Влияние зубочелюстных аномалий на звукопроизношение детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии

Катунина Ольга Юрьевна

На что следует обратить внимание родетелям при формировании прикуса у дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anomalii.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей (опекунов)

Влияние зубочелюстных аномалий на звукопроизношение детей дошкольного возраста.

   Более 90% людей имеют неправильный прикус. Все нарушения смыкания формируются в детстве. Поэтому именно в детском возрасте, в период смены зубов, необходимо наблюдение ортодонта и своевременное лечение.  Особенно, если существует генетическая предрасположенность и родители ребёнка сами имеют сформированный неправильный прикус.

   Когда родители приводят ребёнка к логопеду, то часто выясняется, что проблемы речевого характера обусловлены неправильно формирующимся прикусом, ротовым дыханием, инфантильным типом глотания. А это- комплексная проблема, поэтому первый этап работы – консультация ортодонта, ЛОР – специалиста, стоматолога и др.     Нарушение дикции, картавость и шепелявость также часто встречаются при неправильном прикусе. Дело в том, что зубы, как известно, участвуют в формировании звуков наравне с губами и языком, поэтому патологии в их развитии неизбежно ведут к проблемам артикуляции. В этом случае ни один логопед не сможет помочь пациенту правильно произносить звуки.

Причины аномали  прикуса:

На что стоит обращать внимание родителям ?

    Ротовое дыхание приводит к сужению лицевого скелета и усиливает его вертикальный рост. Положение языка меняется, он прокладывается между зубами, провоцируя нарушение прикуса.

   Необходимо обратить внимание на форму и расположение зубов у ребенка в случае: очень тесного соприкосновения передних зубов; несвоевременного выпадения молочных зубов;  развития кариеса и ранней утраты молочных зубов; неправильного положения верхних зубов относительно нижних; патологических привычек у ребенка (вытягивание губы; прижатие языка к губам; дыхание через рот, а не через нос; обгрызание ногтей или сосание пальца).

    Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами, которые начинаются у ребенка, поступающего в ясли или детский сад. Поэтому очень важно своевременно научить малыша пользоваться носовым платком, сморкаясь поочередно каждой ноздрей.  

  Родителям также следует обратить внимание на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос ребенок спит с открытым ртом, иногда похрапывает. Этот тревожный сигнал. Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой вероятностью может закрепиться у него в качестве вредной привычки, избавиться от которой крайне сложно.

      Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы, в результате чего может развиться хейлит (покраснение и шелушение каймы губ).

     При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти.     В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается, вплоть до закрытия.

    Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта приводит к нарушению артикуляции и гнусавости.

В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается, вплоть до закрытия.

    Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта приводит к нарушению артикуляции и гнусавости.

Кроме того, у детей с привычным ротовым дыханием в результате ослабленного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ, что ведет к задержке развития нижней челюсти.

    В силу инстинктивно сохраняемого организмом равновесия для осанки таких детей характерен передний наклон головы, который со временем ведёт к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава, к лицевым мышечным болям, а также к нарушению осанки.  

Исправление прикуса без брекетов

Особенно эффективно исправление прикуса упражнениями в детском и подростковом возрасте. Поскольку нарушение прикуса связано с недостаточной нагрузкой и обеднённым питанием, можно обратиться к упражнениям, дающим мышечную нагрузку на челюсти. Существует комплекс специальных упражнений

1. Открывать рот с усилием (рука давит на подбородок и противодействует его открытию).
2. Широко открыть рот и быстро закрыть.
3. Поднять кончик языка к нёбу и в
 таком положении открывать и закрывать рот.

А также ежедневно пережёвывать твёрдые сырые овощи (морковь, сельдерей, тыкву).

На что следует обратить внимание родителям?

Ротовое дыхание приводит к сужению лицевого скелета и усиливает его вертикальный рост. Положение языка меняется, он прокладывается между зубами, провоцируя нарушение прикуса.

   Необходимо обратить внимание на форму и расположение зубов у ребенка в случае: очень тесного соприкосновения передних зубов; несвоевременного выпадения молочных зубов;
развития кариеса и ранней утраты молочных зубов; неправильного положения верхних зубов относительно нижних; патологических привычек у ребенка (вытягивание губы; прижатие языка к губам; дыхание через рот, а не через нос; обгрызание ногтей или сосание пальца).

                                                                 Логопед: Катунина О.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозг...

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассу...

Влияние артикуляционных упражнений на развитие звукопроизношения детей дошкольного возраста

Данный материал предназначен для логопедов, воспитателей и родителей....

Влияние развития мелкой моторикирук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь....

Обследование строения артикуляционного аппарата (сообщение из опыта работы). Влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей дошкольного возраста.

Прежде чем начать свою работу по обучению ребёнка правильно произносить звуки, я изучаю структурное и функциональное состояние ротовой, глоточной и гортанной областей. Происходит оценка состояния...

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста...