Проект "Мнемотехника"
проект по логопедии (средняя группа)

Ненастьева Елена Николаевна

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания»   –   это   система   методов   и   приемов,   обеспечивающих эффективное   запоминание,   успешное   освоение   детьми   знаний   об особенностях  объектов  природы,  об  окружающем  мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mnemotekhnika.docx38.18 КБ
Файл mnemotablitsy.docx1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                               ЦЦР детский сад 180  

Проект

«Мнемотехника»

                                                                                           Ненастьева Е.Н. .                        

                                                                                                                                                                Логинова Ю.А.

                                                        2021-2022

Пояснительная записка

  • дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Важно создавать условия для познавательно-речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка.В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике

нашли   приемы     мнемотехники. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания»   –   это   система   методов   и   приемов,   обеспечивающих эффективное   запоминание,   успешное   освоение   детьми   знаний   об особенностях  объектов  природы,  об  окружающем  мире.

Участники проекта: дети и родители группы.

Тип проекта: Долгосрочный

Срок реализации проекта: Сентябрь 2021 - май 2022 г.

Цель:   познавательно-речевое   развитие   детей

дошкольного возраста

посредством использования мнемотехники

Задачи проекта:

1.Изучить

научно-педагогическую

литературу

по

использованию

мнемотехники  для  познавательно-речевого  развития

дошкольников.

  1. Создать  материальную  базу  для  использования  мнемотехники  в  ДОУ.

  1. Повысить уровень педагогического мастерства педагогов. 4.Способствовать развитию основных психических процессов - памяти,

внимания,        образного        мышления        дошкольников.

5.Развивать        умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы

(перекодирование        информации);

  1. Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;

7.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира; 8.Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества,

взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

9. Обеспечить взаимодействие с родителями по использованию мнемотехники

Принципы:

  1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

  1. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций. Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Организация учебного процесса:

Как        любая        работа, мнемотехника строится        от        простого        к        сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Для детей среднего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные, т. к. формируются сенсорные эталоны у детей остаются в памяти

отдельные образы:        ёлочка-        зелёная,        колобок        –жёлтый        и        др.

Позже изображения заменяются        графическим изображением:        лиса        

оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

Использование мнемотехники в процессе развития речи имеет два аспекта:

  • служит определённым методом познания;
  • является программой для анализа новых явлений.

Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:

  • модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);

  • картинографию;

  • коллажи;
  • планы-схемы;
  • мнемотаблицы.

Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции. В качестве условных заместителей могут

выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;

  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

  • планы и условные обозначения;
  • контрастные рамки и др.


  • использовании мнемотаблиц существует два фактора, которые активно задействованы при формировании речи:

наглядность – рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы и их характерные признаки, производимые с ними действия; создание плана высказывания, важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим (на значимость этого фактора неоднократно указывал Л.С. Выготский).

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

пересказ;

составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.

Преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что:

  • дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

  • использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

  • применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Этапы работы над стихотворением:

  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  • Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

  • Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

  • Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

  • Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые я с успехом использую на занятиях экологического содержания.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа,
  • последовательность рассказа,
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Обучение пересказу.

Предлагаемая модель обучения пересказу с использованием мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:

  • использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре специальных занятий;

  • решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребенка;

  • специальную организацию пространственно-развивающей среды;
  • развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности

Приём использования детского рисунка можно считать весьма эффективным при обучению пересказу.

1  этап.  Рассматривание  таблицы  и  разбор  того,  что  на  ней  изображено.

  1. этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование

из абстрактных символов в образы. 3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Пересказ — более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники.

Этапы работы над текстом при пересказе:

  • Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
  • Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
  • Беседа по содержанию текста.

  • Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

  • Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу, либо рассказ в целом.

Составление рассказов по сюжетной картине.

Рассказывание по картине состоит из 3-х этапов:

  • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  • определение взаимосвязи между ними;
  • объединение фрагментов в единый сюжет.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине.

Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.

Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  • выделение значимых объектов картины;

  • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

  • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  • объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используется приём фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.

Этапы работы со схемой-моделью:

  • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а так же простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;

  • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
  • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель

Этапы использования мнемотаблиц:

  • Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

  • Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

  • Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания

  • Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Ожидаемые результаты:

-развитие психических процессов (различные виды памяти, внимание, мышление);

  • развитие умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий, пересказывать сказки — как на занятии, так

  • в повседневной жизни;

-значительно развились у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

  • повысить познавательный интерес и активность детей;

  • расширить круг знаний о характерных особенностях не только времен года, но предметов и явлений окружающего мира;

  • активизировать словарный запас;
  • преодоление робости, застенчивости, умение высказывать свои мысли
  • мнение.

Учебно-тематический план:

Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение базового компонента – инвариантная часть учебно-тематического плана, национально-регионального, внутриучрежденческого и вариативная часть учебно-тематического плана.

Учебно-тематический план состоит из трех частей: учебно-тематический план первого года обучения (средняя группа); учебно-тематический план второго года обучения (старшая группа). учебно-тематический план третьего года обучения (Подготовительная группа).

Перспективный план работы проекта «Мнемотехника»

Средняя группа

Сентябрь.

  1. Чтение стихотворения «Листопад». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

  1. Заучивание стихотворения «Листопад». Д/игра «Сложи картинки по порядку».

3.        Чтение        стихотворения «Белый        мишка».        Подбор        и

составление мнемодорожки из набора картинок.

  1. Заучивание наизусть стихотворения «Белый мишка». Д/игра «Что перепутал Буратино».

Октябрь.

  1. Чтение стихотворения «Компот». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

  1. Заучивание стихотворения «Компот». Д/игра «Сложи картинки по порядку».

  1. Чтение стихотворения «Киска». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

  1. Заучивание наизусть стихотворения «Киска». Д/игра «Наведи порядок в картинках».

Ноябрь.

1.        Чтение        стихотворения «Подарки        осени».        Подбор        и

составление мнемодорожки из набора картинок.

  1. Заучивание стихотворения «Подарки осени». Д/игра «Сложи картинки по порядку».

  1. Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям».

  1. Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по мнемодорожке».

Декабрь.

Чтение стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

  1. Заучивание стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку». Д/игра «Сложи картинки по порядку».

  1. Д/игра «Убери лишние картинки».

  1. Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по мнемодорожке».

Январь.

  1. Чтение стихотворения «Дятел». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

  1. Заучивание стихотворения «Дятел». Д/игра «Сложи картинки по порядку».

3.        Чтение        стихотворения «Дикие        животные».        Подбор        и

составление мнемодорожки из набора картинок.

  1. Заучивание наизусть стихотворения «Дикие животные». Д/игра «Наведи порядок в картинках».

Февраль.

  1. Чтение стихотворения «Хлеб». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

  1. Заучивание стихотворения «Хлеб». Д/игра «Какой картинки не хватает».

  1. Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям».

  1. Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по набору слов».

Март.

1.        Чтение        стихотворения «Мой        мишка».        Подбор        и

составление мнемодорожки из набора картинок.

  1. Заучивание стихотворения «Мой мишка». Д/игра «Из набора картинок выбери только те, которые подходят к стихотворению».

3.        Чтение        стихотворения «Белка        шалунишка».        Подбор        и

составление мнемодорожки из набора картинок.

  1. Заучивание наизусть стихотворения «Белка шалунишка». Д/игра «Угадай стихотворение».

Апрель.

1.        Чтение        стихотворения «Космонавт».        Подбор        и

составление мнемодорожки из набора картинок.

  1. Заучивание стихотворения «Космонавт». Д/игра «Какой картинки не хватает».

  1. Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям».

  1. Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по набору слов».

Май.

  1. Чтение стихотворения «Жук». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

  1. Заучивание стихотворения «Жук». Д/игра «Какой картинки не хватает».

  1. Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям».

  1. Повторение знакомых стихотворений. Викторина «Говорушки»


Предварительный просмотр: