе, то практически все дети овладевают грамотой, что очень важно при обучении ребёнка в школе.
ЗАНЯТИЕ ДОЛЖНО ВКЛЮЧАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
- Развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и слуховой памяти на базе неречевых звуков и правильно произносимых звуков речи.
- Артикуляционная гимнастика, направленная на усовершенствование моторики органов артикуляционного аппарата, развитие голоса.
- Уточнение правильной артикуляции звуков и отработка их в речи.
- Формирование навыков различения в слогах, словах и предложениях оппозиционных звуков в ряду других (С – Ш).
- Развитие навыков анализа и синтеза.
- Следует уделять внимание развитию зрительного восприятия, развитию ритма, моторики кисти руки, ориентировки в пространстве, психических процессов.
- 2 – 3 минуты, каждодневно посвящаемые артикуляционной гимнастике, развитию дыхания и голоса, благотворно влияют на улучшение дикции в целом.
Дидактические игры на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза.
- Звуковые кружочки» (квадратики) обозначают гласные звуки.
- «Звуковая линейка» (определяется место звука в слове, используются мелкие игрушки).
- «Весёлые человечки» (определяется место звука в слове при помощи человечков – игрушек).
- «Звуковые домики» (дифференциация звонких и глухих звуков).
- «Песенки звуков» (анализ слогов).
- «Измени слово» (путём замены или прибавления звука).
- «Строители» (синтез – собрать; анализ – разобрать слова по звукам).
- «Составление схем слов».
- «Звуковой мячик» (дети находят пару: мягкий – твёрдый, звонкий – глухой).
- «Ловушка» (выделение заданного звука и характеристика этого звука).
- «Испорченный телевизор» (определение гласных звуков по артикуляции)
- «Посели слово» (домики с окнами слогами).
- «Волшебники» (изменение количества слогов: больше – меньше; КОТ, КОТИЩЕ, КОТИК ).
- «Ударный слог» (определение ударения в слове).
- «Круголины, вертолины, ребусы, кроссворды».
- «Посели птиц (зверей) в домики».
- «Слова матрёшки».
- «Пропавшие безвести».
- «Мартышка и очки».
- «Фокус».
- «Из одного слова – несколько».
- Придумай слово со слогом «КА».
- «Разноцветные звуки».
- «Муха».
- «Из одного слова несколько» и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Обучение общеразвивающим упражнениям детей дошкольного возраста"
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Общеразвивающие упражнения в детском сад...
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Семинар - практикум для воспитателей....
«Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста» семинар-практикум для родителей
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Задача взрослого- поддерживать интерес ребенка....
Консультация для родителей "Роль обучения финансовой грамоте детей дошкольного возраста"
Консультация для родителейФинансовая грамотность детей. Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и стан...
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте, является правильное произношение всех фонем (звуков) родного языка, а так же наличие навыков звукового анализа.Навыки звукового анализа, т. е. фонемати...
Инновационные технологии, применяемые в обучении элементам грамоты детей дошкольного возраста
Инновационные технологии, применяемые в обучении элементам грамоты детей дошкольного возраста...
"Развитие духовного потенциала у детей дошкольного возраста" семинар практикум для педагогов ДОУ
Материал ПРОБЛЕМНОГО СЕМИНАРА«Развитие духовного потенциала у детей дошкольного возраста»Психолого – педагогический тренинг«Оценочно – контрольные действия у детей, относ...