Зачем язычку гимнастика? Консультация логопеда для родителей.
консультация

Панова Наталья Владимировна

  Гимнастика для рук и ног – занятие нам знакомое и полезное, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

  Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, тренировка просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, для правильного звукопроизношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_yazychu_gimnastika_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx67.02 КБ

Предварительный просмотр:

                        ЗАЧЕМ ЯЗЫЧКУ ГИМНАСТИКА?

  Гимнастика для рук и ног – занятие нам знакомое и полезное, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

  Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, тренировка просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать нарушений (либо смягчить их и облегчить формирование правильного произношения) необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. На начальных этапах артикуляционную гимнастику стоит выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть движения своего языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести эту способность,  постоянно упражняясь и отрабатывая навык. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Видишь, у меня тоже не получается, давай будем делать вместе». С ребёнком нужно заниматься каждый день по 5 – 10 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровой форме.

  Во время занятий с ребёнком нужно быть терпеливым, спокойным, обязательно хвалить ребёнка, занятия проводить систематически.

  Упражнения подобраны, исходя из правильной артикуляции звука. Они объединены в комплексы. Каждый комплекс помогает развить определённые движения и положение губ, языка. С помощью комплекса специальных упражнений вырабатывается направленная воздушная струя, т.е. всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Комплексы артикуляционной гимнастики для всех групп звуков.

  Первый комплекс: упражнения, необходимые для формирования чёткого, правильного произношения всех звуков и пассивная артикуляционная гимнастика, которая рекомендуется на начальном этапе детям с ограниченной подвижностью артикуляционных органов.

                      Пассивная артикуляционная гимнастика.

  1. Собирание губ в «трубочку» Пальцами сдвинуть губы в виде «трубочки».
  2. Растягивание губ в улыбку. Растянуть губы ребёнка за уголки в стороны, чтобы получилась «улыбка».
  3. Поднимание верхней губы и опускание нижней губы с обнажением дёсен.
  4. Приподнимание кончика языка. Приподнять кончик языка ручкой чайной ложки к твёрдому нёбу, за верхние зубы.
  5. Подтягивание языка вперёд. Язык захватить с помощью марлевой салфетки, осторожно подтянуть на нижнюю губу и отвести в сторону.

               Общий  комплекс артикуляционной гимнастики.

  1. Окошко. На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт                     «два» закрыть рот (окошко закрыто).

             

  1. Лягушка. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

                                                    Это нравится лягушкам

                                                                     Тянем губы прямо к ушкам.

  1. Хоботок. Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.

                                                                            Подражаю я слону.

                                                                             Губы хоботом тяну.

                                                      

  1. Лягушка – хоботок. На счёт «раз – два» чередовать упражнения.

                 Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка.

                 А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

     

5. Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

        Язык лопаткой положи                                        

        И под счёт его держи!

6. Трубочка. Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в трубочку.                    Язык сложим в трубочку –

                                     Подудим на дудочке.

7.Толстячок. Надувать обе щеки одновременно. Надувать правую и левую щёки попеременно (перегонять воздух из одной щеки в другую).

8. Худышка. Втягивание щёк в ротовую полость.

9. Накажем непослушный язычок. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине, попеременно высовывая и снова втягивая.

10. Часики. Улыбнуться, открыть рот. Кончик переводить из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

           Тик – так, тик – так – мы шагаем дружно так.

           Тик – налево, так – направо. Тик – так, тик – так!

11.Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз, два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

Второй комплекс: упражнения предназначены для постановки и автоматизации свистящих звуков [ с], [з ], [ц ]. При их произнесении кончик языка находится за нижними зубами, губы растянуты в улыбке,  сильная воздушная струя идёт по середине языка.

1. Лягушка – хоботок. На счёт «раз – два» чередовать упражнения.

                 Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка.

                 А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

     

2. Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

        Язык лопаткой положи                                        

        И под счёт его держи!

3. Накажем непослушный язычок. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине, попеременно высовывая и снова втягивая.

4.Киска сердится. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счёт «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.                                                                            

                    На скамейке у окошка улеглась и дремлет кошка.                

                         Кошка глазки открывает, кошка спинку выгибает.

5.Упрямый ослик. Улыбнуться, открыть рот. С силой произносит звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

6. Трубочка. Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в трубочку.                    Язык сложим в трубочку –

                                     Подудим на дудочке.

7.Чистим нижние зубы. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

8. Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз, два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

9. Посчитай нижние зубки. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Третий комплекс: артикуляционные упражнения направлены на постановку и автоматизацию шипящих звуков [ш  ], [ ж ], [ ч ], [ щ ]. При их произнесении широкий язык направлен к альвеолам за верхними зубами, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, тёплая воздушная струя идёт посередине языка.

1. Лягушка – хоботок. На счёт «раз – два» чередовать упражнения.

                 Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка.

                 А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

     

2. Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

        Язык лопаткой положи                                        

        И под счёт его держи!

3. Накажем непослушный язычок. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине, попеременно высовывая и снова втягивая.

4.Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать под счёт до пяти. Нижняя губа недолжна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи, а края его загни.

  1. Бублик. Выполнять упражнение «Хоботок», затем округлить губы так,              чтобы были видны зубы. Следить. Чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счёт до пяти.

       

  1. Фокус. Положить на самый кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

               

  1. Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.

- Но!- Сказали мы лошадке                Вьётся грива на ветру.

И помчались без оглядки.                Вот и дом – лошадка: тпру – у!

 

     8. Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть неподвижна.

        Красит комнаты пора.                Он приходит в каждый дом

        Пригласили маляра.                С яркой краской и с ведром.

       

9.Вкусное варенье. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.

   

10. Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

   

11. Гармошка. Положение языка как в упражнении «грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

                На гармошке я играю, рот пошире открываю.

       

Четвёртый комплекс: данный комплекс упражнений  предназначен для постановки и автоматизации звуков [л ],[ль]. При их произнесении кончик языка направлен вверх и прижимается к основанию верхних зубов.

1. Лягушка – хоботок. На счёт «раз – два» чередовать упражнения.

                 Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка.

                 А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

     

2. Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

        Язык лопаткой положи                                        

        И под счёт его держи!

3. Накажем непослушный язычок. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине, попеременно высовывая и снова втягивая.

4.Вкусное варенье. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.

   

5.Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз, два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

  1. Пароход. Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы- Ы – Ы. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

       

  1. Индюк. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Затем добавить голос, чтобы слышалось «бл – бл – бл».

         

    8. Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка         погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть остаётся неподвижна.

        Красит комнаты пора.                Он приходит в каждый дом

        Пригласили маляра.                С яркой краской и с ведром.

       

9.Чистим верхние зубки. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.

10. Посчитай верхние зубки. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

11. Поймаем звук Л. Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.

         

Пятый комплекс: упражнения данного комплекса направлены на постановку и автоматизацию звуков [ р ], [ рь ]. При их произнесении язык поднят вверх за зубы, кончик языка вибрирует в проходящей очень сильной воздушной струе.

1.Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз, два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

2. Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка         погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

        Красит комнаты пора.                Он приходит в каждый дом

        Пригласили маляра.                С яркой краской и с ведром.

       

3. Чистим верхние зубки. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево. Следить, чтобы губы оставались в улыбке.

4. Посчитай верхние зубки. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

5. Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Губы широко улыбаются.

- Но!- Сказали мы лошадке                Вьётся грива на ветру.

И помчались без оглядки.                Вот и дом – лошадка: тпру – у!

 

  6. Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать (как конфетку) широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Удерживать язык в данном положении под счёт до 5.

   

   7. Гармошка. Положение языка как в упражнении «грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

                На гармошке я играю, рот пошире открываю.

       

8. Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Многократно произносить звук Д – Д – Д – Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.

       

9. Буря. Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произносить звук З. При этом воздушная струя должна быть достаточно сильная, направлена на кончик языка.

10.Балалаечка. Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука Д – Д – Д быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки или прямым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону, вызывая вибрацию языка: ДРРРРРР.

         Артикуляционные упражнения для развития подъязычной уздечки.

1.Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Многократно произносить звук Д – Д – Д – Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.

       

2.Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Следить, чтобы губы оставались в улыбке.

- Но!- Сказали мы лошадке                Вьётся грива на ветру.

И помчались без оглядки.                Вот и дом – лошадка: тпру – у!

 

3. Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать (как конфетку) широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

   

   4. Гармошка. Положение языка как в упражнении «грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

                На гармошке я играю, рот пошире открываю.

       

5.Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка         погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть неподвижна.

        Красит комнаты пора.                Он приходит в каждый дом

        Пригласили маляра.                С яркой краской и с ведром.

       

6. Дотянись до носа. Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Выполнять упражнения для развития мышц речевого аппарата:

- лизать языком с блюдца (можно с одноразовой тарелочки) варенье, сметану или йогурт движениями языка снизу вверх;

- полоскать рот (можно отваром ромашки, если нет аллергии с добавлением небольшого количества мёда);

- сосать солёные сухарики из хлеба;

- жевать твёрдую пищу: морковь, яблоки, кусочки не перемолотого мяса;

- жевать жевательную резинку (не дольше 10 – 15 минут).

Для развития воздушной струи:

- дуть через соломинку в воду в стакане – буря в стакане;

- свистеть в свисток, дуть в дудочку;

- выдувать мыльные пузыри;

- надувать воздушный шарик;

- сдувать кусочек ваты с ладошки.

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое дизартрия? Консультация логопеда для родителей.

Небольшая статья поможет родителям своевременно обратить внимание на проявления дизартрии.Чем раньше начато лечение, тем успешнее его исход....

Консультация логопеда для родителей "О роли родителей в развитии речи детей".

Данная информация предназначена для молодых родителей. Некоторые нарушения детской речи, возможно, корригировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков, возможно, испра...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. И всё чаще приходится обращаться за помощью к специалистам- логопедам для постановки звуков, и коррекции ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. И всё чаще приходится обращаться за помощью к специалистам- логопедам для постановки звуков, и коррекции ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы  нарушения речи, звукопроизношения. В данной статье есть рекомендации родителям по устранению ошибок в развитии речи детей....

Консультация логопеда для родителей старшей группы «Для чего нужны занятия с логопедом».

      Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением. Родители не всегда могут услы...