«Особенности формирования связной речи у дошкольников с нормальным речевым развитием» консультация для воспитателей
консультация по логопедии

Шелехова Елена Викторовна

Современное и полноценное владение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Современное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение – значит достаточное по объему языкового материала.  Развитие связной речи имеет особое значение. Развитие словаря, овладение грамматическими формами. Связная речь-это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Связная речь  отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Основная функция речи - коммуникативная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

« Особенности формирования связной речи у дошкольников с нормальным речевым развитием»

Учитель-логопед

Шелехова Е.В.

Современное и полноценное владение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Современное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение – значит достаточное по объему языкового материала.  Развитие связной речи имеет особое значение. Развитие словаря, овладение грамматическими формами. Связная речь-это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Связная речь  отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Основная функция речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Речь маленького ребенка сначала отличается в более или менее значительной степени обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого - такого контекста, чтобы на основании только его можно было вполне ее понять; для ее понимания необходимо  учесть конкретную наглядную  ситуацию, в которой находится ребенок и к которой относится его речь. Смысловое содержание его речи становится понятным, лишь, будучи взято совместно с этой ситуацией, это ситуативная речь. Речь возникает из потребности в общении. Она всегда направлена на слушателя, и служит для общения с ним. У ребенка сначала развивается ситуативная речь, речь эта обращена обычно к людям. Овладение новой формой речи, которая может быть понятна из ее контекста, обусловлено новыми задачами, которые встают перед речью, когда она посвящена предмету, выходящему за пределы непосредственной ситуации, в которой находится говорящий, и предназначена для любого слушателя. Такая речь по своему содержанию и назначению не требует иных форм, иного построения, для того чтобы быть понятной. Учет слушателя должен в ней совершаться посредством других приемов. Эти средства и приемы вырабатываются постепенно. Ребенок овладевает ими через посредство обучения. По мере того, как в процессе обучения ребенку приходится излагать более отвлеченное содержание, не являющееся для него и его слушателей предметом общего с ним переживания, у него появляется потребность – в зависимости от изменения содержания речи и характера общения в новых речевых средствах. В новых формах построения. Дошкольник делает в этом направлении лишь самые первые шаги. Дети пяти лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают о предметах по картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополняют и поправляют ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики, предложения внутри рассказа связаны лишь формально. В старшем дошкольном возрасте дети активно участвуют в беседе, достаточно полно и точно отвечают на вопросы, дополняют и поправляют ответы других, формулируют вопросы. Совершенствуется монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний(описание, повествование, рассуждение)с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Но пока еще эти умения неустойчивые. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности связной речи старших дошкольников с нормальным речевым развитием .

Дети старшего дошкольного возраста владеют основными функционально - смысловыми типами связных высказываний. Им доступно составление небольших по объему текстов, большинство детей способны дать назван...

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи"

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и воспитателей массовых групп....

«Особенности формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями».

Описаны особенности, которые свойственны детям с речевыми нарушениями при формировании связной речи....

Состояние интонационной стороны речи дошкольников с нормальным речевым развитием

Интонация, как совокупность просодических компонентов, является средством коммуникации. Именно интонационная сторона речи позволяет передать не только содержание высказывания, но и отразить эмоциональ...

Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи

Материал, в котором раскрываются особенности развития связной речи у детей с отклонениями в речевом развитии, критерии развития связной речи детей в разных возрастных группах....

консультация для воспитателей "Этапы и методические приемы формирования связной речи у дошкольников"

Формирование   связной речи трудный и долгий процесс для дошкольников, особенно с проблемами в развитии речи.Поэтому для воспитателей важно владеть методикой  обучения развития связной ...

Особенности формирования связной речи у детей с задержкой психического развития

Связная речь детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет существенные отличия от связной речи детей с нормальным психическим развитием. Отставание в формировании контекстной речи, как в целом ...