Методика по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ АБВГДейка
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Куприкова Маргарита Николаевна

Программа дополнительного образования «АБВГДейка» разработана для детей дошкольного возраста 5–7 лет и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Занятия направлены на подготовку детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении - ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом, а также на формирование послогового чтения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика по  подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ
в возрасте 5 - 6 лет с сохранным интеллектом "АБВГДейка"

Автор-составитель программы:

Куприкова Маргарита Николаевна,

учитель-логопед.


ОГЛАВЛЕНИЕ

I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

II

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

7

III

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

11

IV

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

12


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования «АБВГДейка» разработана для детей дошкольного возраста 5–7 лет и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Занятия направлены на подготовку детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении - ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом, а также на формирование послогового чтения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слова.

Направленность программы – коммуникативно-развивающая

Уровень программы – базовый

Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый учебный вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой по русскому языку и продолжить обучение. В этом заключается актуальность данной Программы.

Новизна программы состоит в обновлении, разнообразии учебного процесса, в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Программа ориентирована на гуманистические ценности, на создание условий для развития личности ребёнка, повышение его уверенности в себе, в своих силах, на его свободное творческое самовыражение. Отличие данной программы, от уже имеющихся, заключается в том, что программа  включает в себя три направления:

развитие речи;

подготовка к обучению грамоте»;

развитие и укрепление мелкой моторики рук.

Педагогическая целесообразность. Основная задача образовательной программы «АБВГДейка» состоит в формировании потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Включение в программу традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной особенностью данной образовательной программы.

Цель и задачи программы

Цель программы  Программа предусматривает подготовку детей к обучению в школе, а именно развитие всех сторон речи: звуковой культуры речи, словарного запаса, грамматики и связной речи. А также обучение ребенка послоговому чтению.

Задачи программы:

задачи в обучении:

  1. дать базовые знания об окружающем мире;
  2. сформировать навыки начального слогового чтения;
  3. развить графические навыки;
  4. активизировать связную речь;

задачи в развитии:

  1. развить познавательные процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
  2. развить логическое мышление;
  3. развить моторику и координацию движения;
  4. развить звуковую культуру речи;
  5. развить фонематический слух;

задачи в воспитании:

  1. сформировать умение общаться со сверстниками и взрослыми;
  2. содействовать формированию адекватной самооценки;
  3. воспитать способность сопереживать;
  4. сформировать доброжелательное отношение к окружающим.

Данная ДООП опирается на общедидактические принципы образовательного процесса:

  1. принцип доступности;
  2. принцип систематичности и последовательности;
  3. принцип наглядности;
  4. принцип сознательности и активности;
  5. принцип воспитания и развития.

Программа предусматривает следующую организацию образовательного процесса: групповые занятия, продолжительность 1 час 10 минут в неделю.

Форма организации обучения: очная

Возраст: программа рассчитана на детей 5–7 лет.

Срок освоения: 1 год.

Объем программы и режим работы: занятия проводятся в группах наполняемостью от 15 до 20 человек. Программа рассчитана на 2 групповых занятия в неделю. Продолжительность занятий 35 минут. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

Срок реализации программы: общая продолжительность образовательного процесса – 1 год, занятия начинаются с 1 октября по 31 мая (8 месяцев)

Год обучения

Количество человек

Возраст

Режим занятий

20212022 год обучения

не менее 15 человек

57 лет

1 час 10 минут в неделю; итого в год 36 ч.

Продолжительность непрерывной работы за компьютером не более 30 мин.

Формы и режим занятий:

Форма организации занятий групповая. Занятия групп 2021–2022 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 35 минут, т.е.1 час 10 минут в неделю (56 часов в год).

Форма обучения:

– очная.

– групповая (занятия проводятся в одновозрастных группах, численный состав группы – не менее 15 человек).

Режим занятий:

занятия проводятся 2 раза в неделю  (время занятий включает 35 мин. учебного времени);

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

в результате обучения по программе «АБВГДейка» ребенок должен уметь:

– выделять из слов звуки;

– находить слова с определенным звуком;

– определять место звука в слове;

– составлять предложения на заданную тему по опорным словам;

– ориентироваться на странице тетради;

– печатать основные элементы букв;

– обладать навыками послогового чтения;

Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование.


II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

Тема

Дата проведения

1

Понятие о гласных звуках.

октябрь

2

Звук и буква У.

октябрь

3

Звук и буква А.

октябрь

4

Звуки А,У.

октябрь

5

Звук и буква И.

ноябрь

6

Звук и буква О.

ноябрь

7

Звук и буква Э.

ноябрь

8

Звук и буква Ы.

ноябрь

9

Звуки М и Мь. Буква М. Понятие согласный звук, звонкий, мягкий, твёрдый.

декабрь

10

Звуки П и Пь. Буква П.

декабрь

11

Слог. Деление слов на слоги. Слогообр. роль гласных звуков.

декабрь

12

Звуки Т и Ть, буква Т

декабрь

13

Звуки К и Кь, буква К.

январь

14

Звуки Н и Нь, буква Н.

январь

15

Понятие о предложении.

январь

16

Звуки С и Сь, буква С.

февраль

17

Звуки Х и Хь, буква Х.

февраль

18

Звуки Б и Бь, буква Б

февраль

19

Звуки Д и Дь, буква Д.

февраль

20

Звуки З и Зь, буква З

март

21

Звуки В и Вь, буква В

март

22

Звуки Г и Гь, буква Г

март

23

Звуки К-Г

март

24

Звуки Р и Рь, буква Р.

апрель

25

Звук и буква Ш.

апрель

26

Звук и буква Ж.

апрель

27

Звуки Ш-Ж. Слоги ШИ-ЖИ.

апрель

28

Повторение тем: слоги ШИ, ЖИ. Буквы Ш, Ж.

апрель

29

Звуки Л и Ль, буква Л

май

30

Звуки Ф и Фь, буква Ф

май

31

Буква Ю в начале слога, буква Ю после согласных.

май

32

Звук и буква Ц

май

33

Звуки Ч и Щ, буквы Ч

май

Содержание учебного (тематического) плана.

Занятие состоит из 3-х разделов.

Наименование раздела

Кол-во занятий в неделю

Продолжительность раздела в структуре занятия

Количество часов в неделю на изучение данного раздела

1

Звук и буква (подготовка к обучению грамоте)

2

15 мин.

30 мин.

2

Говори правильно (развитие речи)

2

10 мин.

20 мин.

3

Развитие и укрепление мелкой моторики рук

2

10 мин.

20 мин.

Итого в неделю: 1ч 10 мин (2 занятия по 35 минут)

Содержание занятий

Содержание занятий опирается на программные требования:

– развитие речи: активизировать, расширять и уточнять словарь детей. Привлекать внимание к морфемному составу слов, к способам словообразования, к составу предложений и связи слов в предложении. Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.

– подготовка к обучению грамоте: развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух,  учить называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове. Учить делить слова на слоги, чтение прямых и обратных слогов.

– развитие и укрепление мелкой моторики рук: штриховка, обведение контура предмета, букв, дорисовывание недостающих элементов букв, печатание букв, слогов, слов.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:

– промежуточный контроль (1 раз в год, контрольное занятие в форме педагогического опроса, педагогический анализ результатов опроса);

– итоговый контроль (1 раз в год, контрольное занятие в форме тестирования, педагогический анализ результатов тестирования).

Критерии оценки учебных результатов программы:

– уровень теоретических знаний по основным разделам учебно-тематического плана;

– уровень практических умений и навыков по основным разделам учебно-тематического плана;

Способы фиксации учебных результатов программы: материал тестирования.

Методы выявления результатов воспитания: анализ и изучение результатов продуктивной деятельности.

Методы выявления результатов развития: анализ и изучение результатов педагогического опроса.

Формы подведения итогов реализации программы: итоговое занятие – тестирование.


III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение

При реализации Программы используются: методические пособия, дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, включая материалы доступные в МЭШ.

При проведении занятий используются:

– словесные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, разъяснение, вопросы проблемного и исследовательского характера, словесные игры

– наглядные методы обучения: показ иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.

– практические методы обучения: подвижные, пальчиковые развивающие игры; загадки и др. методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

Материально-техническое обеспечение программы

Необходимое оборудование:

столы и стулья по количеству детей, мольберт двухсторонний, наборы наглядного и раздаточного материала по предметам, образцы для выполнения практических работ, рабочие тетради, письменные принадлежности (цветные карандаши, простые карандаши, ластик, ручки шариковые, линейки, фломастеры, мелки), счетные палочки, бумага,  компьютер, принтер в соответствии с требованиями к помещению, оборудованию и оснащению для учебных занятий, соответствующих Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В. Г. Горецкий Н. А. Федосова «От слова к букве» Ч-1,2. М., «Просвещение», 2012 г.
  2. В. В. Волина «Занимательное азбуковедение», М., «Просвещение», 1991г.
  3. С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать», М., Изд-во Гном и Д, 2009г.
  4. Н. С. Жукова «Букварь», М., Эксмо, 2011г.
  5. Г.Е. Сычева «Логопедический букварь», М., Книголюб, 2009г.
  6. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет», М., Изд-во Гном и Д, 2010г.
  7. А. И. Макарова «Принципы воспитательной системы Л. С. Выготского в организации учебно-воспитательного процесса», М., Молодой ученый, 2012г.
  8. Н. А. Федосова «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет», М., просвещение, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа...

Программа кружка «АБВГДейка» по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ в возрасте 5 - 6 лет с сохранным интеллектом.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, не посещающие дошкольные учреждения по разным причинам, имеют недостаток контактов со сверстниками и взрослыми. У детей нарушены связи с миром, ограничен д...

ПРОГРАММА КРУЖКА «АБВГдейка» по обучению грамоте детей 6-7 лет

 Разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции формирования у детей 6 -7 лет навыков:  звуко-буквенного анализа,  послогового чтен...

Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".

Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....

Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»

Данная программа разработана в качестве кружковой работы для воспитанников старшей и подготовительной групп, она рассчитана на два года обучения, 1-год: старшая группа, 2-год -подготовительная группа....

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГдейка. Звук [с], буква С

В данном материале представлен подробный план-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (ОНР)....

Рабочая программа по обучению грамоте детей 5-7 лет «АБВГДейка»

Рабочая программа по обучению грамоте детей 5-7 лет "АБВГДейка" разработана на основе парциальной программы Нищевой Н.В. "Обучение грамоте детей дошкольного возраста". Срок реализа...